СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности по теме: "Финансовая грамотность"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности по теме: "Финансовая грамотность"»

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Южная СОШ».

  3. Учебный план   МКОУ « Южная СОШ»  на 2021-2022 учебный год.

  4. Календарный учебный график  МКОУ «Южная СОШ» на 2021-2022 учебный год.

  5. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МКОУ «Южная СОШ».

  6. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.
    орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
    2014.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности
у обучающихся 9 класса, предполагающей освоение базовых финансо-
во-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом фи-
нансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый ор-
ган, бизнес, пенсионная система и др.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с авторской учебной программой.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации обучающихся.

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «се-
минар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность
работы обучающихся на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела).
Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний
и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопро-
сов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что
обучающийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса).
Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения обучаю-
щихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществ-
ляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой обучающийся реально может применить все знания,умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

В ходе организации учебной деятельности обучающихся используются следующие формы занятий: лекция-беседа, практикум, игра, семинар, занятие итогового контроля.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 Управление денежными средствами  семьи (9)

Тема 1 Происхождение денег (2 часа)

Занятие 1 Деньги: что это такое?

 Обсуждение базовых понятий, организация  выполнения заданий, организация дискуссии.

Занятия 2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

Обсуждение базовых понятий, организация  выполнения заданий, обсуждение домашнего задания, организация дискуссии.

Тема 2 Источники денежных средств семьи (2 часа)

Занятие 3  Какие бывают источники доходов.

Обсуждение практической ситуации, решение экономических задач, мозговой штурм, дискуссия.

 Занятие 4.  От чего зависят личные и семейные доходы.

Исследование практической ситуации, обсуждение, практическая работа с различными источниками, дискуссия.

Тема 3 Контроль семейных расходов (1 час)

Занятия 5-. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Лекция-беседа, решение задач, обсуждение, дискуссия.

Тема 4 Построение семейного бюджета (2 часа)

Занятия 7. Что такое семейный бюджет и как его построить.

Исследование практической ситуации, решение расчётных задач на дефицит и профицит,  практическая работа, дискуссия.

Занятия 8,9. Как оптимизировать семейный бюджет.

Обсуждение практической ситуации, выполнение практических задач, обсуждение.

Итоговое занятие по  разделу «Управление денежными средствами  семьи»

Создание проекта и его презентация, конкурс презентаций проектов, подведение итогов конкурса.

Контрольная работа по разделу.

Раздел 2  Способы повышения семейного благосостояния (5)

Тема 5 Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 часа)

Занятие 10. Для чего нужны финансовые организации.

Обсуждение, мини-практикум, практическая работа, дискуссия.

 Занятие 11.Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций.

Обсуждение, решение практических задач, дискуссия.

Тема 6 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (2 часа)

Занятие 12.Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.

Обсуждение, решение практических задач, дискуссия.

Занятие 13 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Лекция-беседа, выполнение практического задания, обсуждение, дискуссия.

Занятие 14 Проектная работа.

Создание проекта и его презентация, конкурс презентаций проектов, подведение итогов конкурса.

Занятие 15 Итоговое занятие по разделу «Способы повышения семейного благосостояния»

Контрольная работа по разделу.

Раздел 3 Риски в мире денег (6 часа)

Тема 7 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 часа)

Занятие 16. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца.

Обсуждение , практическая работа, дискуссия.

Занятие 17  ОЖС: болезнь, потеря работы. Природные и техногенные катастрофы.

Обсуждение , практическая работа, дискуссия.

Занятие 18. Чем поможет страхование.

Обсуждение, дискуссия.

Занятие 19. Какие бывают финансовые риски.

Занятие 20 . Что такое финансовые пирамиды. Изучение основ финансовой пирамиды и их действия.

Проектная и исследовательская деятельность.

Занятие 21 Контроль знаний и умений.

Раздел :4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Занятие 22. Что такое банк и чем он может быть полезен.

Занятие 23. Польза и риски банковских карт

Занятие 24. Как создать свое дело

Занятие 256. Что такое валютный рынок и как он устроен.

Занятие 27. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Занятие 28 Проектная и исследовательская деятельность.

Занятие 29 Проверка знаний по Разделу 4.Даздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Занятие 30. Что такое налоги и зачем их платить.

Занятие 31. Какие налоги мы платим.

Занятие 32. Что такое пенсия и как сделать ее достойной

Занятие 33. Проектная и исследовательская деятельность.


III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Деньги: что это такое?


1


2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.


1

3

Какие бывают источники доходов.


1

4


От чего зависят личные и семейные доходы.

Исследование практической ситуации, обсуждение, практическая работа с различными источниками, дискуссия.



1

5,6


Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.


2

7


Что такое семейный бюджет и как его построить.

Исследование практической ситуации, решение расчётных задач на дефицит и профицит,  практическая работа, дискуссия.



1

8,9


Как оптимизировать семейный бюджет.

Обсуждение практической ситуации, выполнение практических задач, обсуждение.

Итоговое занятие по  разделу «Управление денежными средствами  семьи»

Создание проекта и его презентация, конкурс презентаций проектов, подведение итогов конкурса.

Контрольная работа по разделу.


2

10


Для чего нужны финансовые организации.


1

11


Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1


12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

13


Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

14


Проектная и исследовательская деятельность

1

15

Проверка знаний

1

6


Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца

1








































16




















Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и технические катастрофы

1





























































Чем поможет страхование

1

















































































Какие бывают финансовые риски

1


Что такое финансовые пирамиды

Практическое занятие. Организация проектной деятельности: что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1



Итоговое занятие. Проверка знаний и умений по  разделу «Риски в мире денег»

1


Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1


Польза и риски банковских карт

1


Что такое бизнес

1


Как  создать своё дело

1


Что такое валютный рынок и как он устроен

1


Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1


Практическое занятие. Организация проектной деятельности: что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1


Итоговое занятие. Проверка  знаний и умений по  разделу

« Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем».

1


Что такое налоги и зачем их платить

1


Какие налоги мы платим

1





Что такое пенсия и как сделать её достойной

1


Практическое занятие.
Организация проектной деятельности:
что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1


Итоговое занятие.
Проверка  знаний и умений
по  разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют»


IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфе-
ре личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и
исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми ин-
ститутами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и опреде-
лять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финан-
совых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следствен-
ные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных фи-
нансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать
и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, про-
фицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, фи-
нансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсион-
ный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-
ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной сис-
темы в РФ.

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма-
териалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-
мотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014 

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамот-
ность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-
мотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной ста-
тистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи-
ческого развития РФ

5 www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и про-
мышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-
лы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории эко-
номической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного порта-
ла «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы
экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и фи-
нансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету

VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.ПК

2. Мультимедиапроектор

3. Экран

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей