СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»

МБОУ «Первомайская средняя школа»


















Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по биологии и географии

















С. Первомайский 2020-2024 год

Пояснительная записка

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей.

Интеллектуальные и творческие возможности человека прямо связаны с его способностью к обучению, но не всегда отражаются в тестах интеллекта. Творчество и интеллект могут стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).


Реализуемая цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учѐтом их природных, личностных и индивидуальных особенностей на уроках биологии и географии, а также во внеурочное время.

Цель программы – создание системы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи:
  1. Выявление способных обучающихся.

  2. Определение уровня интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

  3. Определение форм и методов работы на уроках, которые помогают обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности.

  4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.

Для реализации это цели необходимо создать условия:

    • предоставить и максимально разнообразить возможности для развития личности;

    • вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность;

    • сделать обучение личностно-ориентированным;

    • создать условия для совместной, групповой работы обучающихся;

    • осуществлять дифференцированный подход;

    • применения полученных умений и навыков в жизненных ситуациях, новых условиях.

Педагогические методики.

Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной) Рассматривались (выборочно) параметры интеллектуальных способностей:

  • способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям);

  • способность к естественным наукам (физике, географии, биологии и т.д.); Основные параметры творческих способностей:

  • творческое мышление, изобретательность, выдумка;

  • гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

  • оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям; Опросник креативности Джонсона

Предлагаемый опросник креативности Джонсона (адаптирован Е.Е. Туник).

Опросник креативности – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Методика «Сфера интересов» (О.И.Мотков), методика «Познай себя» (Ф.П. Черноусова).

Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн ), методика диагностики уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников).


Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, выполнение творческих заданий.

Выявление интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся происходит путем:

  1. Комплексного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

  2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности.

Показатели результативности:

Способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадах, проектной деятельности, умение справляться с проблемными заданиями.

Диагностические этапы:
  1. Педагогическая диагностика

  2. Психологическая диагностика

  3. Специальная углубленная диагностика

  4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)


Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной

деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

- креативность;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:
  1. Нетрадиционные уроки

  2. Кружки по интересам

  3. Конкурсы.

  4. Участие в олимпиадах.

  5. Проведение недели науки.

  6. Индивидуальная работа с учащимися.

  7. Практическая работа.

  8. Экскурсия.

  9. Конференция.

  10. Проектная деятельность.

  11. «Мозговые штурмы»

Требования к работе по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи .

Активное участие в конкурсах, олимпиадах по предметам (биология, химия)

Основные этапы реализации программы 1 этап
  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических условий реализации программы.

  • Создание банка данных по способностям школьников.

  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.


  1. этап
    • Диагностика склонностей обучающихся.

    • Создание банка творческих работ обучающихся.

  2. этап
    • Участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях.

    • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.


Ожидаемые результаты программы
    • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;

    • повышение качества образования и воспитания;

    • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;

    • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;

    • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;

    • повышение уровня владения обще предметными навыками;

    • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;

    • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

    • повышение эффективности самостоятельной работы.

Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Анкетирование, опросник

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Олимпиады, конкурсы

Систематическое изучение каждого обучающегося

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Анкетирование, опросник

  4. Олимпиады, конкурсы

План работы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся


п.п.

Наименование мероприятия

Дата проведения

1.

Проведение опросника для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной).

Выявление способных обучающихся.

Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование) по опроснику креативности Джонсона.

Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

«Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)

Сентябрь, октябрь

2.

Классификация способных обучающихся. Формирование групп с интеллектуальной, творческой напраленностью и группу с чѐтко невыраженными

способностями.

Сентябрь

3.

Составление плана работы со способными обучающимися.

Сентябрь

4.

Вовлечение способных обучающихся к работе в предметных

кружках, к проектно - исследовательской деятельности.

Сентябрь,

5.

Привлечение обучающихся к подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и географии

Сентябрь,

октябрь каждого года

6.

Участие в предметных неделях «Парад наук», участие в конкурсе

«Ученик года»

Согласно плана работы школы

7.

Привлечение к решению задач повышенной сложности на уроках.

Февраль

8.

Проведение теста самооценки личности (Демо-Рубинштейн),

методика диагностики уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников).

в течение 2 лет

9.

Подведение итогов, корректировка групп.

май

10.

Методика «Сфера интересов» (О.И.Мотков), методика «Познай себя» (Ф.П. Черноусова).

Сентябрь, октябрь

11.

Корректировка групп и индивидуальных планов по выявлению

выявлению способностей обучающихся.

Ноябрь

Литература
  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М:

«Исследовательская работа школьников», 2007.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

  2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.

  3. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

  4. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

  5. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

  6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

  7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

  8. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.

  9. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.

  10. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.

  11. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.


  1. 24. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!