Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс8(30136)53-3-02
с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол № ________ Руководитель М.О. ___________ от_____________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________ З.Б. Бубеева от___________________ | «Утверждено» Директор школы _____________ Е.Г.Сапожникова от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Курс внеурочной деятельности: «Россия - мои горизонты»
Класс: 9
Учебный год: 2023-2024
Учитель: Ещенко Валентина Георгиевна
с. Новая Брянь
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (также именуемый «Россия – мои горизонты», далее – Программа) составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05),
Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ- 2324/05).
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 9 класса на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее - проект).
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 9 класса.
Задачи:
- содействие профессиональному самоопределению обучающихся 9 класса
-формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного потенциала во время внеурочной деятельности в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности:
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
- использование на занятиях информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы.
Использование воспитательных возможностей содержания для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
становление уважительных, доверительных, неформальных отношений между педагогом и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на внеурочную деятельность по проекту «Билет в будущее» отводится 1 час в неделю (34 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно -активизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностико- консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению.
В 9 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий: формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
Связь курса внеурочной деятельности с базовыми учебными действиями
Практически все БУД способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
испытывать чувство гордости за свою страну.
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные учебные действия:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Познавательные учебные действия:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов.
слушание учителя;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
заполнение таблиц;
работа с раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным
проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.
Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») – это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.
Признаки, отличающие проектную деятельность:
ограничение по срокам, ресурсам и результату;
неповторимость и уникальность (насколько это возможно);
комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;
организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде).
Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы:
инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;
планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков;
исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;
завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);
получение обратной связи по результату, оценка результата.
Основные требования к проекту:
наличие социально значимой задачи (проблемы);
планирование действий по разрешению проблемы;
пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов.
Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.
Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели проекта:
исследовательский (новые знания);
информационный (интеграция информации);
социальный (решение социальной проблемы);
творческий (творческий продукт);
практико-ориентированный (материальный продукт);
бизнес-проект (извлечение прибыли).
Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако, в профориентационном аспекте они менее распространены.
По количеству участников:
индивидуальные;
групповые.
По содержанию образовательного содержания:
По продолжительности:
краткосрочные (до полугода);
среднесрочные (от полугода до года);
долгосрочные (более одного года).
В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного
проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта, как правило, кратко- и среднесрочная
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого- педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система оценки:
баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, помощь педагога не принимает.
балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь педагога.
баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по следующей шкале:
баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
балл – минимальная динамика;
балла – удовлетворительная динамика;
балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Курс внеурочной деятельности имеет безоценочную систему прохождения материала.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:
баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в индивидуальные дневники наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кол- во часов | ЭОР |
1. | «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
2. | «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
3. | Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» | | 1 | profmin.bvbinfo.ru |
4. | «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
5. | «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
6. | «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
7. | «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
8. | «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
9. | «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
10. | «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
11. | «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
12. | «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)1 | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
13. | «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
14. | «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
15. | «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
16. | «Моё будущее – моя страна» | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
17. | «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
18. | «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
19. | «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
20. | «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
21. | «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
22. | «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
23. | «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
24. | «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
25. | «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
26. | «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
27. | Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
28. | Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) | | 1 | https://bvbinfo.ru/ |
29. | «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») | | 5 | https://bvbinfo.ru/ |
30. | |
31. | |
32. | |
33. | |
34. | «Моё будущее – Моя страна» | | | https://bvbinfo.ru/ |
| Итого: 34 часа |