Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 37
П Р О Г Р А М М А
(составительская)
ТЕХНОЛОГИЯ
Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Составители: Овчинникова Т.Д.
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 646 ч.(I-VIII классы по 2 часа в неделю, IX-XI классы по 1 часу в неделю).
Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение предмета «Технология» в базисном учебном плане.
Изучение интегративного предмета «Технология» включает наиболее распространенные и перспективные технологии и предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечить её интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Данная ПРОГРАММА составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего т среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового покаления
Образовательной программы гимназии
Учебного плана МБОУ гимназия №37
Программы образовательных учреждений, Технология обслуживающий труд 5-11 классы, Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М., Просвещение, 2007
Примерная программа для X-XI классов, Самообразование в сфере образования и профессиональной деятельности /А.В. Меренков. – М.: Образовательно – издательский центр «Академия, 2006
Примерной программы основного общего образования по направлению «технология. Обслуживающий труд», составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., ООО «Дрофа», М.,2007.
При составлении ПРОГРАММЫ были учтены следующие актуальные моменты:
Концепция модернизации Российского образования до 2010г. расставляет акценты на глубокое овладения современными информационно коммуникационными технологиями, их широкое применение во всех сферах человеческой деятельности (большее внимание уделяется информационным технологиям)
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Свердловской области, который регламентирует количество часов, отводимых на изучение данного предмета; (10 кл - 1ч, 11кл-1ч)
Цель и приоритетные направления развития гимназии - формирование личности ребёнка, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и самоопределению, готовой к творческому интеллектуальному труду, готовой жить в гармонии с собой и окружающим миром, способной также преобразовывать окружающий мир в лучшую сторону;
Преподавание предмета «Технология» осуществляет преодоление сциентизма (неравномерное развитие полушарий головного мозга), уделяя особое внимание формированию образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций и чувствам («правополушарных» качеств).
Главная цель предмета «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
в привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
в развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна для повышения конкурентноспособности при реализации.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
Обогащение мировосприятие обучающихся, преодолевая сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария.
Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового коллектива гимназии, опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.
Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить следующие разделы:
Производство, труд и технологии. Технология как часть общечеловеческой культуры.Влияние технологии на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организация производства и характер труда.
Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Математическое моделировании и компьютеры, поиск информации для выполнение проекта с помощью ПК, документное представление проектов
3. Профессиональное определение и карьера. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложение работодателей на различные виды профессионального труд, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.
Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и совместную деятельность учащихся.
Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием ПК как инструмента при решении практических задач. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. 68 часов в 10-11 классах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс | Часы в год | Содержание раздела | Часы по темам |
10 | 35 | Производство, труд и технологии. | 6 |
Информационные технологии: (компьютерное делопроизводство, основы художественного конструирования сайтов, конструирование деталей и объектов инжинерной деятельности), | 22 |
Профессиональное определение карьера. | 7 |
11 | 34 | Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг | 20 |
Производство, труд и технологии. (Самоопределение) | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА I. Технология создания изделий из текстильных и поделочных материалов.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Изготовление изделий с использованием технологий промыслов (ремесел), распространенных в районе проживании. Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической или общественного значимых продуктов труда. Знакомство с возможностями изобразительных художественных средств при обработке материалов. Знакомство с приемами работы в технике батик и с творчеством художников текстильной промышленности. Профориентация.
Овладение общетрудовыми и специальными знаниями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.
II. Электротехнические работы
Автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в управлении технологическими процессами. Основные компоненты ПК. Сборка/разборка ПК. Программное обеспечение ПК. Установка драйверов и периферийных устройств. Знакомство с современными автоматизированными рабочими местами на Урале. Проведение экскурсий.
III. Современное производство и профессиональное образование.
Наиболее широкий курс, продолжительностью в 272 часа, что продиктовано новыми современными педагогическими тенденциями в образовании.
Роль ПК в современном производстве, современная информационная картина мира, современные телекоммуникационные технологии, роль БД в предпринимательстве и в построении карьеры.
Телекоммуникационные системы.
Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Принципы работы модема и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Понятие о телеконференции.
Роль операционной системы в работе компьютера.
Файловая система. Древовидная структура системы. Понятие о файле, типы и виды файлов, расширения файлов. Понятие о формате графических файлов, их различие и особенности. Понятие о локальной и глобальных сетях, службы Интернета. HTTP и FTP – протоколы. Работа с файловой оболочкой. Копирование, переименование, удаление файлов. Подключение к FTP-серверу. Работа под управлением FTP-сервера.
Технология разработки и проектирования баз данных.
Знакомство с базой данных. Понятие о базах данных. Базы данных как самая востребованная информационная услуга на современном рынке. Знакомство со школьной базой данных. Технология ведения готовой базы данных. Практическое освоение специальности администратора базы данных: модификация базы данных, понятие о безопасности информации, простейшие правила предотвращения потери данных или их кражи.
Структура базы данных.
Понятие о реляционной базе данных. Система таблиц как основа создания баз данных. Основные принципы проектирования и создания таблиц базы данных. Понятие о запросах к базе данных. Определение стандартных запросов как один из важных факторов эффективности работы с программным продуктом
IV. Черчение и графика.
Знакомство с программами, обрабатывающими графическую информацию. Возможности пакетов графических редакторов.
Обработка текста с помощью компьютера.
Понятие компьютерной обработки текста. Знакомство с текстовыми редакторами и технологией обработки текстовой информации. Изучение текстового редактора и компьютерной издательской системы. Совместная обработка графической и текстовой информации. Знакомство с пакетом презентационной графики.
Понятие компьютерной графики.
Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ и технологией обработки графической информации. Изучение графических редакторов, редактора сценариев, системы обработки изображений, пакета анимационной графики.
Технология создания мультимедийных презентаций
Понятие о мультимедийной презентации. Мультимедийная презентация как неотъемлемый компонент информационного обмена в современной жизни. Использование мультимедийной презентации в различных сферах человеческого труда. Аппаратно-программное обеспечение для разработки и проведения мультимедийной презентации.
Понятие о создании презентации в Интернете
Предварительное понятие о языке программирования. Понятия алгоритма и исполнителя алгоритмов. Синтаксические и семантические ошибки. Понятие отладки программы. Основные конструкции описательного языка. Понятие о контейнерах и тегах Дополнительные возможности языка HTML в оформлении Web-страниц. Возможности подключения других языков программирования, локальное действие тегов, фреймы и т.п.
V. Технология ведения дома
Кулинария
Физиология питания. Блюда из различных видов продуктов питания. Сервировка стола. Заготовка продуктов. Элементы этикета. Сроки хранения продуктов питания.
Ведение справочников и баз данных для домашнего использования.
Работа с электронными таблицами, возможности получение почты и её обработка. Настройка почтового сервера. Знакомство с программой Microsoft Office Outlook.
Система управления базами данных.
Современное производство и ПК. Понятие о СУБД. Основные функции СУБД. Понятие об администрировании СУБД. Основные возможности системы для создания и ведения баз данных.
Возможности оформительских работ при создании домашнего интерьера. Знакомство со свойствами разных тканей, соединением различных красителей и техникой их безопасного использования, основы цветоведения.
Техника художников текстильной промышленности. Возможности художественных средств и материалов применяемые в промышленности. Предприятия Урала, работающие в данном направлении. Возможности использования в домашнем хозяйстве.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны
использовать полученные знания для описания и решения задач, информационных моделей в будущей профессиональной деятельности;
уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить информацию в разнообразных источниках, обобщать и систематизировать её.
уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, с помощью ПК;
умение проявлять убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию, способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей.
адекватно воспринимать информацию из любых источников и грамотно обрабатывать её, с помощью современных технологий
знать историю возникновения батика. Технологию получения ткани и её классификацию по типу волокон (шёлк, хлопок). Виды переплетений ткани. Истоки и специфику образного языка Д.П.И росписи тканей. Технику безопасности при работе с красителями и резервом.
Знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования при работе с продуктами питания;
Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма белками, жирами, витаминами, углеводами;
уметь пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении творческих работ. Отличать ткани по типу волокон, находить кромку, нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны. Натягивать ткань на раму. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы в процессе создания композиции с учётом назначения размера и типа ткани. Использовать элементы стилизации в декоративном решении изделия.
знать принципы работы модема и сетевой карты, принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты.
уметь пользоваться услугами электронной почты, ориентироваться в информационном пространстве сети типа ИНТЕРНЕТ.
уметь создавать запросы среднего уровня сложности к конкретной базе данных.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства:
Наглядные пособия
Таблицы «Технология обработки ткани» Материаловедение
Классификация текстильных волокон
Натуральные растительные волокна
Натуральные животные волокна
Прядение
Виды пряжи
Текстильные переплетения
Символы по уходу за одеждой
Программные средства
Операционная система Linux.
Операционная система MS Windows XP
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программное приложение Smart
Клавиатурный тренажер.
Графический редактор для векторной и растровой графики Adobe Photoshop
Системы программирования Pascal или Паркетчик
ПП Компас
. Microsoft Office Word 2007
Пакет Microsoft Office Access 2003
Графический редактор для векторной и растровой графики CorelDraw
WWW-сервер, FTP-сервер
Веб-сервер «Веб-сайт»
Техника
РМУ (персональный компьютер для учащихся)
Наушники
Швейные машины
Настольные лампы
Набор для работы с тканью (ножницы, иголки, лекала, нитки и т.п.)
Холодильник
Микроволновая печь
Духовой шкаф
Варочная панель
Разделочные доски
Разделочные ножи
Набор посуды для приготовления пищи
Набор посуды для сервировки стола
Методические пособия
Сенокосов А.И., Практические работы по базам данных. «1 сентября», ООО «Чистые пруды», 2005
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике. У-Фактория, 2001.
Технологические карты для практических работ по Wordу, по PowerPointу, Accessу, Adobe Photoshopу составленные Овчинниковой Т.Д.
Список литературы:
Сборник нормативных документов Министерства Образования РФ для общеобразовательных Учреждений, Технология. 5-11кл., ООО «Дрофа», 2007 г.
Информационные технологии, Сост. А.Н.Аблин, А.О.Богданов, Г.С.Гринберг, Ю.Л.Хотунцев, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвящение, 2007
Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, Сост. В.Д.Симоненко, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвящение, 2007
Проекты в образовательной отрасли «Технология», Сост. Ю.Л.Хотунцев, В.Д. Симоненко, О.А.Кожина, Б.И. Орлов, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, М., Просвещение, 2007
Сенокосов А.И., Практические работы по базам данных. «1 сентября», ООО «Чистые пруды», 2005
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике. У-Фактория, 2001.
Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии, 9-11 класс, М., Глобус, 2007г
Сведения об авторе
Овчинникова Татьяна Дмитриевна, учитель математики, информатики и технологии, Высшая категория, в 1987 году окончила СГПИ, по профессии учитель математики. С 1987 года работает в МОУ гимназии №37 учителем математики, информатики и технологии.
Сенокосов Александр Иванович, учитель информатики и технологии, Высшая категория, закончил в 1979 г УрГУ по специальности «математика», с 1986 года работает учителем информатики, с 2002 года – непосредственно в МОУ гимназия №37
Аннотация
Образовательная программа курса «ТЕХНОЛОГИЯ. 5-8 класс» предназначена для ведения предмета технология в 5-8 классах общеобразовательных учебных учреждениях. Главной целью программы является обучение учащихся предмету «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В результате обучения учащиеся:
овладеют компьютерными технологиями, как одним из наиболее распространенных общетрудовым навыком, необходимой в любой профессии современного общества
овладеют навыками обработки графической информации
овладеют навыками обработки изделий из конструкционных и поделочных материалов
получат представления о профессиях, в которых нуждается наш край (УРАЛ)
научаться представлять себя и продукты своей деятельности на рынке труда. Научаться находить нужную информацию в среде типа ИНТЕРНЕТ.