СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа поддержки и сопровождения одарённых детей «Одарённый ребёнок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание комплексной системы развития (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной) по реализации и совершенствованию способностей одаренных детей.Создание комплексной системы развития (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной) по реализации и совершенствованию способностей одаренных детей. 

Задачи:

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
  3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Программа поддержки и сопровождения одарённых детей «Одарённый ребёнок»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Троицко Сунгурский детский сад , МО «Новоспасский район» Ульяновская область

(МДОУ Троицко Сунгурский детский сад )



433876 Ульяновская область Новоспасский район., с. Троицкий Сунгур ул. Молодежная д.7


ПРИНЯТ: УТВЕРЖДЕН:

Педагогическим советом МДОУ Заведующим МДОУ Троицко-

Троицко-Сунгурского детского сада Сунгурского детского сада

«___» _______ 2022 г. ________________Пчелкина Т.Н.

Протокол №__ Приказ № ___от«___» __________ 2022 г.











Программа поддержки и сопровождения одарённых детей «Одарённый ребёнок» в МДОУ Троицко Сунгурский детский сад

на 2022-2023 год











Инструктор по физической культуре Мерзлякова О.В.




2022 г.

Содержание


Введение.

1. Пояснительная записка.

2. Паспорт программы.

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

4. Методы диагностики в ходе реализации программы.

5. Планируемые результаты.

6. Основные направления реализации программы.

7.Основные этапы реализации программы.

8. Мероприятия, проведённые в рамках реализации программы.

9. Список литературы

10. Приложения:

Приложение 1. Диагностические материалы.

Приложение 2. Карта одаренного ребёнка.

Приложение 3. План работы с одарёнными детьми.
























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Программа поддержки и сопровождения одаренных детей

«Одаренный ребенок»

Основание для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13, Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.08.2015 года № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;

  • Региональный уровень:

  • Закон «Об образовании в Ульяновской области» от 13.08.2013 № 134- ЗО

  • Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области, нормативно-правовыми актами, договором с учредителем;

Муниципальный уровень:

  • Приказ отдела образования МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 54 - Д от 26.02.2014 г «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных учреждениях муниципального образования «Новоспасский район»

  • Приказ отдела образования МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 55 - Д от 26.02.2014 г. «О создании Координационного Совета по введению ФГОС ДО в ДОУ МО «Новоспасский район»;

  • Устав МДОУ Троицко-Сунгурский детский сад ;

  • Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ Троицко-Сунгурский детский сад разработанной на основе «Примерной основной образовательной программой дошкольного образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. №2/15), которая обладает модульной структурой.

  • Устав

  • Программа развития МДОУ Троицко Сунгурский детский сад……………..название ……….. приказ ;

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Заказчики программы

Родители (законные представители), педагогический коллектив

Руководитель

программы

Заведующий Пчелкина Татьяна Николаевна

Разработчики программы

Мерзлякова Оксана Викторовна, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования (плавание)

Исполнители программы

Педагогические работники, при тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями)

Срок реализации

сентябрь 2022 – май 2025 годов

Цель

Создание комплексной системы развития (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной) по реализации и совершенствованию способностей одаренных детей.

Задачи программы

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

  2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

  3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

  4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

  5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Ожидаемые конечные результаты реализации

программы

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

  3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Система контроля за исполнением

программы

Результаты мониторинга качества образования, должностной внутрисадовый контроль

Источники

финансирования

Бюджетные, внебюджетные средства



  1. Пояснительная записка


Введение

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.


Одаренные дети - это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

  • Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

  • Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

  • Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

  • Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.

В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы 21 века Д. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей».

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному развитию деятельности в этой области.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача педагогов-дошкольников.

Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одаренных детей становится одним из приоритетных направлений в работе МДОУ Троицко Сунгурский детский сад.

Решая вопрос об организационных формах работы с талантливыми и одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.






