СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии (девочки 5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Основой для рабочей адаптированной программы «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 5 классов является примерная программа на основе федеральной типовой программы «Технология. 5–7 классы», Министерства образования и науки РФ.   Данная программа позволяет всем уча­стникам образовательного процесса получить интегрированное обучения, воспитания и развития, уча­щихся средствами данного учебного предмета и возрастных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии (девочки 5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей Председатель Директор школы

технологии, Научно-методического совета ______________

ОБЖ, физкультуры: школы Т.В. Леткова

Протокол № _______ ______________ «29»августа 20 г.

от «28»августа 20 г. Л.С. Сидоренко

Председатель МО: «29»августа 20 г.

________

Н.П. Лукачёва




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Петровой Надежды Васильевны,

учителя технологии

первой квалификационной категории


Технология. Обслуживающий труд

5 класс


Адаптированная программа

Ю. Л. Хотунцева, О. А. Кожина, В. Д. Симоненко














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой для рабочей адаптированной программы «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 5 классов является примерная программа на основе федеральной типовой программы «Технология. 5–7 классы», Министерства образования и науки РФ.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария». Про­грамма обязательно включает в себя также раз­делы: «Черчение и графика», «Техноло­гии ведения дома», «Гигиена девушки и косметика», «Проектирование и изготовление изделий».

Данная программа позволяет всем уча­стникам образовательного процесса получить интегрированное обучения, воспитания и развития, уча­щихся средствами данного учебного предмета и возрастных особенностей.

При его выполнении учащиеся дол­жны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обу­чения. Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того разде­ла, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект. Это обязатель­ный проект в 5 классе. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Основным предназначением образователь­ной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудо­вой и технологической культуры школьника, си­стемы технологических знаний и умений, вос­питание трудовых, гражданских и патриотичес­ких качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентирован­ного мировоззрения.

Изучение технологии в основной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой дея­тельности по созданию личностно или обще­ственно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальны­ми умениями, необходимыми для поиска и ис­пользования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, веде­ния домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными при­емами труда;

  • развитие познавательных интересов, техни­ческого мышления, пространственного вообра­жения, интеллектуальных, творческих, коммуни­кативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, ак­куратности, целеустремленности, предприимчи­вости, ответственности за результаты своей дея­тельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехниче­ских и технологических знаний и умений в само­стоятельной практической деятельности.

Для реализации данной программы и на ее изучение не­обходимо предусмотреть два часа в неде­лю во всех 5-х классах. Продолжением программы во вне­урочное время является подготовка и участие в работе различных кружков декоративно-прикладного искусства, участие олимпиадах по технологии.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практичес­кие работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предварять­ся необходимым минимумом теоретических све­дений.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащих­ся.

Приоритетными методами являются упраж­нения, учебно-прак­тические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или про­ектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.

Отличительной особенностью программы яв­ляется то, что процесс изготовления любого из­делия начинается с выполнения эскизов, зари­совок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования пред­варяется подбором материалов по их технологи­ческим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологически­ми большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными тради­циями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рацио­нальным расходованием материалов, утилиза­цией отходов.

Занятия по технологии проводятся на базе школьных мастерских: в кабинетах «Кулинарии и Обслуживающего труда». Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, оборудования.








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОКОНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС


Учащиеся 5 класса должны:

знать:

  • негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;

  • способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;

  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

  • общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

  • способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;

  • виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

  • общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;

  • культуру поведения в семье, основы семейного уюта;

  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине.

  • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;

  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде.

  • правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;

  • понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

  • технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;

  • гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.

уметь:

  • осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей,.

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;

  • читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою.

Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.













УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








Изучаемый материал



Количество

часов

По видам учебной деятельности



Компетенции

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


познавательно-смысловой

2.1



2.2


2.3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов


Черчение и графика


Художественные ремесла. Рукоделие

28 (26)



2


8

12



1


4

14



1


4

деятельностной


Учебно-позновательные.


Личностно-самосовершенствование.

3

Творческие проекты


10

4

6

Учебно-позновательные

Социально-трудовые.

