УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска
Рассмотрено: на заседании методического объединения школы. Руководитель МО ____________А.А. Магильная Протокол №_____ от «____»__________2021 г. | Согласовано: зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска ____________Зеленина И В. «____»_________ 2021 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска __________________ О. Л. Бурцева Приказ №_____ от «___»__________2021г. |
Программа по учебному предмету: «Этика » для 9 класса
( для детей с интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 учебный год
Программа разработана
учителем школы
Магильной А. А
Содержание программы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
5 . Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
6. Тематическое планировано с контрольно- измерительными материалами.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.
I. Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету «Этика» в 9 классе разработана в соответствии:
1. С Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;
3.АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принятой на заседании федерального учебном - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 года, №4/15);
4. С примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету «Этика» (автор Н.Б. Матвеевой «Просвещение», 2010, утвержденной Министерством образования РФ 10 апреля 2002 года (№29/2065-п):
5. Учебный план МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска на 2021-2022 уч.год
Цель предмета:
Формирование представлений об этических нормах поведения в обществе, нравственности и морали.
Задачи предмета:
Научить учащихся сознательной оценке своих поступков и себя в целом, дать им элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе, помочь ориентироваться на высокие эталоны нравственности и личностные характеристики (справедливость, совесть, долг, ответственность и др.), сформировать навыки устойчивого социального поведения.
II Общая характеристика учебного предмета.
Преподавание предмета «Этика» направлено на развитие когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся. Специфические особенности развития личности с нарушением интеллекта требуют от учителя знания индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся. Вся работа направлена по трем направлениям:
Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимания своего «Я»;
На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением; сверстниками, педагогами, родителями и др.;
Систематическое и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Такая система обора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся. Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь - ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой - предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Цель данного учебного предмета- достижение практической целенаправленности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
По сути, уроки этики – это практикум по жизневедению, обращенный к осознанию учащихся , к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам. Специфика обучения данной категории детей не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».
В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку .При обсуждении тех или иных понятий задача учителя – максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделять в нем ведущие идеи; раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для это учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений анализа предлагаемой темы (проблемы) Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие появлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен планироваться , ориентироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по данному предмету могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
Основная идея, которую учитель призван донести ло сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика» определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел. Бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и повышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет « Этика» входит в Федеральный компонент учебного плана «Обществознание».
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.
1 четверть - 9 часов
2 четверть - 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 7 часов
За год - 33 часа.
IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;
-способность критически оценивать свои поступки, оценивать себя с точки зрения принятых мер и правил;
-воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своей родине.;
-оценивать жизненные ситуации с очки зрения общечеловеческих норм;
- Формировать представление о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навык и охранительные режимные моменты.
- научить учащихся возможности взаимодейстствия с соседями по парте, в группе:
- соблюдать нормы этикета.
Предметные результаты.
- Иметь представление о создании и сохранении семьи;
-Уметь анализировать, понимать свои чувства, желания;
- Иметь представление о социальной и моральной ответственности;
-Освоить некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
-Формирование подхода к правильному разрешению конфликтов в семье;
- Заложить основы сознательного отношения к своей бедующей семейной
роли, обязанностям и мере ответственности;
- Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- Знать нормы и правила поведения в обществе;
- Историю происхождения некоторых этических норм;
- Формирование правовой культуры в рамках семейного, трудового кодекса.
V. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Условия, влияющие на деятельность человека | 10 |
2 | Семья | 23 |
| Итого | 33 |
Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч)
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.
Темы для изучения и обсуждения:
1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.
5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).
8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья (23 ч)
Основные задачи данного раздела:
- сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
- направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);
- дать представление о социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, (социальная и моральная ответственности);
- дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
- формировать подход к правильному разрешению неизбежных конфликтов, случающиеся в каждой семье;
- заложить основы сознательного отношения к своей будущей семейной роли: муж-отец, жена-мать, представления об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.
Темы для изучения и обсуждения (анкетирования перед обсуждением)
1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.
2. Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
4. Нравственность и сексуальность.
5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.
6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.
7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).
8. Молодая семья, и её первые шаги. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнёра, уважение.
9. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.
10. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей - родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование
общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.
11. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь
с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.
12. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).
13. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей.
14. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.
15. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение
принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время:
средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.
16. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т.д.
17. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.
18. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери
по отношению к детям, раздел имущества
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема. | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения | Виды выполняемых работ | Д.З |
1 полугодие - 16 часов (1четверть 9 ч + 2 четверть 7 ч) |
1. Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч) |
| | Долг, совесть, общественное мнение | 1 | Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности | Сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, необходимости, общественного мнения, совести и т. д. распознавать деяния, направленные против другой личности; | Беседа с учащимися, конспектирование | Конспект в тетради |
| | Свобода, необходимость, ответственность | 1 | Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений | Беседа с учащимися, обыгрывание ситуации | Составить рассказ со словами: долг, совесть, cвобода, |
| | Свобода выбора и мера ответственности | 1 | Свобода выбора и мера ответственности человека за свои поступки | Конспектирование | Ответы на вопросы |
| | Что такое мораль и право? | 1 | Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права | Записи в тетради, исторические факты | Ответы на вопросы |
| | Деяние, направленное против другой личности. Наказание за поступки | 1 | Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни, оскорбление чести и достоинства, лишение имущества). Наказание за поступки | Конспектирование | Учить записи в тетради |
| | Основные разделы права: семейное право, уголовное право. | 1 | Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право. Вопросы, разрешаемые каждым из разделов (общее представление) | Познакомить с основными разделами семейного, уголовного права., административное право, трудовое право. | Беседа с учащимися. Конспектирование | Ответы на вопросы |
| | Основные разделы права: административное право, трудовое право. | 1 | Беседа с учащимися. Конспектирование | Ответы на вопросы |
8 | | Ответственность человека за совершенное правонарушение | 1 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодекса, по выбору учителя) | Знать меры ответственности человека за свои поступки; | Конспектирование, обыгрывание ситуации | Тест |
9 | | Ответственность человека за совершенное правонарушение | 1. | | |
10 | | Нравственное и безнравственное поведение | 1 | Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством | | Беседа с учащимися, конспектирование | Учить записи в тетради. |
Взаимоотношения в семье (23 ч) |
11 | | Что такое любовь и счастье | 1 | Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представление о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. | • Сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;• научить детей анализировать и понимать свои чувства, желания («люблю», «нравится»), дать представление о социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов (социальная и моральная ответственность); • показать, не ущемляя чувств детей, возможность существования иных отношений, привлечь их внимание к иному (нравственному) способу построения взаимоотношений в их будущей семье, так как нередко личный опыт взаимоотношений в семье для многих учащихся оказывается ниже норм нравственных требований; • заложить основы сознательного отношения к своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, представления об обязанности и мере ответственности каждой из ролей Изучить нравственные правила общения, принятые в семье; терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья. • дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства; | Доклад учителя, беседа с учащимися. | Рассказ: Мои представлениях о счастливой семьи. |
12 | | Кого и за что можно любить? | 1 | Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, и их реальное воплощение. | Беседа с учащимися | Отв. На вопросы. |
13 | | Влюбленность и любовь | 1 | Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. | Беседа с учащимися | Подбор стихов о любви. |
14 | | Нравственность и сексуальность. | 1 | Нравственность и сексуальность. | Беседа с учащимися | Подбор стихов о любви. |
15 | | Почему ссорятся влюбленные? | 1 | Почему ссорятся влюбленные? Как прощать обиды, какие поступки непростительны для человека? | Беседа, примеры из художественной литературы. | Записи в тетради |
16 | | Этика взаимоотношений юноши и девушки. | 1 | Этика взаимоотношений юноши и девушки. | Доклад учителя. | Рассказы об этике. |
2 полугодие - 17 часов ( 3 четверть 10 ч. + 4 четверть 7 ч) |
17 | | Брак и его мотивы | 1 | Брак и его мотивы: любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи. | Конспектирование | Учить записи. |
18 | | Молодая семья и ее первые шаги в жизни. | 1 | Молодая семья и ее первые шаги в жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. | Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций | обыгрывание ситуаций |
19 | | Социальные роли молодоженов: муж, жена. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. | 1 | Социальные роли молодоженов: муж, жена. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. | Ролевая игра « Идеальные муж и жена» | Рассказ « Идеальный муж, жена» |
20 | | Что такое материнство, отцовство | 1 | Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. | Ролевая игра: «Родители» | Учить записи. |
21 | | Взаимоотношения с родителями, родственниками | 1 | Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. | Беседа с учащимися | Подготовить рассказ: Взаимоотношение в семье. |
22- | | Экономика и быт молодой семьи | 1 | Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства. | Практическая работа: Бюджет молодой семьи» | Заполнить карточку |
23 | | Экономика и быт молодой семьи | 1 | Практическая работа: Расход бюджета | |
24 | | Атмосфера семьи | 1 | Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. | | |
25 | | Атмосфера семьи | 1 | | |
26 | | Нравственный портрет семьи | 1 | Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. | | Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций. | Отв. на вопросы, описать нравств. портреты семьи. |
27 | | Мода. Правильное отношение к моде | 1 | Мода. Происхождение. История. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. | Доклад учителя, беседа с учащимися | Рассказ о моде |
28 | | Мода. Правильное отношение к моде | 1 | Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие возможностям. | | | |
29 | | Семейные конфликты | 1 | Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая | | |
30 | | Семейные конфликты | 1 | основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д. | | | |
31 | | Предотвращение конфликтов, способы их разрешения | 1 | Предотвращение конфликтов, способы их разрешения | находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин; | | |
32 | | Причины распада семьи | 1 | Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. | | Беседа с учащимися, работа с дополнительным материалом. | Учить записи |
33 | | Причины распада семьи | 1 | Знакомство с положениями гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества. | | Беседа с учащимися | |
VII Материально – техническое обеспечение образовательного курcа
Конвенция о правах ребёнка (1990)
Закон Р.Ф. «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.
Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта», СПб., «Просвещение»,2006.
А.И.Волович. Этика и этикет. Москва, «Школьная пресса», 2005
Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М., «Просещение», 2000
Спутник классного руководителя. М. Центр., «Педагогический поиск», 2001
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987
Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995.
Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды выполняемых работ | Примечание (Д.З) |
1 полугодие - 16 часов ( 1четверть 9 ч + 2 четверть 7 ч) |
1 | Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. | 1 | | Беседа с учащимися, конспектирование | Конспект в тетради |
2 | Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений. | 1 | | Беседа с учащимися, обыгрывание ситуации | Составить рассказ со словами: долг, совесть, Свобода, |
3 | Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. | 1 | | Конспектирование | Ответы на вопросы |
4 | Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. | 1 | | Записи в тетради, исторические факты | Ответы на вопросы |
5 | Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, | 1 | | Беседа с учащимися | карточки |
6 | Деяние, направленное против другой личности лишение имущества. Наказание за проступки. | 1 | | Конспектирование | Учить записи в тетради |
7 | Основные разделы права: семейное право, трудовое право (общее представление). | 1 | | Беседа с учащимися, записи | Учить записи |
8 | Основные разделы права: уголовное право, административное право, (общее представление). | 1 | | Беседа с учащимися. Конспектирование | Ответы на вопросы |
9 | Ответственность человека за совершение правонарушения (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодекса) | 1 | | Конспектирование, обыгрывание ситуации | Тест |
10 | Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством. | 1 | | Беседа с учащимися, конспектирование | Учить записи в тетради. |
II Семья |
11 | Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. | | | Доклад учителя, беседа с учащимися. | Рассказ о своих представлениях о счастливой семьи. |
12 | Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. | | | Конспектирование | Учить записи. |
13 | Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноша и девушка) | | | Беседа с учащимися | Отв. На вопросы. |
14 | Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение | | | Обыгрывание ситуаций, беседа с учащимися | Карточка с заданием |
15 | Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность. | | | Беседа с учащимися | Подбор стихов о любви. |
16. | Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека?. | | | Беседа, примеры из художественной литературы. | Записи в тетради |
2 полугодие - 17 часов ( 3 четверть 10 ч. + 4 четверть 7 ч) |
1 | Этика взаимоотношений юноши и девушки. | | | Доклад учителя. | Рассказы об этике. |
2 | Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). | | | Конспектирование | Учить записи. |
3 | Имущественные права супругов | | | Беседа с учащимися | Учить записи |
4 | Брачный договор | | | Практическое занятие | Составление договора |
5 | Типы браков, их характеристика. | | | Конспектирование | Отв. На вопросы |
6 | Периоды супружеских отношений. | | | Обыгрывание ситуаций, беседа с учащимися. | Отв. На вопросы |
7 | Молодая семья, и её первые шаги. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнёра, уважение. | | | Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций | обыгрывание ситуаций |
8 | Женщина и семья. Роль женщины в обществе и семье. Авторитет женщины (феменизм). Идеальная жена. | | | Конспектирование, исторические факты | Рассказ, исторические факты. |
9 | Мужчина и семья. Роль мужчины в обществе. Идеальный муж. | | | Ролевая игра « Идеальные муж и жена» | Рассказ « Идеальный муж, жена» |
10 | Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей - родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. | | | Ролевая игра: «Родители» | Учить записи. |
11 | Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. | | | Беседа с учащимися | Подготовить рассказ: Взаимоотношение в семье. |
12 | Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). | | | Практическая работа: Бюджет молодой семьи» | Заполнить карточку |
13 | Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. | | | Работа с дополнительным материалом, обыгрывание ситуаций. | Отв. На вопросы, описать нравств. портреты семьи. |
14 | Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. | | | Доклад учителя, беседа с учащимися | Рассказ о моде |
15 | Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. | | | Беседа с учащимися, работа с дополнительным материалом. | Учить записи |
16- 17 | Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества. Последствия развода. Одиночество: беда или вина. | | | Беседа с учащимися | |