СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "ЭТИКА" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "Этика" направлен на развитие когнетивной и эмоциональной сферы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "ЭТИКА" 9 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска



Рассмотрено:

на заседании

методического

объединения школы. Руководитель МО

____________А.А. Магильная

Протокол №_____

от «____»__________2021 г.

Согласовано:

зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска

____________Зеленина И В.


«____»_________ 2021 г.


Утверждаю:

директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска __________________

О. Л. Бурцева

Приказ №_____

от «___»__________2021г.




Программа по учебному предмету: «Этика » для 9 класса

( для детей с интеллектуальными нарушениями)

на 2021-2022 учебный год

Программа разработана

учителем школы

Магильной А. А

Содержание программы:





  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

5 . Содержание учебного предмета, коррекционного курса.

6. Тематическое планировано с контрольно- измерительными материалами.

  1. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.













I. Пояснительная записка.

Программа по учебному предмету «Этика» в 9 классе разработана в соответствии:

1. С Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;

3.АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принятой на заседании федерального учебном - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 года, №4/15);


4. С примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету «Этика» (автор Н.Б. Матвеевой «Просвещение», 2010, утвержденной Министерством образования РФ 10 апреля 2002 года (№29/2065-п):

5. Учебный план МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска на 2021-2022 уч.год


 


Цель  предмета:

Формирование представлений об этических нормах поведения в обществе, нравственности и морали.

Задачи предмета:

Научить  учащихся сознательной оценке своих поступков и себя в целом, дать им элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе, помочь ориентироваться на высокие эталоны нравственности и личностные характеристики (справедливость, совесть, долг, ответственность и др.), сформировать навыки устойчивого  социального поведения.

II Общая характеристика учебного предмета.


Преподавание предмета «Этика» направлено на развитие когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся. Специфические особенности развития личности с нарушением интеллекта требуют от  учителя знания  индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся. Вся работа направлена по трем направлениям:

    1. Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимания своего «Я»;

    2. На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением; сверстниками, педагогами, родителями и др.;

    3. Систематическое и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

Такая система обора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся. Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь - ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой - предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

Цель данного учебного предмета- достижение практической целенаправленности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

По сути, уроки этики – это практикум по жизневедению, обращенный к осознанию учащихся , к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам. Специфика обучения данной категории детей не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».

В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку .При обсуждении тех или иных понятий задача учителя – максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделять в нем ведущие идеи; раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для это учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений анализа предлагаемой темы (проблемы) Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие появлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен планироваться , ориентироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по данному предмету могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.

Основная идея, которую учитель призван донести ло сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика» определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел. Бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и повышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.




 



III. Место учебного предмета в учебном плане.


Учебный предмет « Этика» входит в Федеральный компонент учебного плана «Обществознание».

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.

1 четверть - 9 часов

2 четверть - 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 7 часов

За год - 33 часа.


IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:



- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

-способность критически оценивать свои поступки, оценивать себя с точки зрения принятых мер и правил;

-воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своей родине.;

-оценивать жизненные ситуации с очки зрения общечеловеческих норм;

- Формировать представление о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навык и охранительные режимные моменты.

- научить учащихся возможности взаимодейстствия с соседями по парте, в группе:

- соблюдать нормы этикета.


Предметные результаты.

- Иметь представление о создании и сохранении семьи;

-Уметь анализировать, понимать свои чувства, желания;

- Иметь представление о социальной и моральной ответственности;

-Освоить некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;

-Формирование подхода к правильному разрешению конфликтов в семье;

- Заложить основы сознательного отношения к своей бедующей семейной

роли, обязанностям и мере ответственности;





- Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

- Знать нормы и правила поведения в обществе;

- Историю происхождения некоторых этических норм;

- Формирование правовой культуры в рамках семейного, трудового кодекса.



V. Содержание учебного предмета.



№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Условия, влияющие на деятельность человека

10

2

Семья

23

 

Итого

33









Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч)

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.

Темы для изучения и обсуждения:

1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
           2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
        4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.

5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.

6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).

7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).

8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья  (23 ч)

Основные задачи данного раздела:

- сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
- направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);

- дать представление о социальных и психологических аспектах проблемы    взаимоотношения полов, (социальная и моральная ответственности);

- дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;

- формировать подход к правильному разрешению неизбежных конфликтов, случающиеся в каждой семье;

- заложить основы сознательного отношения к своей  будущей семейной роли: муж-отец, жена-мать, представления об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.


Темы для изучения и обсуждения (анкетирования перед обсуждением)

1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.

2. Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. 

4. Нравственность и сексуальность.

5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.

6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.

7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). 

8. Молодая семья, и её первые шаги. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнёра, уважение.

            9. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.

          10. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей - родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование

общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.

          11. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь

с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.

          12. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).

          13. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей.

          14. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.

          15. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение

принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время:

средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

          16. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т.д.

          17. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.

          18. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери

по отношению к детям, раздел имущества




Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Раздел, тема.

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты обучения


Виды выполняемых работ

Д.З

1 полугодие - 16 часов (1четверть 9 ч + 2 четверть 7 ч)

1. Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч)


Долг, совесть, общественное мнение

1

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности

Сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих усло­виях личность несет индивидуальную ответственность за соб­ственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, необ­ходимости, общественного мнения, совести и т. д.



распознавать деяния, направленные против другой личности;

Беседа с учащимися, конспектирование

Конспект в тетради


Свобода, необходимость, ответственность

1

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений

Беседа с учащимися, обыгрывание ситуации

Составить рассказ со словами: долг, совесть, cвобода,


Свобода выбора и мера ответственности

1

Свобода выбора и мера ответственности человека за свои поступки

Конспектирование

Ответы на вопросы


Что такое мораль и право?

1

Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права

Записи в тетради, исторические факты

Ответы на вопросы


Деяние, направленное против другой личности. Наказание за поступки

1

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни, оскорбление чести и достоинства, лишение имущества). Наказание за поступки

Конспектирование

Учить записи в тетради


Основные разделы права: семейное право, уголовное право.

1

Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право. Вопросы, разрешаемые каждым из разделов (общее представление)

Познакомить с основными разделами семейного, уголовного права.,

административное право, трудовое право.


Беседа с учащимися. Конспектирование

Ответы на вопросы


Основные разделы права: административное право, трудовое право.

1

Беседа с учащимися. Конспектирование

Ответы на вопросы


8




Ответственность человека за совершенное правонару­шение

1


Ответственность человека за совершенное правонару­шение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гра­жданского кодекса, по выбору учителя)

Знать меры ответственности человека за свои поступки;

Конспектирование, обыгрывание ситуации


Тест

9



Ответственность человека за совершенное правонару­шение

1.



10


Нравственное и безнравственное поведение

1

Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством


Беседа с учащимися, конспектирование

Учить записи в тетради.

Взаимоотношения в семье (23 ч)

11


Что такое любовь и счастье

1

Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представление о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.

Роль мировоззрения человека в формировании представ­лений о счастье.

• Сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;• научить детей анализировать и понимать свои чувства, желания («люблю», «нравится»), дать представление о соци­альных и психологических аспектах проблемы взаимоотно­шения полов (социальная и моральная ответственность);

• показать, не ущемляя чувств детей, возможность суще­ствования иных отношений, привлечь их внимание к иному (нравственному) способу построения взаимоотношений в их будущей семье, так как нередко личный опыт взаимоотноше­ний в семье для многих учащихся оказывается ниже норм нравственных требований;





• заложить основы сознательного отношения к своей бу­дущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, представле­ния об обязанности и мере ответственности каждой из ролей





Изучить нравственные правила общения, принятые в семье;

терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья.





• дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;










Доклад учителя, беседа с учащимися.

Рассказ: Мои представлениях о счастливой семьи.

12


Кого и за что можно любить?

1

Кого и за что можно любить? Восприятие лиц проти­воположного пола (юноши, девушки). Требования, предъяв­ляемые к предполагаемому партнеру, и их реальное воплоще­ние.

Беседа с учащимися

Отв. На вопросы.

13


Влюбленность и любовь

1

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

Беседа с учащимися

Подбор стихов о любви.

14


Нравственность и сексуальность.

1

Нравственность и сексуальность.

Беседа с учащимися

Подбор стихов о любви.

15


Почему ссорятся влюбленные?

1

Почему ссорятся влюбленные? Как прощать обиды, какие поступки непростительны для человека?

Беседа, примеры из художественной литературы.

Записи в тетради

16


Этика взаимоотношений юноши и девушки.

1

Этика взаимоотношений юноши и девушки.


Доклад учителя.

Рассказы об этике.

2 полугодие - 17 часов ( 3 четверть 10 ч. + 4 четверть 7 ч)

17


Брак и его мотивы

1

Брак и его мотивы: любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополу­чия семьи.

Конспектирование

Учить записи.

18


Молодая семья и ее первые шаги в жизни.

1

Молодая семья и ее первые шаги в жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенно­стям характера партнера, уважение.

Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций

обыгрывание ситуаций

19


Социальные роли молодоженов: муж, жена. Их обя­занности. Взаимопомощь в молодой семье.

1

Социальные роли молодоженов: муж, жена. Их обя­занности. Взаимопомощь в молодой семье.

Ролевая игра « Идеальные муж и жена»

Рассказ « Идеальный муж, жена»

20


Что такое материнство, отцовство

1

Что такое материнство, отцовство. Забота о воспи­тании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование об­щих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание ма­лыша в молодой семье.

Ролевая игра: «Родители»

Учить записи.

21


Взаимоотношения с родителями, родственниками

1

Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.

Беседа с учащимися

Подготовить рассказ: Взаимоотношение в семье.

22-



Экономика и быт молодой семьи

1

Экономика и быт молодой семьи. Потребности се­мьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства.

