СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности: "Занимательная ботаника"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности. Направленность программы естественно- научная, предназначена  учащимся  10-15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности: "Занимательная ботаника"»

Учредитель: МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В.Черных"


«Принято »

на педагогическом совете


Протокол № 12


от « 80 » августа 2022г.





«Утверждено»




Приказ №161-а


от « 30 » августа 2022 г.



Директор школы:_____/Т.В. Лунева/











Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная ботаника»


естественнонаучной направленности базового уровня

срок реализации – 1 год(108 часов)

возраст обучающихся – 11-15 лет








Авторы:

Козменкина Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

Ильницкая Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования.






п. Тим - 2022


Оглавление

  1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» ……………...1-3

    1. Пояснительная записка………………………………………………….3-6

    2. Цель и задачи программы……………………………………………….6-7

    3. Содержание программы………………………………………………..7-10

    4. Планируемые результаты…………………………………………… 10-13

  2. Раздел №2 «Комплекс организационно - педагогических условий» …..13 -20

2.1 Календарный учебный график………………………………………….13-18

2.2 Материально технические и кадровые условия……………………… 18-19

2.3 Информационные и методические условия…………………………… 19

2.4 Список литературы …………………………………………………………20






























  1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка


Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии как предмета — основные задачи современного образования.

Данная программа рассчитана для обучающихся возрастом 11-15 лет и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса «Биология».

Направленность программы естественнонаучная.

Актуальность программы связана с необходимостью знаний о способах практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах поведения в природе и рационального природопользования; роли растений в жизни других организмов, закономерностях сосуществования всего живого; необычных явлениях и тайнах растительного мира.

Отличительные особенности программы позволяют дополнять и расширять получаемые знания о растениях и обеспечивать проведение дополнительных практических работ, т.е. являются предметными и практикоориентированными.

Новизна программы заключается в использовании новых методик преподавания, включение в программу тематических модулей (психологические особенности личности, организаторская деятельность, конструктивное общение, профориентация, детское и молодежное движение в России и Курской области). Все тематические модули нацелены на формирование у ребят деятельностно-практического опыта. Итогом занятий по каждому модулю становится продукт проектной деятельности учащихся (акция, мероприятие).

Адресат программы – обучающиеся 11-15 лет - дети подросткового возраста. Возрастные и психологические особенности подростков. В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

- изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

- смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

- открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

- познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

- появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Нормативно правовая база.

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 31.07.2020г.)

2. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

(в редакции от 30.09.2020г.),

3.Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ»

(в редакции от 30.09.2020г.),

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993 г.);

6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

7.Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении

изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

по вопросам воспитания обучающихся»;

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и

дополнениями);

9. Государственная программа «Развитие образования»: утверждена

постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;

10. Национальный проект «Образование»: утвержден протоколом № 10 от

03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому

развитию и проектам;

11.Концепция развития дополнительного образования детей,

утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

12. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утверждённой

распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р

13. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г.

№196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;

14. Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере

воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-

3242);

15. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и

социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;

16.Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в

Курской области»;

17. Государственная программа Курской области «Развитие образования в

Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской

области 15.10.2013 г. № 737-па;

18. Устав Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных» принят общим собранием работников учреждения, протокол №7 от 30 ноября 2015 г

19. Приказ №154 от 26.08.20 г об организации образовательного процесса в условиях санитарно - эпидемиологического благополучия в МКОУ «ТСОШ им.Н.В.Черных» и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в 2020-2021 учебном году (в соответствии с требованиями П 3.1/2.4.3598-20)

20. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе МКОУ «ТСОШ им.Н.В.Черных»

Форма реализации программы – очная. Возможно применение дистанционных технологий.

Объем программы: 1о8 часа (3 часа в неделю).

Всего - 108 часов. Из которых:

- теория - 76 часов;

- практика - 32 часов.

Срок реализации: 1 год

Формы обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий.


Отличительные особенности образовательной программы. При обучении запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях.

Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями - не менее 10 минут. Наполняемость учебных групп – 10 человек. Группы формируются детьми на добровольной основе.

1.2 Цель программы «Занимательная ботаника» - расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями  и формирование у учащихся познавательной,  эстетической и экологической культуры.