4

Кулинария

13

6

7

Личностно-самосовершенствование

5

Культура дома


2

1

1

Личностно-самосовершенствования

6

Гигиена девушки. Косметика

2

2


Познавательно-смысловой


Резервное время


4

4



Всего: 70

35

35




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Технология. Обслуживающий труд»,

5 класс, базовый уровень. 2014-2015 учебный год.

70 часов в год, 2 часа в неделю.

УМК Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009(ФИО авторов),70 часов в год, 2 часа в неделю

Учитель Петрова Н.В.


Тема/Тема урока

К-во час.

Дата

Стандарт/ Требования к уровню подготовки
обучающихся

Оснащение

Тип урока

Тип и форма контроля

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1



2

Введение. Цель и задачи изучения предмета

Вводный инструктаж
по технике безопасности на уроках обслуживающего труда.

1


1



Цель и задачи изучения предмета Содержание предмета. Прави­ла внутреннего распорядка Оборудование рабочего места для выполнения ручных работ.

Знать правила ТБ.

Уметь использовать их
на практике


Плакат Т/Б,


Вводная лекция Обучающий и

приобретения знаний

Фронтальный опрос

Конспект,

учебник

Стр. 3

2.1 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 26ч.+ 2ч. Черчение и графика

3


4

Классификация текстильных волокон. Краткие сведения хлопчатобумажных, льняных тканях

Практическая работа №1

Изучение волокон хлопка и льна

1


1


Классификация текстильных волокон. Краткие сведения хлопчатобумажных, льняных тканях

Изучение волокон хлопка и льна

Иметь представление

о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них

Виды текстильных, хлопчатобумажных волокон

Обучающий и

приобретения знаний

Фронтальный опрос

Стр. 5

5


6

Получение ткани

Изготовление нитей

и тканей в условиях прядильного и ткацкого производствами в домашних условиях

Практическая работа №2

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения


1




1


Получение ткани

Изготовление нитей тканей в условиях прядильного и ткацкого производствами в домашних условиях

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения

Иметь представление

о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них


Виды ниток.

Плакат «Образцы тканей»

Урок

приобретения

знаний, умений


Практическая работа

Стр. 8

Рис 8

7


8

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Практическая работа №3

1


1


Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Знать правила ТБ.

Уметь использовать их
на практике

Правила для выполнения ручных работ. Инструменты, приспособления.

Урок

приобретения

знаний, умений

Практическая работа

Стр. 14

9


10


Технология выполнения ручных работ. Терминология применяемая при выполнении ручных работ. Практическая работа №4

Выполнение ручных стежков и строчек

1



1


Технология выполнения ручных работ. Терминология применяемая при выполнении ручных работ.

Выполнение ручных стежков и строчек. Знать правила ТБ.

Уметь использовать ручные стежки на практике

Таблица

« Ручных стежков и строчек»

Обучающий и

приобретения знаний

Конспект,

учебник

Стр.21

11



12

История создания швейной машины.

Практическая работа №6

Бытовая швейная машина. Виды приводов швейной машины.

1




1


История создания швейной машины.

Бытовая швейная машина. Виды приводов швейной машины.

Иметь представление

о технических характеристиках швейной машины

и назначении основных узлов.

Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ


Виды швейных машин

Обучающий и

приобретения знаний

Фронтальный опрос

Стр. 26

13



14

Влажно-тепловые работы, терминология.

Практическая работа №5

Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении влажно тепловых работ


1




1


Влажно-тепловые работы, терминология.

Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении влажно тепловых работ

Знать правила ТБ и терминологии влажно-тепловым работам


Гладильная доска, утюг, Правила Т/Б

Обучающий и

Приобретения, проверки знаний

Практическая работа

Стр. 42

15



16


Контрольная работа «Технология обработки ткани»

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Практическая работа №7

Подготовка швейной машины к работе.

1




1


Контрольная работа «технология обработки ткани»

Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

Подготовка швейной машины к работе.

Уметь готовить швейную машину к работе

Швейная машина и правила Т/Б

Обучающий и

приобретения знаний, умений, навыков

Контрольная работа

Стр. 31

17



18

Терминология машиной работы.

Виды машинных швов.


Практическая работа №8

Машинные швы.


1



1


Терминология машиной работы.

Виды машинных швов.


Машинные швы.

Уметь:

– управлять швейной машиной;

– строчить по прямой
и кривой линиям;

– делать закрепки и поворачивать шов


Швейная машина и правила Т/Б

Обучающий и

приобретения знаний, умений, навыков

Фронтальный опрос

Стр. 40

19


20

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука. Практическая работа.№9


1



1


Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука.

Знать правила снятия мерок.

Уметь их использовать


Фартук, лента измерительная

Тесьма.

Урок

приобретения

знаний, умений


Практическая работа

Стр. 46

21


22

Конструирование и моделирование швейных изделий.

Практическая работа.№10 Выполнение чертежа фартука в маштабе 1 4


1


1


Конструирование и моделирование швейных изделий.

Моделирование фартука

Выполнение чертежа фартука в масштабе 1 4

Иметь представление

о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе, о рабочей одежде и требованиях к ней



Лента измерительная, чертежные

принадлежности,

масштабная линейка

Урок

приобретения

знаний, умений


Практическая работа

Стр. 49

23


24

Технология изготовления фартука на поясе.

Практическая работа.№11


1


1


Технология изготовления фартука на поясе. Иметь представление

о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки.

Знать правила ТБ.

Уметь находить лицевую сторону ткани


Линейка, карандаш, готовые изделия

Обучающий и

приобретения знаний

Конспект,

учебник

Стр. 53

25




26

Обработка нижнего среза фартука .

Практическая работа.№12

Обработка нижнего среза фартука швом вподгибку с закрытым срезом


1

1



Обработка нижнего среза фартука швом вподгибку с закрытым срезом

Технологическая карта.

Уметь:

– управлять швейной машиной;

– строчить шов вполгибку


Готовые изделия, инструменты

Швейная машина


Урок

приобретения

знаний, умений


Практическая работа

Стр. 60

27


28

Обработка боковых срезов фартука

Практическая работа.№13

Обработка боковых срезов фартука швом подгибку с закрытым срезом


1


1


Обработка боковых срезов фартука швом подгибку с закрытым срезом Уметь:

– управлять швейной машиной;

– строчить шов вполгибку


Готовые изделия, инструменты

Швейная машина

Урок

приобретения

знаний, умений


Практическая работа

Стр. 61

29


30

Обработка накладных карманов, бретелей и пояса

Практическая работа.№14 Обработка накладных карманов


1


1


Обработка накладных карманов, бретелей и пояса Уметь:

– управлять швейной машиной;

– строчить по прямой
и кривой линиям;

– делать закрепки и поворачивать шов


Готовые изделия, инструменты

Швейная машина

Обучающий и

приобретения знаний

Практическая работа

Таб. 12

Проектирование и изготовление изделий (10ч)

31


32

Что такое творческий проект ?

Этапы творческого проекта.

Реализация творческих проектов учащимися .История создания изделий Чертежи деталей


Практическая работа.№15

Выбор темы проекта

1




1


Понятие о творческом проекте.

Этапы выполнения творческого проекта. Варианты проектов.

Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту;

Образцы творческих проектов

Обучающий и

приобретения знаний, умений, навыков

Фронтальный опрос

Стр. 83

33


34

Выбор материала и инструментов

Практическая работа.№16-17

Разработка технологической карты

1


1


Выбор материала и инструментов

Чертежи деталей

Разработка технологической карты

Уметь: составлять технологическую карту, чертежи;

материалы и инструменты Чертежи деталей

Обучающий и

приобретения знаний, умений, навыков

Фронтальный опрос

Технолог. карта

35


36

Материализация проекта

Практическая работа.№18-20


Материализация проекта

1


2


Изготовление изделий, соблюдением размеров. Контроль качества и устранение дефектов. Уметь: выполнять технологические операции по обработке ткани

Швейная машина, инструменты

Урок проверки знаний, умений

Практическая работа


37


38

Экономический расчет

Практическая работа.№20

Оценка изделий

1


1


Экономический расчет. Оценка затрат,

Экологическое обоснование

Уметь: выполнять экологическое обоснование, определять себестоимость изделия

Формулы,

Расчеты,

Урок обобщения и

проверки

знаний

Практическая работа

расчет

39


40

Презентация проекта


Презентация проекта



1


1


Обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта, необходимых для создания объекта или услуги.

