СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Подготовка младшего обслужтвающего персонала" 9 класс (8 вид)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программ "Подготвка младшего обслуживающего персонала" 9 класс, 8 вид

Просмотр содержимого документа
«Программа "Подготовка младшего обслужтвающего персонала" 9 класс (8 вид)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Еврейской автономной области

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей эстетического цикла и физической культуры

Смотрина И.Д.

Протокол №1 от 31. 08. 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-методической работе Клинская Е. О.

Протокол №1 от 01. 09. 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

ОГАОУ «ЦО «Ступени»

Шкляр Н. В.

Приказ №153 от 01.09.2023 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала»

(9 класс, обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями))
















г. Биробиджан

2023–2024

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 « 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости);

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015г. № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17);

  • На основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2001г.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» основного общего образования.


Программа рассчитана на подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к ручному труду.

Целью программы по профессионально-трудовому обучению, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, как основа для получения обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • создать условия для развития социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

  • обучить обязательному общественно полезному, производительному труду;

  • подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

  • ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

  • ознакомить с массовыми рабочими профессиями, сформировать устойчивые интересы к определенным видам труда, побудить к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

  • формировать представление о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

  • ознакомить с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;

  • формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде;

  • коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

  • коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

  • развивать регулятивные функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность.


При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.


Общая характеристика учебного предмета профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.

Программа по профессионально – трудовому обучению (Подготовка младшего обслуживающего персонала) составлена с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей детей.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

Цель курса: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда:

  • коррекция личности ребенка с ОВЗ;

  • формирование социального опыта и поведения;

  • практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;

  • формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

  1. Обслуживание себя (домашний труд).

  2. Обслуживание других, профессиональный труд.


Задачи курса:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе) воспитание уважения к рабочему человеку;

  • воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

  • формирование у школьников эстетического отношения к труду;


Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Принципы работы при реализации программы:

  1. Научность.

  2. Опора на интерес.

  3. От простого к сложному.

  4. Связь с жизнью.

  5. Связь теории с практикой.

  6. Чередование разнообразных видов деятельности.

  7. Системность.

  8. Доступность.

  9. Обратная связь.

  10. Инициативность и творчество.


Место и роль курса

Программа предусматривает подготовку учащегося к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В 9 классе акцент переносится с обучения на закрепление полученных знаний и умений, предварительный инструктаж сокращается, и вводится контроль за производительностью и качеством труда.

Программа в основном содержит сведения по технологии работ. В программе уделяется большое внимание развитию у школьника доброжелательности, человечности, тактичности, терпения, стремления помочь.

В 9 классе обучающиеся проходят подготовку младшего медицинского персонала (санитары, сиделки, заготовщики полуфабрикатов перевязочных материалов, основы работы младшей медицинской сестры по уходу за больными.

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, практическая работа, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок закрепление знаний, умений, навыков.

В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся.

Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого обучающегося, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ.

Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас­тными особенностями развития обучающихся. Профессионально – трудовое обучение (подготовка младшего обслуживающего персонала) является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:

  1. Биология. Полезные и вредные микробы, их влияние на организм человека.

  2. СБО. Формирование навыков безопасного поведения при проведении работ, готовности к самостоятельной жизни. Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

  3. Математика. Понятия «периметр», «площадь», с соотношение мер площади, решение задач на вычисление площадей.

  4. История. История возникновения обслуживающих профессий.

  5. Обществознание. Основные права и обязанности рабочих, трудовая дисциплина.

  6. Чтение и развитие речи – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.


В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

  • ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;

  • учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;

  • элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.


При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение традиционного обучения, здоровьесберегающих технологий, элементов личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся с недостатками интеллекта, информационно – коммуникативные технологии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль­ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка­честв, в том числе гражданственности, толерантности.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:

  1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  2. предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

  3. контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).


Коррекционная работа включает следующие направления:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации);

  • развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического);

  • развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность);

  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств);

  • коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).


Планирование коррекционной работы в 9 классе


п/п

Наименование разделов

Коррекционные задачи

1

Структура поликлиники.

  1. Развитие познавательной активности.

  2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать.

  3. Работа над расширением словарного запаса.

  4. Развитие зрительной и слуховой памяти.

  5. Формирование навыка работы по словесной инструкции.

  6. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике.

2

Уборка помещений.

  1. Развитие речевой активности.

  2. Работа над расширением словарного запаса.

  3. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия.

  4. Формирование умения понимать, задавать вопросы.

  5. Развитие умения концентрировать, распределять внимание.