Задачи программы «Занимательная ботаника»:

  • предметные - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

  • овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

  • формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

  • развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

  • личностные – формирование общественно активной личности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

  • метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности ,ответственности, развитие познавательного интереса, приобретение определенных знаний, умений, компетенций.

Педагогическая целесообразность: Программа рассчитана на 108 часа , 3 час в неделю. Основной формой работы является - лабораторная (практическая) работа, проектная деятельность, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично - поисковые, исследовательские. Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждому разделу программы. Наиболее полным отчётом является портфолио, где собраны все результаты по исследовательским работам.

1.3 Содержание учебной программы «Занимательная ботаника»


п/п

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

4

2

6

2

Многообразие растений

10

4

14

3

Жизнедеятельность растений

15

7

22

4

Развитие растительного мира на земле

29

13

42

5 .

Растения в биогеоценозе

18

6

24

Итого часов:

5

76

32

108


Формы контроля: тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы.


Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Теория

Практика

1.

Введение (6ч.)


Правила техники безопасности. Растения вокруг нас. Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования (одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые и нецветковые, культурные и дикорастущие. Значение многообразия растений. Отличительные черты растений.

(4ч.)

Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом»

(Использование Цифровой USB-микроскоп, микроскопических препаратов, мультимедийного проектора с экраном) (2ч.)

2.

Многообразие растений

(14ч.)

Особенности строения растений, классификация. Значение каждой части ( органа) растения. Многоклеточное растение: корень, стебель, лист, цветок и плод. У всех ли растений есть эти органы и их значение.

(10ч.)

Лабораторная работа №2: « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов» (Использование Гербария ботанический лесных травянистых видов растений)

Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения» (Использование Гербария ботанический лесных травянистых видов растений, методических пособий)

(4ч.)

3.

Жизнедеятельность растений

(22ч.)


Процессы жизнедеятельности в растительном организме. Особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития растений.

(15ч.)

Практическая работа № 1: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме»( использование микроскопов, микропрепаратов)

Практическая работа № 2: « Наблюдение процессов транспирации у бальзамина»

(использование мультимедийного проектора,) оборудование для опыта

Практическая работа №3: «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» использование мультимедийного проектора, оборудование для опыта)


Практическая работа №4: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте»

Лабораторная работа № 4: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ» использование мультимедийного проектора оборудование для опыта,)


(7ч.)

4.

Развитие растительного мира на Земле

(42ч.)

. Историческое прошлое растений, формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов. Значение древних растений в современном мире (Запасы горючих полезных ископаемых и их рациональное использование , альтернативное топливо). Особенности жизнедеятельности и значение растений разных отделов. (29ч.)


Практическая работа № 5: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей» (оборудование для опыта)

Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция»( оборудование для опыта)

Практическая работа №6: « Наблюдение гигроскопических возможностей мха сфагнум» (оборудование для опыта)

Лабораторная работа №5: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои»( оборудование для опыта)

Практическая работа № 7: « Искусственное опыление культурных растений( на примере томатов)» (оборудование для опыта)

Лабораторная работа № 6: « Изучение внутреннего строения семени фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав» ( оборудование для опыта)

Практическая работа № 8: « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений»(мультимедийный пректор, компьютер)

Практическая работа № 9: « Изучение способов распространения семян и плодов (работа с коллекциями)»

Практическая работа № 10: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений» (оборудование для опыта)

Практическая работа № 11: « Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой» (оборудование для опыта)

Практическая работа № 12: « Моделирование условий выращивания рассады

(освещённость, температура, полив, подкормка)»( мультимедийный проектор, компьютер)

(13ч.)

5.

Растения в биогеоценозе

(24ч.)

Распространение, размещение растений в природе. Виды биогеоценозов и роль растений в них. Ярусность, смена биогеоценозов, природные зоны. Круговорот веществ и поток энергии. Пищевые цепи. Лекарственные растения, охраняемые растения, ядовитые растения.

(18ч.)

