СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по воспитательной работе"Электромонтер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ВР

Просмотр содержимого документа
«Программа по воспитательной работе"Электромонтер"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» с. Дивное



УТВЕРЖДЕНО:

ЗАМ директора по УВР

________________ О. В. Акиншина






Программа воспитания и социализации обучающихся

ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное

по профессии: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»


срок реализации программы: 2019 – 2022 гг




Разработчики:

Классный руководитель Н. В. Сиденко

Мастер п/о Р. К. Маликов





С. Дивное, 2019

Идеи воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего профессионального образования ориентируются на базовых основах национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлены на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Категория «уклад жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся образовательного учреждения.





















СОДЕРЖАНИЕ


Стр

Паспорт Программы ……………….……………………………………..…..

4

Введение……………………………………………………………………….

7

1. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы ………….

9

2. Концептуальные положения Программы ………….…………………….

11

3. Основные принципы Программы …………………………………………

15

4. Стратегия и тактика развития воспитательной работы в техникуме……

17

4.1. Модуль «Духовно-нравственное воспитание»…………………………

17

4.2. Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»…………………..

20

4.3. Модуль «Воспитание здорового образа жизни»……………………….

23

4.4. Модуль «Профилактика правонарушений»….…………………………

26

4.5. Модуль «Экологическое воспитание студентов» ……………………..

29

4.6. Модуль «Ступени к мастерству»………………………………………..

31

5. Работа с родителями………………………………………………………..

34

6. Этапы реализации Программы………….......……………………………..

38

7. Механизм реализации Программы……………...……………...………….

39

7.1. Области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов…………………………………………………………………….


40

7.2. Индикаторы реализации Программы………………………………….

41

Заключение……………………………………………………………….......

44

Список использованной литературы………………………………………..

45

Приложение 1. Анкета для определения уровня воспитанности………….

49


Паспорт Программы


Наименование

программы

-

Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное на 2019 – 2022 гг.

Основания для разработки Программы

-






-


-




-






-








-






Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;

Модуль «Духовно-нравственное воспитание»: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Модуль «Патриотическое воспитание»: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 – 2023 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;

Модуль «Воспитание здорового образа жизни»: Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «Об ограничении курения табака»;

Модуль «Толерантное воспитание студентов»: Международная декларация принципов толерантности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе»;

Модуль «Экологическое воспитание студентов»: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Кодекс РФ по экологии и природопользованию в Российской Федерации.

Основные разработчики Программы

-

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, рабочая группа из числа педагогов.


Цель Программы


-


формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом.


Задачи Программы


-





-





-



-


формирование личности обучающегося, способной к принятию ответственных решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, а также проявлению нравственного поведения и духовности на основе общечеловеческих ценностей;

патриотическое, физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося на основе формирования лидерских качеств, гражданственности, профессионально значимых качеств, чувства воинского долга, высокой ответственности и дисциплинированности;

формирование у обучающегося культуры здоровья на основе воспитания психически здоровой, физически развитой и социально-адаптированной личности;

воспитание толерантной личности обучающегося, открытой к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.


Сроки реализации Программы


-


2019- 2023 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

-

-

-


-


-



-


-

уменьшение числа обучающихся, совершивших правонарушения;

уменьшение числа обучающихся, стоящих на учете в КДН и ПДН;

увеличение количества спортивных кружков и секций;

рост числа обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции;

увеличение числа призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей;

снижение числа обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины;

повышение общего уровня воспитанности обучающихся (см. Приложение 1)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

управление Программой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Контроль и координацию исполнения Программы осуществляет Педагогический совет.

Введение


Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное на 2019 - 2023 годы (далее – Программа) – нормативно-правовой документ, представляющий стратегию и тактику развития воспитательной работы техникума, является основным документом для планирования и принятия решений по воспитательной работе.

В настоящее время актуальность воспитания молодежи не вызывает сомнений. Воспитание молодежи является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и образовательным учреждениям в отдельности. Определение ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи является важным для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни. Глобальные проблемы, такие как экономические, экологические, духовно-нравственные, стремительно нарастают перед человечеством и подчеркивают возрастающую ответственность в стратегии образования. Подростки сегодня постоянно оказываются перед выбором, какие ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов, родителей и представителей общественности помочь им сделать правильный выбор.

Воспитание должно базироваться на базовых национальных ценностях, сформулированных в Концепции духовно-нравственного воспитания личности. Педагогический коллектив техникума призван координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию комплекса социально-значимых профессионально-личностных качеств специалиста. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен обучающийся, приобрел особую значимость и актуальность. Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ АТ с. Дивное должна и способна охватывать основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся и студентам реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества.

В ходе анализа воспитательной работы ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное выявлены наиболее положительные стороны воспитательной работы и ряд проблем:

- потребность в проектировании новой модели личности выпускника, построенной на профессионально-личностных компетенциях;

- недостаточно высокая активность педагогических работников в формировании позитивной модели поведения обучающихся, способной обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе;

- потребность в организации дополнительной поддержки некоторых групп студентов, у которых проявляются негативные тенденции, низкий уровень гражданско-патриотического и культурно-эстетического развития.

- потребность в разработке и внедрении в воспитательный процесс новых форм организации деятельности социально-психологической службы техникума.

При создании Программы были выделены смысловые блоки (модули), сгруппированные по различным формам и направлениям работы, на имеющихся достижениях в практике воспитания в техникуме.

Программа воспитания и социализации обучающихся позволяет раскрывать роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности техникума.

