Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Председатель Директор школы
технологии, Научно-методического совета ______________
ОБЖ, физкультуры: школы Т.В. Леткова
Протокол № _______ ______________ «29»августа 20 г.
от «28»августа 20 г. Л.С. Сидоренко
Председатель МО: «29»августа 20 г.
________
Н.П. Лукачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Петровой Надежды Васильевны,
учителя технологии
первой квалификационной категории
Технология. Обслуживающий труд
5 класс
Адаптированная программа
Ю. Л. Хотунцева, О. А. Кожина, В. Д. Симоненко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для рабочей адаптированной программы «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 5 классов является примерная программа на основе федеральной типовой программы «Технология. 5–7 классы», Министерства образования и науки РФ.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария». Программа обязательно включает в себя также разделы: «Черчение и графика», «Технологии ведения дома», «Гигиена девушки и косметика», «Проектирование и изготовление изделий».
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить интегрированное обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета и возрастных особенностей.
При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения. Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект. Это обязательный проект в 5 классе. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для реализации данной программы и на ее изучение необходимо предусмотреть два часа в неделю во всех 5-х классах. Продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие в работе различных кружков декоративно-прикладного искусства, участие олимпиадах по технологии.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских: в кабинетах «Кулинарии и Обслуживающего труда». Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, оборудования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОКОНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
Учащиеся 5 класса должны:
знать:
негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине.
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде.
правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.
уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей,.
разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Изучаемый материал | Количество часов | По видам учебной деятельности | Компетенции |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | | познавательно-смысловой |
2.1 2.2 2.3 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Черчение и графика Художественные ремесла. Рукоделие | 28 (26) 2 8 | 12 1 4 | 14 1 4 | деятельностной Учебно-позновательные. Личностно-самосовершенствование. |
3 | Творческие проекты | 10 | 4 | 6 | Учебно-позновательные Социально-трудовые. |
4 | Кулинария | 13 | 6 | 7 | Личностно-самосовершенствование |
5 | Культура дома | 2 | 1 | 1 | Личностно-самосовершенствования |
6 | Гигиена девушки. Косметика | 2 | 2 | | Познавательно-смысловой |
| Резервное время | 4 | 4 | | |
Всего: 70 | 35 | 35 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Технология. Обслуживающий труд»,
5 класс, базовый уровень. 2014-2015 учебный год.
70 часов в год, 2 часа в неделю.
УМК Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009(ФИО авторов),70 часов в год, 2 часа в неделю
Учитель Петрова Н.В.
№ | Тема/Тема урока | К-во час. | Дата | Стандарт/ Требования к уровню подготовки обучающихся | Оснащение | Тип урока | Тип и форма контроля | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 2 | Введение. Цель и задачи изучения предмета Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках обслуживающего труда. | 1 1 | | Цель и задачи изучения предмета Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка Оборудование рабочего места для выполнения ручных работ. Знать правила ТБ. Уметь использовать их на практике | Плакат Т/Б, | Вводная лекция Обучающий и приобретения знаний | Фронтальный опрос Конспект, учебник | Стр. 3 |
2.1 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 26ч.+ 2ч. Черчение и графика |
3 4 | Классификация текстильных волокон. Краткие сведения хлопчатобумажных, льняных тканях Практическая работа №1 Изучение волокон хлопка и льна | 1 1 | | Классификация текстильных волокон. Краткие сведения хлопчатобумажных, льняных тканях Изучение волокон хлопка и льна Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них | Виды текстильных, хлопчатобумажных волокон | Обучающий и приобретения знаний | Фронтальный опрос | Стр. 5 |
5 6 | Получение ткани Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производствами в домашних условиях Практическая работа №2 Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения | 1 1 | | Получение ткани Изготовление нитей тканей в условиях прядильного и ткацкого производствами в домашних условиях Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них | Виды ниток. Плакат «Образцы тканей» | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 8 Рис 8 |
7 8 | Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Практическая работа №3 | 1 1 | | Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Знать правила ТБ. Уметь использовать их на практике | Правила для выполнения ручных работ. Инструменты, приспособления. | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 14 |
