СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности. Математическая логика. 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности. Математическая логика. 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»





 

«Согласовано»

Руководитель

МО учителей нач. классов

_______ Мельник Т.В.

Протокол №___

от «___»______2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по НМР

__________ Белоножко В.Н. «__»______2020 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии

_______ В.П. Кривушина

Приказ №____

от «___»_______2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Математическая логика»

для 4 класса





Программу разработали

учителя МО начальных классов

МБОУ « Гимназия №1»

на 2020 - 2021 учебный год





Рассмотрено

на заседании педагогического совета


Протокол №_______

От «___»_______2020 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа внеурочной деятельности «Математическая логика» разработана на основе:

- методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности школьников начального общего образования по новым стандартам «Внеурочная деятельность младших школьников» (Авторов – составителей Н.А. Асташова, В.И. Борисова. – Брянск: Издательство БИПКРО, 2011)

- курса по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам» (Автор О.А. Холодова. – М., «РОСТ», 2015)

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1»;

- с учётом Примерной программы начального образования по внеурочной деятельности;

- учебного плана гимназии на 2020-2021 учебный год

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Программа «Математическая логика» позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

  • развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

  • Развитие двигательной сферы.



Воспитывающий аспект



  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я-концепции»).

Задачи программы:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

  • овладение конкретными математическими знаниями;

  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

Кроме того, решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

  • развитие речи;

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Программа «Математическая логика» предназначена для занятий с детьми 6-10 лет и направлена на:

  • учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;

  • учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;

  • учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;

  • учащихся, смотивированных на обучение.







Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 11часов по 1 часу в неделю в течение второго триместра.





Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Формами подведения итогов реализации программы «Математическая логика» являются:

  • тестирование;

  • участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

  • участие в интеллектуальных играх



( Конкурс «Кенгуру», КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы внеурочной деятельности «Математическая логика» можно разделить на несколько разделов:

  • Тренировка психических процессов

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют:

  • развитие концентрации внимания;

  • тренировка внимания;

  • тренировка слуховой памяти;

  • тренировка зрительной памяти;

  • совершенствование воображения;

  • развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

  • Задачи геометрического характера

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. На занятиях узнают что такое:

  • уникурсальные кривые;

  • составление и моделирование предметов;

  • построение фигур из счетных палочек.



  • Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. Они включают:

  • анаграмма;

  • комбинаторные задачи;

  • задачи с альтернативным условием.



  • Нестандартные задачи алгебраического характера

  • арифметический шифр;

  • математический фокус;

  • арифметические лабиринты с воротами;

  • математические ребусы;

  • магические квадраты 3·3.









тематическое планирование





занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


1

2

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.


1

3

Тренировка слуховой памяти.

1

4

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.


1

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.


1

6

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.


1

7

Развитие концентрации внимания.

1

8

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.



1

9

Совершенствование воображения.

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.


1

10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.


1

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!