СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа политология Брюханов В.Н.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива "Политология" расчитана на преподавание в старших классах (9,10,11). Курс расчитан на один год.

Просмотр содержимого документа
«Программа политология Брюханов В.Н.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ СОШ №14





ПОЛИТОЛОГИЯ


Программа элективного курса

для обучающихся 9,10,11 классов





Составитель:

Брюханов В.Н.,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 14

г. Иркутска








Иркутск - 2014

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..3

  1. Организационно-методический раздел……………………………….3

  2. Описание разделов программы………………………………………..7

  3. Виды деятельности……………………………………………………18

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...29

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу политология…...29

  2. Примерные темы рефератов…………………………………………...40

  3. Список используемой и рекомендованной литературы……………..44








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа дисциплины – Политология


I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Основной целью курса является политическая социализация учащихся школ на основе современной мировой и отечественной политической мысли. Школьный курс рассчитан на 34 ч/год.

Важность предмета политология для современного общества сложно переоценить. В современном мире, где главным становится информация, необходимо помочь подрастающему поколению научиться ориентироваться, сортировать и использовать весь объем получаемой информации. Актуальность данного предмета, именно для отечественного образования, заключается в ответе на вызовы времени – стремление заинтересованных сторон через пропаганду и большой объем информации изменить мировоззрение российской молодежи в угоду своим политическим целям.

Именно для того что бы оставаться самими собой, для того что бы сохранять свою национальную культуру и независимость. Мы, работники образования, должны уделять первостепенное внимание политическому образованию школьников, для того что бы у молодых людей сложилась четкая самоидентификация, позволяющая грамотно оценивать происходящие политические процессы как внутри страны, так и на международной арене.

2. Задача учебного курса

Дать учащимся первичные политические знания, которые послужат теоретической базой для осмысления социально-политических процессов, для формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности.

Программа по политологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для школ (ФГОС) и предполагает изучение следующих проблем:

  • Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

  • История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

  • Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

  • Институциональные аспекты политики. Политическая власть политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

  • Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

  • Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

  • Социокультурные аспекты политики.

  • Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

  • Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.



3. Место курса в системе гуманитарного знания


Наряду с историей и другими учебными дисциплинами политология выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки школьников. Знания в сфере политической жизни позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, дает возможность целостно видеть современный мир, анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.


1) Преподавание политологии ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.


2) Освоение политологической проблематики предполагает изучение достижений и наработок отечественной политологической мысли и зарубежных политологических школ и центров. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление идей и положений последних документов международных политологических исследовательских центров, новой научной и учебной литературы, периодической печати.


3) Логика программы и тематического плана политологии ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы общества в контексте кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни. Такой подход предполагает учет постоянных изменений в политической жизни, смещение акцента в изучении политологической проблематики на овладение в первую очередь методологией и методикой анализа политической ситуации в мире, регионе и обществе, прогнозирования ее вероятных изменений, выработки возможного варианта политического решения той или иной проблемы.


4) Специфика политологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе гуманитарных наук и значение для практической деятельности требуют от школьников глубокого и всестороннего освоения прикладной политической проблематики. Это расширит возможности формирования высокой политической культуры, компетентности и профессионализма выпускников школ.


5) В ходе изучения политологии учащиеся старшего звена школы должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, знать историю политических учений, современные политические школы и течения, сущность и содержание политики, ее субъекты.


6) В ходе учебного процесса учащиеся должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических технологий, реально оценивать геополитическую ситуацию.


7) Организация курса – урок.


8) Оценка деятельности школьников – бально-рейтенговая. Данная форма оценки предусматривает соревновательность между учащимися и ориентация школьников на личный успех.




5. Ожидаемые результаты

  • овладение основами политологии, в частности ее базовыми категориями, концепциями и проблематикой;


  • выработка базисных умений анализа политических текстов, концепций, эмпирической информации, феноменов политической реальности;


  • выработка представлений о политической системе России, ее эволюции, особенностях развития политических процессов, политических институтов и политической культуры



II. Описание разделов программы


1. Разделы курса

Раздел I Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества.


Раздел II Социально-классовые слои и группы, масса и личность как субъекты и объекты политики.


Раздел III Индивидуальное и групповое политическое лидерство.


Раздел IV Политические системы и политические режимы.


Раздел V Государство как центральный институт политической системы.


Раздел VI политические партии и организованные группы интересов – группы давления.