Программа направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование профессионально-личностной готовности выпускника к труду в постоянно изменяющихся экономических условиях. Программа позволяет сформировать единое воспитательное пространство в широкоформатном контексте актуальных проблем духовно-нравственного становления подрастающих поколений граждан новой России.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы анализируется на заседаниях Педагогического совета техникума. Корректировка Программы осуществляется ежегодно на основании решения Педагогического совета техникума и по результатам ежегодного отчета об итогах реализации каждого этапа Программы. Ответственность за реализацию Программы несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.






  1. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы


Воспитательная система техникума направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.

В центре воспитательного пространства – личность обучающегося. Преподаватели и мастера производственного обучения решают воспитательные задачи через учебную деятельность: содержание учебной дисциплины, методику преподавания, добросовестное отношение к своим обязанностям, желание помочь каждому учащемуся и студенту, уважительное отношение к обучающимся, умение понять и выслушать каждого, а также заинтересованность в успехах обучающихся, объективность в оценке знаний, широту эрудиции, внешний вид, честность, наличие чувства юмора, что оказывает влияние на воспитание личности обучающихся. Большое влияние на воспитание обучающегося оказывает внеучебная деятельность: классные часы, экскурсии, круглые столы, диспуты и т.д.

В соответствии с поставленной целью работа ведется по таким направлениям как формирование потребности к здоровому образу жизни, патриотическое, духовно-нравственное, правовое, художественно-эстетическое, трудовое, экологическое воспитание, общественно-полезная деятельность, работа по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди обучающихся и работа с родителями.

Для определения эффективности воспитательной работы были выделены следующие направления для анализа:

- здоровье обучающихся техникума;

- вовлечение обучающихся в спортивные секции;

- количество обучающихся, состоящих на учете в ПДН и КДН;

- социальная активность обучающихся техникума.


Прогностическим обоснованием Программы являются результаты SWOT анализа воспитательной работы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

SWOT анализ воспитательной работы


Возможности (O)

Сильные стороны (S)

Адресное повышение квалификации педагогических кадров в области воспитания.

Расширение связей с общественностью, социальными партнерами техникума.

Развитие информационной сети в техникума, широкое применение цифровых образовательных ресурсов в воспитательной работе.

Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы.

Возможность самовоспитания и самокоррекции посредством активизации работы Студенческого самоуправления.

Диагностика воспитанности обучающихся.

Организация субъект-субъективного взаимодействия по выполнению общих задач.

Стабильный коллектив квалифицированных педагогических работников техникума, обладающих широкими профессиональными и личностными качествами.

Наличие активов учебных групп, Студенческого самоуправления.

Наличие библиотеки, читального зала, оснащенных современным компьютерным оборудованием.

Доступ к Интернет-ресурсам.

Использование активных форм и методов воспитания.

Использование традиционных здоровьесберегающих технологий.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.

Гуманизация, обращение к личному опыту обучающихся.

Возможность рефлексии.

Угрозы (T)

Слабые стороны (W)

Трудности в преодолении пассивности обучающихся, сформировавшейся в результате применения традиционных форм и методов воспитания.

Низкая степень социальной активности обучающихся.

Отсутствие готовности проявлять инициативу, низкий уровень самостоятельности обучающихся.


Вывод: для повышения эффективности воспитательного процесса в техникуме необходимо:

1) совершенствовать структуру управления воспитательной системой в техникуме;

2) повышать квалификацию педагогических работников.

2. Концептуальные положения Программы


Программа воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему идей, основной замысел которых позволяет определить специфику воспитания и его отличие от других педагогических процессов, программу и технологии воспитания.

В современной ситуации развития образования концептуальными являются следующие направления воспитательной работы:

Таблица 2


Направление

Цель

Содержание

Результат

Антропологическое

Передать обучающемуся опыт о здоровом образе жизни

Привитие обучающемуся прочных гигиенических норм. Организация мероприятий по профилактике зависимого поведения.

Раннее выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Привлечение к работе в данном направлении правоохранительных органов, медицинских учреждений, социальных служб и служб психологической помощи и поддержки обучающихся.

Подготовка обучающегося как родителя и семьянина.

Социальное


Включить обучающегося в социально-ценностную деятельность

Передача обучающемуся опыта отношений к труду, родине, природе.

Формирование гражданской позиции.

Приобретение навыка к трудовой деятельности.

Патриотическое

Привить обучающемуся стойкое уважение к многовековой истории России, заслугам наших предков и стремление служить на благо Родине.

Организация деятельности по патриотическому просвещению молодежи и вовлечению в патриотическую деятельность.

Формирование уважительного отношения к Родине, готовность к трудовой деятельности во благо родного края.

Духовно-нравственное

Восхождение обучающегося к культуре.

Организация деятельности по освоению обучающихся социокультурных ценностей.

Передача обучающемуся опыта нравственного поведения

Становление толерантной, саморазвивающейся культурной личности

Здоровьесберегающее

Создание организационных и методических условий, обеспечивающих сохранение здоровья участников образовательного процесса.


Создание условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования

Формирование навыков здорового образа жизни и повышения уровня культуры здоровья обучающихся, педагогов, родителей.


Модель выпускника техникума


Модель выпускника техникума – это составляющая комплексной воспитательной программы. Целью создания модели выпускника техникума является развитие личности и высокого профессионализма будущего специалиста.

В современных условиях существенно меняется содержание понятия «профессия». На первый план выдвигается не готовый набор профессионально-технических навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умение анализировать свой профессиональный уровень, быстро создавать, «конструировать» четкие профессиональные навыки, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации.

Модель выпускника - исходная теоретическая разработка, концепция, многие положения и идеи которой необходимо осуществлять на практике, опираясь на накопленный опыт.

Модель выпускника понимается как программа развития и совершенствования студента с первого курса до выпуска.

Модель выпускника рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Задача создания модели выпускника - найти вариант организации учебно-воспитательного процесса с использованием всех имеющихся возможностей для повышения результативности воспитательного процесса.

Техникум должен стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели выпускника.

Составляющие модели выпускника:

1. Профессиональный потенциал:

- профессиональные навыки;

- умение принятия нестандартных решений.

2. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

- добросовестность;

- старательность;

- настойчивость;

- самостоятельность;

- творческий подход к работе.

3. Интеллектуальное развитие:

- потребность применять знания на практике;

- умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе.

4. Ценностный потенциал:

- понимание (представление) смысла жизни;

- наличие жизненных планов:

- активная профессиональная подготовка;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью.

5. Мировоззрение. Мироощущение:

- понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания);

- способность сделать правильный, нравственный, социальный, политический выбор.

6. Здоровье и здоровый образ жизни:

- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отсутствие вредных привычек

- психическое здоровье.

7. Семья. Брак. Любовь:

- отношение к браку, как к важнейшему жизненному выбору;

- сознание ответственности за воспитание своих детей;

- сознание ответственности за воспитание свою семью.

8. Эстетическая культура:

- иметь эстетический кругозор и эстетический вкус;

- умение рисовать, петь, танцевать;

- умение со вкусом одеваться, организовывать быт;

- умение красиво оформлять записи, официальные бумаги.

9. Отношение к природе:

- экологическая природоохранительная культура со следующими составляющими:

- готовность сохранять и защищать природу;

- не вредить окружающей среде.

10. Личностные качества (черты характера):

- сознательная дисциплинированность;

- умение переносить трудности;

- решительность;

- порядочность;

- правдивость;

- развитое чувство достоинства;

- социально закаленный к негативным воздействиям социальной среды.

11. Отношение к окружающим:

- гуманность;

- общительность;

- доброжелательность, склонность не к конфликтам, а к сотрудничеству;

- терпимость;

- умение постоять за себя.

12. Культура поведения:

- умение контролировать себя;

- сдержанность;

- тактичность;

- чувство меры;

- умение соблюдать «дистанцию»;

- культура речи

3. Основные принципы Программы воспитания и социализации обучающихся


Воспитательный процесс основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию молодежи, тенденциям развития социокультурного пространства:

- открытость - возможность открытого обсуждения хода реализации Программы и свободного включения в процесс ее реализации всех заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами;

- демократизм – переход от системы с однонаправленной идеологией принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- духовность, проявляющаяся в формировании у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;

- толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;

- эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая прав и свобод других, установившихся норм и традиций;

- воспитывающее обучение – использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- поэтапность - предполагает поэтапность выполнения Программы, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации;

- социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе.

В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.


4. Стратегия и тактика развития воспитательной работы в техникуме.

Стратегия развития определена в шести модулях, тактика развития представлена в системе конкретных мероприятий.


4.1. Модуль «Духовно-нравственное воспитание»

Цель: формирование личности обучающегося, способной к принятию ответственных решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, а также проявлению нравственного поведения и духовности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1) формирование нравственных и духовных ценностей, познавательного интереса, способствующего развитию личности;

2) развитие творческого потенциала студентов, как основы для профессионального и личностного роста;

3) формирование коммуникативных и организаторских способностей, умения работать в коллективе и команде.

Таблица 3

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию


п/п

Наименование

Сроки

реализации

Ответственные исполнители

Просмотр документальных (художественных) фильмов духовно-нравственной тематики в рамках классных часов с последующим обсуждением в студенческих группах

2019 - 2022 гг.

Кл. руководитель, мастера п/о

Тематические книжные выставки

В течение года

Библиотекарь

Беседы-презентации «Этикет и имидж студента», классный час «Я знаю об этикете все»

Ежегодно (сентябрь - студенты I курса)

Кл. руководители групп, мастера п/о

Беседа «С книгой через века…», посвященная Всемирному дню библиотек

Ежегодно (май)

Библиотекарь, кл. руководители групп

Посещение музеев, выставок, кинотеатров, концертов

В течение года

Кл. руководитель, педагог-психолог

Вечер, посвященный Дню Матери

Ежегодно (ноябрь)


Кл. руководитель мастер п/о, зам. директора по УВР

Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»

Ежегодно (ноябрь)

Социальный педагог, кл. руководители групп, педагог-психолог

«Солдатский конверт», «Литературный конкурс»

Ежегодно

Кл. руководитель, мастер п/о,

Конкурс «Лучшая учебная группа»

Ежегодно (июнь)

Заведующая учебной части, руководители групп

Конкурс «Студент года»

Ежегодно

Кл. руководители групп, мастера п/о, зам. директора по УВР, Студенческий совет, педагог-психолог

Всероссийская неделя добра (акция «Спешу делать добро!», благотворительные концерты, тренинги «Уроки доброты», классные часы «Сделаем мир добрее»)

Ежегодно

Кл. руководитель, мастер п/о, зам. директора по УВР, Студенческий совет, педагог-психолог

Информационные беседы со студентами по вопросам духовно-нравственного воспитания

Постоянно

Социальный педагог, кл. руководитель, педагог-психолог

Открытые классные часы, диспуты в студенческих группах по вопросам духовно-нравственного воспитания

Ежегодно (по плану)

Кл. руководитель, мастер п/о

Родительские собрания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

Ежегодно

Кл. руководитель, мастер п/о


Ожидаемые результаты:

1) создание банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию;

2) повышение уровня культурного развития обучающихся;

3) развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания студентов.