Основанием для разработки Программы являются следующие нормативные менты:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13, Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.08.2015 года № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;

  • Региональный уровень:

  • Закон «Об образовании в Ульяновской области» от 13.08.2013 № 134- ЗО

  • Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области, нормативно-правовыми актами, договором с учредителем;

Муниципальный уровень:

  • Приказ отдела образования МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 54 - Д от 26.02.2014 г «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных учреждениях муниципального образования «Новоспасский район»

  • Приказ отдела образования МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 55 - Д от 26.02.2014 г. «О создании Координационного Совета по введению ФГОС ДО в ДОУ МО «Новоспасский район»;

  • Устав МДОУ Троицко-Сунгурский детский сад ;

  • Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ Троицко-Сунгурский детский сад разработанной на основе «Примерной основной образовательной программой дошкольного образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. №2/15), которая обладает модульной структурой.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Гтоооооооооооооооооо


Цель и задачи Программы, основание для разработки, сроки реализации


Цель Программы: Создание комплексной системы развития (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической) по реализации и совершенствованию способностей талантливых и одаренных детей.

Задачи Программы:

      1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

      2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

      3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

      4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

      5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.


Принципы реализации Программы

В основе реализации Программы лежат принципы:

 Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.

 Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

 Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

 Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

 Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.



Принципы педагогической деятельности в работе

с одаренными детьми:


  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разно-уровневые формы обучения и контроля);

  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося;

  • психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания;

  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.


Методы диагностики в ходе реализации Программы:

  • наблюдения;

  • беседы;

  • педагогическая диагностика;

  • изучение продуктов детского творчества;

  • ведение индивидуальных карт развития.


Основные направления реализации программы:


  • Работа с одарёнными детьми;

  • Работа с педагогами;

  • Работа с родителями.


Работа с одаренными и талантливыми детьми:

1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- групповые занятия;

- работа по индивидуальным планам.

2. Практическая работа с детьми

Работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере. Дети, получившие оценку общей одаренности на основе анкетирования родителей и воспитателей, дополнительно оцениваются воспитателями и специалистами в сфере умственного, личностного развития и по интегративным характеристикам по методике А.И. Савинова.

Формы работы с одаренными детьми:

 фестивали, конкурсы, викторины;

 спортивные состязания;

 выставки прикладного искусства;

 оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка.


Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности:

- проектная деятельность;

- организация индивидуальных выставок;

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков.



Работа с педагогами:

Работа по интеграции педагогического процесса для развития детей с предпосылками одаренности в Детском саду предусматривает организацию работы творческой группы и проведением семинарских занятий, на которых рассматриваются:

  • Научно-методологические основы изучения детской одаренности;

  • Существующие программы и опыт работы других учреждений;

  • Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;

  • Нормативно-правовые документы.

Для реализации комплексной Программы здоровье сбережения в ДОУ …………..название

  • Педагогические советы;

  • Открытые мероприятия;

  • Выступления из опыта работы;

  • Презентации;

  • Семинары - практикумы;

  • Консультации, рекомендации.



Планирование работы с педагогами по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности


Мероприятия

2022 - 2023

2023 - 2024

2024 - 2025

1

Педагогический совет «Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования: утверждение планов работы по направлению «Одаренные дети»

+



3

Анкетирование родителей (законных представителей) и воспитателей групп: выявление склонностей, интересов, способностей

+

+

+

5

Работа творческой группы: разработка индивидуальных маршрутов, программ, планов, интегрированных занятий, отслеживание нагрузки, прослеживание результативности сопровождения детей с предпосылками одаренности

+

+

+

6

Практикум для воспитателей:

«Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей»

«Разработка индивидуального портфолио дошкольников»

+

+

+

7

Отчет руководителей дополнительных услуг (индивидуальная работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности)

+

+

+

8

Корректировка реализации индивидуального маршрута сопровождения

+

+

+

9

Презентация модулей, проектов (опыт использования рекомендованных или

собственных методик по развитию способностей детей дошкольного возраста)


+

+

10

Персональные выставки достижений и творчества детей внутри учреждения

+

+

+

11

Создание банка данных одаренных детей

+

+

+

Формы работы с родителями (законными представителями)

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

  • Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».