9 10 | Технология выполнения ручных работ. Терминология применяемая при выполнении ручных работ. Практическая работа №4 Выполнение ручных стежков и строчек | 1 1 | | Технология выполнения ручных работ. Терминология применяемая при выполнении ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек. Знать правила ТБ. Уметь использовать ручные стежки на практике | Таблица « Ручных стежков и строчек» | Обучающий и приобретения знаний | Конспект, учебник | Стр.21 |
11 12 | История создания швейной машины. Практическая работа №6 Бытовая швейная машина. Виды приводов швейной машины. | 1 1 | | История создания швейной машины. Бытовая швейная машина. Виды приводов швейной машины. Иметь представление о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ | Виды швейных машин | Обучающий и приобретения знаний | Фронтальный опрос | Стр. 26 |
13 14 | Влажно-тепловые работы, терминология. Практическая работа №5 Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении влажно тепловых работ | 1 1 | | Влажно-тепловые работы, терминология. Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении влажно тепловых работ Знать правила ТБ и терминологии влажно-тепловым работам | Гладильная доска, утюг, Правила Т/Б | Обучающий и Приобретения, проверки знаний | Практическая работа | Стр. 42 |
15 16 | Контрольная работа «Технология обработки ткани» Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Практическая работа №7 Подготовка швейной машины к работе. | 1 1 | | Контрольная работа «технология обработки ткани» Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Уметь готовить швейную машину к работе | Швейная машина и правила Т/Б | Обучающий и приобретения знаний, умений, навыков | Контрольная работа | Стр. 31 |
17 18 | Терминология машиной работы. Виды машинных швов. Практическая работа №8 Машинные швы. | 1 1 | | Терминология машиной работы. Виды машинных швов. Машинные швы. Уметь: – управлять швейной машиной; – строчить по прямой и кривой линиям; – делать закрепки и поворачивать шов | Швейная машина и правила Т/Б | Обучающий и приобретения знаний, умений, навыков | Фронтальный опрос | Стр. 40 |
19 20 | Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. Практическая работа.№9 | 1 1 | | Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. Знать правила снятия мерок. Уметь их использовать | Фартук, лента измерительная Тесьма. | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 46 |
21 22 | Конструирование и моделирование швейных изделий. Практическая работа.№10 Выполнение чертежа фартука в маштабе 1 4 | 1 1 | | Конструирование и моделирование швейных изделий. Моделирование фартука Выполнение чертежа фартука в масштабе 1 4 Иметь представление о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе, о рабочей одежде и требованиях к ней | Лента измерительная, чертежные принадлежности, масштабная линейка | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 49 |
23 24 | Технология изготовления фартука на поясе. Практическая работа.№11 | 1 1 | | Технология изготовления фартука на поясе. Иметь представление о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки. Знать правила ТБ. Уметь находить лицевую сторону ткани | Линейка, карандаш, готовые изделия | Обучающий и приобретения знаний | Конспект, учебник | Стр. 53 |
25 26 | Обработка нижнего среза фартука . Практическая работа.№12 Обработка нижнего среза фартука швом вподгибку с закрытым срезом | 1 1 | | Обработка нижнего среза фартука швом вподгибку с закрытым срезом Технологическая карта. Уметь: – управлять швейной машиной; – строчить шов вполгибку | Готовые изделия, инструменты Швейная машина | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 60 |
27 28 | Обработка боковых срезов фартука Практическая работа.№13 Обработка боковых срезов фартука швом подгибку с закрытым срезом | 1 1 | | Обработка боковых срезов фартука швом подгибку с закрытым срезом Уметь: – управлять швейной машиной; – строчить шов вполгибку | Готовые изделия, инструменты Швейная машина | Урок приобретения знаний, умений | Практическая работа | Стр. 61 |
29 30 | Обработка накладных карманов, бретелей и пояса Практическая работа.№14 Обработка накладных карманов | 1 1 | | Обработка накладных карманов, бретелей и пояса Уметь: – управлять швейной машиной; – строчить по прямой и кривой линиям; – делать закрепки и поворачивать шов | Готовые изделия, инструменты Швейная машина | Обучающий и приобретения знаний | Практическая работа | Таб. 12 |
Проектирование и изготовление изделий (10ч) |
31 32 | Что такое творческий проект ? Этапы творческого проекта. Реализация творческих проектов учащимися .История создания изделий Чертежи деталей Практическая работа.№15 Выбор темы проекта | 1 1 | | Понятие о творческом проекте. Этапы выполнения творческого проекта. Варианты проектов. Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; | Образцы творческих проектов | Обучающий и приобретения знаний, умений, навыков | Фронтальный опрос | Стр. 83 |
33 34 | Выбор материала и инструментов Практическая работа.№16-17 Разработка технологической карты | 1 1 | | Выбор материала и инструментов Чертежи деталей Разработка технологической карты Уметь: составлять технологическую карту, чертежи; | материалы и инструменты Чертежи деталей | Обучающий и приобретения знаний, умений, навыков | Фронтальный опрос | Технолог. карта |
35 36 | Материализация проекта Практическая работа.№18-20 Материализация проекта | 1 2 | | Изготовление изделий, соблюдением размеров. Контроль качества и устранение дефектов. Уметь: выполнять технологические операции по обработке ткани | Швейная машина, инструменты | Урок проверки знаний, умений | Практическая работа | |
