СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по социализации учащихся на уроках истории, обществознании и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из возможных путей социализации учащихся - это вовлечение самих учащихся в межличностное познавательное общение и взаимодействие (то есть интеракцию), наиболее важной особенностью которого является, способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия 

Просмотр содержимого документа
«Программа по социализации учащихся на уроках истории, обществознании и внеурочной деятельности»

Нестерова Е.Ф.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Кардымовская СШ»

Кардымовского района Смоленской области



Программа воспитания и социализации обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

Введение.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

В качестве общеметодологической базы, лежащей в основе процесса социализации, опиралась на труды ведущих отечественных ученных Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и системогенетическую теорию становления и развития личности Н.М. Таланчука. В соответствии с концепцией Н.М.Таланчука социализация личности - это «синергетический процесс ее социального становления, обусловленный взаимодействием следующих начал – целенаправленного социального воспитания, самосовершенствования личности и влияний на личность социально-педагогической инфраструктуры общества и его социумов».

Определение социализации, данное Н.М. Таланчуком, выводит на понимание процесса социального становления как формирования ориентированной основы поведения и деятельности личности, отраженного в сформированной под воздействием социальных факторов и педагогического регулирования «личностной композиции социальных отношений».

Целенаправленная социализация осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в процессе организованной профессионально-педагогической деятельности. Ведущая роль в данном процессе отводится историко-обществоведческим предметам, так как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. Эти предметы формируют у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими качествами выступают патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыслительной деятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала, включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно-политических событий; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению к ключевым событиям отечественной истории.

Актуальность опыта

В связи с тем, что современное российское общество переживает период становления новой системы ценностей, которая нацелена на выявление приоритета интересов гражданина и формирование основ правового государства и гражданского общества, большое значение приобрела проблема социальной адаптации человека в новых условиях жизнедеятельности. Сталкиваясь со сложными жизненными ситуациями, относящимися к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой, люди зачастую не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Особенно трудно приходится молодым людям, которые еще не имеют достаточного жизненного опыта. И чтобы помочь им найти свое место в жизни и стать достойными членами общества, еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения выдвигают основную задачу перед обществоведческими дисциплинами - содействие социализации личности. При этом подразумевается: ее становление, гражданское воспитание, усвоение индивидом культурных ценностей, моральных и юридических норм, достойных образцов поведения, формирование патриотических чувств причастности к судьбе Отечества, жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, которое содействует ее вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, открывает и утверждает уникальное и неповторимое собственное «Я». Задача формирования у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира является актуальной для всей системы образования.

Поскольку, согласно научным представлениям, социализация личности происходит в трех сферах – деятельности, общении и самосознании, новые стандарты выдвигают следующие требования к таким школьным предметам как обществознание и история:

в сфере деятельности


  • ориентировка учащихся в основных видах социальной активности;


  • формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;


  • осознание личных и социальных возможностей их осуществления;


в сфере общения


  • обогащение содержания и форм общения учащихся с другими членами социума;


  • раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;


в сфере самосознания

  • формирование собственного «Я» как активного субъекта деятельности;


  • осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей;


  • формирование самооценки и саморегуляции.

Реализовать эти требования в процессе обучения школьников невозможно без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления ими знаний. В связи с чем, необходимо не преподносить знания учащимся, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение приходит к учащемуся не без помощи учителя, в связи с чем, педагог должен дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном счете ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития, социализации.

Один из возможных путей социализации учащихся - это вовлечение самих учащихся в межличностное познавательное общение и взаимодействие (то есть интеракцию), наиболее важной особенностью которого является, способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для социализации учащихся в урочное и внеурочное время на основе активного внедрения в образовательный процесс интерактивных методов и технологий обучения.
Работа по теме опыта осуществляется с 2016 года, с момента обнаружения проблемы овладения социальным опытом обучающихся, снижения социальной активности учащихся 9-11 классов

Диапазон применения опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности старшеклассников и представляет собой единую систему «урок – внеурочная деятельность». При этом в данную систему входят уроки истории, обществознания, права, занятия элективных курсов, работа кружка по краеведению, участие в добровольческой деятельности, различных социальных акциях и проектах. Эта система способствует достижению положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся. У них складывается позитивная оценка возможности получить необходимые знания и образование, востребованные в дальнейшей общественной и профессиональной деятельности в условиях постиндустриального общества. Опыт работы может быть использован учителями истории и обществознания, отдельные приемы и методы могут быть приемлемы в работе учителей различной предметной направленности.

Новизна опыта состоит в конструировании системы использования интерактивных методов и технологий как средства социализации школьников на уроках истории и обществознания.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Создать условия для обучения волонтерской деятельности, поддержки и реализации социально значимых проектов, в том числе добровольческих.

Результаты реализации программы социализации:

Когнитивный компонент Знание формальных и неформальных законов общества, законов информационной безопасности, знание об многокультурности России, её многоконфессиональности, расовых различиях, социальных статусах населения и др. Деятельностнопрактический компонент: Коммуникативные умения, приобретенные в процессе формирования УУД, умения конструктивно действовать в обществе, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, умение применять знания для решения практических задач и проблем.

Рефлексивные умения: адекватная оценка деятельности, умение делать выводы, организовывать и осуществлять деятельность, принимать участие во взаимодействии с различными социальными стратами, социальными институтами и др. Умение безопасно жить в информационном обществе. Умение воздействовать на окружающую действительности на основе собственных моральных и культурных ценностей (неадаптивность).

Опыт применения умений: Участие в деятельности школьного самоуправления, детских объединений, общественных организаций, опыт поведения в нестандартных, экстремальных ситуациях, конструктивный опыт, опыт общения посредством сети Интернет.

Корректировка умений На основе приобретенного опыта происходит корректировка умений, необходимых для позитивной неадаптивной социализации

Социализация школьников должна служить решению нескольких задач-доминант:

1. Формировать умение руководствоваться ценностями культуры мира, культуры сотрудничества.

2. Формировать нормы и правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые, культуры семейных отношений.

3. Формировать чувство собственного достоинства, свободы как характеристики жизни, достойной человека.

4. Воспитать чувство долга по отношению к обществу, понятие долга общества по отношению к отдельной личности.

5. Формировать представлений о Государстве как регулятивном аппарате общественной жизни. Воспитать уважительное отношение человека к атрибутам государственной власти.

6. Формировать чувство потребности к творческому самораскрытию, саморегуляции, саморазвитию, социализации и дальнейшему самосовершенствованию.

7. Формировать ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

8. Формировать понятия о достойной жизни через положительные примеры соотечественников (родителей, земляков и др.).

9. Формировать жизненные и профессиональные цели через расширение знаний о современном мире, потребности реализации своих профессиональных намерений на благо и в пределах малой Родины

Формы работы:

  • беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии, туристические походы с ориентацией на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;

  • конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, презентации, выставки, кружки максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;

  • полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.;

Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; интерактивные технологии; игровые технологии.

Формы занятий

  1. Изучение Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей граждан России, политического устройства Российского государства, его институтов, их роли в жизни общества, символов государства.

  2. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

  3. Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

  4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

  5. Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

  6. Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России.

  7. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

1.Урочная деятельность.

Уроки истории, обществознания.

2.Внеурочная деятельность.

Цикл бесед «Государственная символики России»

Циклы классных часов «Мы патриоты», «Правовой ликбез»

Проектная деятельность:

Исследовательские проекты «Летопись родного края»

Творческий проект-конкурс «Мои земляки - герои».

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

Конкурс современной патриотической песни «Я гражданин России».

Краеведческая деятельность:

Образовательная экскурсия «Смоленск город-герой».

Экскурсии в школьный музей.

Проблемно-ценностное общение:

Встречи с интересными людьми.

Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.

Социальное творчество (акции):

Акция «Дорогою Добра».

Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.

Акция «Доброхоты».

Акция «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Акция «Свеча памяти».

3. Внешкольная деятельность Ежегодное участие в районных, территориальных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, участие в районных и областных акциях и мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в волонтерской деятельности.

Планируемые результаты реализации программы социализации:

Образовательные эффекты

Воспитательные эффекты

Социальные эффекты

Формирование УУД

Формирование чувства ответственности

Формирование гражданской позиции

Получение знаний о будущей профессии

Формирование культурных, нравственных норм

Профессиональные пробы

Для оценки эффективности воспитательного процесса в рамках настоящей концепции воспитательной работы возможно определить следующие критерии и показатели.

Критерии

Показатели

Отношение учащихся к внеклассной работе

Достижения воспитанников в различных социальных сферах

Состояние уровня социализированности обучающихся

Высокий уровень социализированности обучающихся (по диагностике) Проявление социальных инициатив Реализация социальных инициатив

Взаимодействие учащихся внутри классного коллектива

Высокий уровень сплоченности классного коллектива, наличие самоуправления

Отношение родителей к жизни класса, школы

Наличие родительского самоуправления, активное участие родителей в жизни класса, школы Активное участие родителей в социальных акциях школы Проявление инициативы по организации внеклассной, досуговой деятельности школьников

Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования

Рост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках. Социальная направленность дополнительного образования (организация мероприятий, акций, направленных на решение социальных проблем класса, школы, социума)

Уровень удовлетворенности родителей, педагогов и детей жизнью класса, школы

Положительные отзывы о школе, классе, участниках УВП.

Система оценки достижения планируемых результатов:

1. Мониторинг социальной активности обучающихся.

2. Мониторинг личностного роста обучающихся, изучение социализированности личности обучающегося.

3. Мониторинг профессиональной направленности личности обучающегося.

4. Портфолио обучающегося

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/

2Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

3.Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. с.230— (Стандарты второго поколения).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!