  6. Развитие умения планировать свою деятельность.

  1. Формирование навыка работы по словесной инструкции.

3

Гигиена ближайшего окружения.

  1. Развитие мыслительных операций (сравнение, сопоставление).

  2. Развитие логического мышления и слухового внимания.

  3. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал, применять его на практике.

  4. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез).

  5. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия.

4


Работа в пищеблоке

  1. Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника.

  2. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике.

  3. Развитие навыка самоконтроля.

  4. Работа над обогащением активного словаря.

  5. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия.

  6. Развитие образного мышления, связной речи.

  7. Развитие мелкой и крупной моторики.

5


Уход за больным

  1. Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника.

  2. Развитие познавательной активности.

  3. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике.

  4. Развитие навыка самоконтроля.

  5. Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал.

  6. Совершенствование умения планировать свою деятельность.

6


Инфекционные заболевания.


  1. Развитие зрительной, слуховой памяти.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения.

  4. Совершенствование грамматического строя речи.

  5. Работа над расширением словарного запаса.

  6. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез).

7



Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки

  1. Развитие мыслительных операций (сравнение, сопоставление).

  2. Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения.

  3. Работа над зрительно – моторным запоминанием.

  4. Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал.

  5. Совершенствование умения планировать свою деятельность.

  6. Развитие умения воспроизводить усвоенный материал и применять его на практике.

  7. Развитие навыка самоконтроля.

  1. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия.

8


Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты

  1. Развитие наблюдательности, умения сравнивать.

  2. Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

  3. Развитие внимания, памяти в процессе работы с текстом учебника.

  4. Развивать умение воспроизводить усвоенный материал, применять его на практике.

  5. Формирование умения работать с опорным текстом.

  6. Развитие познавательной активности.

  7. Развитие логического мышления и слухового внимания.

  8. Развитие умения планировать свою деятельность.

  9. Формирование навыка работы по словесной инструкции.

9


Обязанности младшего медицинского персонала.

  1. Формирование умения высказывать и обосновывать свои суждения.

  2. Работа над развитием зрительных операций (анализ, синтез).

  3. Развитие познавательной активности.

  4. Совершенствование умения планировать свою деятельность.

  5. Развитие логического мышления и слухового внимания.

  6. Работа над развитием зрительно - моторного запоминания.

  7. Развитие навыка работы по алгоритму.

  8. Формирование учебного сотрудничества и партнёрства, развитие навыка общения и трудолюбия.


Планируемые и ожидаемые результаты коррекционной работы

Планируется, что проводимая целенаправленная коррекционная работы на уроке положительно повлияет на результаты исправление (доразвитие) психических функций аномального ребенка.

В результате проведенной коррекционной работы ожидается:

  • исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей в социализации обучающихся;

  • формирование, в основном, позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

  • овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках определенных образовательной программой.


Адаптированная образовательная программа основана: на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.


Место учебного предмета профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в учебном плане

На изучение предмета «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» федеральным компонентом учебного плана отводится 33 недели по 7 часов в неделю (231 час в год).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Работа младшего медперсонала в поликлинике

В данном разделе учащиеся знакомятся с работой стоматологического, хирургического и других кабинетов, с особенностями работы в них младшего медперсонала, с правилами безопасности при уборке в кабинетах.

II. Гигиена лечебно-профилактического учреждения

В этом разделе учащиеся знакомятся с понятием гигиена. Изучают санитарный режим в лечебном учреждении, виды уборки помещений и обязанности санитарки по уборке помещения.

III. Работа в больничной столовой

Учащиеся знакомятся с гигиеническими и эстетическими требованиями, предъявляемыми к столовой в больнице; с режимом мытья посуды и столовых приборов.

IV. Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей

Данный раздел знакомит учащихся с видами уборочного инвентаря и моющих средств, используемых при уборке больничных помещений.

V. Работа санитарки в приёмном отделении больницы

В этом разделе учащиеся получают знания о приемном отделении больницы, о правилах по уходу за тяжелобольным.

VI. Понятие об инфекционных заболеваниях

В данном разделе даются сведения о признаках наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. Учащиеся знакомятся с понятиями «дезинфекция» и «дезинсекция».

VII. Общий уход за больными

Раздел знакомит учащихся с основными требованиями по уходу за больными.

VIII. Уход за больным в неврологическом отделении больницы

В данном разделе учащиеся знакомятся с особенностями работы санитарки в неврологическом отделении больницы; с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях.

IX. Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов

Дается понятие о болезнях внутренних органов. Учащиеся овладевают знаниями о работе санитарки терапевтического отделения и об уходе за больными.

X. Уход за больными в хирургическом отделении

Этот раздел знакомит учащихся с особенностями работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Даются понятия «асептик» и «антисептик».


Основные требования к знаниям, умениям учащихся 9 класса


Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы при уборке больничных палат;

  • санитарный режим в лечебном учреждении;

  • режим мытья посуды и столовых приборов;

  • правила обращения с моющими и дезинфицирующими средствами;

  • правила безопасного обращения с электрооборудованием;

  • правила ухода за больными разных отделений больничного стационара.


Учащиеся должны уметь:

  • убирать помещения;

  • проветривать палаты;

  • готовить кровать к приёму больного;

  • переворачивать, перекладывать больного;

  • ухаживать за больным;

  • помогать медсестре;

  • правильно пользоваться дезрастворами;

  • обрабатывать предметы по уходу за больным;

  • разносить пищу;

  • кормить больного.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№№

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения

План

Факт

Вводное занятие — 2 часа

1

Техника безопасности на уроках труда

1



2

Планирование работы на четверть

1



Работа младшего медперсонала в поликлинике — 30 часов

3

Кабинет физиотерапии: назначение

Обязанности санитарки по уборке

2

2



4

Стоматологический кабинет

Особенности работы санитарки

2

1



5

Хирургический кабинет

Особенности работы санитарки

2

1



6

Глазной кабинет

Особенности работы санитарки

2

1



7

Уборка кабинета физиотерапии

Протирка пола

Протирка подоконников, столов

2

1

1



8

Уборка кабинета терапевта

Протирка пола в кабинете терапевта

Протирка подоконников, столов

2

1

1



9

Уборка процедурного кабинета

Протирка пола

Протирка подоконников, столов

2

1

1



10

Подбор чистящих и моющих средств

2



11

Чистка и мытье ванн и раковин

1



12

Чистка и уборка ковровых изделий

Чистка и уборка мягкой мебели

1

1



Гигиена лечебно-профилактического учреждения — 18 часов

13

Понятие гигиены

Факторы, влияющие на здоровье человека

2

2



14

Санитарный режим в лечебном учреждении

2



15

Загрязнение воздуха в лечебном учреждении

Меры противодействия загрязнению

Борьба с пылью в лечебном учреждении

1

1

1



16

Обязанности санитарки по уборке помещения

Инвентарь для уборки

1

1



17

Виды уборки помещения

Инвентарь для уборки

Текущая уборка помещения

Генеральная уборка помещения

Сезонная уборка помещения

Влажная уборка помещения

2

1

1

1

1

1



Работа в больничной столовой — 11 часов

18

Требования к столовой в больнице

2



19

Режим мытья посуды

Режим мытья столовых приборов

Требования к обработке посуды

1

1

1



20

Разнос пищи в хирургическом отделении

Разнос пищи в терапевтическом отделении

Разнос пищи в неврологическом отделении

1

1

1



21

Подготовка раздаточной к выдаче пищи

Подготовка столового зала к приходу больных

Разнос пищи для больных

1

1

1



Уборка помещений — 36 часов

22

Подбор чистящих и моющих средств.

2



23

Протирка пола, подоконников, столов.

1



24

Чистка и мытье ванн и раковин.

1



25

Виды покрытия мягкой мебели.

1



26

Чистка и обработка ковровых изделий, мягкой мебели.

1



27

Борьба с пылью.

1



28

Рабочая одежда, хранение и уход.

2



29

Виды уборки помещения

2



30

Ежедневная уборка помещений.

1



31

Генеральная уборка школьных помещений.

1



32

Уборка школьного коридора.

1



33

Ежедневная уборка физкабинета.

1



34

Ежедневная уборка в школьном медицинском кабинете.

1



35

Ежедневная уборка в школьном медицинском изоляторе.

1



36

Ежедневная уборка коридоров и холлов в поликлинике.

1



37

Ежедневная уборка школьных помещений.

1



38

Повышенные требования к качеству уборки больничных помещений.

1



39

Виды и назначение уборочного инвентаря

2



40

Виды и назначение моющих средств.

2



41

Правила безопасности при обращении с моющими средствами во время уборки.

1



42

Мытье стен в помещении больницы.

1



43

Уборка полов в коридоре.

1



44

Уборка стен и полов на лестничных площадках в больнице.

1



45

Уборка на лестничной площадке в больнице.

1



46

Ежедневная уборка помещений в больнице.

1



47

Уборка ванной комнаты в больничном отделении.

1



48

Уборка помещений приемного отделения.

