МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ОРДЫНСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МКОУ Ордынской
МКОУ Ордынской Санаторной школы санаторной школы
от «___» _______________2019 г. __________ М.В. Мамзина
Протокол № ____________ «___» _____________ 2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Возраст обучающихся: 8 – 11 лет
Срок реализации 1 год
Автор: Вельма Анастасия Сергеевна
воспитатель
р. п. Ордынское, 2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» имеет художественную направленность. Программа носит обучающий характер.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Через приобщение детей к искусству художественного вязания, основываясь на народных традициях, оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования в других областях культуры и искусства. Данная программа актуальна и не имеет аналогов по содержанию предмета. Она не только прививает обучающимся умения и навыки по вязанию крючком, но и способствует формированию национальной культуры, сохранению народного ремесла, развивает дизайнерское мышление и творческие способности каждого ребёнка.
Отличительные особенности программы
Программа позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучать основы вязания крючком. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно-эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с крючком. Способствует лучшему восприятию произведений , изделий декоративно-прикладного искусства ,повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.
Средний возраст учащихся 8-10 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения -17 часов занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 8-10 лет, количество детей в группе 24 человека. Режим работы- 1 раз в 2 недели по 1 часу.
В процессе реализации программы используется разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль.
В программу обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и её свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель знакомит учащихся с приёмами вязания крючком, с условными обозначениями на схемах узоров вязки. Учащиеся выполняют упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам, а также придуманным учащимся самостоятельно. Все схемы узоров для вязания изделий учащиеся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш, ластик, а для записей-ручка.
Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знакомятся новыми приёмами вязания и узорами. Создавая узоры изделия, учащиеся приобретают знания о значении цвета, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, учатся находить гармоничные сочетания в изделии, выполняют упражнения на составление разных цветовых гамм.
Цели и задачи программы
Цель – овладеть приёмами вязания крючком и приобрести хорошие технические навыки.
Задачи:
Образовательные:
-научить соблюдать технику безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическими утюгом;
-обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
-научить приёмам вязания крючком и технике выполнения простых изделий;
-научить свободно пользоваться схемами по вязанию и графически изображать условные обозначения;
-научить гармонично сочетать цвета при выполнении поделок.
2. Развивающие:
-развивать творческий потенциал и реализовывать способности детей;
- развивать инициативность, самостоятельность;
- развивать эстетский вкус;
-развивать индивидуальную творческую деятельность детей.
3. Воспитательные:
-формировать культуру поведения в коллективе;
-помогать организационно и целеустремленно проводить досуг;
-воспитывать положительные черты характера ( трудолюбие, усидчивость, аккуратность) и искоренять отрицательные (зависть, грубость и т.д)
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- приёмы безопасной работы с инструментами и принадлежностями;
-технологию изготовления помпона, кисти, витого шнура;
-условные обозначения для вязания узоров крючком;
-основные приёмы вязания крючком и спицами;
- о существовании проектного и исследовательского методов работы;
-советы по уходу за трикотажными изделиями.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место для ручных работ;
- подготовить бывшую в употреблении пряжу к работе;
-изготовить помпон, кисть, витой шнур;
-вязать крючком – по кругу;
-прибавлять и убавлять петли;
-вязать квадрат;
- вязать по схемам ажурные узоры;
- произвести мелкий ремонт трикотажных изделий;
-должны уметь наблюдать, мыслить (анализировать, выделять главное, обобщать).
Содержание программы
Вводное занятие(1ч.)
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Виды декоративно-прикладного искусства. История развития художественного вязания.
Основные приёмы вязания крючком ( 3ч.)
Правила безопасного труда. Начальная петля. Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель. Графическое изображение. Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Графическое изображение. Столбик без накида. Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной петлей. Графическое изображение. Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя и тремя накидами. Графическое изображение.
Упражнения из столбиков и воздушных петель (2ч.)
Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Графическое изображение. Столбик без накида. Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной петлей. Графическое изображение. Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя и тремя накидами. Графическое изображение. Рельефные столбики: лицевой и изнаночный. Графическое изображение.
Вязание узорного полотна (3ч.)
Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата. Учимся наблюдать - в соответствии крючка и толщины пряжи. Вязание одной пряжи разными крючками, вязание разной пряжи одним крючком. Вязание цветка. Вязание по кругу. Изготовление игольницы «Солнышко». Декоративное оформление солнышка.
Материаловедение (1ч)
Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Составление коллекции ниток. Свойства трикотажного полотна. Виды пряжи. Основы цветоведения . Цветовая гармония- согласованность в сочетании цветов.
Салфетка (7.)
Приемы вязания салфетки. Практическое занятие. Вязание по готовым схемам. Чтение схем.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | теория | практика | сроки |
1 | Вводное занятие. Основные приемы вязания крючком. | 1 | | |
2 | Правила безопасного труда. | 1 | | |
3 | Основные приемы вязания крючком. Практическое занятие . | | 1 | |
4 | Основные приемы вязания крючком. | | 1 | |
5 | Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. | 1 | 1 | |
6 | Запись и зарисовка схем упражнений. | | 1 | |
7 | Практическое занятие | | 1 | |
9 | Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания. | 1 | 1 | |
9 | Правила вязания круга, квадрата. Практическое занятие. | | 1 | |
10 | Материаловедение. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. | 1 | | |
11 | Составление коллекции ниток. Свойства трикотажного полотна. | 1 | | |
12 | Практическое занятие. Салфетка « Ромашка». | | 1 | |
13-17 | Практическое занятие. Вязание по готовым схемам. | | 3 | |
Итого: 17 часов
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ
Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
Наличие инструментов:
-вязальные крючки различной толщины;
-ножницы;
-швейные иглы;
-булавки;
-сантиметровая лента;
- электрический утюг;
-гладильная доска.
3.Наличие материалов:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- фурнитура;
-калька;
- миллиметровая бумага;
- акварельные краски.
4. Специальная литература.
5. Наглядно – иллюстративные и дидактические материалы:
-таблица « Основные приемы вязания»
-схемы изделий;
-коллекции ниток;
- образцы вязания;
- изделия;
- инструкционные карты;
- дидактические карточки.