СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей»



Актуальность проблемы

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.

Пояснительная записка

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют активную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания получения знаний, от умственного труда

Так как способности вырабатываются во время деятельности, то их развитие зависит от правильной организации этой деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открывается масса новых возможностей для развития личности обучающегося, особенно личности одаренной. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только дифференциацию и индивидуализацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является одним из условий развития личности ребенка и его способностей.

Диагностики:

1) Методика «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

2) Диагностика умственных способностей детей Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Педагогические методики:

метод проектов Л.С. Выготский,

метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Портрет одаренного ребенка:

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

Склонен к рискованным действиям.

Обладает богатой фантазией, воображением.

Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

Не конфликтен, не боится отличиться от других.

Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

познакомиться с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

накопить литературу по данному вопросу;

познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

провести различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.

отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

предоставить возможность обучающимся совершенствовать свои способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как была организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.

На подготовительном этапе происходит:

формирование навыков научной организации труда

вовлечение в активные формы познавательной деятельности

формирование познавательного интереса

выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы

Диагностика:

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся:

Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

Выносить на публичное своевременное поощрение успехи обучающихся, отмечать заслуги родителей (воспитателей, законных представителей) в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.

Формы работы с одаренными и способными детьми

Олимпиады;

Групповые занятия с сильными обучающимися;

Проектная деятельность;

Конкурсы различного уровня;

Внеурочная деятельность;


Работа с родителями (воспитателями, законными представителями)

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого-педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями:

Творческие и проблемные родительские собрания;

Групповые и индивидуальные консультации;

Привлечение родителей к проведению мероприятий;

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися.

Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

Увеличение количества обучающихся, готовых принимать участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Повышение качества образования.




















План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей на 2019-2020 учебный год


п/п Мероприятие Сроки Ожидаемый результат

1. Работа кружка В течение года 1-2 раза в неделю Развитие интеллектуального творчества

обучающихся, привлечение их к

исследовательской и творческой деятельности


2. Предметные недели Ноябрь Расширение познавательной активности


3. Олимпиады В течение года Увеличение числа участников в олимпиадах,

4. Участие в конкурсах и выставках В течение года создание образовательной среды,

способствующей познавательной активности обучающихся


5. Родительские собрания, консультации В течение года Способствование формированию

интеллектуальной культуры родителей


6.Проведение диагностических работ, анкет, В течение года Выявление способностей, предусмотренных программой

мониторингов

7.Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми В течение года Расширение опыта работы с одарёнными

и способными детьми

8.Активное участие во внеклассных мероприятиях В течение года Создание условий, способствующих творческой

активности обучающихся

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!