Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа №14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
направление "общекультурное "
для учащихся 5-Гкласса.
Срок реализации программы 2 года
Составила:
Шлыкова А. С., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Согласовано
Зам.директора по ВР ________ Т.А. Артеменко
г. Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» являются:
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казённого образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №14 »;
- учебного плана образовательного учреждения.
Актуальность данной программы в том, что сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора учащихся.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
развитие прикладных умений и навыков;
развитие мелкой моторики;
развитие устной речи, навыков общения;
обучение чтению – рассматриванию;
Формы проведения занятий: беседа, видеопросмотры, коллективные и творческие дела (инсценирование и иллюстрирование сказок), групповые обсуждения сказочных моментов, конкурсы, викторины, игры.
Описание места учебного курса:
Курс «В гостях у сказки» входит в организацию внеурочной деятельности.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ С(К)Ш №14, рабочая программа по данному курсу в 5 классе рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты внеурочной деятельности :
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально воспринимать сказки;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выражатьть своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя;
знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;
Средство достижения этих результатов – тексты сказок вопросы и задания к ним, диалоги постоянно действующих героев, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.) Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
Сказки о животных (22 ч.) Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Отличительные признаки сказок про животных. Герои сказок. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Чтение по ролям, изготовление декораций. Инсценирование сказки. Рисование героев. Просмотр мультфильмов. Разучивание игры «Лиска – лиса». Иллюстрирование. Викторина.
Волшебные сказки(9ч.) Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Пересказ. Разучивание игры «Колечко». Изготовление декораций. Инсценировка сказки. Иллюстрирование. Просмотр мультфильма.
Итоговое занятие (1ч.) Викторина «Путешествие по сказкам».
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
| Вводное занятие | 1 |
| Сказки о животных | 22 |
| Волшебные сказки | 9 |
| Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 33 |
Технические средства обучения
компьютер;
видеофильмы со сказками;
Список информационных источников
Джежелей О.В.Колобок: Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей - для всех, кто любит сказку [Текст]:/ О.В. Джежелей. – М.,1994.
Полная хрестоматия по чтению для начальной школы [Текст]:/ – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 352 с.
Русские народные сказки [Текст]:/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Солнышко. Читаем сами: Книга для внеклассного чтения в 1 кл. [Текст]:/ Сост. З.Г.Сахипова и др. – С.-Петербург: Просвещение, 1992. – 239 с.
Сказки, сказания, былины, предания. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]:/ – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
Твоя книга. Хрестоматия для чтения в семье. [Текст]:/ Сост. Л.Н. Елисеева. – М.: Детская литература, 1989. – 432 с.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Содержание тем учебного курса | Кол-во часов |
| | Вводное занятие(1ч.) Путешествие в сказку. | 1 |
| | Сказки о животных (22 ч.) Белорусская народная сказка «Два Мороза». | 1 |
| | Украинская народная сказка «Волк и лиса». | 1 |
| | Русская народная сказка «Заячья избушка». | 1 |
| | Латвийская народная сказка «Заячий домик». | 1 |
| | Русская народная сказка «Маша и Медведь». | 1 |
| | Авторская сказка В. Сутеева «Палочка - выручалочка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Три медведя». | 1 |
| | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Жихарка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Кот и лиса». | 1 |
| | Русская народная сказка «Лиса и заяц». | 1 |
| | Русская народная сказка «Овца, лиса и волк». | 1 |
| | Русская народная сказка «Лиса и кувшин». | 1 |
| | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 |
| | Русская народная сказка «Аленушка и лиса». | 1 |
| | Сказки про зайца, лису и медведя. | 1 |
| | Русская народная сказка «Колобок». | 1 |
| | Русская народная сказка «Репка». | 1 |
| | Русские народные сказки «Колобок» и «Репка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Бобовое зернышко». | 1 |
| | Русская народная сказка «Мужик, медведь и лиса». | 1 |
| | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 |
| | Волшебные сказки (9ч.) Русская народная сказка «Баба -Яга». | 1 |
| | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Гуси- лебеди». | 1 |
| | Русская народная сказка «Дочь и падчерица». | 1 |
| | Русская народная сказка «Снегурочка». | 1 |
| | Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». | 1 |
| | Русская народная сказка «Морозко». | 1 |
| | Русская народная сказка «Василиса прекрасная». | 1 |
| | Русская народная сказка «Марья Моревна». | 1 |
| | Итоговое занятие (1 ч.) Путешествие по сказкам. | 1 |
| | Путешествие по сказкам. | 1 |