Результативность духовно-нравственного воспитания определяется по следующим показателям:

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области духовно-нравственного воспитания;

- активность студентов в мероприятиях духовно-нравственной направленности (олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки и др.);

- количество проведенных творческих конкурсов, викторин, деловых игр и других массовых мероприятий духовно-нравственного содержания;

- сформированность общих компетенций выпускника.




4.2. Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»


Цель: развитие личности обучающегося на основе формирования чувства верности своей стране и солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество и малую родину.

Задачи:

1) формирование знаний обучающихся о символике России;

2) воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины у обучающихся техникума;

3) формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

4) развитие общественной активности студентов;

5) понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Таблица 4

Мероприятия по патриотическому воспитанию


п/п

Наименование

Сроки

реализации

Ответственные и исполнители

1.

Шефство над ветеранами и инвалидами войны и труда военных лет

Ежегодно


Кл. руководитель, мастер п/о

3.

Декада, посвященная Великой Победе (литературно-музыкальная композиция «Береги тех, кто жив, помни о тех, кого нет…», литературно-музыкальная композиция «Вечной памятью живы!», конкурс рисунков, плакатов «Память жива»)

Ежегодно

Кл. руководитель, мастер п/о

4.

Уроки мужества:

- «Ставрополье в годы ВОВ»

- «Говорят погибшие герои»

- «Юность во фронтовой шинели»

2019-2022гг

Кл. руководитель, мастер п/о

5.

Встречи с ветеранами войн и труда, военнослужащими ВС РФ

2019-2022гг

Кл. руководитель, мастер п/о

6.

Классные часы на патриотические темы:

- «Патриотизм. Что вкладывается в это понятие сегодня?»

- «Конституция: права и обязанности гражданина»

- «Государственные праздники РФ»

- «День народного единства»

- «Мое представление о подвиге»

Ежегодно

Кл. руководитель, мастер п/о

Ожидаемые результаты:

1) воспитание выпускников техникума, способных к самореализации в профессии и обществе;

2) готовность и стремление студентов к выполнению своего гражданского и патриотического долга, умение и желание сочетать общие и личные интересы.

Результативность патриотического воспитания определяется по следующим показателям:

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области патриотического воспитания;

- активность студентов в патриотических мероприятиях.




4.3. Модуль «Воспитание здорового образа жизни»

Цель: формирование у обучающегося культуры здоровья на основе воспитания психически здоровой, физически развитой и социально-адаптированной личности.

Задачи:

1) внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих педагогических технологий;

2) создание системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптации обучающихся, а также выявление факторов риска;

3) формирование у обучающихся через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей, профилактики вредных привычек;

4) подготовка студентов-волонтеров и создание условий, позволяющих им вести работу по снижению уровня потребления ПАВ в студенческой среде;

5) пропаганда здорового образа жизни студентами-волонтерами среди студентов.

Таблица 5

Мероприятия по воспитанию здорового образа жизни


п/п

Наименование

Сроки

реализации

Ответственные и исполнители

1.

Создание электронного банка методических разработок эффективных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий обучения и его обновление

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

2.

Разработка и внедрение программы по профилактике употребления психоактивных веществ среди студентов. Тренинги:

- Не курить – это модно и современно!

- Скажи «Нет!» ПАВ!

- Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь

- Профилактика ЗОЖ

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

3.

Проведение мероприятий по профилактике инфекций передающихся половым путем, ВИЧ/ СПИДа среди студентов. Тренинги:

- ВИЧ/СПИД. Как заражаются ВИЧ

- Рискованное и безопасное поведение и ВИЧ

- Инфекции, передающиеся половым путем

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

4.

Создание и обновление видеоархива художественных и документальных фильмов по проблемам алкоголизма, табакокурения, наркомании, профилактике гепатита В и СПИДа

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

5.

Конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций по формированию и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, приуроченные к знаменательным датам

2019-2022гг

Кл. руководитель, мастер п/о

6.

Организация работы спортивно-оздоровительных секций

2019-2022гг

Кл. руководитель, мастер п/о

7.

Проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

8.

Организация спортивных походов и других туристско-массовых мероприятий, повышение уровня экологической культуры среди студентов


2019-2022гг

Кл. руководитель, мастер п/о

Волонтерское движение «Молодежный оплот»

9.

Акции:

- «Нет наркомании»

- «Я выбираю здоровый образ жизни»

- «Молодежь и здоровье»

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о


Ожидаемые результаты:

1) реализация образовательных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих комфортное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса;

2) сформированная у обучающихся системы знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни;

3) осознание обучающимися здоровья как ценности, наличие мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

4) создание банка методических разработок, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Результативность воспитания здорового образа жизни определяется по следующим показателям:

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области воспитания здорового образа жизни;

- активность студентов в мероприятиях.

4.4. Модуль «Профилактика правонарушений»


Цель: достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.

Задачи:

  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками;

  • Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

  • формирование позитивных жизненных целей учащихся;

  • осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

  • определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.

  • вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;

  • организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;

  • Формирование социально-активной гражданской позиции молодежи.

  • Самореализация и социализация личности.

Таблица 6

Мероприятия по профилактике правонарушений


п/п

Наименование

Сроки

реализации

Ответственные и исполнители

1.

Заседание Совета по профилактике правонарушений:

-рассмотрение плана работы Совета;

-корректировка списка студентов группы «риска»;

-отчеты руководителей групп;

-индивидуальная работа со студентами;

-работа со студентами, имеющими академическую задолженность

Ежемесячно

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, кл. руководители групп, мастера п/о

2.