Раздел VII Политическое сознание и политическая культура


Раздел VIII Индивидуальная и массовая психология политического поведения.


2. Темы и краткое содержание.


Раздел I Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества.

В разделе будут рассмотрены три темы по курсу: 1) Объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве»; 2) Характер и формы взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни; 3) Структурные элементы, источники и ресурсы власти как институционального средства политики; 4) Основные признаки политической власти. Политическое господство и легитимность. Данные темы раскроют следующие вопросы политологии.

Политология как наука и учебная дисциплина. Становление политической науки. Понятие современной политической науки. Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии. Её законы, категории, принципы.

Место и роль политологии в системе общественных наук. Соотношение политологии с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими общественными дисциплинами.

Методологические основы политологии. Общенаучные методы используемые политологией. Конкретизация всеобщего метода. Использование системного, структурно-функционального, сравнительного, бихевиористского, логического и других методов.

Основное назначение политологии как науки и учебной дисциплины. Современный специалист и политическая жизнь. Знание о политике, её целях, задачах, приоритетах, нормах, противоречиях, альтернативах политической деятельности — обязательное условие компетентности.

Функции политической науки. Теоретическая и прикладная политология. Теория ситуационного политического анализа. Политическое образование в России: традиции и современность.

Политическая социализация как процесс активного усвоения политической науки и политико-идеологических ценностей, формирующих политическую позицию личности. Ориентация политизации на социально-политическую активность. Политизированность и социализированность личности — две стороны политизации.

Статус личности в политической жизни общества: понятие и виды. Рядовая личность, личность политического деятеля. Политика в системе ценностных ориентаций личности. Политические интересы личности. Формы участия граждан в политической жизни общества. Участие в политической жизни — способ самоутверждения личности. Основные социальные факторы политической социализации личности: семья, система образования, средства массовой информации, личная политическая и социально-экономическая деятельность. Мотивация и условия активации деятельности личности в политической жизни общества.

Политическое воспитание как средство политической социализации. Политическая деятельность как цель и результат политизации. Политическая социализация как придание воспитанию политического содержания. Политическая социализация молодежи в России. Особенности политической социализации студентов технических вузов.



Раздел II. Социально-классовые слои и группы, масса и личность как субъекты и объекты политики.

В данном разделе будут рассмотрены следующие темы: 1) Социально-стратификационные слои и группы как первичные носители политических интересов; 2) Институциональные механизмы и способы социального представительства в политике; 3) Личность как мера политики и исходный субъект политико-властных отношений; 4) Политическая социализация личности как процесс введения личности личности в политику.

В данном разделе школьники узнают как социум является собственно носителем политических интересов. Научатся ориентироваться в политической стратификации. Разбирут политическую социализацию личности и ее вхождения в политику. Данная тема, как считает автор, очень актуальна для современной России т.к. в нашей стране только идет формирования политической личности и политического самосознания масс и отдельного человека в частности.


Раздел III. Индивидуальное и групповое политическое лидерство.

Раздел содержит: 1) Объективная необходимость и сущность лидерства как базового элемента групповой организации. 2) Природа и типологические характеристики индивидуального политического лидерства. 3) Роль и значение в общественной жизнедеятельности группового политического лидерства. 4) Типология и механизмы воспроизводства политической элиты.

Понятие "элита" "и политическая элита". Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура. Социальная представительность и результативность политических элит.

Функции политической элиты. Понятие "властвующая элита". Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая элита, идеологическая, культурная, научная, инженерно-техническая, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. Взаимодействие экономической и политической элит. Политическая элита современной России.

Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии страны.

Политическая элита и политический лидер как механизмы и конкретные способы реализации власти. Проблемы подготовки и формирования политической элиты и политических лидеров: методы, формы, социальная база, критерии и порядок отбора.

Политическое лидерство в современной России. Портреты политических лидеров России и их сравнительный анализ.


Раздел IV. Политические системы и политические режимы.

Раздел содержит следующие темы: 1) Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем; 2) Общее и особенное в организации тоталитарных и авторитарных систем власти; 3) Демократия как обще цивилизационная ценность и тип политического режима; 4) Права и свободы человека и международные «стандарты» в этой области.


Сущность, источники, основные признаки и формы проявления власти. Топология власти. Современные концепции власти.

Власть — основная категория политической науки. Политическая власть и другие формы власти. Кратология как наука о власти. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Отражение интересов и воли народа в системе власти. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную в демократическом государстве. Средства массовой информации как четвертая власть. Проблема разделения и взаимодействия властей в современной России.

Легальность и легитимность власти. Основные типы легитимации политической власти. Средства и методы осуществления власти. Соотношение политической и государственной власти. Функции политической власти: руководство, управление, организация, контроль. Персонализация власти и ее причины.

Суверенитет власти. Реальная сила власти. Кризис политической власти и пути выхода из него. Роль государственной власти в осуществлении основных направлений научно-технической политики в современной России.

Политические системы и их типология. Понятие, сущность, структура и функции политической системы общества. Применение социологического, структурно-функционального, исторического и других методов при анализе сущности политической системы. Критерии классификации политических систем. Типы политических систем. Современная Российская политическая система.

Факторы стабильности и изменчивости в политических системах. Внутренние и внешние факторы её стабилизации. Нормативная основа политической системы общества. Политический режим как способ функционирования политической системы.

Понятие политического режима и его основные характеристики. Типология политических режимов. Тоталитарный режим и его особенности. Авторитарный и либеральный политические режимы и их основные черты.

Демократия как сложное, многоплановое явление. Характерные признаки демократического режима. Этапы становления современной теории демократии. Характеристика демократических преобразований в постсоветской России: достижения и провалы. Современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.


Раздел V. Государство как центральный институт политической системы/

Содержание раздела. 1) Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы». 2) Институциональные формы правления и формы государственного устройства. 3) Особенности структурно-функциональной организации

государственной власти в РФ. 4) Выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления власти.

Государство как политический институт, орудие публичной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства. Роль социально-экономических условий и геополитических причин в формировании государства.

Государство — основной носитель политической власти. Функции государства и его исторические типы. Формы правления и устройства. Президентская и парламентская республики. Правовое государство, предпосылки и условия его формирования, основные признаки их проявления в России.

Государство и гражданское общество: единство и принципиальные отличия. Сущность гражданского общества, основные условия его формирования и функционирования. Значение и пути формирования гражданского общества в современной России.


Раздел VI. Политические партии и организованные группы интересов –

группы давления.

Содержание раздела: 1) Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии. 2) Сущность, структурные элементы и классификации политических партий. 3) Происхождение и сущность лоббизма как интегральной составляющей системы социального представительства в политике. 4) Генезис многопартийности в России и современная расстановка партийно-политических сил.

Сущность политических партий, её основные признаки и отличия от других общественных организаций. Авангардные, парламентские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Правовая институционализация политических партий. Статус партии.

Типология партийных систем. Функции партии в условиях тоталитарной и демократической партийности: международный и российский опыт. Взаимоотношения партий с политическими институтами и общественными организациями.

Сущность и функции общественных организаций. Политические, социально-экономические и культурные основы возникновения и деятельности общественных организаций. Профсоюзные, молодежные, женские, общедемократические и другие организации. Неформальные организации. Народные фронты, их своеобразие, цели и перспективы. Общественно-политические организации в России.


Раздел VII. Политическое сознание и политическая культура.

Раздел содержит: 1) Сущность, структурные элементы и функциональное предназначение политической культуры. 2) Традиционная, автократическая и демократическая политические культуры. 3) Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма. 4) Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма.

Политическое сознание как отражение бытия политической жизни. Сущность, структура, уровни и типы политического сознания. Массовое и индивидуальное политическое сознание. Политические ценности, потребности и интересы. Религиозные элементы политического сознания.

Политическая идеология — важнейший элемент политического сознания. Возникновении идеологии. Её специфические особенности и формы теоретического выражения. Системно-теоретический, историко-преемственный, целеполагающий, программно-директивный и пропагандистский компоненты. Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-реформизм. Функции политической идеологии. Методы, средства, пути формирования политической идеологии.

Обыденное политическое сознание. Политическая психология. Политические мифы, политический имидж, политический кредит, политическая отчужденность.

Здравый смысл в политике. Политическое манипулирование. Средства массовой информации как эффективное орудие формирования массового политического сознания.

Понятие политической культуры и её общая характеристика. Концепции политической культуры в западной и отечественной политической науке. Отражение в политической культуре системы политической жизни общества, законов и правил функционирования её элементов, исторического опыта, традиций, политических ценностей и предпочтений поведения в области политики.

Внутренняя структура политической культуры. Сознание и поведение субъектов политики как проявления уровня их политической культуры. Исторические культуры, формы и уровни политической культуры.

Политическая культура как часть общей культуры. Политическая культура и мораль. Политическая культура и правовое сознание. Кодекс политического поведения и правила политической игры. Отрицание и преемственность в политической культуре. Влияние исторического опыта, смены поколений, масштабов страны, этнических и религиозных отношений на политическую культуру.

Политическая культура как выражение политической цивилизованности. Культура оппозиции, противодействия, компромисса, диалога. Политическая культура субъектов политики и её влияние на формирование политической системы. Политическая культура и политическое поведение. Специфика поведения на митингах, собраниях, манифестациях. Проблемы формирования политической культуры. Состояние политической культуры в современной России. Политическая культура студенческой молодёжи в условиях реформирования современного российского общества.


Раздел VIII. Индивидуальная и массовая психология политического поведения

Раздел содержит: 1) Эгоцентрические и социоцентрические мотивации политики и власти как психологических категорий. 2) Психологические факторы-детерминанты индивидуального и массового политического поведения. 3) Природа и «психология» социально-политических конфликтов и кризисов. 4) Особенности российского менталитета и возможности демократического обустройства России.

Понятие общественных отношений, основные признаки и специфические особенности политических отношений, сфера их функционирования. Правовые и иные средства регулирования политических отношений, влияние средств массовой информации на их развитие.

Сущность политического процесса, его структура, проблемы типологизации. Выражение в политическом процессе политических ценностей, потребностей и интересов различных социально-политических сил. Социально-экономические, правовые и идейно-нравственные основы политического процесса. Многообразие видов и содержания политического процесса. Революционные и эволюционные формы его развития. Революция и реформа.

Теоретическое обеспечение политического процесса, выработка политических доктрин и концепций. Политическая стратегия и тактика. Предвидение, прогноз и политическое решение, механизм его реализации. Политические лозунги и их роль в соединении политической теории с практикой, с политической активностью партий и движений.

Политический процесс как деятельность субъектов политики. Стихийные и сознательные начала в политической деятельности. Формы, средства и методы политической деятельности. Сущность и соотношение политической борьбы и политического сотрудничества.

Политическое поведение, его характерные черты и особенности. Формы поведения. Участие в выборах и управлении.

Политический процесс и законность. Причины деформирования политических процессов. Последствия деформаций, меры по их предупреждению и устранению. Формы социального и правового контроля за осуществлением политического процесса в России.

Природа социального конфликта. Корни социальных конфликтов. Классификация социальных конфликтов. Специфика политических конфликтов. Предпосылки политических конфликтов. Сфера и масштабы кризисов. Внутриполитический кризис, этапы его вызревания и появления: напряжение, предкризисное, кризисное, чрезвычайное, послекризисное состояние.

Позитивные и негативные функции политических конфликтов.

Пути разрешения политических конфликтов. Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций. Значение анализа и оценки политического конфликта. Особенности локализации массовых беспорядков и актов насилия со стороны субъектов политического конфликта. Конфронтация, компромиссы, консенсус. Пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека.

Этнические конфликты. Столкновение интересов, мотивов, целей деятельности этносов, их лидеров и организаций. Типология этнических конфликтов по уровням, масштабам, остроте, сфере развития. Процессы суверенизации и интеграции — две тенденции в развитии этнонациональный отношений. Юридическое и фактическое неравенство этносов и пути его преодоления.

Исторические уроки причин обострения межэтнических отношений в России. Роль демократических процедур и институтов в создании конституционно-правового механизма разрешения межэтнических конфликтов. Прогнозирование межэтнических конфликтов. Вооруженные силы и межнациональные конфликты. Пути оптимизации национально-государственных отношений в Российской Федерации.



III. Виды деятельности


Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Политология»


Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Политология» основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Политология» могут быть отнесены:

  • Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

  • Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

  • Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

  • Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

  • Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

  • Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

  • Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

  • Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой политической системы.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная локализованность. Если подготовленные методистами наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Принцип репрезентативности – ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке политология.

Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

  • Задания на дом в процессе изучения курса «Политология» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.


3.1 Рекомендации к домашним заданиям


Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

  • Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

  • Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

  • Творческие формы работы (работа с документами, журналами, газетами, фотографиями и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.


3.2 Формы контроля

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.

При тематическом контроле выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.

Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.













Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по курсу политология.

Количество ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

Раздел I Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества.

1

1 ч.

Объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве».

