СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии 10-11

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии 10-11»

Приложение № 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 37





П Р О Г Р А М М А

(составительская)

ТЕХНОЛОГИЯ

Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений




Составители: Овчинникова Т.Д.
























2012-2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 646 ч.(I-VIII классы по 2 часа в неделю, IX-XI классы по 1 часу в неделю).

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение предмета «Технология» в базисном учебном плане.

Изучение интегративного предмета «Технология» включает наиболее распространенные и перспективные технологии и предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечить её интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Данная ПРОГРАММА составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего т среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового покаления

  • Образовательной программы гимназии

  • Учебного плана МБОУ гимназия №37

  • Программы образовательных учреждений, Технология обслуживающий труд 5-11 классы, Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М., Просвещение, 2007

  • Примерная программа для X-XI классов, Самообразование в сфере образования и профессиональной деятельности /А.В. Меренков. – М.: Образовательно – издательский центр «Академия, 2006

  • Примерной программы основного общего образования по направлению «технология. Обслуживающий труд», составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., ООО «Дрофа», М.,2007.

При составлении ПРОГРАММЫ были учтены следующие актуальные моменты:

  • Концепция модернизации Российского образования до 2010г. расставляет акценты на глубокое овладения современными информационно коммуникационными технологиями, их широкое применение во всех сферах человеческой деятельности (большее внимание уделяется информационным технологиям)

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Свердловской области, который регламентирует количество часов, отводимых на изучение данного предмета; (10 кл - 1ч, 11кл-1ч)

  • Цель и приоритетные направления развития гимназии - формирование личности ребёнка, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и самоопределению, готовой к творческому интеллектуальному труду, готовой жить в гармонии с собой и окружающим миром, способной также преобразовывать окружающий мир в лучшую сторону;

  • Преподавание предмета «Технология» осуществляет преодоление сциентизма (неравномерное развитие полушарий головного мозга), уделяя особое внимание формированию образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций и чувствам («правополушарных» качеств).

Главная цель предмета «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • в привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • в развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна для повышения конкурентноспособности при реализации.

  • Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

  • Обогащение мировосприятие обучающихся, преодолевая сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария.

Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового коллектива гимназии, опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить следующие разделы:

    1. Производство, труд и технологии. Технология как часть общечеловеческой культуры.Влияние технологии на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организация производства и характер труда.

    2. Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Математическое моделировании и компьютеры, поиск информации для выполнение проекта с помощью ПК, документное представление проектов

3. Профессиональное определение и карьера. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложение работодателей на различные виды профессионального труд, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и совместную деятельность учащихся.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием ПК как инструмента при решении практических задач. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. 68 часов в 10-11 классах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Класс

Часы в год

Содержание раздела

Часы по темам

10

35

Производство, труд и технологии.

6

Информационные технологии:

(компьютерное делопроизводство, основы художественного конструирования сайтов, конструирование деталей и объектов инжинерной деятельности),

22

Профессиональное определение карьера.

7

11

34

Технология проектирования и

создания материальных объектов и услуг

20

Производство, труд и технологии. (Самоопределение)

14





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА I. Технология создания изделий из текстильных и поделочных материалов.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Изготовление изделий с использованием технологий промыслов (ремесел), распространенных в районе проживании. Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической или общественного значимых продуктов труда. Знакомство с возможностями изобразительных художественных средств при обработке материалов. Знакомство с приемами работы в технике батик и с творчеством художников текстильной промышленности. Профориентация.

Овладение общетрудовыми и специальными знаниями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.

II. Электротехнические работы

Автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в управлении технологическими процессами. Основные компоненты ПК. Сборка/разборка ПК. Программное обеспечение ПК. Установка драйверов и периферийных устройств. Знакомство с современными автоматизированными рабочими местами на Урале. Проведение экскурсий.

III. Современное производство и профессиональное образование.

Наиболее широкий курс, продолжительностью в 272 часа, что продиктовано новыми современными педагогическими тенденциями в образовании.

Роль ПК в современном производстве, современная информационная картина мира, современные телекоммуникационные технологии, роль БД в предпринимательстве и в построении карьеры.

Телекоммуникационные системы.

Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Принципы работы модема и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Понятие о телеконференции.

