СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Воскография »

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства. ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Воскография »(Срок обучения 3 года)

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Воскография »»

Районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»









Дополнительная общеразвивающая

программа в области изобразительного искусства.




ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Воскография »

(Срок обучения 3 года)







ЗНАМЕНКА

2021














Рекомендована:

педагогическим советом и отделом изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества для использования в учебном процессе Знаменской Детской школы искусств







Авторы-составители:

Белова Ольга Анатольевна, преподаватель по классу изобразительного искусства Первой категории.
















Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

Средства обучения


Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Воскография» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации и т.д. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности обучающихся. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из таких задач является предмет – воскография, умение передавать изображаемое различными графическими приемами, используя не стандартные технические средства. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать сюжет. В своем творчестве обучающиеся передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.


Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Воскография» реализуется 3 года.









Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:


Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени



Всего

часов

ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

2

3


ПОЛУГОДИЯ

1

2

3

4

5

6





102ч

Аудиторная работа

(в часах)


16


18


16


18


16


18





Максимальная

учебная нагрузка

(в часах)


16


18


16


18


16


18






102ч

Вид промежуточной

аттестации




зачет









Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Воскография» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.

Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке, используя не традиционные способы графическом изображении

Задачи:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.



Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание

художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в программе являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий воскографией должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Воскография» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

1 год обучения.

Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. На первом году обучения воспитанникам необходимо привить интерес к предмету , научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности.



2 год обучения.

На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное.


3 год обучения.

Обучающиеся развивают свои умения, учатся работать над композицией в разных техниках, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.


Учебно-тематическое планирование

1год обучения.

Содержание тем


Общее количество

часов

1.

Вводное занятие (знакомство с графическими приемами техники - воскография )

2

2.

Осенние краски

4

3.

Бархатные насекомые

6

4.

Веселый снеговик

7

5.

Рыбки и осьминожка

7

6.

Сказочная птица

8


Всего:

34


Учебно-тематический план 2-ой год обучения.


Содержание тем

Общее количество часов

1.

Осенний листопад

4

2.

Стрекоза и муравей

4

3.

Заиндевелое дерево

6

4.

Разноцветные перелетные птицы

7

5.

Портрет бабушки

6

6.

Букеты цветов

7


Всего:

34


Учебно-тематический план 3-ий год обучения

Содержание тем

Общее количество часов

1.

Осенний натюрморт


4

2.

Ежики с грибами


4

3.

Сорока - белобока; Хитрая ворона

7

4.

Вальс снежинок; Волшебные узоры

6

5.

Весна – красна

7

6.

Фантастические цветы

6


Всего:

34


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Воскография»:

1. Знание понятий «графика» , «гравюра», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф, композиция».

2. Знание оборудования и различных графических материалов.

3. Умение наблюдать предмет, анализировать его, стилизация формы.

4. Умение передавать характерные особенности предметов.

5. Умение работать с натуры и по памяти.

6. Умение применять технические приемы тушью, воском, желтком .


4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в форме творческих заданий,

просмотров работ учащихся во 2-м, 3-м классах. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие.


Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

“5” («отлично»)

- ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

“4” («хорошо»)

- в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

“3” («удовлетворительно»)

- работа выполнена под руководством

преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы

обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

  • объяснительно- иллюстративные (демонстрация методических пособий,

иллюстраций);

  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

  • творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также

возможностей других материалов);

  • игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,

проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая

проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. Учащиеся имеют возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кино - фильмы.

















СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы

1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно - воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7,с. 106-111

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос,2004. с.66-74

3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003

5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьниковсредствами скульптуры малых форм. Диссерт . на соиск . уч . степ .канд. пед .наук. – М., 1998

7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004

8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29

10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова , В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77

11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -М.: «Владос», 2002. с.6-15

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184

13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20

14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25

15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:«Искусство в школе», 1995, с.9-29

16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. сангл. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56

17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980

18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М:Внешторгиздат, 1980, с.33-36

19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И.- М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.

20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.

Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17

21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат . центр «Академия», 1999, с.246-250

22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144

23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс»,

2000 с.51-56

Список рекомендуемой учебной литературы

1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с.3-15

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.:Просвещение, 1979

4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство ,Ленинградское отделение, 1975

5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150

6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982

7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985

8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:Высшая школа, 1979

9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!