Показать значимость политической сферы в жизни общества. Воспитать толерантное отношение к отличным точкам зрения.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

2

1 ч.

Характер и формы взаимодействия политики с другими

сферами общественной жизни.

Познакомить детей с опорными конспектами.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

3

1 ч.

Структурные элементы, источники и ресурсы власти как

институционального средства политики

Развить умение поиска информации из необработанных источников. Формирование навыков создания схем.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

4

1 ч.

Основные признаки политической власти. Политическое

господство и легитимность

Показать отличие легитимной и нелегитимной власти. Развить навыки работы в группах.

Интегрированный урок. Работа в группах.

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 2. Социально-классовые слои и группы, масса и личность как

субъекты и объекты политики.

5

1 ч.

Социально-стратифицированные слои и группы как первичные носители политических интересов

Показать различные группы населения, выделить различность политических целей каждой из групп. Отработка навыков составления схем.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

6

1 ч.

Институциональные механизмы и способы социального

представительства в политике.

Показать учащимся институты власти представляющие интересы населения. Показать важность формирования институтов власти через демократические выборы.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

7

1 ч.

Личность как мера политики и исходный субъект политико-властных отношений.

Отработать навыки учащихся работы в группах. Отработать навыки ведения цивилизованной дискуссии отстаивая свою точку зрения.

Урок-игра.

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов. Работа в группах.

8

1 ч.

Политическая социализация личности как процесс введения личности в политику

Показать важность политической социализации личности, воспитать нравственную ответственность выбираемой гражданской позиции.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 3. Индивидуальное и групповое политическое лидерство

9

1 ч.

Объективная необходимость и сущность лидерства как базового элемента групповой организации

Объяснить что такое политическое лидерство, показать необходимость политического лидерства как организующей силы.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

10

1 ч.

Природа и типологические характеристики индивидуального политического лидерства

Сформировать понимание национальной интеллигенции, воспитать патриотизм на примере политических деятелей.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

11

1 ч.

Роль и значение в общественной жизнедеятельности группового политического лидерства

Показать роль группы в отстаивании общих интересов индивидов.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

12

1 ч

Типология и механизмы воспроизводства политической

элиты.

Объяснить что такое политическая элита, формирование национальной политической элиты, воспитание патриотизма.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 4. Политические системы и политические режимы

13

1 ч.

Структурные элементы и механизмы функционирования

политических систем

Рассмотреть политическую систему, ее структуру и функционирование.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

14

1 ч.

Общее и особенное в организации тоталитарных и авторитарных систем власти

Ввести в понятия тоталитаризм и авторитаризм, выделить особенности данных режимов.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

15

1 ч.

Демократия как общецивилизационная ценность и тип политического режима

Ввести в понятие демократия, ее особенности и отличия от тоталитарных и авторитарных режимов.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

16

1 ч.

Права и свободы человека и международные «стандарты» в

этой области

Сформировать понимание прав и свобод человека, разобрать чем они отличаются от прав и свобод гражданина. Выделить общечеловеческие стандарты прав человека, воспитание толерантности.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

17

1 ч.

Контрольно-обобщающий урок.

Закрепление и обобщение полученных знаний. Продолжение отработки навыков ведения аргументированной дискуссии.

Урок-зачет с элементами дискуссии.

Ребята работают с документальными источниками (выполнение заданий), защита своей точки зрения в дискуссии на заданною тему.

Раздел 5. Государство как центральный институт политической системы.

18

1 ч.

Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы»

Рассмотреть что такое государство, его функции и этапы исторического развития.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

19

1 ч.

Институциональные формы правления и формы государственного устройства

Рассмотреть институциональные формы правления.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

20

1 ч.

Особенности структурно-функциональной организации

государственной власти в РФ

Рассмотреть особенности государственного устройства РФ, выделить основные отличия от других государств современного мира. Отработка навыков построения сравнительных таблиц.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

21

1 ч.

Выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления власти

Рассмотреть выборы как механизм формирования органов власти, формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 6. Политические партии и организованные группы интересов –

группы давления

22

1 ч.

Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии

Ввести понятие плюрализма, показать его значимость в демократическом обществе, воспитание толерантного отношения к противоположным точкам зрения.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

23

1 ч.

Сущность, структурные элементы и классификации политических партий

Ввести понятие политическая партия, виды, структура, функции.

Урок-игра

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

24

1 ч.

