СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа поэтического кружка «Стихосложение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтический кружок поможет учителю привлечь учащихся, любящих литературу, к проведению классных и школьных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Программа поэтического кружка «Стихосложение»»

Пояснительная записка

Поэтический кружок «Стихосложение» способствует расширению интереса к литературе, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, является школой развития творческих способностей и воспитания нравственности.

Поэтический кружок «Стихосложение» поможет учителю привлечь учащихся, любящих литературу, выразительное чтение, к проведению классных и школьных мероприятий. Ребята практически станут участниками концертов, праздников, как чтецы, исполнители собственных сочинений, литературных композиций, будут организаторами литературных викторин, вечеров поэзии.

Предусмотрена работа по теории стихосложения, по анализу литературных произведений, по основам художественного чтения, по воплощению произведений в звучащем слове, по воспитанию качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

Данная программа рассчитана на учащихся 6-8 классов, 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Цель программы:

Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха.

  2. Совершенствовать умения детей в стихосложении через разум, чувства, эмоции.

  3. Скоординировать представления о стихосложении с опорой на образцы поэтических произведений.

  4. Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование поэтического слова.

  5. Углубить понимание поэзии через эмоциональные переживания, через любовь к родному краю.















Содержание курса

1.Вводное занятие 1 ч.

Цели и задачи кружка. Беседа о культуре поведения, материале, который понадобится на занятиях. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности на природе при проведении экскурсий. Слово учителя об истории стихосложения.

2.Теоретический материал 15 ч.

Рифма, рифмовка

Рифма точная и неточная, оригинальная и банальная, мужская и женская. Клаузула. Сравнительный анализ стихотворений с разными видами рифм. Подбор рифм. Рифмовка: смежная, кольцевая, перекрёстная. Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

Размер стиха

Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова. Определение размера.

Тема, идея стихотворения

Истолкование названия, его соотношение с темой, идеей, лирическим сюжетом стихотворения. Анализ стихотворения. Игра в буриме.

Изобразительные средства языка

Работа со словарём. Эпитеты постоянные, метафорические, сравнения прямые и отрицательные. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение. Работа с текстом по нахождению тропов, их замене. Гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Риторический вопрос, обращение, восклицание. Анализ стихотворения Бунина «Листопад». Работа с текстом (подбор эпитетов и сравнений)

Виды строф в классической поэзии

Онегинская, балладная, одическая строфы. Сонет. Лимерики. Определение, строфики в отрывке из романа «Евгений Онегин».

Басня

Знакомство со строением басни. Тематика басен. Разбор, прочтение басен Крылова.

Акростих

Знакомство с видом стиха – акростих. Тематика, идея. Анализ стихотворений Ахматовой, Гумилева.

Стихи в прозе

Знакомство с понятием стих в прозе. Анализ произведений И.Тургенева. Структура.

Частушки

Знакомство с фольклорными произведениями. Юмор в стихах. Виды частушек, тематика произведений, задачи.

Хокку

Японская поэзия. Наблюдение над особенностями хокку, их строением, тематикой.

Стихи лирического содержания

Любовная, пейзажная, философская, гражданская лирика. Сравнительный анализ текстов.


3.Экскурсии на природу с целью наблюдения, сбора материала 2ч.

Наблюдения за людьми, природой осенью и зимой, запись в блокноты эпитетов, сравнений, мыслей, фраз.


4.Сочинение стихов 28 ч.

Практические занятия. Сочинение стихов на заданную тему, рифму, строфу. Коррекция учителем стихотворений. Запись в блокноты


5.Чтение стихотворений 15 ч.

Чтение своих стихотворений в аудитории. Коррекция учителем интонации, выразительности. Знакомство с паузами при выразительном чтении, влиянии слова на слушателя.


6.Концертная программа 4 ч.

Презентация книги, чтение стихов собственного сочинения. Участие в конкурсе чтецов, на мероприятии, посвященном Дню Матери. Внешний вид выступающего. Последовательность, подбор материала.

7.Оформление книги «Наш поэтический мир» 5 ч.

Знакомство с книгопечатанием, аннотацией. Оформление обложки. Выбор названия. Подбор содержания книги. Реализация.








