СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Моя Россия - мои горизонты» 9 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Моя Россия - мои горизонты» 9 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]



«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

протокол № ________

Руководитель М.О. ___________

от_____________________



«Согласовано»


Зам. директора по УВР


_____________

З.Б. Бубеева


от___________________

«Утверждено»


Директор школы


_____________ Е.Г.Сапожникова


от_________________




Адаптированная рабочая программа





Курс внеурочной деятельности: «Россия - мои горизонты»

Класс: 9

Учебный год: 2023-2024

Учитель: Ещенко Валентина Георгиевна























с. Новая Брянь


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (также именуемый «Россия – мои горизонты», далее – Программа) составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  2. Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05),

  3. Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ- 2324/05).

  4. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

  5. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

  6. Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.

  7. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 9 класса на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее - проект).

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 9 класса.

Задачи:

- содействие профессиональному самоопределению обучающихся 9 класса

-формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);

- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.


    1. Учёт воспитательного потенциала уроков

Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного потенциала во время внеурочной деятельности в следующих формах:

      • Побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

      • Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности:

- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

- использование на занятиях информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы.

      • Использование воспитательных возможностей содержания для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

      • Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.

      • Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

      • Применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

      • Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

      • Выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

      • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

      • становление уважительных, доверительных, неформальных отношений между педагогом и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности.


    1. Место предмета в учебном плане

В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на внеурочную деятельность по проекту «Билет в будущее» отводится 1 час в неделю (34 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    1. Краткая характеристика содержания учебного предмета

Популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно -активизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностико- консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.

В 9 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий: формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.

Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.


    1. Связь курса внеурочной деятельности с базовыми учебными действиями

Практически все БУД способствует формированию следующих учебных действий:


Личностные учебные действия:

      • испытывать чувство гордости за свою страну.

      • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

      • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

      • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия:

      • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;

      • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

      • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

      • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

      • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

      • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

      • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

      • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

      • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.


Регулятивные учебные действия:

      • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

      • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

      • делать выбор и брать ответственность за решение;

      • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

      • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

      • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

      • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

      • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

      • уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Познавательные учебные действия:

      • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

      • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

      • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

      • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

      • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

      • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

      • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

      • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

      1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

      2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

      3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

      4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

      5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

      6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

      7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

      8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

      9. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

      10. способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

      11. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

      12. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

      13. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

      14. проявление готовности к самостоятельной жизни.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

      1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

      2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

      3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

      4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

      5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

      6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

      7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

      8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

      9. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

      10. способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

      11. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

      12. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

      13. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

      14. проявление готовности к самостоятельной жизни.


    1. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.


В сфере гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

В сфере эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;

  • стремление к творческому самовыражению в любой профессии;

  • стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:

  • осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;


  • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;

  • осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

    1. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов.

  • слушание учителя;

  • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;

  • заполнение таблиц;

  • работа с раздаточным материалом;

  • самостоятельная работа, работа в парах, группах;

  • проектная деятельность;

  • оценивание своих учебных достижений.

    1. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным

проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.

Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») – это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.

Признаки, отличающие проектную деятельность:

  • ограничение по срокам, ресурсам и результату;

  • неповторимость и уникальность (насколько это возможно);

  • комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;

  • организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде).

Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы:

  • инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;


  • планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков;

  • исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;

  • завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);

  • получение обратной связи по результату, оценка результата.

Основные требования к проекту:

  • наличие социально значимой задачи (проблемы);

  • планирование действий по разрешению проблемы;

  • пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  • использование исследовательских методов.

Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.

Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели проекта:

  • исследовательский (новые знания);

  • информационный (интеграция информации);

  • социальный (решение социальной проблемы);

  • творческий (творческий продукт);

  • практико-ориентированный (материальный продукт);

  • бизнес-проект (извлечение прибыли).

Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако, в профориентационном аспекте они менее распространены.

По количеству участников:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По содержанию образовательного содержания:

  • предметными;

  • межпредметными:

  • надпредметными большей степени соответствуют профориентационному содержанию).

По продолжительности:

  • краткосрочные (до полугода);

  • среднесрочные (от полугода до года);

  • долгосрочные (более одного года).


В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного

проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта, как правило, кратко- и среднесрочная


    1. Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки личностных результатов

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого- педагогический консилиум.

Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система оценки:

  1. баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, помощь педагога не принимает.

  2. балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.

  3. балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.

  4. балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.

  5. балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь педагога.

  6. баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти не нуждается.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по следующей шкале:

  1. баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;

  2. балл – минимальная динамика;

  3. балла – удовлетворительная динамика;

  4. балла – значительная динамика.


Система оценки предметных результатов

Курс внеурочной деятельности имеет безоценочную систему прохождения материала.


Система оценки БУД

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:


    1. баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

    2. балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

    3. балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

    4. балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

    5. балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

    6. баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в индивидуальные дневники наблюдения обучающихся.

Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.


Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.


Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.


Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п


Тема занятия

Дата

Кол- во

часов

ЭОР

1.

«Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей

экономического развития РФ – счастье в труде)


1

https://bvbinfo.ru/

2.

«Открой своё будущее» (введение в

профориентацию)


1

https://bvbinfo.ru/

3.

Профориентационная диагностика № 1 «Мой

профиль»


1

profmin.bvbinfo.ru

4.

«Система образования России» (дополнительное

образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)


1

https://bvbinfo.ru/

5.

«Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)


1

https://bvbinfo.ru/

6.

«Россия в деле» (часть 1) (на выбор:

импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность)


1

https://bvbinfo.ru/

7.

«Россия промышленная: узнаю достижения страны в

сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)


1

https://bvbinfo.ru/

8.

«Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

9.

«Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные

технологии, искусственный интеллект, робототехника)


1

https://bvbinfo.ru/

10.

«Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по

профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

11.

«Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина,

реабилитация, генетика)


1

https://bvbinfo.ru/

12.

«Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение,

транспорт, строительство)1


1

https://bvbinfo.ru/

13.

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

14.

«Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная,

военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)


1

https://bvbinfo.ru/

15.

«Пробую профессию в сфере управления и

безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по

кибербезопасности, юрист и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

16.

«Моё будущее – моя страна»


1

https://bvbinfo.ru/

17.

«Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны»

(агропромышленный комплекс)


1

https://bvbinfo.ru/

18.

«Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

19.

«Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера

здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)


1

https://bvbinfo.ru/

20.

«Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на

выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

21.

«Россия добрая: узнаю о профессиях на благо

общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства)


1

https://bvbinfo.ru/

22.

«Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор

благотворительных мероприятий и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

23.

«Россия креативная: узнаю творческие профессии»

(сфера культуры и искусства)


1

https://bvbinfo.ru/

24.

«Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер,

продюсер и др.)


1

https://bvbinfo.ru/

25.

«Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер,

эколог)


1

https://bvbinfo.ru/

26.

«Один день в профессии» (часть 2) (пожарный,

ветеринар, повар)


1

https://bvbinfo.ru/

27.

Профориентационный сериал проекта «Билет в

будущее» (часть 1)


1

https://bvbinfo.ru/

28.

Профориентационный сериал проекта «Билет в

будущее» (часть 2)


1

https://bvbinfo.ru/

29.

«Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее»)


5

https://bvbinfo.ru/

30.


31.


32.


33.


34.

«Моё будущее – Моя страна»



https://bvbinfo.ru/


Итого: 34 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!