Выставка

изделий,

Урок обобщающий и проверки знаний, умений

Презентация проекта


Готовые изделия и проекты

Художественные ремесла. Рукоделие (8ч)

41


42

Знакомство с видами вышивки. Традиционные виды рукоделия. Практическая работа №22

1


1


Тради­ционные виды рукоделия и декоративно-при­кладного творчества. Знакомство с видами вышивки. Традиционные виды рукоделия. Знать:

– виды декоративно-прикладного искусства;

– материалы и инструменты для вышивания;


Виды вышивок

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Стр. 96

43


44

Композиция и орнамент.

Практическая работа №23

Определение места и размера узора на изделии

1


1


Композиция и орнамент.

Знать: – свойства цвета и элементы построения вышивки


Орнаменты

Урок проверки знаний, умений навыков

Практическая работа

Стр. 98

45


46

Выполнение простейших вышивальных швов

Практическая работа №24


1


1


Выполнение простейших вышивальных швов

Уметь:

– закреплять нити разными способами;


Образцы

швов

Урок проверки знаний, умений навыков

Практическая работа

Стр. 108

47


48

Перевод рисунка на ткань. Практическая работа №25

Вышивка по

рисованному контуру узора

1


1


Перевод рисунка на ткань. Вышивка по рисованному контуру узора Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку

Копировальная бумага, рисунки

Урок проверки знаний, умений навыков

Практическая работа

Стр. 111

Кулинария (13ч)

49


50

Санитарные требования к помещению кухни.

Правила санитарии и гигиены. Практическая работа № 26 Моющие и чистящие средства

1


1


Санитарные требования к помещению кухни. Правила санитарии и гигиены. Моющие и чистящие средства

Знать правила санитарии

и гигиены, ТБ на кухне
и оказание первой помощи


Виды моющих средств

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Стр. 122

51


52

Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Практическая работа № 27

Определение количества и состава продуктов


1



1


Общие сведения о питательных веществах и витаминах.

Определение количества и состава продуктов

Иметь представление

о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии

на здоровье человека


Плакат «Общие сведения о питательных веществах и витаминах»

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Стр. 123

53


54

Блюда из овощей. Салаты.

Фигурная нарезка овощей.

Практическая работа № 30 Приготовление блюд.

1


1


Блюда из овощей. Салаты.

Фигурная нарезка овощей. Приготовление блюд.

Иметь представление:

– о правилах первичной обработки всех видов
овощей; – пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд


Плакат «Блюда из овощей»

Урок проверки знаний, умений навыков

Конспект,

учебник

Стр. 136

55

56

Продукты используемые, для приготовления бутербродов

Практическая работа № 28

Способы оформления бутербродов

1


1


Продукты используемые, для приготовления бутербродов

Способы оформления бутербродов Уметь технологию приготовления бутербродов

Иметь представление

о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях

Плакат «Приготовления бутербродов»

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Стр. 150

57


58

Виды горячих напитков.

Практическая работа № 29

Способы их заваривания

1


1


Виды горячих напитков.

Способы их заваривания

Иметь представление

о горячих напитков, столовых приборах
и пользования ими.

Уметь накрывать стол

Плакат «Напитки»

Урок проверки знаний, умений навыков

Конспект,

учебник

Стр. 155

59


60

Практическая работа № 31 Сервировка стола.

Правила подачи горячих напитков.

1


1


Сервировка стола. Иметь представление

о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета
и пользования ими.

Соблюдать правила
за столом.

Уметь накрывать стол

Правила подачи горячих напитков.

Плакат «Сервировка стола»

Урок проверки знаний, умений навыков

Конспект,

учебник

Стр. 158

61

62

Способы приготовления домашних запасов.

Сушка фруктов и ягод, лекарственных растений

1


1


Способы приготовления домашних запасов.

Сушка фруктов и ягод

Знать:

– способы заготовок продуктов;

– правила сбора урожая
и лекарственных трав;

– условия и сроки хранения заготовок

Плакат

«Сушка фруктов и ягод»

Урок проверки знаний, умений навыков

Конспект,

учебник


Культура дома 2ч.

63


64

Интерьер кухни. Столовая.

Практическая работа №32

Разработка интерьера кухни

1


1


Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер кухни. Столовая. Иметь представление

о возможностях отделки
и декоративного убранства кухни.

Уметь выполнять эскизы изделий

Плакат «Интерьер кухни»

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос

Стр. 164

Гигиена девушки. Косметика 2ч.

65


66


Гигиена девушки.

Уход за кожей, за волосами, за кожей лица

1

1




Гигиена девушки.

Уход за кожей, за волосами, за кожей лица

Знать правила гигиены.

Плакат «Косметика для лица»

Обобщающий и приобретения новых знаний

Фронтальный опрос


67

70

Резервное время

4







Всего 70 часов

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Вводный урок(2ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последова­тельность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.

Практические работы. Знакомство с содержанием и после­довательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе.

Знать правила ТБ.

Уметь использовать их на практике

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28ч)

Элементы материаловедения

Основные теоретические сведения. Класси­фикация текстильных волокон. Натуральные рас­тительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити,

кромка и ширина ткани. Полотняное переплете­ние. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свой­ства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобу­мажных и льняных тканей. Материалы, применяе­мые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы. Изучение свойств ни­тей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения

Иметь представление: о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей; о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них

Элементы машиноведения

Основные теоретические сведения. Виды передач поступательного, колебательного и вра­щательного движения. Виды машин, применяе­мых в швейной промышленности. Бытовая уни­версальная швейная машина, ее технические ха­рактеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, пре­имущества и недостатки.

Практические работы. Подготовка универ­сальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швей­ной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправ­ка верхней и нижней нитей. Выполнение машин­ных строчек на ткани по намеченным линиям. Ре­гулировка длины стежка.

Варианты объектов труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Иметь представление: о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов.

Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ; Заправ­ка верхней и нижней нитей. Выполнение машин­ных строчек на ткани по намеченным линиям. Ре­гулировка длины стежка.



Конструирование и моделирование рабочей одежды

Основные теоретические сведения. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном кос­тюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в систе­ме ЕСКД. Правила пользования чертежными ин­струментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры ма­териала, различных видов отделки при модели­ровании швейных изделий.

Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фар­тука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбран­ного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкрой­ка фартука. Виды отделок.

Знать: правила снятия мерок.

Уметь: их использовать

Иметь представление: о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе.

Технология изготовления рабочей одежды

Основные теоретические сведения. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и ре­жущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соеди­нительных и краевых швов, их условные графи­ческие обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и «материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка вы­кройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контроль­ных линий и точек на ткань. Обработка нагрудни­ка и нижней части фартука швом вподгибку с за­крытым срезом или тесьмой. Обработка наклад­ных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Уметь: находить лицевую сторону ткани; управлять швейной машиной; строчить шов;

Иметь представление: о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки;

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (10 ч)

Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Варианты проектов. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конст­рукционных или поделочных материалов. Поисковый, техно­логический и аналитический этапы выполнения творческого проекта, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Вы­бор модели проектного изделия. Материализация проекта.

Знать: Этапы разработки и выполнения проекта. Требования к готовому изделию.

Уметь: выполнить технологическую карту, изготовить изделие с использованием чертежей и реализация продукции

Примерные темы. Блюда национальной кух­ни для традиционных праздников.

Отделка швейного изделия вышивкой.

Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч)

Вышивка

Основные теоретические сведения. Тради­ционные виды рукоделия и декоративно-при­кладного творчества. Применение вышивки в на­родном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художе­ственной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цвето­вые контрасты.

Практические работы. Зарисовка традицион­ных орнаментов, определение колорита и мате­риалов для вышивки. Организация рабочего мес­та для ручного шитья. Вышивание метки, моно­граммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фарту­ка или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и умень­шение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Вы­полнение простейших вышивальных швов: сте­бельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлово­го закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда. Скатерть, салфет­ка, фартук, носовой платок.

Варианты объектов. Салфетки. Шарфик.

Знать: виды декоративно-прикладного искусства; материалы и инструменты для вышивания; свойства цвета и элементы построения вышивки; способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.

Уметь: закреплять нити разными способами; выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку.

КУЛИНАРИЯ (13ч)

Санитария и гигиена

Основные теоретические сведения. Сани­тарные требования к помещению кухни и столо­вой. Правила санитарии и гигиены при обработ­ке пищевых продуктов.