  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.

  • Памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации, консультации, рекомендации.

  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

  • Совместные праздники, соревнования, конкурсы;

  • Помощь в создании развивающей среды.


Мероприятия необходимые для решения в семьях одаренных детей


пп№п/п

Содержание деятельности

Исполнители

Примечания

1

Отслеживание этапов развития ребенка с целью выявления динамики личностного роста, физического здоровья и изменений в развитии способностей

Родители

Помощь специалистов

2

Формирование у ребенка интереса к окружающим людям на основе установления тесных внутрисемейных связей, взаимного уважения и опыта вне семейного общения.

Родители


3

Поощрение дружбы своего ребенка со сверстниками и взрослыми. Помощь в установлении дружеских связей с другими талантливыми и одаренными детьми

Родители


4

Развитие у детей адекватных реакций и навыков контроля своих эмоций на основе позитивного опыта саморегуляции родителей (законных представителей) и специальных педагогических приемов

Родители


5

Организация семейного влияния с целью закрепления у детей положительных черт характера и коррекции нежелательных

Родители


6

Создание благоприятного климата в семье:

  • проведение семейных праздников;

  • закрепление старых и введение новых семейных традиций, направленных на сплочение семьи;

  • проведение семейных чтений;

  • обсуждение итогов дня всей семьей;

  • стимулирование заботы одаренных детей о других членах семьи, о домашних питомцах (собаках, кошках, хомячках и так далее);

  • проведение семейных игр.

Родители

Привлечение специалистов

7

Создание необходимых условий для проявления и развития способностей ребенка:

  • приобретение материалов, инструментов, оборудования;

  • создание индивидуального уголка для занятий.

Родители

Привлечение спонсоров

8

Стимулирование познавательной активности детей:

  • совместное посещение театров, музеев, выставок и т.д.;

  • совместный просмотр специальных образовательных телепрограмм и их обсуждение.

Родители


9

Выбор типа образовательного учреждения и образовательной программы с учетом вида одаренности ребенка и его личностных особенностей

Родители

Рекламная информация

10

Оказание дозированной помощи детям в играх, учении, различных видах деятельности, стимулирование их самостоятельности

Родители


11

Проведение развивающих занятий с детьми, рекомендованных наставником, специалистом, в соответствии с уровнем своей компетентности

Родители

Во взаимосвязи со

специалистами

12

Забота об общем физическом развитии: закаливание, утренняя гимнастика, спортивные игры, профилактические медосмотры и так далее

Родители

Консультации врачей

13

Помощь в осуществлении релаксации детей:

  • Использование элементов массажа;

  • Введение часов общения с природой;

  • Рациональная организация выходных дней и праздников.

Родители

Консульт.специалистов

14

Забота о создании домашнего уюта (оптимального светового и цветового оформления комнат и так далее);

Обеспечение санитарно-гигиенических норм питания, труда и отдыха детей

Родители


15

Организация гибкого режима жизнедеятельности семьи

Родители


17

Повышение уровня своей педагогической и психологической компетенции в обучении и воспитании:

  • чтение психолого-педагогической литературы;

  • посещение лекций, семинаров, конференций по проблемам одаренности; - обмен опытом с другими родителями (законными пр.)

Родители


Это типичные черты одаренных детей

Одаренные дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми – это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Поэтому, рассуждая о системе работы с физически одаренными детьми в ДОУ, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и способностей. Таким образом, наш детский сад имеет план работы под названием «Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями», основной целью которого является развитие спортивных способностей одаренного ребенка.


Инклюзивное образование одаренных детей

Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это: дети - аутисты; дети с симптомом Аспергера; дети с признаками гипрелексии; дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети неспособные к чтению; дети с синдромом диспраксии.

Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении – низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой - отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера – неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).

Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд:

  • развитие у них компенсаторных навыков;

  • творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач;

  • впечатляющий багаж знаний;

  • расширенные академические знания и навыки;

  • отличная память;

  • исключительные навыки в решении проблем;

  • быстрое понимание идеи;

  • стремление к долгосрочным целям;

  • большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников;

  • хорошее чувство юмора;

  • упорство, терпение;

  • мотивация в достижении цели;

  • любопытство, погруженность в себя;

  • самокритика и перфекционизм;

  • когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте;

  • возможные трудности с абстрактным мышлением;

  • возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.


Инклюзивный подход предполагает:

  • принятие всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями;

  • при планировании своих образовательных программ дошкольное образовательное учреждение должно учитывать индивидуальные потребности ребенка его способностей;

  • что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых.

Принцип инклюзивного обучения, частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами образовательного процесса в учреждении.

Виды одаренности

Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.



Таблица №1.

Виды одаренности

Уровни психической организации

Виды деятельности

Академическая

одаренность

Мотивационно- личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому


Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)


Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух


Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы,

легкое запоминание стихов


Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться напублике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.


Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость


Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты


Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для педагога – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.




Физическое развитие одаренного ребенка

Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - физически не подготовленный ребенок. Другой же - говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием. Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация с тем, чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

Хорошие физические данные подразумевает спортивную одаренность. Спортивная (моторная) одаренность проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы).

Одаренные дети в детском саду, как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;

  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

  • очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.



Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающий мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога- психолога, оценки специалистов.

Методики исследования одаренности детей обеспечивают принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производиться психологом детского сада, в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.

Учитывая, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик, поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице №2 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.

По результатам психолого- педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используется для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе, для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.


Мониторинг качества реализации Программы


Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями.


Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И. Савенкова

Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:



Интегративные личностные характеристики

  1. Любопытство.

  2. Сверхчувствительность к проблемам.

  3. Способность к прогнозированию.

  4. Словарный запас.

  5. Способность к оценке и самооценке.

Умственное развитие

  1. Оригинальность мышления.


  1. Гибкость мышления.

  2. Продуктивность мышления.

  3. Способность к анализу и синтезу.

  4. Классификация.

  5. Высокая концентрация внимания.

  6. Память.

Характеристика сферы личностного развития

  1. Увлеченность содержанием задачи

  2. Перфекционизм

  3. Противостояние мнению большинства

  4. Лидерство

  5. Соревновательность

  6. Широта интересов

  7. Юмор


Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

    • Оценить уровень развития каждой характеристики;

    • Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном. В результате мы получим «портрет личностного потенциала ребенка».

Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.


Механизмы реализации Программы

 Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.

 Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей воспитанников.

 Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с талантливыми и одаренными детьми.

 Реализация программ дополнительного образования в части работы с талантливыми и одаренными детьми.

 Создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника Детского сада.

 Создание и ежегодное пополнение банка данных талантливых и одаренных детей.


Программа будет реализовываться в три этапа:


I этап - организационный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.

Задачи:

- изучение нормативной базы;

- анализ материально - технических, педагогических условий реализации программы;

- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.


II этап - практический.

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи:

- диагностика способностей воспитанников;

- подготовка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;

- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными детьми.


III этап - аналитический.

Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

- анализ итогов реализации программы;

- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;

- обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.


Планируемые результаты:


В соответствии с заявленной целью мы предполагаются следующие результаты по итогам реализации Программы:

Стратегические :

1. Создание системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.

2. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребенка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

4. Развитие потенциала педагогического работника в части компетентного выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей.

5. Создание необходимой материально технической базы Детского сада для работы с талантливыми и одаренными детьми.

6. Обобщение и трансляция наиболее успешных педагогических практик и психолого-педагогического опыта работы с талантливыми и одаренными детьми.



Результаты реализации Программы на уровне образовательного учреждения:


1. Создание банка данных детей с предпосылками спортивной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Положительная динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня.

4. Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей.

5. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.


Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности реализации Программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1. Количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в Детском саду, удовлетворенности родителей (законных представителей), общественности качеством образовательных услуг.

3. Количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной программы дошкольного образования Детского сада.