Тематический план

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего


Вводное занятие

1


1


Теоретические сведения:

Рифма, рифмовка

Размер стиха

Тема, идея стихотворения

Изобразительные средства языка

Виды строф в классической поэзии

Басня

Акростих

Стихи в прозе

Частушки

Хокку

Стихи лирического содержания


1

2

2

2

2


1

1

1

1

1

1



15


Экскурсии на природу с целью наблюдения, сбора материала


2

2


Сочинение стихов


28

28


Чтение стихотворений


15

15


Концертная программа – презентация книги,

конкурс чтецов,

участие в мероприятии



2

1

1


4






Оформление книги «Наш поэтический мир»


5

5


ВСЕГО



70














Поурочно-тематическое планирование

Наименование темы

Примерная дата

Фактическая дата

1

Вводное занятие

1.09


2

Рифма, рифмовка

1.09


3

Написание стихов в заданной рифмовке. Игра в Буриме

8.09


4

Написание стихов в заданной рифмовке. Игра в Буриме

8.09


5

Стихи русских поэтов об осени. Тема, идея стихотворения

15.09


6

Экскурсия на природу с целью наблюдения, сбора материала

15.09


7

Сочинение стихов на тему «Осень». Корректировка

22.09


8

Сочинение стихов на тему «Осень». Корректировка

22.09


9

Изобразительные средства речи( эпитеты, сравнения)

29.09


10

Сочинение стихов, посвященных школе, учителям, учению

29.09


11

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений. Игра в Буриме

6.10


12

Размер стиха: ямб, хорей

6.10


13

Сочинение стихов в двусложном размере

13.10


14

Сочинение стихов в двусложном размере

13.10


15

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений. Игра в Буриме

20.10


16

Размер стиха: дактиль, амфибрахий, анапест

20.10


17

Сочинение стихов в трехсложном размере

27.10


18

Сочинение стихов в трехсложном размере

27.10


19

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений. Игра в Буриме

10.11


20

Изобразительные средства речи. Тропы

10.11


21

Написание стихов, посвященных дню Матери

17.11


22

Написание стихов, посвященных дню Матери

17.11


23

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений

24.11


24

Участие в мероприятии, посвященном Дню Матери

24.11


25

Виды строф в классической поэзии(Онегинская, Балладная)

1.12


26

Сочинение стихов по заданной строфе

1.12


27

Сочинение стихов по заданной строфе

8.12


28

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений.

8.12


29

Стихи русских поэтов о зиме. Тема, идея стихотворения

15.12


30

Экскурсия на природу, сбор материала

15.12


31

Сочинение рождественских стихов, новогодних, на тему «Зима»

22.12


32

Сочинение рождественских стихов, новогодних, на тему «Зима»

22.12


33

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений.

29.12


34

Разновидности стихотворений. Акростих

29.12


35

Сочинение стихов. Акростих

12.01


36

Сочинение стихов. Акростих

12.01


37

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений. Игра в Буриме

19.01


38

Виды строф в классической поэзии(одическая, сонеты, лимерики)

19.01


39

Сочинение стихов по заданной строфе

26.01


40

Сочинение стихов по заданной строфе

26.01


41

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений. Игра в Буриме



42

Стихи лирического содержания. Выражение грусти, тоски, печали в поэтических произведениях



43

Сочинение стихов на тему любви, разлуки



44

Сочинение стихов на тему любви, разлуки



45

Корректировка. Чтение вслух своих стихотворений.



46

Подготовка к конкурсу чтецов



47

Конкурс чтецов своих произведений «Поэтическая мастерская»



48

Разновидности стихотворений. Басня



49

Сочинение басни



50

Сочинение басни



51

Корректировка. Чтение вслух.



52

Веселые стихи. Частушки



53

Сочинение частушек



54

Сочинение частушек



55

Корректировка. Чтение вслух.



56

Разновидности стихотворений. Стихи в прозе

29.03


57

Сочинение стихов в прозе



58

Сочинение стихов в прозе



59

Корректировка. Чтение вслух.



60

Разновидности стихотворений. Хокку



61

Сочиненяем хокку



62

Сочиненяем хокку



63

Корректировка. Чтение вслух.



64

Читаем свои стихи на природе



65

Подбираем материал к книге



66

Подбираем материал к книге



67

Печатаем отобранные стихи



68

Печатаем отобранные стихи



69

Оформляем книгу



70

Концертная программа – презентация книги «Наш поэтический мир»























По окончанию курса учащиеся

будут знать:


1. понятие о художественном мире как воображаемой реальности;

2.виды рифмы и рифмовки, строфы, тропы, систему стихосложения, двусложные и трёхсложные размеры стиха

3.разновидности стихотворений

будут уметь:


  1. – Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  2. – адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  3. – пользоваться словарями, справочниками;

  4. – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. –  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

  6. – создавать тексты различного жанра;

  7. – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  8. – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  9. – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  10. – осознанно воспринимать и понимать текст;

  11. – выразительно читать, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

  12. – воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  13. – вступать в диалог с другими читателями.

  14. – осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты.



Литература:

  1. Вербовая Н.П. Головина О.М. Искусство речи. - М., 1997.

  2. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./

  3. Вартаньянц А.Д. Поэтика. / Москва 1994 г./

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/

  5. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./

  6. Синицын В.А. Путь к слову. / Москва 1996г./

  7. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./

  8. Урбан А.А. Стихи – собеседники./ Москва 1978г./





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!