МБОУ «Первомайская средняя школа»
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по биологии и географии
С. Первомайский 2020-2024 год
Пояснительная записка
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей.
Интеллектуальные и творческие возможности человека прямо связаны с его способностью к обучению, но не всегда отражаются в тестах интеллекта. Творчество и интеллект могут стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.
Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
Реализуемая цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учѐтом их природных, личностных и индивидуальных особенностей на уроках биологии и географии, а также во внеурочное время.
Цель программы – создание системы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Выявление способных обучающихся.
Определение уровня интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
Определение форм и методов работы на уроках, которые помогают обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности.
Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.
Для реализации это цели необходимо создать условия:
предоставить и максимально разнообразить возможности для развития личности;
вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность;
сделать обучение личностно-ориентированным;
создать условия для совместной, групповой работы обучающихся;
осуществлять дифференцированный подход;
применения полученных умений и навыков в жизненных ситуациях, новых условиях.
Педагогические методики.
Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной) Рассматривались (выборочно) параметры интеллектуальных способностей:
способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям);
способность к естественным наукам (физике, географии, биологии и т.д.); Основные параметры творческих способностей:
творческое мышление, изобретательность, выдумка;
гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям; Опросник креативности Джонсона
Предлагаемый опросник креативности Джонсона (адаптирован Е.Е. Туник).
Опросник креативности – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Методика «Сфера интересов» (О.И.Мотков), методика «Познай себя» (Ф.П. Черноусова).
Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн ), методика диагностики уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников).
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, выполнение творческих заданий.
Выявление интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся происходит путем:
Комплексного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности.
Показатели результативности:
Способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадах, проектной деятельности, умение справляться с проблемными заданиями.
Диагностические этапы:
Педагогическая диагностика
Психологическая диагностика
Специальная углубленная диагностика
Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной
деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
- креативность;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
Нетрадиционные уроки
Кружки по интересам
Конкурсы.
Участие в олимпиадах.
Проведение недели науки.
Индивидуальная работа с учащимися.
Практическая работа.
Экскурсия.
Конференция.
Проектная деятельность.
«Мозговые штурмы»
Требования к работе по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи .
Активное участие в конкурсах, олимпиадах по предметам (биология, химия)
Основные этапы реализации программы 1 этап
Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических условий реализации программы.
Создание банка данных по способностям школьников.
Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
этап Диагностика склонностей обучающихся.
Создание банка творческих работ обучающихся.
этап Участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях.
Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
Ожидаемые результаты программы
создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
повышение качества образования и воспитания;
удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
повышение уровня владения обще предметными навыками;
формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора |
Предварительный этап выявления способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Анкетирование, опросник |
Углубленная проверка выявленных способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Олимпиады, конкурсы |
Систематическое изучение каждого обучающегося | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Анкетирование, опросник Олимпиады, конкурсы |
План работы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся
№ п.п. | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1. | Проведение опросника для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной). Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование) по опроснику креативности Джонсона. Диагностика «Мои предпочтения и интересы». «Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер) | Сентябрь, октябрь |
2. | Классификация способных обучающихся. Формирование групп с интеллектуальной, творческой напраленностью и группу с чѐтко невыраженными способностями. | Сентябрь |
3. | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь |
4. | Вовлечение способных обучающихся к работе в предметных кружках, к проектно - исследовательской деятельности. | Сентябрь, |
5. | Привлечение обучающихся к подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и географии | Сентябрь, октябрь каждого года |
6. | Участие в предметных неделях «Парад наук», участие в конкурсе «Ученик года» | Согласно плана работы школы |
7. | Привлечение к решению задач повышенной сложности на уроках. | Февраль |
8. | Проведение теста самооценки личности (Демо-Рубинштейн), методика диагностики уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников). | в течение 2 лет |
9. | Подведение итогов, корректировка групп. | май |
10. | Методика «Сфера интересов» (О.И.Мотков), методика «Познай себя» (Ф.П. Черноусова). | Сентябрь, октябрь |
11. | Корректировка групп и индивидуальных планов по выявлению выявлению способностей обучающихся. | Ноябрь |
Литература
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М:
«Исследовательская работа школьников», 2007.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
24. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.