4. Количество детей, охваченных дополнительным образованием.

5. Расширение перечня программ дополнительного образования Детского сада.

6. Количество детей, охваченных дополнительным образованием вне Детского сада.

7. Количество выпускников, продолжающих получать дополнительное образование по профилю, полученному в Детском саду.














Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы


п/п

Мероприятия

Ответственный

1.

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

заведующий,

старший воспитатель

инструктор по ФИЗО

2.

Формирование координационного органа по работе с одаренными детьми (рабочая группа)

заведующий

3.

Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми

заведующий,

воспитатели групп,

учитель - логопед,

инструктор по ФИЗО

4.

Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы

заведующий,

воспитатели групп,

инструктор по ФИЗО

5.

Формирование системы дополнительной работы с одаренными воспитанниками:

- организация работы кружков различных направлений;

- организация системы исследовательской работы дошкольников.

заведующий,

воспитатели групп,

инструктор по ФИЗО

6.

Создание перспективных планов, программ и методических материалов для организации воспитательно-образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми

воспитатели групп,

инструктор по ФИЗО

7.

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми.

заведующий, старший воспитатель,

инструктор по ФИЗО

8.

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми (премии и другие виды морального и материального поощрения)

заведующий, старший воспитатель,

инструктор по ФИЗО

10.

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми

старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по ФИЗО

11.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети. Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей

заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп,

инструктор по ФИЗО

12.

Подготовка и создание страницы «Одаренные дети» на официальном сайте ДОУ

старший воспитатель

13.

Ведение электронного банка данных «Одаренные дети»

старший воспитатель,

инструктор по ФИЗО



План мероприятий в рамках реализации программы


Этапы

реализации

программы

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

Ответст-венные

Организа -

ционный

1.

Создание творческой группы воспитателей по составлению программы «Одаренный ребёнок».

Сентябрь

2022 г.


Заведующий

2.

Разработка программы

« Одаренный ребёнок».

Сентябрь

2022 г.

Творческая группа

3.

Работа по определению

способностей талантливых и

одаренных детей. Изучение интересов детей.

Октябрь

2022 г.

Педагоги

ДОУ


5.

Уточнение критериев одарённости.

Октябрь

2022 г.

Творческая группа

6.

Подбор комплекса диагностических методик

Октябрь

2022 г.

Творческая группа

7.

Ознакомление родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими предпосылки к одарённости.

Ноябрь

2022 г.

Педагоги ДОУ,

инструктор по ФИЗО

8.

Диагностика детей

Ноябрь

2022 г.

Педагоги ДОУ,

инструктор по ФИЗО


9.

Составление банка данных одарённых детей.

Ноябрь

2022 г.

Педагоги ДОУ, творческая группа,

инструктор по ФИЗО

10.

Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных маршрутов.

Ноябрь (2022 г.,

2025 г.)


Педагоги ДОУ,

инструктор по ФИЗО

Практи -

ческий

1.

Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми

В течение года

(2022г.-2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

2.

Использование элементов

дифференцированного

обучения, направленных на творческий поиск,

самостоятельную

деятельность.

В течение года

(2022 г.-2024 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

3.

Организация и проведение спортивных соревнований,

эстафет, праздников, выставок среди талантливых и одаренных детей.

В течение года

(2022 г.-2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты инструктор по ФИЗО

4.

Участие в районных,

всероссийских и

международных конкурсах.


В течение года

(2022 г.-2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

5.

Анкетирование родителей с целью определения их

компетенции по воспитанию детей с предпосылками к

одаренности.

В течение года

(2022 г.-2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

6.

Проведение различных форм работы с педагогами и

родителями по работе с

талантливыми и одаренными детьми.

В течение года

(2022 г.-2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

7.

Организация совместного

творчества родителей и детей.

Выставки детских работ.

В течение года

(2022 г.-2025)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

8.

Проведение промежуточной

диагностики.

Начало года , конец года (2023 г, 2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

Аналити-ческий

1.

Итоговая диагностика,

Анализ,

Май

(2023 г., 2024 г.