37 38 | Экономический расчет Практическая работа.№20 Оценка изделий | 1 1 | | Экономический расчет. Оценка затрат, Экологическое обоснование Уметь: выполнять экологическое обоснование, определять себестоимость изделия | Формулы, Расчеты, | Урок обобщения и проверки знаний | Практическая работа | расчет |
39 40 | Презентация проекта Презентация проекта | 1 1 | | Обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта, необходимых для создания объекта или услуги. | Выставка изделий, | Урок обобщающий и проверки знаний, умений | Презентация проекта | Готовые изделия и проекты |
Художественные ремесла. Рукоделие (8ч) |
41 42 | Знакомство с видами вышивки. Традиционные виды рукоделия. Практическая работа №22 | 1 1 | | Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Знакомство с видами вышивки. Традиционные виды рукоделия. Знать: – виды декоративно-прикладного искусства; – материалы и инструменты для вышивания; | Виды вышивок | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 96 |
43 44 | Композиция и орнамент. Практическая работа №23 Определение места и размера узора на изделии | 1 1 | | Композиция и орнамент. Знать: – свойства цвета и элементы построения вышивки | Орнаменты | Урок проверки знаний, умений навыков | Практическая работа | Стр. 98 |
45 46 | Выполнение простейших вышивальных швов Практическая работа №24 | 1 1 | | Выполнение простейших вышивальных швов Уметь: – закреплять нити разными способами; | Образцы швов | Урок проверки знаний, умений навыков | Практическая работа | Стр. 108 |
47 48 | Перевод рисунка на ткань. Практическая работа №25 Вышивка по рисованному контуру узора | 1 1 | | Перевод рисунка на ткань. Вышивка по рисованному контуру узора Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань. Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку | Копировальная бумага, рисунки | Урок проверки знаний, умений навыков | Практическая работа | Стр. 111 |
Кулинария (13ч) |
49 50 | Санитарные требования к помещению кухни. Правила санитарии и гигиены. Практическая работа № 26 Моющие и чистящие средства | 1 1 | | Санитарные требования к помещению кухни. Правила санитарии и гигиены. Моющие и чистящие средства Знать правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне и оказание первой помощи | Виды моющих средств | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 122 |
51 52 | Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Практическая работа № 27 Определение количества и состава продуктов | 1 1 | | Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Определение количества и состава продуктов Иметь представление о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека | Плакат «Общие сведения о питательных веществах и витаминах» | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 123 |
53 54 | Блюда из овощей. Салаты. Фигурная нарезка овощей. Практическая работа № 30 Приготовление блюд. | 1 1 | | Блюда из овощей. Салаты. Фигурная нарезка овощей. Приготовление блюд. Иметь представление: – о правилах первичной обработки всех видов овощей; – пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд | Плакат «Блюда из овощей» | Урок проверки знаний, умений навыков | Конспект, учебник | Стр. 136 |
55 56 | Продукты используемые, для приготовления бутербродов Практическая работа № 28 Способы оформления бутербродов | 1 1 | | Продукты используемые, для приготовления бутербродов Способы оформления бутербродов Уметь технологию приготовления бутербродов Иметь представление о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях | Плакат «Приготовления бутербродов» | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 150 |
57 58 | Виды горячих напитков. Практическая работа № 29 Способы их заваривания | 1 1 | | Виды горячих напитков. Способы их заваривания Иметь представление о горячих напитков, столовых приборах и пользования ими. Уметь накрывать стол | Плакат «Напитки» | Урок проверки знаний, умений навыков | Конспект, учебник | Стр. 155 |
59 60 | Практическая работа № 31 Сервировка стола. Правила подачи горячих напитков. | 1 1 | | Сервировка стола. Иметь представление о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета и пользования ими. Соблюдать правила за столом. Уметь накрывать стол Правила подачи горячих напитков. | Плакат «Сервировка стола» | Урок проверки знаний, умений навыков | Конспект, учебник | Стр. 158 |
61 62 | Способы приготовления домашних запасов. Сушка фруктов и ягод, лекарственных растений | 1 1 | | Способы приготовления домашних запасов. Сушка фруктов и ягод Знать: – способы заготовок продуктов; – правила сбора урожая и лекарственных трав; – условия и сроки хранения заготовок | Плакат «Сушка фруктов и ягод» | Урок проверки знаний, умений навыков | Конспект, учебник | |
Культура дома 2ч. |
63 64 | Интерьер кухни. Столовая. Практическая работа №32 Разработка интерьера кухни | 1 1 | | Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер кухни. Столовая. Иметь представление о возможностях отделки и декоративного убранства кухни. Уметь выполнять эскизы изделий | Плакат «Интерьер кухни» | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | Стр. 164 |
Гигиена девушки. Косметика 2ч. |
65 66 | Гигиена девушки. Уход за кожей, за волосами, за кожей лица | 1 1 | | Гигиена девушки. Уход за кожей, за волосами, за кожей лица Знать правила гигиены. | Плакат «Косметика для лица» | Обобщающий и приобретения новых знаний | Фронтальный опрос | |
67 70 | Резервное время | 4 | | | | | | |
Всего 70 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводный урок(2ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе.