Практические работы. Приведение помеще­ния кухни в соответствие с требованиями сани­тарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструмен­тов на рабочих местах. Безопасные приемы ра­боты с оборудованием, инструментами, горячи­ми жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказа­ние первой помощи при ожогах, порезах и дру­гих травмах.

Варианты объектов труда. Рабочее место бригады на кухне.

Основные теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о пи­тательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная по­требность в витаминах.

Практические работы. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потреб­ность человека в витаминах.

Варианты объектов труда. Таблицы, справоч­ные материалы.

Основные теоретические сведения. Продук­ты, используемые для приготовления бутербро­дов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хране­ния бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заварива­ния кофе, какао, чая и трав.

Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. На­резка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих на­питков к завтраку.

Варианты объектов труда. Бутерброды и го­рячие напитки к завтраку.

Основные теоретические сведения. Строе­ние яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы. Определение свежес­ти яиц. Первичная обработка яиц. Приготовле­ние блюда из яиц. Выполнение эскизов художес­твенной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Варианты объектов труда. Омлет, яичница, вареные яйца.

Основные теоретические сведения. Виды овощей, содержание в них минеральных ве­ществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Вли­яние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки ово­щей.

Виды салатов. Изменение содержания вита­минов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы под­бора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы. Современные инстру­менты и приспособления для механической об­работки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления сала­тов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, оваль­ной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определе­ние их готовности.

Варианты объектов труда. Эскизы оформле­ния салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Основные теоретические сведения. Состав­ление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользо­вания ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда. Эскизы художест­венного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Основные теоретические сведения. Роль продовольственных запасов в экономном веде­нии домашнего хозяйства. Способы приготовле­ния домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хра­нения сушеных и замороженных продуктов. Тем­пература и влажность в хранилище овощей и фруктов. Практические работы. Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, корень­ев, зелени, «лекарственных трав. Заморажива­ние и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Варианты объектов труда. Фрукты, грибы, коренья/зелень, лекарственные травы.

Иметь представление: о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека; о правилах первичной обработки всех видов овощей; о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях; о горячих напитков, столовых приборах и пользования ими.

Уметь технологию приготовления бутербродов; накрывать стол. Правила подачи горячих напитков.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (2 ч)

Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их ком­фортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и сани­тарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью. Декоративное украшение кухни изде­лиями собственного изготовления.

Практические работы. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихва­ток, полотенец и др.

Варианты объектов труда. Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.

Иметь представление о возможностях отделки и декоративного убранства кухни4 о влияние электробытовых приборов и тех­нологий приготовления пищи на здоровье че­ловека.














































КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Контроль результатов реализации учебной программы в форме контрольных, лабораторно - практических и творческих работ.


Лабораторно - практические работы:

«Изучение волокон хлопка и льна», «Изучение устройства швейной машины».

Контрольные работы – по разделам:

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»,

«Кулинария ».


Примерные темы творческих проектов: подарок маме, родным и близким (вышивание крестиком: салфетки, носовые платки, фартук с нагрудником, прихватки)




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:


Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В. Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.


Для учителя:

1. СЮ. Афонькин, А.С. Афонькина «Орнаменты народов мира», С-Петербург, «Кристалл», 1998 г.

2. Р. А. Гаевая, Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко – Киев: Урожай, 1993.

3. Е. Н. Гузаирова, Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Ефимова «Русский народный костюм», Москва, Советская Россия, 1989

5 С. Жегалова и др. «Пряник, прялка и птица Сирин», Москва, Просвещение, 1983 г.

6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая и др. – М.: Просвещение, 1992.

7. Т.А. Мазурик «Лоскутное шитье» (от ремесла к искусству), С-Петербург, «Паритет», 2000 г.

8. Г. Н Мерсиянова,. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова и др. – М.: Просвещение, 1989.

9. М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма», Москва, Молодая гвардия, 1988 г.

10. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 1990.

11. Тарасова, А. П. Рабочая тетрадь по трудовому обучению и домоводству / А. П. Тарасова. – СПб.: МЧМ, изд. дом, ООО. ИД «МиМ», 1998.

12. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. – М.: Легпромбытиздат, 1988.

13. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск: НИЦ «Октид», 1977.









7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!