Практическая работа № 13: « Ярусность у водных растений. Приспособленность растений к жизни в воде, на поверхности воды. В условиях избыточного увлажнения»( Методические пособия)

Практическая работа №14: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного (елового и соснового)- сравнительная характеристика» ( Экскурсия)

Практическая работа № 15: « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного» (Экскурсия)

Практическая работа №16: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».(дидактические материалы)

Практическая работа № 17: « Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв» (оборудование для опыта0

Практическая работа № 18: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны»(гербарии, мулбтимедийный проектор)


(6ч.)


1.4. Планируемые результаты освоения программы

«Занимательная ботаника»:

Личностные результаты (личностные УУД):

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • уважительное отношение к товарищам;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.


Метапредметные результаты:

1)Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться планировать деятельность;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  • целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2)Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3)Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • изучение основных процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение), протекающих в растениях;

  • взаимосвязь физиологических процессов растений и явлений, происходящих в природе с растениями;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы

и умозаключения на основе сравнения;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение применять знания о физиологических процессах при описании явления, происходящего с растениями;

  • умение применять знания о физиологических процессах в практической деятельности (управление ростом растения, использование фитонцидных растений, создание условий для роста растений на приусадебном участке).

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:

• создание условий обитания опытных растений в кабинете, уход за ними.

5. В эстетической сфере:

• умение видеть красоту растений в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.



Раздел №2 «Комплекс организационно педагогических условий»


2.1 Календарный учебный график


Начало занятий

Окончание занятий

Количество недель

Режим занятий

01.09.2021 г

25.05.2022

36

очный (дистанционный)



Календарно - тематическое планирование


Тема занятия

Дата

план

Дата

фактическая

Формы контроля

1.Введение. Инструктаж по технике безопасности. Растения вокруг нас.




2.Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования (одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые и нецветковые, культурные и дикорастущие.




3.Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом»




4.Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом»




5.Значение многообразия растений.




6.Отличительные черты растений




7.Особенности строения растений




8. Классификация растений




9. Значение каждой части ( органа) растения.




10. Многоклеточное растение: корень




11. Многоклеточное растение: корень, стебель




12. Многоклеточное растение: корень, стебель, лист




13. Многоклеточное растение: корень, стебель, лист, цветок




14. Многоклеточное растение: корень, стебель, лист, цветок и плод.




15. У всех ли растений есть корень, стебель, лист, цветок и их значение.




16. Лабораторная работа №2: « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов»





17. Лабораторная работа №2: « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов»





18. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения»





19. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения»




20.Работа над проектом




21. Процессы жизнедеятельности в растительном организме.






22. Процессы жизнедеятельности в растительном организме




23. Особенности питания




24. Особенности питания, дыхания




25. Особенности питания, дыхания, выделения




26. Особенности питания, дыхания, выделения, роста




27. Особенности развития растений




28. Особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития растений




29. Работа над проектом




30. . Работа над проектом




31. . Работа над проектом




32. . Работа над проектом




33. . Работа над проектом




34. . Работа над проектом




35. . Работа над проектом




36. Практическая работа № 1: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме»





37. Практическая работа № 1: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме»





38. Практическая работа № 2: « Наблюдение процессов транспирации у бальзамина»





39.

Практическая работа №3: «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов»





40

Практическая работа №4: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте»





41. Лабораторная работа № 4: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ»





42.

Лабораторная работа № 4: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ»





43. Историческое прошлое растений




44. Историческое прошлое растений (видео урок)




45. Историческое прошлое растений




46. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




47. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




48. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




49. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




50. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




51. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




52. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




53. Формирование растительного мира на Земле и его роль в развитии других организмов




54. Значение древних растений в современном мире




55. Запасы горючих полезных ископаемых и их рациональное использование




56. Альтернативное топливо




57. Альтернативное топливо




58.Работа над проектом




59. Работа над проектом




60. Практическая работа № 5: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей»





61. Практическая работа № 5: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей»





62. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция»





63. Практическая работа №6: « Наблюдение гигроскопических возможностей мха сфагнум»





64. Лабораторная работа №5: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои»





65. Практическая работа № 7: « Искусственное опыление культурных растений( на примере томатов)»

(освещённость, температура, полив, подкормка)»





66. Лабораторная работа № 6: « Изучение внутреннего строения семени фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав»





