Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
«Согласовано» Руководитель МО учителей нач. классов _______ Мельник Т.В. Протокол №___ от «___»______2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР __________ Белоножко В.Н. «__»______2020 г. | «Утверждаю» Директор гимназии _______ В.П. Кривушина Приказ №____ от «___»_______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая логика»
для 4 класса
Программу разработали
учителя МО начальных классов
МБОУ « Гимназия №1»
на 2020 - 2021 учебный год
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №_______
От «___»_______2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Математическая логика» разработана на основе:
- методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности школьников начального общего образования по новым стандартам «Внеурочная деятельность младших школьников» (Авторов – составителей Н.А. Асташова, В.И. Борисова. – Брянск: Издательство БИПКРО, 2011)
- курса по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам» (Автор О.А. Холодова. – М., «РОСТ», 2015)
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1»;
- с учётом Примерной программы начального образования по внеурочной деятельности;
- учебного плана гимназии на 2020-2021 учебный год
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа «Математическая логика» позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
развитие речи;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа «Математическая логика» предназначена для занятий с детьми 6-10 лет и направлена на:
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
учащихся, смотивированных на обучение.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 11часов по 1 часу в неделю в течение второго триместра.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формами подведения итогов реализации программы «Математическая логика» являются:
тестирование;
участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в интеллектуальных играх
( Конкурс «Кенгуру», КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы внеурочной деятельности «Математическая логика» можно разделить на несколько разделов:
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют:
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. На занятиях узнают что такое:
уникурсальные кривые;
составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек.
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. Они включают:
математические ребусы;
магические квадраты 3·3.
тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |
3 | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
4 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
5 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
6 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
7 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
8 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
9 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
10 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |