Актуальность проблемы
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания получения знаний, от умственного труда
Так как способности вырабатываются во время деятельности, то их развитие зависит от правильной организации этой деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открывается масса новых возможностей для развития личности обучающегося, особенно личности одаренной. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только дифференциацию и индивидуализацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является одним из условий развития личности ребенка и его способностей.
Диагностики:
1) Методика «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
2) Диагностика умственных способностей детей Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Педагогические методики:
метод проектов Л.С. Выготский,
метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Портрет одаренного ребенка:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
накопить литературу по данному вопросу;
познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
провести различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставить возможность обучающимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как была организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
формирование навыков научной организации труда
вовлечение в активные формы познавательной деятельности
формирование познавательного интереса
выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы
Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехи обучающихся, отмечать заслуги родителей (воспитателей, законных представителей) в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми
Олимпиады;
Групповые занятия с сильными обучающимися;
Проектная деятельность;
Конкурсы различного уровня;
Внеурочная деятельность;
Работа с родителями (воспитателями, законными представителями)
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого-педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
Творческие и проблемные родительские собрания;
Групповые и индивидуальные консультации;
Привлечение родителей к проведению мероприятий;
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися.
Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
Увеличение количества обучающихся, готовых принимать участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Повышение качества образования.
План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей на 2019-2020 учебный год
п/п Мероприятие Сроки Ожидаемый результат
1. Работа кружка В течение года 1-2 раза в неделю Развитие интеллектуального творчества
обучающихся, привлечение их к
исследовательской и творческой деятельности
2. Предметные недели Ноябрь Расширение познавательной активности
3. Олимпиады В течение года Увеличение числа участников в олимпиадах,
4. Участие в конкурсах и выставках В течение года создание образовательной среды,
способствующей познавательной активности обучающихся
5. Родительские собрания, консультации В течение года Способствование формированию
интеллектуальной культуры родителей
6.Проведение диагностических работ, анкет, В течение года Выявление способностей, предусмотренных программой
мониторингов
7.Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми В течение года Расширение опыта работы с одарёнными
и способными детьми
8.Активное участие во внеклассных мероприятиях В течение года Создание условий, способствующих творческой
активности обучающихся