2025 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО

2.

Обсуждение итогов работы, выявление проблем, коррекция

Май

(2023 г., 2024 г.)

Педагоги ДОУ, специалисты, инструктор по ФИЗО

3.

Обобщение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми на

педагогическом совете,

размещение материалов на сайте ДОУ.

Май

2025 г.

Педагоги ДОУ, специалисты,

инструктор по ФИЗО



Условия реализации Программы:

В Детском саду имеются все необходимые условия для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Кадровые условия

Сведения об обеспеченности кадрами:

№ п/п

Должность

Количествоштатных единиц (укомплектованность, %)

1.

Заведующий

1 (100%)

2.

Заместитель заведующего

1 (100%)

3.

Старший воспитатель

1 (100%)

4.

Инструктор по физической культуре

1 (100%)

5.

Педагог дополнительного образования

1

6.

Музыкальный руководитель

1 (100%)

7.

Воспитатель

5 (100%)

8.

Младший обслуживающий и вспомогательный персонал

4 (100%)

9.

Учитель - логопед

1 (100%)


Материально-технические условия


Инфраструктура Детского сада включает объекты предметно развивающей среды по реализации образовательной области « ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» на территории ДОУ:

  • 4 групповых помещений;

  • Административный блок (кабинет заведующего, кабинет заведующего хозяйством);

  • Методический кабинет;

  • Музыкально-спортивный зал. Спортивный зал оснащен разным инвентарем и оборудованием для развития физической активности детей: атрибутами для сюжетных занятий, инвентарем для выполнения основных движений;

  • В группах организована предметно развивающая спортивная среда

  • Кабинет музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре;

  • Кабинет педагога дополнительного образования;

  • Бассейн;

  • Участок, теневые навесы, песочницы, физкультурное и игровое оборудование.


На территории МО «Троицко-Сунгурского сельского поселения спортивная инфраструктура:

  • Спортивный стадион;

  • Хоккейная коробка;

  • Волейбольная и баскетбольные площадки;

  • Физкультурно - оздоровительный комплекс «Атлант»

  • Медицинский блок – амбулатория (медицинский кабинет, процедурный кабинет, физиопроцедурный кабинет и изолятор).



Материально-техническое оснащение










Информационное обеспечение программы


Список литературы:

1.Босякова, Работа с талантливыми детьми [Текст] / Босякова // Управление дошкольным образовательным учреждением - 2010. №2. - С. 68-74.

2. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л «Обруч» 2005

3. «Одаренные дети» 1991. М.

4. Галянт И., О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание - 2009. - № 7.С. 31-38.

5. Галянт И., Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание - 2010. № 6.С. 48-55.

6. Гердт Н., Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.

7.Гильбух, Одаренные дети [Текст] /. - М, 1991. - 112 с.

8.Евтушенко И., Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.

9.Емельянова И., Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.

10.Крынцылова И., Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.

11. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

12.Матюшкин, и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

13.Пасечник Л., Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.

14.Пасечник Л., Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.

15.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. домПервое сентября - 2005. - №10. С.45-48.

16. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009

17.Путляева Л., О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание - 2006. - N 4. С. 43-45.

18. Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001

19.Савенков, Одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

20.Симановский творческого мышления детей 1996. Ярославль.

21.Теплов, и одарённость [Текст] / — М: Просвещение, 1985. – 98 с.

22.Трубайчук Л., Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

23. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

24. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6.

25. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.

26. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

27. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.

28. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999.

29. Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

30. Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991. – 376с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М. Слуцкого.

31. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

32. Психология общих способностей. Дружинин В. М. Спб. :питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.

33. Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.

34. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И.

– 1996 г.

35. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научноисследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

36. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.

37. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994.

38. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.


Интернет-источники

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php

http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti

http://www.twirpx.com/file/137257/

http://www.twirpx.com/file/178266/http://www.pedlib.ru/Books/4/0076/4_0076-1.shtml
























Приложение





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Диагностические материалы

С детьми:

Диагностика детей проводится в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая, творческая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится психологом детского сада.