Происхождение и сущность лоббизма как интегральной составляющей системы социального представительства в политике

Показать явление лоббизм как неотъемлемую часть политической жизни, воспитание патриотизма и ответственности перед страной.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

25

1 ч.

Генезис многопартийности в России и современная расстановка партийно-политических сил

История развития партийной системы в России. «Наследство» партий до советского периода, современная картина.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 7. Политическое сознание и политическая культура

26

1 ч.

Сущность, структурные элементы и функциональное предназначение политической культуры

Ввести в понятие политическая культура ее функции и предназначение. Этические нормы в политике

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

27

1 ч.

Традиционная, автократическая и демократическая политические культуры

Рассмотреть различные политические культуры, на примере различных мировых цивилизаций.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

28

1 ч.

Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма

Ввести в понятие консерватизма и либерализма, ценности и ориентация.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

29

1 ч.

Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма

Рассмотреть радикализм, его основа и социальная опора, истоки радикализма.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

Раздел 8. Индивидуальная и массовая психология политического поведения

30

1 ч.

Эгоцентрические и социоцентрические мотивации политики и власти как психологических категорий

Рассмотреть психологические движетили и мотивацию в политике.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

31

1 ч.

Психологические факторы-детерминанты индивидуального и массового политического поведения

Выявить основы и маркеры индивидуального и массового политического поведения. Поведение толпы.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

32

1 ч.

Природа и «психология» социально-политических конфликтов и кризисов

Рассмотреть понятие политический конфликт. Его положительное и отрицательное влияние на общество.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

33

1 ч.

Особенности российского менталитета и возможности демократического обустройства России

Показать особенности связи российского менталитета с политическим и демократическим строительством в РФ. Воспитание гражданской позиции.

комбинированный урок

Поиск ответов на проблемные вопросы с помощью учебника и доп. материалов.

34

1 ч.

Итоговое занятие

Обобщение и подведение итогов.

Итоговое тестирование.

Пишут тест.


Приложение 2


Примерные темы рефератов.



1. Становление и развитие политической науки.


2. Предмет и методы политологии.


3. Сущность и специфика политики как общественного явления.


4. Научно-техническая политика и ее специфика.


5. Научно-техническая политика в современной России.


6. Сущность политической власти, её признаки и легитимность.


7. Разделение политической власти в современном мире.


8. Специфика разделения государственной власти в современной России.


9. Конституция РФ об исполнительной власти в России.


10. Федеральное собрание РФ и его функции.


11. Государственная дума РФ и её функции.


12. Демократический политический режим.


13. Тоталитарный режим м его особенности.


14. Авторитарный политический режим.


15. Сущность, основные признаки и функции государства.


16. Президентская форма государственного правления.


17. Парламентская форма государственного правления.


18. Гражданское общество, его отличительные черты.


19. Сущность политической партии и её функции.


20. Партийные системы и их типы.


21. Особенности многопартийной системы в современной России.


22. Политические блоки и движения в современной России.


23. Сущность и функции политического лидерства.


24. Типология политического лидерства.


25. Политические лидеры современной России.


26. Сущность и функции политической элиты.


27. Система рекрутирования политической элиты.


28. Особенности эволюции политической элиты современной России.


29. Инженеры в политической элите современной России.


30. Политические конфликты и их специфика.


31. Этнические конфликты и пути их урегулирования.


32. Сущность политического сознания и механизм его формирования.


33. Политическая идеология, её содержание.


34. Идейно-политическое поле современной России.


35. Политическая культура как органическая часть общей культуры.


36. Взаимодействие политической культуры и политического процесса.


37. Сущность политической социализации личности.


38. Особенности политической социализации современной российской молодежи.


39. Политическая социализация студентов технических вузов.


40. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.


41. Субъекты мировой политики и международных отношений.


42. Геополитика как наука.


43. Геополитический фактор во внешней политике РФ.


44. Сущность и специфика прикладной политологии.


45. Основы политического анализа.


46. Методы оценки политической обстановки.


47. Особенности политических компаний, выборов и референдумов.


48. Политический менеджмент и его роль в управлении политическими событиями.


49. Сущность и методы политического прогнозирования.


50. Прогнозирование политического будущего России.


51. Сравнительная политология и её методы.


52. Сравнительный анализ демократии: Запад - Россия.


53. Сравнительный анализ формы правления: США - Российская Федерация.


54. Комплексный подход в сравнительном анализе политических культур.




Приложение 3


Список используемой и рекомендованной литературы


1. Введение в политическую науку. (Учебник) Гаджиев К.С. (1999, 544с.)

