Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 г. Клинцы
Программа поддержки детского чтения
на 2018 – 2023 годы
«Читающее детство»
Разработчик программы
Коновалова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
I. Актуальность проблемы
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80-х годах прошлого века возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были совсем не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературоцентричным». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране. Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии, трудности в издании и распространении книг, сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения - все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В последнее два десятилетия, начиная с 1990-х годов и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того чтобы воочию увидеть, прочувствовать эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно, как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребенка какими– то художественными произведениями и не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие. Ведомственное мышление и отсутствие широкого взгляда на проблему мешают увидеть ее целостно. Министерство и ведомства в отраслях науки, культуры, образования, средств массовой информации работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется разрыв в стратегических подходах и конкретных планах по решению сходных (нередко – одних и тех же) проблем. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно: в последние десятилетия в России не было проведено ни одного объемного всероссийского исследования детского чтения. В благополучной Великобритании в 1994 году такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что в стране падают навыки чтения у детей и подростков. Полученные данные дали толчок к принятию ряда государственных программ. Потом в Германии, и в других ведущих странах мира также были проведены исследования и приняты меры против снижения уровня чтения. Читатели отличаются от не читателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих их них уже исчезли герои литературной классики. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна. Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по - прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации массовой коммуникации. Таким образом, в какой - то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя. Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведет к повышению интеллектуального потенциала учащихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка. Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю, не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают, редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности, библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвященных, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.
Анализ читательских формуляров образовательного учреждения позволяет сделать вывод, что только для 30% школьников, а это учащиеся начальной школы, чтение остается значимым явлением, интенсивность их чтения достаточно велика, 4 книги в месяц. Но при этом четко обозначилась категория мало читающих детей – это учащиеся 5-7 классов. По результатам анкетирования, проведенного в школе, выяснилось, что 42% обучающихся проводят свое свободное время за компьютером и только 8% за чтением любимых книг.
Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы – во многом благодаря принудительному характеру обучения - и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования. Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную решающую роль здесь играют семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей. Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых тесктах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса. Необходимо осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.
В связи с подписанием Указа Президента РФ об объявлении 2018−2027 гг. «Десятилетием детства в России» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», а также низкой читательской активности учащихся необходимо обратить особое внимание на реализацию программы поддержки детского чтения и принять программу «Читающее детство» за основу деятельности образовательного учреждения.
Программа определяет главные направления, структуру и механизмы поддержки и развития детского чтения, представляет собой базовый документ в продвижении чтения среди детей, инициирование нормативно-распорядительных и иных правовых актов, регулирующих сферу продвижения книги и чтения среди детского населения.
II. Цель и задачи программы
Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Приоритетными задачами программы являются:
1. Смена отношения к чтению. Чтение – престижно, модно, интересно.
2. Упорядочивание социокультурного пространства чтения.
3. Укрепление школьной библиотеки.
4. Создание эффективных механизмов координации и системы информационного обмена по вопросам поддержки и развития чтения.
Ill. Основные направления реализации Программы
Направление 1. Популяризация чтения.
Реализация данного направления нацелена на повышение престижа чтения и статуса читающего человека в школе, создание благоприятной среды читательского развития детей, поддержку чтения подростков и молодежи, создание в подростковой и молодежной среде представления о чтении как важном, необходимом занятии для личностного развития и социальной адаптации в обществе. Мероприятия данного направления предполагают организацию системной работы по популяризации чтения, которая включает в себя:
1. Организацию массовых мероприятий и акций в поддержку чтения.
2. Проведение мероприятий по популяризации лучшей классической и
современной художественной литературы.
3. Обсуждение проблем чтения, в том числе с использованием возможностей современных социальных коммуникаций: социальных сетей, форумов и т.д.
4. Возрождение традиций семейного чтения и его поддержку.
Направление 2. Научно-методическое обеспечение.
Данное направление предполагает проведение мониторинга чтения с целью определения стратегии и тактики продвижения чтения в не читающие и слабо читающие слои учащихся, изучение и обобщение опыта работы библиотеки
по продвижению и развитию чтения.
Направление 3. Система повышения квалификации кадров.
Данное направление предполагает обучение библиотечных работников,
педагогов и других организаторов чтения технологиям и методикам продвижения
чтения, методическое обеспечение деятельности по поддержке чтения, обмен
опытом и поддержку инноваций и успешной практики в данном направлении.
lV. Механизм реализации Программы.
Для реализации Программы разрабатывается План действий на 2018-2023
годы, в котором определяются конкретные мероприятия, сроки и исполнители.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы.
Результатами реализации Программы должны стать:
1. Рост читательской активности учащихся, в том числе активизация пользования школьной библиотекой.
2. Укрепление инфраструктуры чтения: модернизация школьной библиотеки.
3. Создание системы стимулирования чтения, обеспечивающей привлечение к чтению детей.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать повышение
статуса чтения и читающего учащегося в школе, рост культурного уровня
обучающихся, нравственное и духовное совершенствование личности, что будет
способствовать росту человеческого потенциала, повышению качества человеческих ресурсов.
ПЛАН
мероприятий по реализации Программы поддержки и развития чтения.
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
| 1. Популяризация чтения | | |
1 | Проведение мероприятий по популяризации чтения, направленных на читательское развитие, формирование культуры чтения: - литературные вечера; - презентации художественной литературы; - обсуждение книг; - выставки книг; - общешкольные конкурсы читающих семей: «Папа, мама, я - читающая семья»; - конкурс плакатов и фотографий «Мир чтения»; - конкурс чтецов «Моя Родина», «Живая классика»; - организация экскурсий в Овстуг, Красный Рог; - создание блогов, сайтов, страниц на официальных сайтах образовательного учреждения; - организация и проведение акций: к Международному дню школьных библиотек; к Общероссийскому дню библиотек; к Международному дню дарения книг; - проведение ежегодного Дня чтения.
| 2018 – 2023 постоянно 1 раз в четверть 1 раз в год 1 раз в четверть Постоянно 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год, октябрь, февраль В течение года В течение года каждый 4-ый понедельник октября 27 мая 14 февраля первая среда марта | Зам. директора по ВР; классные руководители, учителя литературы, начальных классов, библиотекарь, МБУК ЦБС г. Клинцы |
| 2. Научно – методическое обеспечение | | |
2 | Организация и проведение мониторинга использования в образовательном процессе перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемого школьникам к самостоятельному прочтению. Изучение и обобщение опыта работы библиотек образовательных организаций по продвижению и развитию чтения.
| 2018 - 2023 | Библиотекарь, учителя русского языка и литературе библиотекарь |
| 3. Система повышения квалификации кадров | | |
3 | Участие библиотекаря образовательного учреждения в конкурсах профессионального мастерства. Организация и проведение методических мероприятий (семинары, мастер-классы, творческие лаборатории, обмен опытом по технологии и методике работы в поддержку чтения, круглые столы) для педагогических работников образовательного учреждения. | Постоянно | Библиотекарь, зам. директора по ВР, учителя |