Выявление студентов, требующих особого педагогического внимания через наблюдение, анкетирование.

сентябрь

Кл. руководитель, мастер п/о

3.

Беседы по толерантности:

- «Все мы разные, но мы вместе!» (16 ноября – День толерантности)

- «Перекрестки культур» (по курсам)

- «Жить в мире с собой и другими»

- «Как не стать жертвой терроризма»

- «Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности»

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

6.

Встречи-беседы студентов с работниками правоохранительных органов с целью профилактики правонарушений.

В течение года

Заместитель директора по УВР

7.

Вовлечение в  кружковую и спортивную деятельность студентов группы «риска»

В течение года

Кл. руководители групп, мастера п/о

8.

Просмотр видеороликов по профилактике преступности

Ежегодно

Социальный педагог, кл. руководители групп


Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних Апанасенковского района Ставропольского края

Постоянно

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

9.

Индивидуальная работа со студентами группы «риска» и их семьями

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители групп, педагог-психолог


Ожидаемые результаты:

1) воспитание у обучающихся правового сознания, идеологии и культуры толерантности;

2) повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде;

3) снижение количества обучающихся и студентов, состоящих на всех видах контроля.


Результативность модуля определяется по следующим показателям:

- отсутствие фактов экстремизма, психического и физического насилия;

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области толерантного воспитания;

- активность студентов в мероприятиях.

4.5. Модуль «Экологическое воспитание студентов»


Цель: способствовать пониманию глобальных проблем экологии, готовить студентов к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Задачи:

1) формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;

2) воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;

3) формирование бережного отношения обучающихся к объектам зеленого фонда техникума и села.

Таблица 7

Мероприятия по экологическому воспитанию


п/п

Наименование

Сроки

реализации

Ответственные и исполнители

1.

Беседы по экологии:

- «Зеленый наряд Земли!»

- «Молодежь и борьба за чистую Планету» (по курсам)

- «Искусство и природа»

2019-2022 гг

Кл. руководитель, мастер п/о

2.

Акция «Экология вокруг нас»


Ежегодно

Педагог-психолог, Студенческий совет

3.

Виртуальные экскурсии в «музеи природы»

Ежегодно

(для студентов 1 курса)

Библиотекарь, преподаватель информатики


4.

Празднование экологических дат

Ежемесячно

Библиотекарь, педагог-психолог, кл. руководители групп

5.

Экологические субботники

В течение года

Кл. руководители групп

6.

Экологические конкурсы

В течение года

Кл. руководители групп, библиотекарь, преподаватели

7.

Экологические викторины

В течение года

Кл. руководители групп, библиотекарь, преподаватели

Ожидаемые результаты:

1) формирование бережного отношения обучающихся к среде своего обитания;

2) вовлечение студентов в движение по сохранению и увеличению зеленого фонда техникума и села.

Результативность экологического воспитания определяется по следующим показателям:

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в области экологического воспитания;

- активность студентов в мероприятиях.





4.6 Модуль «Ступени к мастерству»


Цель: повышение конкурентоспособности студентов техникума, поддержание положительного имиджа и репутации техникума

Задачи:

1. Расширение представлений о профессиях, требованиях к личности современного специалиста.

2. Формирование потребности в постоянном самосовершенствовании.

3. Развитие способностей и профессионально-личностных качеств.

4. Развитие потребностей в профессиональном творчестве.

Основные направления работы:

 Создание условий для профессионального становления и личностного развития студентов.

 Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств студентов .

 Педагогическое руководство процессом самосовершенствования студентов.

 Организация воспитательных дел профессиональной направленности для повышения мотивации к избранной профессии.


Таблица 8

Мероприятия по формированию профессионально-личностных качеств

п/п

Наименование

Сроки реализации

Ответственные и исполнители

1.

Организация работы по успешной адаптации первокурсников

В течение всего

периода

Классные руководители, преподаватели, педагог-психолог

2.

Организация мероприятий по обмену опытом: подготовка сообщений на педагогический советах

по плану МО

Заместитель директора по УВР, классные руководители, мастера производственного обучения

3.

Информационное обеспечение

Изучение нормативных и законодательных актов, рекомендаций Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края по вопросам профессионального образования на совещаниях классных руководителей, мастеров производственного обучения

В течение периода

Заместитель директора по УВР

4.

Методическое обеспечение

Проведение тренингов, семинаров-практикумов с педагогами по вопросам успешной адаптации студентов нового набора и формированию интереса к выбранной профессии.

В течение всего периода

Педагог-психолог

5.

Психолого-педагогическая поддержка

Проведение диагностических исследований по изучению мотивации, уровня развития профессионально-личностных качеств и педагогических способностей обучающихся.

Ежегодно

Педагог-психолог, классные руководители, мастера производственного обучения

6.

Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися и классными руководителями по вопросам профессионального становления

В течение всего периода

Педагог-психолог

7.

Проведение психологических тренинговых занятий по развитию коммуникативных, организаторских способностей студентов.


В течение всего

периода

Педагог- психолог, классные руководители, мастера производственного обучения

8.

Групповые психологические занятия, тренинги по формированию коллективов групп первокурсников.

1 семестр на первом курсе

Классные руководители, мастера производственного обучения, педагог-психолог

9.

Участие в краевых мероприятиях по профессиональному мастерству

В течение года

Заместитель директора по УПР, мастера производственного обучения

10.

Участие в предметных олимпиадах разного уровня

В течение года

Преподаватели-предметники

11.

Проведение групповых воспитательных часов в честь профессиональных праздников

По календарю

Классные руководители, мастера производственного обучения


Ожидаемые результаты:

1) Положительная динамика уровня развития профессионально-личностных качеств.