2. Введение в политологию. (Учебник) Пугачев В.П., Соловьев А.И. (2005, 477с.)

3. Вся политика. Хрестоматия. Сост. Нечаев В.Д., Филиппов А.В. (2006, 440с.)

4. Геополитика. (Учебное пособие) Маринченко А.В. (2009, 429с.)

5. Геополитика. (Учебник) Нартов Н.А. (1999, 359с.)

6. Геополитика и политическая география. (Учебник) Колосов В.А., Мироненко Н.С. (2001, 479с.)

7. Глобалистика. (Учебник) Прыкин Б.В. (2007, 464с.)

8. История международных отношений. 1918-1999. Эннио Ди Нольфо (2003, 1306с.)

9. История международных отношений. 1945-2008. (Учебное пособие) Богатуров А.Д, Аверков В.В. (2010, 520с.)

10. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). (Учебник) Протопопов А.С. и др. (2006, 399с.)

11. История политических и правовых учений. (Учебник) Под ред. Лейста О.Э. (2000, 688с.)

12. Категории политической науки. (Учебник) Мельвиль А.Ю. и др. (2002, 656с.)

13. Краткий курс по политическому менеджменту. Клочкова М.С. (2009, 110с.)

14. Курс политологии. (Учебник) Общ. ред. Грязновой А.Г. (2002, 460с.)

15. Мировая политика. (Учебник) Лебедева М.М. (2007, 365с.)

16. Мировая политика и международные отношения. (Учебное пособие) Под ред. Ланцова С.А., Ачкасова В.А. (2007, 448с.)

17. Моделирование и анализ политических процессов. (Учебное пособие) Ожиганов Э.Н. (2009, 189с.)

18. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение). (Учебное пособие) Платонов Ю.П. (2000, 432с.)

19. Новейший политологический словарь. Погорелый Д.Е. и др. (2010, 318с.)

20. Основы геополитики. (Учебное пособие) Дугин А. (2000, 928с.)

21. Основы политической теории. (Учебное пособие) Дегтярев А.А. (1998, 239с.)

22. Основы политологии. (Учебное пособие) Кравченко В.И. (СПбГУАП; 2001, 128с.)

23. Основы социологии и политологии. (Учебник для ссузов) Козырев Г.И. (2008, 240с.)

24. Основы социологии и политологии. (Учебное пособие) Павленок П.Д., Куканова Е.В. (2007, 272с.)

25. Политическая глобалистика. (Учебное пособие) Василенко И.А. (2000, 360с.)

26. Политическая конфликтология. (Учебное пособие) Под ред. Ланцова С. (2008, 319с.)

27. Политическая наука. (Учебное пособие) Гаджиев К.С. (1994, 400с.)

28. Политические партии. Дюверже М. (2007, 544с.)

29. Политические технологии. Малкин Е., Сучков Е. (2006, 680с.)

30. Политический анализ. (Учебное пособие) Симонов К.В. (2002, 152с.)

31. Политология. (Учебное пособие) Акопов Г.Л., Кислицын С.А. (2009, 350с.)

32. Политология. (Учебник) Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. (2006, 692с.)

33. Политология. Под ред. Батурина В.К. (2012, 567с.)

34. Политология. (Учебник) Под ред. Буренко В.И. (2013, 392с.)

35. Политология. (Учебник) Под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. (2004, 320с.)

36. Политология. Василенко И.А. (2011, 421с.)

37. Политология. (Учебник) Гаджиев К.С. (2001, 488с.)

38. Политология. Жиро Т. (2006, 428с.)

39. Политология. (Учебное пособие) Кравченко А.И. (2001, 336с.)

40. Политология. (Учебник) Мельвиль А.Ю. и др. (2008, 618с.)

41. Политология. (Учебник) Мухаев Р.Т. (2010, 640с.)

42. Политология. (Учебно-метод. компл.) Муштук О.З. (ЕАОИ, 2008, 384с.)

43. Политология. (Учебное пособие) Огородников В.П., Сидоров Н.М. (2009, 272с.)

44. Политология. Учебное пособие. Под ред. Пусько В.С. (МГТУ; 2009, 88с.)

45. Политология. (Учебник) Под ред. Решетникова С.В. (2000, 448с.)

46. Политология. (Учебное пособие) Тавадов Г.Т. (2000, 416с.)