1



49

Генеральная уборка столовой в больнице.

1



50

Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больного.

1



51

Уборка школьной столовой.

1



52

Повседневная уборка в больничных палатах.

1



Уход за больным — 35 часов

53

Правила ухода за больным.

2



54

Требования к санитарной обработке больных.

2



55

Подготовка гигиенической ванны для больного.

1



56

Помощь больным в одевании.

1



57

Правила и способы транспортировки больных.

1



58

Транспортировка больных в отделении.

1



59

Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель.

1



60

Положение больного при различных заболеваниях.

1



61

Правила и порядок смены постельного и нательного белья у больного.

1



62

Общий уход за больными.

1



63

Положение тела больного.

1



64

Гигиенический уход за глазами, ушами больного.

1



65

Гигиенический уход за носом, полостью рта больного

1



66

Гигиенический уход за кожей лица и шеи больного.

1



67

Гигиенический уход за руками и ногами больного.

1



68

Гигиенический уход за телом больного.

1



69

Помощь больному в утреннем туалете.

1



70

Уход за больными с частичной или полной потерей речи.

1



71

Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.

1



72

Помощь медсестре в уходе за больными.

1



73

Обработка кожи больного.

1



74

Кормление больного.

1



75

Очистка ротовой полости влажным тампоном.

1



76

Подготовка клизмы.

Приготовление грелки, горчичников, банок.

1



77

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

1



78

Уход за больными с заболеваниями сердечнососудистой системы.

1



79

Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней.

1



80

Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни.

1



81

Измерение температуры тела у больного.

1



82

Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного.

1



83

Содержание и уход за больными с ушибами, растяжениями, вывихами

1



84

Особенности ухода за больными в гипсовой повязке.

1



85

Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна.


1



Виды заболеваний — 20 часов

86

Инфекционные заболевания.

2



87

Особенности инфекционных заболеваний.

1



88

Роль микроорганизмов в инфекционном процессе.

1



89

Виды основных инфекционных болезней человека.

1



90

Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

1



91

Периоды развития инфекционных болезней.

1



92

Источники и пути передачи инфекции.

1



93

Профилактика инфекционных заболеваний.

1



94

Кишечные инфекции

1



95

Инфекция дыхательных путей.

1



96

Кровяные инфекции.

1



97

Зоонозные инфекции.

1



98

Контактно-бытовые инфекции.

1



100

Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия.

1



101

Дезинфекция и дезинсекция.

1



102

Общие сведения о распространенных нервных болезнях.

1



103

Осложнения при нервных болезнях.

1



104

Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с порезами и параличами.

1



105

Понятие о болезнях внутренних органов.

1



Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки — 25 часов

106

Санитарный режим в лечебном учреждении.

2



107

Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому.

2



108

Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице.

2



109

Дезинфекция губок, мочалок.

1



110

Прием и хранение вещей больного.

1



111

Больничная кровать: виды и правила пользования

1



112

Подготовка кровати для приема больного.

1



113

Гигиенические требования к больничному белью.

1



114

Препараты, правила безопасности при проведении дезинфекции и дезинсекции.

1



115

Значение и проведение дезинфекции.

1



116

Создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки.

1



117

Личная гигиена больного. Основные требования. Значение.

2



118

Сроки и способы смены постельного белья.

1



119

Порядок выдачи постельного белья.

1



120

Сбор и транспортировка использованного постельного белья

1



121

Обработка и стерилизация предметов по уходу за больным.

1



122

Подготовка постели для различных неврологических больных.

1



123

Смена нательного и постельного белья у больного.

1



124

Понятие об асептике и антисептике.

2



125

Правила подготовки палаты и постели для больного после операции.

1



Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты — 5 часов

126

Стерилизация предметов по уходу за больным.

1



127

Правила пользования дезинфицирующими средствами, растворами.

1



128

Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты.

1



129

Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки.

1



130

Размораживание и уборка холодильника.

1



Обязанности младшего медицинского персонала — 12 часов

131

Общие обязанности санитарки по уборке помещения.

2



132

Обязанности работы санитарки в неврологическом отделении больницы

2



133

Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы.

2



134

Помощь медсестре в уходе за больными.

2



135

Особенности работы санитарки в хирургическом отделении больницы.

2



136

Транспортировка больного. Приготовление перевязочного материала.

2



Повторение изученного – 35 часов

137

Повторение изученного. Подготовка к выпускному экзамену

35




Учебно-методическое обеспечение

Учебная литература:

  • Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.

Научно-методическая литература:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

  • Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, А.М.Щербакова; под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.

  • Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!