2) Рост % участия студентов в работе органов соуправления, в воспитательных делах разного уровня, конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях.

3) Повышение качества результатов учебной и производственной практики.

Результативность формирования профессионально-личностных качеств определяется по следующим показателям:

- наличие наград и призов, грамот и поощрений в профессиональной деятельности;

- активность студентов и преподавателей в совместных мероприятиях;

- рост числа студентов, участвующих в массовых профессиональных акциях техникума;

- рост числа совместных мероприятий студентов и преподавателей


5. Работа с родителями


Основные формы повышения педагогической культуры

родителей (законных представителей) обучающихся


Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего профессионального образования является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы техникума по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школьного возраста основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и техникума, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности техникума по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания подростков;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.


Формы психолого-педагогического просвещения родителей


Университет педагогических знаний: такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

Лекция: форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.

Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление об учебных делах и поведении студента, его проблемах.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и преподавателем. Преподаватель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с подростком:

- особенности здоровья обучающегося;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

  • общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

  • групповые родительские собрания проводятся три-четыре раза в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и техникума, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительские чтения: очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Преподаватель собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Родительский тренинг: это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги: одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.


6. Этапы реализации Программы


  • I этап – подготовительный (2019/2020 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (2020/2021 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого-педагогической поддержки личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий (2021/2022 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы. Мониторинг качества выполнения Программы. Публикация на сайте отчета о реализации Программы. Определение дальнейших перспектив развития техникума в области воспитательной работы.



7. Механизм реализации Программы


Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных результатов.

Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации Программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Схема 1

Система контроля хода Программы и результатов ее выполнения

На каждый год необходима разработка плана воспитательной работы в целях обеспечения контроля хода и результатов выполнения плана работы.

Ежемесячно при заместителе директора по УВР проводятся заседания рабочей группы классных руководителей групп для анализа работы. По каждому пункту Программы делаются конкретные отметки о ходе выполнения:

- выполнено – да, нет;

- если не выполнено, то почему;

- когда будет выполнено.

Таким образом, по всем пунктам Программы в плане указан конкретный срок исполнения.

Схема 2

Реализация Программы


Все участники Программы четко осознают, что главными составляющими стратегии работы должны быть:

- высокое качество всех мероприятий Программы;

- удовлетворение потребностей обучающихся, родителей, социальных партнеров, общества в целом.






7.1. Области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов

Таблица 9

Области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов


Воспитательные

Социальные

Управленческие

- уровень воспитанности;

- количество обучающихся, участвующих в мероприятиях;

- количество призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей;

- количество обучающихся, пропустивших занятия без уважительной причины

- соответствие выпускников техникума требованиям социальных партнеров;

- отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих

- уровень использования ИКТ при контроле и организации воспитательных мероприятий;

- уровень квалификации педагогических работников и администрации техникума;

- уровень мотивации всех участников воспитательного процесса



Методы сбора информации: анкетирование всех участников воспитательного процесса и работодателей, анализ результатов воспитательной деятельности, микроисследования, тестирования, наблюдения, беседы с субъектами воспитательного процесса. На основании выводов и рекомендаций разрабатывается проект следующей Программы.



















7.2. Индикаторы реализации Программы


Индикаторы - основной признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки. Поскольку индикатор должен быть объективным, наиболее существенным, устойчивым и повторяющимся признаком, индикаторы и показатели реализации Программы указаны в таблице 10.

Таблица 10


п/п

Индикаторы

2017

2019

2021

1.

Участие студентов в проектах внутритехникумовского (районного) уровня

  • - победитель

  • - призер

- участник

участники

призеры

победители

2.

Участие студентов в проектах краевого уровня

  • - победитель

  • - призер

- участник

участники

призеры

победители

3.

Количество студентов-победителей в конкурсах

1

2

3

4.

Участие студентов в творческих фестивалях, конкурсах (внутритехникумовского, районного уровня)

  • - победитель

  • - призер

- участник

участники

призеры

победители

5.

Участие студентов в творческих фестивалях, конкурсах (краевого уровня)

  • - победитель

  • - призер

- участник

участники

призеры

победители

6.

Участие студентов в спортивных соревнованиях внутритехникумовского и районного уровня

  • - победитель

  • - призер

- участник






участники

призеры

победители

7.

Участие студентов в спортивных соревнованиях краевого уровня

  • - победитель

  • - призер

- участник

участники

призеры

победители

8.

Участие преподавателей в организации и проведении открытых внеклассных мероприятий на уровне техникума и краевом уровне

  • - победитель

  • - призер

- участник





участники

призеры

победители

9.

Средний балл общего уровня воспитанности обучающихся

3,6

3,8

4,1


Для определения среднего балла общего уровня воспитанности обучающихся используются результаты входного и выходного анкетирования, будет использован уровневый анализ - выявление уровня воспитанности личности по таким направлениям как гражданственность и патриотизм, толерантность, духовность и нравственность личности, а также здоровый образ жизни (см. таблицу 11).

Таблица 11


Уровень воспитанности

Индикаторы

Качества личности

по каждому показателю

1.

Гражданственность и патриотизм:

- отношение к своей стране, малой Родине;

- правовая культура;

- чувство долга;

- отношение к труду

2.

Толерантность:

- способность к состраданию и доброта;

- терпимость и доброжелательность;

- скромность;

- готовность оказать помощь близким и дальним;

- стремление к миру и добрососедству;

- понимание ценности человеческой жизни

3.