47. Политология. (Учебное пособие) Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. (2005, 560с.)

48. Политология. (Учебник) Хейвуд, Эндрю (2005, 544с.)

49. Политология. Альбом схем. (Учебное пособие) Демин Г.И. (2002, 92с.)

50. Политология. Альбом схем. (Учебное пособие) Макаренков Е.В., Сушков В.И. (1998, 198с.)

51. Политология (базовый курс). (Учебное пособие) Зеленков М.Ю. (МИИТ; 2009, 302с.)

52. Политология в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Горелов А.А. (2009, 256с.)

53. Политология в схемах и комментариях. Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. (2005, 304с.)

54. Политология. Западная и Восточная традиции. (Учебник) Панарин А.С. (2000, 320с.)

55. Политология. Краткая хрестоматия. Исаев Б.А. (2008, 224с.)

56. Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. Под ред. Пусько В.С. (МГТУ; 2010, 112с.)

57. Политология. Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. (2003, 683с.)

58. Политология. Методы исследования. (Учебник) Мангейм Дж., Рич Р. (1997, 544с.)

59. Политология. Ответы на экзаменационные билеты. Тургаев А., Хренов А. (2009, 170с.)

60. Политология. Политическая теория, политические технологии. (Учебник) Соловьев А.И. (2003, 559с.)

61. Политология. Практикум. (Учебное пособие) Под ред. Решетникова С.В. (2008, 256с.)

62. Политология (проблемы теории). Ачкасов В.А. и др. (2000, 384с.)

63. Политология. Хрестоматия. Под ред. Василика М.А. (2000, 843с.)

64. Политология. Шпаргалка. (2008, 29с.)

65. Практикум по политологии. (Учебное пособие) Под ред. Василика М.А. (1999, 384с.)

66. Принятие политических решений. (Учебное пособие) Дегтярев А.А. (2004, 416с.)

67. Современные международные отношения. (Учебник) Под ред. Торкунова А.В. (1999, 584с.)

68. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. (Учебное пособие) Цыганков А.П. (1995, 296с.)

69. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. Ашин Г.К. и др. (2001, 608с.)

70. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Алмонд Г., Пауэлл Дж. и др. (2002, 537с.)

71. Стратегический анализ политики. Ожиганов Э.Н. (2006, 272с.)

72. Теория и методы в современной политической науке. Под ред. Ларсена С.У. (2009, 751с.)

Дополнительная литература

1. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Валлерстайн И. (2001, 416с.)

2. Великая шахматная доска. Збигнев Бжезинский (1998, 256с.)

3. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. Полторанин М.Н. (2010, 512с.)

4. Война и ещё 25 сценариев конца света. Турчин А.В. (2008, 336с.)

5. Гибель империи. Уроки для современной России. Гайдар Е.Т. (2006, 448с.)

6. Демократия и тоталитаризм. Арон Р. (1993, 303с.)

7. Закат Америки. Впереди Средневековье. Джейн Джекобс (2006, 264с.)

8. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. Турчин П.В., пер. с англ. (2010, 368с.)

9. Китай, который потряс мир. Киндж Д. (2008, 352с.)

10. Конец истории и последний человек. Фукуяма Ф. (2004, 588с.)

11. Кормить и править. О власти в России XVI-XX вв. Кондратьева Т. (2006, 208с.)

12. Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус. (2010, 126с.)

13. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. Фукуяма Ф. (2004, 352с.)

14. Наука быть Россией. Наши национальные интересы и пути их реализации. Третьяков В.Т. (2007, 768с.)

15. Политический порядок в меняющихся обществах. Хантингтон С. (2004, 480с.)

16. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. Джон Грей (2003, 368с.)

17. После Империи. Pax Americana - начало конца. Эммануэль Тодд (2004, 240с.)

18. После либерализма. Валлерстайн И. (2003, 256с.)

19. Русская политическая культура. Взгляд из утопии. Лекция Вл. Суркова + Материалы обсуждения. (2007, 96с.)

20. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке. Фукуяма Ф. (2006, 224с.)

21. Смерть Запада. Патрик Дж. Бьюкенен (2003, 448с.)

22. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. Хантингтон С. (2003, 368с.)



Ссылки на интернет ресурсы

  1. Интернет-газета «Взгляд» http://vz.ru/world/

  2. Журнал «Отечественные записки» (современный) http://magazines.russ.ru/oz/

  3. Интернет-газета «Комсомольская Правда» http://www.kp.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!