Роль операционной системы в работе компьютера.

Файловая система. Древовидная структура системы. Понятие о файле, типы и виды файлов, расширения файлов. Понятие о формате графических файлов, их различие и особенности. Понятие о локальной и глобальных сетях, службы Интернета. HTTP и FTP – протоколы. Работа с файловой оболочкой. Копирование, переименование, удаление файлов. Подключение к FTP-серверу. Работа под управлением FTP-сервера.

Технология разработки и проектирования баз данных.

Знакомство с базой данных. Понятие о базах данных. Базы данных как самая востребованная информационная услуга на современном рынке. Знакомство со школьной базой данных. Технология ведения готовой базы данных. Практическое освоение специальности администратора базы данных: модификация базы данных, понятие о безопасности информации, простейшие правила предотвращения потери данных или их кражи.

Структура базы данных.

Понятие о реляционной базе данных. Система таблиц как основа создания баз данных. Основные принципы проектирования и создания таблиц базы данных. Понятие о запросах к базе данных. Определение стандартных запросов как один из важных факторов эффективности работы с программным продуктом

IV. Черчение и графика.

Знакомство с программами, обрабатывающими графическую информацию. Возможности пакетов графических редакторов.

Обработка текста с помощью компьютера.

Понятие компьютерной обработки текста. Знакомство с текстовыми редакторами и технологией обработки текстовой информации. Изучение текстового редактора и компьютерной издательской системы. Совместная обработка графической и текстовой информации. Знакомство с пакетом презентационной графики.

Понятие компьютерной графики.

Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ и технологией обработки графической информации. Изучение графических редакторов, редактора сценариев, системы обработки изображений, пакета анимационной графики.

Технология создания мультимедийных презентаций

Понятие о мультимедийной презентации. Мультимедийная презентация как неотъемлемый компонент информационного обмена в современной жизни. Использование мультимедийной презентации в различных сферах человеческого труда. Аппаратно-программное обеспечение для разработки и проведения мультимедийной презентации.

Понятие о создании презентации в Интернете

Предварительное понятие о языке программирования. Понятия алгоритма и исполнителя алгоритмов. Синтаксические и семантические ошибки. Понятие отладки программы. Основные конструкции описательного языка. Понятие о контейнерах и тегах Дополнительные возможности языка HTML в оформлении Web-страниц. Возможности подключения других языков программирования, локальное действие тегов, фреймы и т.п.

V. Технология ведения дома

Кулинария

Физиология питания. Блюда из различных видов продуктов питания. Сервировка стола. Заготовка продуктов. Элементы этикета. Сроки хранения продуктов питания.

Ведение справочников и баз данных для домашнего использования.

Работа с электронными таблицами, возможности получение почты и её обработка. Настройка почтового сервера. Знакомство с программой Microsoft Office Outlook.

Система управления базами данных.

Современное производство и ПК. Понятие о СУБД. Основные функции СУБД. Понятие об администрировании СУБД. Основные возможности системы для создания и ведения баз данных.

Возможности оформительских работ при создании домашнего интерьера. Знакомство со свойствами разных тканей, соединением различных красителей и техникой их безопасного использования, основы цветоведения.

Техника художников текстильной промышленности. Возможности художественных средств и материалов применяемые в промышленности. Предприятия Урала, работающие в данном направлении. Возможности использования в домашнем хозяйстве.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны

  • использовать полученные знания для описания и решения задач, информационных моделей в будущей профессиональной деятельности;

  • уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить информацию в разнообразных источниках, обобщать и систематизировать её.

  • уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, с помощью ПК;

  • умение проявлять убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию, способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей.

  • адекватно воспринимать информацию из любых источников и грамотно обрабатывать её, с помощью современных технологий

  • знать историю возникновения батика. Технологию получения ткани и её классификацию по типу волокон (шёлк, хлопок). Виды переплетений ткани. Истоки и специфику образного языка Д.П.И росписи тканей. Технику безопасности при работе с красителями и резервом.

  • Знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования при работе с продуктами питания;

  • Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма белками, жирами, витаминами, углеводами;

  • уметь пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении творческих работ. Отличать ткани по типу волокон, находить кромку, нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны. Натягивать ткань на раму. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы в процессе создания композиции с учётом назначения размера и типа ткани. Использовать элементы стилизации в декоративном решении изделия.