Духовность и нравственность личности:

- потребность в самопознании;

- потребность в красоте;

- потребность в общении;

- милосердие и доброта;

- эстетический вкус;

- отношение к своей семье;

- отношение к колледжу, будущей профессии;

- ценностное отношение к природе

4.

Здоровый образ жизни:

- знание основ здоровьесбережения;

- осознание здоровья как ценности;

- способность к рефлексии;

- потребление ПАВ


После определения уровня воспитанности обучающихся по каждому из выделенных направлений (5-4 баллов – высокий уровень, 4-3 балла – средний уровень, 3-2 балла – низкий и 2-1 балла – нулевой уровень) вычисляется средний балл общего уровня воспитанности обучающихся техникума.


Заключение


Воспитание личности будущего специалиста, профессионала своего дела является наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования Российской Федерации.

Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное до 2022 года предназначена для дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС в систему среднего профессионального образования. Она является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива техникума.

Программа отражает новый этап в развитии техникума. В ней представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития воспитательной работы в техникуме, определены мероприятия, проводимые в рамках реализации проектов «Духовно-нравственное воспитание», «Патриотическое воспитание», «Воспитание здорового образа жизни», «Толерантное воспитание студентов», «Экологическое воспитание студентов», а также показаны этапы, индикаторы и механизм реализации, области оценки эффективности Программы и ожидаемых результатов. С ее ключевыми идеями ознакомлены классные руководители групп, мастера производственного обучения, преподаватели, обучающиеся, родители.




























Список использованной литературы


1. Проект "Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа", 1997.

2. Доклад Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе" - М., 2001г.

3. "Об утверждении Федеральной Программы развития обра­зования. Федеральный Закон РФ" от 10 апреля 2000г., N 51-ФЗ. Опубликовано в Бюллетене Министерства образования РФ, N 2, 2000г., 88 стр.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федера­ции. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. N 751.

5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Опубликована в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, N 12, 1999г., стр.8.

6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.

7. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.

8. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)" - М., 2001г.

9. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ – М., 2002г., № 4, с.97.

10. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности - Ростов-на-Дону, 1995.

11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, № 4, 1995.

12. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме - М., Фонд "Новое тысячелетие", 1998г., 288 стр.

13. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, № 4, 1990, с.6.

14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути ре­шения) - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: 1999, 82 с.

15. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: Методическое пособие" (Под ред. В.П.Лисовского), - СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999, 208 с.

16. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) – ж. СОЦИС, № 12, с. 27-36.

17. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое пособие. Под ред. З.Г.Нигматова – Казань, Госпедуниверситет, 1999г., с. 92.

18. Первый курс – воспитательная работа – Екатеринбург, изд. АМБ, 2002г., с. 195.

19. А.С.Запесоцкий "Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции". С.-Пб, ИГУП, 1996г. - 350с.

20. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. Социологическое исследование в России. Материалы социологических центров и служб – М., ИНИОН РАН, 1998г., вып. Ш, с. 116.

21. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения – ж. СОЦИС, 2000г., № 3, с. 124-128.

22. Молодежь и общество на рубеже веков. Под научной редакцией И.М.Ильинского – М., Голос, 1999г., с. 332.

23. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических исследований). Отв. Ред. В.Н.Шубин – М., РАН Институт социологии, 1999г., с. 209.

24. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк – СПб, Академия гуманитарных наук, 1999г., с. 229.

25. Мировоззрение и образ жизни. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, С.В.Тарасова – СПб, Образование – Культура, 1998г., с. 104.

26. Балашов В.В., Кормишова А.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А.В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи. Под ред. Ю.Л.Старостина – М., Государственный институт управления, 1999г., с. 207.

27. Зиятдинова Ф.З. Социальные проблемы образования – М., РИУ, 1999г., с. 282.

28. Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. К концепции универсальной компоненты образовния – М., РГГУ, 1999г., с. 55.

29. Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное знание в гуманитарном вузе: проблема самоопределения – М., Вестник РГГУ, № 3, 1996г., с. 15-21.

30. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии, № 3, 2000г., с. 199-205.

31. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одаренности. Методическое пособие. Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш – М., Вузовская книга, 2001г., с. 131.

32. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Под ред. Н.Л.Селивановой – М., Педагогическое общество России, 1998г., с. 336.

33. Волкова И.В. О новой концепции воспитания студентов технических вузов – М., Вестник Межвузовского Центра проблем развития личности студентов (МЦПРЛС), № 5,6, 2000г., с. 132.

34. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика – М., ж. Диалоги о воспитании, № 1, 2000г., с.197.

35. Система воспитательной работы в уч­реждениях среднего и высшего профессионального образования" (ав­торы: Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Калинина З.Н. и др.) - Тула, 2000.

36. Воспитательная система Пятигорского государственного лингвистического университета" (авторы: Кондра­кова Э.Д., Кленевская Л.К.) - Пятигорск, 2000.

37. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г.Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000.

38. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете" (авторы:А.В.Пономарев, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Осипчукова, В.Г.Черноморцев, П.А.Мартьянов) - Екатеринбург, 2000, 346с.

39. Материалы круглого стола «Молодёжный парламент – механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней». Практический опыт регионов – М., 1999г.

40. Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе - М., НИИВО, 1994, с.28 .

42. Коханович Л.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование - М., НИИВО, 1995, с.62 .

43. Фатхуллин М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека – М., НИИВО, 2001г., с. 302.

44. Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности. В сб. научно-методических материалов по проектам программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". - Составители и научные редакторы: Н.Ю.Синягина, И.В.Калиш. - М., ГНУ "ЦПВ и СППДМ", 2001.