67. Практическая работа № 8: « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений»





68. Практическая работа № 9: « Изучение способов распространения семян и плодов (работа с коллекциями)»

Практическая работа № 10: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений»





69

Практическая работа № 10: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений»





70. Практическая работа № 11: « Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой»





71. Практическая работа № 12: « Моделирование условий выращивания рассады




72 Практическая работа № 12: « Моделирование условий выращивания рассады




73. Особенности жизнедеятельности и значение растений разных отделов




74. Работа над проектом




75. Работа над проектом




76. Работа над проектом




77. Работа над проектом




78. Работа над проектом




79. Работа над проектом




80. Работа над проектом




81. Работа над проектом




82. Работа над проектом




83. Работа над проектом




84. Работа над проектом




85.Работа над проектом




86. Распространение, размещение растений в природе.




87. Распространение, размещение растений в природе




88. Виды биогеоценозов и роль растений в них.




89. Ярусность




90. Смена биогеоценозов




91. Смена биогеоценозов




92. природные зоны.




93. природные зоны.




94. Круговорот веществ и поток энергии.




95. Пищевые цепи.




96. Пищевые цепи.




97. Лекарственные растения.





98. Охраняемые растения.




99. Практическая работа № 13: « Ярусность у водных растений. Приспособленность растений к жизни в воде, на поверхности воды. В условиях избыточного увлажнения»





100. Практическая работа №14: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного (елового и соснового)- сравнительная характеристика» ( Экскурсия)





101. Практическая работа № 15: « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного» (Экскурсия)





102. Практическая работа №16: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».





103. Практическая работа № 17: « Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв»





104. Практическая работа № 18: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны»





105. Ядовитые растения




106.Работа над проектами




107.Защита проектов




108 Защита проектов






2.2. Материально-техническое и кадровые условия


Учебный кабинет имеет естественное и искусственное освещение, соответствующее установленным нормам; центральное отопление; температурно-влажностный режим соответствует действующим нормам, во время перемен между занятиями осуществляется проветривание; установлена и работает пожарная сигнализация; работают беспроводные точки доступа (закрыты от общего доступа паролем) к сети интернет для подключения компьютера педагога.

Наименование оборудования:

Буссоль; весы лабораторные; гербарий ботанический лесных травянистых видов растений; гербарный пресс (гербарная сетка); гербарная папка, дидактические материалы ; дальномер; звуковые колони; МФУ; комплект определителей и атласов живых организмов ;компьютер с монитором и комплектующим; лупа лабораторная ;лазерная указка; презентатор; лабораторный стол; методические пособия; микроскоп стереоскопический (бинокуляр); мультимедийный проектор с экраном; набор микроскопических препаратов; рулетка обрезиненная с фиксацией; стол учительский; стул учительский; справочные биологические коллекции; средства ухода за комнатными растениями; цифровой USB-микроскоп.

Реализацию программы «Занимательная ботаника» обеспечивают педагоги дополнительного образования, обладающие не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения естественнонаучной направленности, имеющие высшее педагогическое образование.


2.3. Информационные и методические условия.


Формы аттестации: проекты, творческие работы, конкурсы, фестивали.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневники наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования, фото, сертификаты.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, защита проектов, творческих работ, открытое занятие.

Оценочные материалы: диагностические методики позволяющие определить достижения учащимися планируемых результатов.

Особенности организации образовательного процесса: очное, возможно применение дистанционных технологий.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, исследовательский, проектный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально – групповая.

Формы организации учебного занятия: наблюдение, беседа, защита проектов, творческая мастерская, презентация, экскурсия, эксперимент, практическая работа, лабораторная работа.

Педагогические технологии: технологии исследовательской деятельности, критического мышления, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия( по технологии критического мышления)

Дидактические материалы и методическое обеспечение:

- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы

- Таблицы

- Тестовые методики

- Раздаточный материал (гербарии, атласы)

2.4. Список литературы


  1. Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М., изд. Российского университета Дружбы народов, 1999г.

  2. Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.

  3. Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.

  4. Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа,2002г.

  5. « Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г.

  6. http:// eor.edu.ru

  7. http://fcior.edu.ru

  8. http://scool- cоllection.edu.r



24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!