  • знать принципы работы модема и сетевой карты, принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты.

  • уметь пользоваться услугами электронной почты, ориентироваться в информационном пространстве сети типа ИНТЕРНЕТ.

  • уметь создавать запросы среднего уровня сложности к конкретной базе данных.

Перечень учебно-методического обеспечения

Аппаратные средства:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Хаб

  • Микрофон

  • Сканер

  • Колонки

  • Интерактивная доска SmartBoard


Наглядные пособия

  • Таблицы «Технология обработки ткани» Материаловедение

    • Классификация текстильных волокон

    • Натуральные растительные волокна

    • Натуральные животные волокна

    • Прядение

    • Виды пряжи

    • Текстильные переплетения

    • Символы по уходу за одеждой

Программные средства

  • Операционная система Linux.

  • Операционная система MS Windows XP

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Программное приложение Smart

  • Клавиатурный тренажер.

  • Графический редактор для векторной и растровой графики Adobe Photoshop

  • Системы программирования Pascal или Паркетчик

  • ПП Компас

  • . Microsoft Office Word 2007

  • Пакет Microsoft Office Access 2003

  • Графический редактор для векторной и растровой графики CorelDraw

  • WWW-сервер, FTP-сервер

  • Веб-сервер «Веб-сайт»

Техника

  • РМУ (персональный компьютер для учащихся)

  • Наушники

  • Швейные машины

  • Настольные лампы

  • Набор для работы с тканью (ножницы, иголки, лекала, нитки и т.п.)

  • Холодильник

  • Микроволновая печь

  • Духовой шкаф

  • Варочная панель

  • Разделочные доски

  • Разделочные ножи

  • Набор посуды для приготовления пищи

  • Набор посуды для сервировки стола

Методические пособия

Сенокосов А.И., Практические работы по базам данных. «1 сентября», ООО «Чистые пруды», 2005

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике. У-Фактория, 2001.

Технологические карты для практических работ по Wordу, по PowerPointу, Accessу, Adobe Photoshopу составленные Овчинниковой Т.Д.












Список литературы:

Сборник нормативных документов Министерства Образования РФ для общеобразовательных Учреждений, Технология. 5-11кл., ООО «Дрофа», 2007 г.

Информационные технологии, Сост. А.Н.Аблин, А.О.Богданов, Г.С.Гринберг, Ю.Л.Хотунцев, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвящение, 2007

Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, Сост. В.Д.Симоненко, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвящение, 2007

Проекты в образовательной отрасли «Технология», Сост. Ю.Л.Хотунцев, В.Д. Симоненко, О.А.Кожина, Б.И. Орлов, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвещение, 2007

Сенокосов А.И., Практические работы по базам данных. «1 сентября», ООО «Чистые пруды», 2005

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике. У-Фактория, 2001.

Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии, 9-11 класс, М., Глобус, 2007г

Сведения об авторе

Овчинникова Татьяна Дмитриевна, учитель математики, информатики и технологии, Высшая категория, в 1987 году окончила СГПИ, по профессии учитель математики. С 1987 года работает в МОУ гимназии №37 учителем математики, информатики и технологии.

Сенокосов Александр Иванович, учитель информатики и технологии, Высшая категория, закончил в 1979 г УрГУ по специальности «математика», с 1986 года работает учителем информатики, с 2002 года – непосредственно в МОУ гимназия №37

Аннотация

Образовательная программа курса «ТЕХНОЛОГИЯ. 5-8 класс» предназначена для ведения предмета технология в 5-8 классах общеобразовательных учебных учреждениях. Главной целью программы является обучение учащихся предмету «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В результате обучения учащиеся:

овладеют компьютерными технологиями, как одним из наиболее распространенных общетрудовым навыком, необходимой в любой профессии современного общества

овладеют навыками обработки графической информации

овладеют навыками обработки изделий из конструкционных и поделочных материалов

получат представления о профессиях, в которых нуждается наш край (УРАЛ)

научаться представлять себя и продукты своей деятельности на рынке труда. Научаться находить нужную информацию в среде типа ИНТЕРНЕТ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!