45. Всероссийская научно-методическая конференция «Стратегия развития университетского технического образования в России» 4-6 февраля 1998г., г.Москва – М., изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998г., с. 180.

46. Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Российский вуз: в центре внимания – личность» 24-26 мая 1999г. Тезисы докладов, тт. I, II, III – Ростов-на-Дону, 1999г.

47. Наука, государство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса 6 – 8 апреля 2000г., г.Волгоград, т.I – Волгоград, изд. ВОЛГУ, 2000г., с. 544.

48. И.М.Ильинский. Проблемы воспитания Российской молодежи. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 2-4 марта 1999г. Тезисы докладов, сообщений - М., 2000, с.46.

49. Образование, наука, технологическое развитие России: история и перспективы. Материалы научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в ХХI веке», посвященной 300-летию создания системы инженерного и военного образования в России // Сборник тезисов докладов. Раздел «Роль гуманитарного образования в техническом вузе», часть II - М., 14-15 февраля 2001г., с.171-198.

50. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы воспитания студентов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека". - М., МГУКИ, 2001.

51. В.С.Кагерманьян. Оценка качества образовательных профессиональных программ ВПО и образованности выпускников. Перспективный подход. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.

52. В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович. Концептуальные основы и программа воспитания студентов вузов. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Проблемы научно- методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства. - М., МГУЭСИ, 2001.

53. Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 4-7 мая 2002 года – Екатеринбург, 2002г., I-II тома.

  1. Л.И.Коханович, В.П.Одинцова. Разработка основных направлений развития воспитания в системе среднего профессионального образования в 2001-2005 г.г. Научный отчет по "Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 г.г. - М., 2000. Утвержден Минобразованием России 05.03.2001.







Приложение 1


Анкета для определения уровня воспитанности.

группы___________ профессии__________


Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше.

5

4

3

2

1

2

Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

5

4

3

2

1

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.

5

4

3

2

1

4

Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.

5

4

3

2

1

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

5

4

3

2

1

2

Бережно отношусь к мебели и имуществу техникума (не рисую, не черчу на партах).

5

4

3

2

1

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).

5

4

3

2

1

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради).

5

4

3

2

1

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе техникума.

5

4

3

2

1

2

Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения преподавателя, мастера.

5

4

3

2

1

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе ( в техникуме).

5

4

3

2

1

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе группы.

5

4

3

2

1

Ответственное отношение к учебе

1

Своевременно выполняю задания преподавателей (курсовые, рефераты, практические задания, домашнюю работу).

5

4

3

2

1

2

При подготовке к занятиям стараюсь не прибегать к помощи взрослых, однокурсников.

5

4

3

2

1

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).

5

4

3

2

1

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

5

4

3

2

1

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

5

4

3

2

1

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке кабинета, территории техникума).

5

4

3

2

1

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

5

4

3

2

1

4

Добросовестно выполняю все поручения.

5

4

3

2

1

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам.

5

4

3

2

1

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива техникума в других коллективах и общественных организациях.

5

4

3

2

1

3

Готов помочь своим одногруппникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

5

4

3

2

1

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

5

4

3

2

1

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим обучающимся, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

5

4

3

2

1

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

5

4

3

2

1

3

Не реагирую на случайные столкновения в коридорах техникума

5

4

3

2

1

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

5

4

3

2

1


Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

5

4

3

2

1

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

5

4

3

2

1

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

5

4

3

2

1

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

5

4

3

2

1

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

5

4

3

2

1

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

5

4

3

2

1

3

Иногда люблю похвастаться.

5

4

3

2

1

4

Могу дружить с девушками и юношами другой национальности

5

4

3

2

1

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

5

4

3

2

1

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

5

4

3

2

1

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

5

4

3

2

1

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

5

4

3

2

1

Любовь к Отечеству

1

я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего

5

4

3

2

1

2

у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее

5

4

3

2

1

3

мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества

5

4

3

2

1

4

пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре

5

4

3

2

1

Правовая культура

1

я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни

5

4

3

2

1

2

- я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них;

5

4

3

2

1

3

- иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка;

5

4

3

2

1

4

очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок

5

4

3

2

1

Готовность прийти на помощь

1

готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия

5

4

3

2

1

2

охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблем

5

4

3

2

1

3

неохотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию»

5

4

3

2

1

4

меня не волнуют чужие проблемы

5

4

3

2

1

Интернационализм

1

уважаю культуру и традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним

5

4

3

2

1

2

проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей

5

4

3

2

1

3

у меня не вызывает интереса культура других национальностей

5

4

3

2

1

4

как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей

5

4

3

2

1

Коммуникативность

1

люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия

5

4

3

2

1

2

люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций

5

4

3

2

1

3

предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу

5

4

3

2

1

4

меня раздражают большие компании, я неуютно чувствую себя в обществе

5

4

3

2

1

Тактичность, культура поведения

1

тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти качества у других

5

4

3

2

1

2

в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим

5

4

3

2

1

3

вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов

5

4

3

2

1

4

не стараюсь быть тактичным и вежливым

5

4

3

2

1

Здоровый образ жизни

1

считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек

5

4

3

2

1

2

в целом веду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки

5

4

3

2

1

3

не считаю необходимым постоянно вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на возможные негативные последствия

5

4

3

2

1

4

не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они - нормальное явление

5

4

3

2

1

Расчет делать по каждому пункту.

Обучающимся сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “1” - всегда нет или никогда.

  • “2” - очень редко, чаще случайно.

  • “3”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • “4”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • “5”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 20 ( максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого обучающегося и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности группы.




19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!