Практическая работа: Бюджет молодой семьи»

Заполнить карточку

23


Экономика и быт молодой семьи

1

Практическая работа: Расход бюджета


24


Атмосфера семьи

1

Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обще­стве друзей.



25


Атмосфера семьи

1



26


Нравственный портрет семьи

1

Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.


Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций.

Отв. на вопросы, описать нравств. портреты семьи.

27


Мода. Правильное отношение к моде

1




Мода. Происхождение. История. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию.

Доклад учителя, беседа с учащимися

Рассказ о моде

28


Мода. Правильное отношение к моде

1

Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие возможностям.




29


Семейные конфликты

1

Семейные конфликты. Их происхождение и психо­логическая



30


Семейные конфликты

1

основа: неготовность (моральная, психологиче­ская) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понима­ния, взаимопомощи и т. д.




31


Предотвращение конфликтов, способы их разреше­ния

1

Предотвращение конфликтов, способы их разреше­ния

находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин;



32


Причины распада семьи

1

Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода.


Беседа с учащимися, работа с дополнительным материалом.

Учить записи

33


Причины распада семьи

1

Знакомство с положениями гражданско­го кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.


Беседа с учащимися




VII Материально – техническое обеспечение образовательного курcа

        Конвенция о правах ребёнка (1990)

        Закон Р.Ф. «Об основных гарантиях прав ребёнка».

        Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.

        Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта», СПб., «Просвещение»,2006.

        А.И.Волович. Этика и этикет. Москва, «Школьная пресса», 2005

        Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М., «Просещение», 2000

        Спутник классного руководителя. М. Центр., «Педагогический поиск», 2001

        Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987

        Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995.

        Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.

        Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.









п/п


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды выполняемых работ

Примечание

(Д.З)

1 полугодие - 16 часов ( 1четверть 9 ч + 2 четверть 7 ч)

1

 Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
       

1


Беседа с учащимися, конспектирование

Конспект в тетради

2

 Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

1


Беседа с учащимися, обыгрывание ситуации

Составить рассказ со словами: долг, совесть, Свобода,

3

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

1


Конспектирование

Ответы на вопросы

4

Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.

1


Записи в тетради, исторические факты

Ответы на вопросы

5

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства,

1


Беседа с учащимися

карточки

6

Деяние, направленное против другой личности лишение имущества. Наказание за проступки.

1


Конспектирование

Учить записи в тетради

7

 Основные разделы права: семейное право, трудовое право (общее представление).

1


Беседа с учащимися, записи

Учить записи

8

 Основные разделы права: уголовное право, административное право, (общее представление).

1


Беседа с учащимися. Конспектирование

Ответы на вопросы

9

 Ответственность человека за совершение правонарушения (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодекса)

1


Конспектирование, обыгрывание ситуации

Тест

10

Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

1


Беседа с учащимися, конспектирование

Учить записи в тетради.

II Семья

11

Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.



Доклад учителя, беседа с учащимися.

Рассказ о своих представлениях о счастливой семьи.

12

Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.



Конспектирование

Учить записи.

13

Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноша и девушка)



Беседа с учащимися

Отв. На вопросы.

14

Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение



Обыгрывание ситуаций, беседа с учащимися

Карточка с заданием

15

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность.



Беседа с учащимися

Подбор стихов о любви.

16.

Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека?.



Беседа, примеры из художественной литературы.

Записи в тетради

2 полугодие - 17 часов ( 3 четверть 10 ч. + 4 четверть 7 ч)

1

Этика взаимоотношений юноши и девушки.  



Доклад учителя.

Рассказы об этике.

2

Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). 



Конспектирование

Учить записи.

3

Имущественные права супругов



Беседа с учащимися

Учить записи

4

Брачный договор



Практическое занятие

Составление договора

5

Типы браков, их характеристика.



Конспектирование

Отв. На вопросы

6

Периоды супружеских отношений.



Обыгрывание ситуаций, беседа с учащимися.

Отв. На вопросы

7

Молодая семья, и её первые шаги. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнёра, уважение.



Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций

обыгрывание ситуаций

8

Женщина и семья. Роль женщины в обществе и семье. Авторитет женщины (феменизм). Идеальная жена.



Конспектирование, исторические факты

Рассказ, исторические факты.

9

Мужчина и семья. Роль мужчины в обществе. Идеальный муж.



Ролевая игра « Идеальные муж и жена»

Рассказ « Идеальный муж, жена»

10

Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей - родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование

общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.



Ролевая игра: «Родители»

Учить записи.

11

Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь

с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.

          



Беседа с учащимися

Подготовить рассказ: Взаимоотношение в семье.

12

Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).

          



Практическая работа: Бюджет молодой семьи»

Заполнить карточку

13

Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.

          



Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций.

Отв. На вопросы, описать нравств. портреты семьи.

14

Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение

принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время:

средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

          



Доклад учителя, беседа с учащимися

Рассказ о моде

15

Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.

          



Беседа с учащимися, работа с дополнительным материалом.

Учить записи

16-









17

Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери

по отношению к детям, раздел имущества.

Последствия развода. Одиночество: беда или вина.



Беседа с учащимися







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!