Знать правила ТБ.
Уметь использовать их на практике
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28ч)
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити,
кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.
Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения
Иметь представление: о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей; о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения. Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы. Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Варианты объектов труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек.
Иметь представление: о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов.
Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ; Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Конструирование и моделирование рабочей одежды
Основные теоретические сведения. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.
Знать: правила снятия мерок.
Уметь: их использовать
Иметь представление: о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе.
Технология изготовления рабочей одежды
Основные теоретические сведения. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и «материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.
Уметь: находить лицевую сторону ткани; управлять швейной машиной; строчить шов;
Иметь представление: о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки;
ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (10 ч)
Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Варианты проектов. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Материализация проекта.
Знать: Этапы разработки и выполнения проекта. Требования к готовому изделию.
Уметь: выполнить технологическую карту, изготовить изделие с использованием чертежей и реализация продукции
Примерные темы. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
Отделка швейного изделия вышивкой.
Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч)
Вышивка
Основные теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы. Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Варианты объектов. Салфетки. Шарфик.
Знать: виды декоративно-прикладного искусства; материалы и инструменты для вышивания; свойства цвета и элементы построения вышивки; способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.
Уметь: закреплять нити разными способами; выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку.
КУЛИНАРИЯ (13ч)
Санитария и гигиена
Основные теоретические сведения. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Практические работы. Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Варианты объектов труда. Рабочее место бригады на кухне.
Основные теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы.
Основные теоретические сведения. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Варианты объектов труда. Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Основные теоретические сведения. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы. Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.
Варианты объектов труда. Омлет, яичница, вареные яйца.
Основные теоретические сведения. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Варианты объектов труда. Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.
Основные теоретические сведения. Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда. Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Основные теоретические сведения. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Практические работы. Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, «лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Варианты объектов труда. Фрукты, грибы, коренья/зелень, лекарственные травы.
Иметь представление: о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека; о правилах первичной обработки всех видов овощей; о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях; о горячих напитков, столовых приборах и пользования ими.
Уметь технологию приготовления бутербродов; накрывать стол. Правила подачи горячих напитков.
ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (2 ч)
Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Практические работы. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Варианты объектов труда. Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.
Иметь представление о возможностях отделки и декоративного убранства кухни4 о влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Контроль результатов реализации учебной программы в форме контрольных, лабораторно - практических и творческих работ.
Лабораторно - практические работы:
«Изучение волокон хлопка и льна», «Изучение устройства швейной машины».
Контрольные работы – по разделам:
«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»,
«Кулинария ».
Примерные темы творческих проектов: подарок маме, родным и близким (вышивание крестиком: салфетки, носовые платки, фартук с нагрудником, прихватки)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В. Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Для учителя:
1. СЮ. Афонькин, А.С. Афонькина «Орнаменты народов мира», С-Петербург, «Кристалл», 1998 г.
2. Р. А. Гаевая, Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко – Киев: Урожай, 1993.
3. Е. Н. Гузаирова, Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
4. Ефимова «Русский народный костюм», Москва, Советская Россия, 1989
5 С. Жегалова и др. «Пряник, прялка и птица Сирин», Москва, Просвещение, 1983 г.
6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая и др. – М.: Просвещение, 1992.
7. Т.А. Мазурик «Лоскутное шитье» (от ремесла к искусству), С-Петербург, «Паритет», 2000 г.
8. Г. Н Мерсиянова,. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова и др. – М.: Просвещение, 1989.
9. М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма», Москва, Молодая гвардия, 1988 г.
10. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 1990.
11. Тарасова, А. П. Рабочая тетрадь по трудовому обучению и домоводству / А. П. Тарасова. – СПб.: МЧМ, изд. дом, ООО. ИД «МиМ», 1998.
12. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. – М.: Легпромбытиздат, 1988.
13. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск: НИЦ «Октид», 1977.
7