Название методики

Предназначение методики

Возрастные

ограничения

Анкета Ф.Татла, Л.Беккера

Определение

способностей

С 4 лет

Анкета А. де Кафа – Г. Хаана

Определение

компонента одаренности

С дошкольного

возраста

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей

А.А. Лосева

Определение сфер

проявления талантов

С 5 лет

Методика «Карта одаренности»

А.И. Савенкова

Свойство личности

С 4 лет

Фигурный тест Е. Торренса

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур»

О.М. Дьяченко

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)

Творческий компонент

С 4 лет

Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Творческий компонент

С 5 лет

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Творческий компонент

С 5 лет

Методики диагностики универсальных творческихспособностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Творческий компонент

С 5 лет

Глубина интереса(автор Блащук Л.П.)


Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческий компонент

С 5 лет

Метрическая шкала для исследования моторнойодаренности у детей (авторы Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко)

Психомоторный

компонент

С 4 лет


С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)

3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).

4. Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

5. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А.И)

6. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ под ред. Е.А. Каралашвили).



С родителями:

1.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

2. И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности».

3. Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)

4. Методика оценки общей одаренности. (Савенков А.И.)

5. Краткий перечень характеристик различных областей одаренности (изобразительной, музыкальной, литературной и т.д.)















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Карта одаренного ребенка

(находится в кабинете старшего воспитателя)


1.

ФИО ребенка.




2.

Возраст ребенка (год, месяц).




3.

3. Медицинское заключение (последний профосмотр).




4.

Сведения о родителях.




5.

Состав семьи.




6.

Статус семьи.





7.

Результаты психологической диагностики.





8.

Результаты педагогической диагностики




9.

Результаты социометрического исследования




10.

Область одаренности





11.

Признаки одаренности



12.

Диагностика одаренности



13.

Выводы и рекомендации




14.

Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).







15.

Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)







16.

Определение целей и задач программы сопровождения.




17.

Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.







18.

Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.






19.

Мониторинг программы сопровождения.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План работы с одарёнными детьми


Цель:

- уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

- усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

- исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, само-презентация в отношениях).                                                                   

Месяц

Мероприятия


Ответствен-

ный

Сентябрь

1. Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей.

2. Защита проектов по изодеятельности.

3. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»

4. Спортивные соревнования « На старт»


воспитатели



воспитатели

воспитатели


инструктор по физкультуре

Октябрь

1. Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях»

2. Театрализованное представление «Играем в театр»

3. Тематический праздник «Вот и осень пришла»

4. Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев»

воспитатели



музыкальный руководитель

воспитатели

музыкальный руководитель воспитатели

воспитатели

Ноябрь

1. Деловая игра для педагогов «Детская одарённость»

2. Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!»

3. Праздник «День Матери»

4.Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»

творческая группа

воспитатели


музыкальный руководитель

инструктор по физкультуре

Декабрь

1. Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей»

2. Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы»

3. Выставка и презентация семейных поделок на тему «Дом Деда Мороза»

воспитатели



воспитатели


воспитатели

Январь

1. Консультация для педагогов «Проблема одарённости в современной педагогике»

2. Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!»

3.Спортивный праздник «Весёлые старты»

4. Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома»

старший воспитатель

музыкальный руководитель

воспитатели

воспитатели

Февраль

1. Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка»

2. Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц»

3. «День защитника Отечества» - спортивный праздник

Инструктор по ФИЗО

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Март

1. Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей»

2. Праздник «Для любимых мам»

3. Выставка «Букет для мамы»

4. Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми»

творческая группа

музыкальный руководитель воспитатели

воспитатели

Апрель

1. Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка»

2. «День здоровья»


3. Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

4. Папка –передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать»

творческая группа


музыкальный руководитель

воспитатели


воспитатели

Май

1. Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми

2. Акция «Открытка ветерану»

3. «Мой весёлый, звонкий мяч» - спортивные игры

воспитатели


воспитатели

воспитатели




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!