Программа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность «Страна чудес»
Составитель:
Байрамалиева В.Д.
Пояснительная записка
Актуальность
Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия
поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,
культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:
Цель программы: развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.
Задачи:
воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;
расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.
Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
Программа составлена на основе программы:
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение,
1991.
Перспективно – тематический план (сентябрь — май)
Блоки | Основной | Компонент ДОУ | | |
компонент | | |
| | | | |
| | | |
1. Основы | | Задачи: познакомитьдетейсприемами | |
кукловожден | | вождения кукол-вертушек. | | |
ия | | Игра: «Театр двух актеров». | | |
| | Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и | |
Сентябрь- | | мыши» | | | |
октябрь | | | | | |
| Задачи: познакомить детей с различными прие- | |
| | |
| | мами вождения тростевых кукол. | | |
| | Игра: «Театр двух актеров». | | |
| | Этюды: «Веселая | зарядка», | «Попугай | |
| | умывается», «Неожиданная встреча» | |
| | | |
| | Задачи: познакомить детей с напольным видом | |
| | театра — конусным, приемами вождения этих | |
| | кукол. | | | |
| | Игра «Театр двух актеров». | | |
| | Этюды: «Прогулка в | лес», «Встреча друзей», | |
| | «Веселый перепляс» | | | |
| | | | | |
| | Задачи: закреплять | навыки | кукловождения | |
| | | | | |
| | | различных видов кукольных театров. | |
| | | Этюды: по одному этюду для каждого вида |
| | | кукольного театра | | |
| | | |
2.Основы | | Шире | Задачи: формировать интерес к театру кукол- |
кукольного | | использовать в | вертушек, желание участвовать в кукольном |
театра | | театральной | спектакле. | | | |
| | деятельности детей | Инсценировка: «Дом, который построил Джек» |
Ноябрь | - | разные виды | — по английской песенке в переводе С.Я. |
декабрь | | театров | Маршака | | | |
| | | |
| | | Задачи: прививать детям устойчивый интерес к |
| | | новым видам театров: | тростевых и напольных |
| | | кукол, развивать | | |
| | | творческую самостоятельность в передаче образа. |
| | | Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский |
| | | |
| | | Задачи: формировать устойчивый интерес к |
| | | кукольному | | | |
| | | театру, желание управлять куклами различных |
| | | систем. | | | |
| | | Инсценировка: «Карнавал кукол» | |
| | | |
3. | | | Задачи: способствовать расширению диапазона |
Основы актер | | эмоциональноговосприятияи | выражения |
ского | | | различных эмоций (радость, горе, удивление, |
мастерства | | | испуг); обучать выражению различных эмоций и |
| | | воспроизведению отдельных черт характера. |
Декабрь- | | | Этюды М. | Чехова: | «Потерялся», | «Котята», |
январь | | | «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий |
| | | ребенок», «Повар-лгун». | |
| | | Игры | с | карточками- |
| | | пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и |
| | | скажи» | | | |
| | | |
| | | Задачи: обучать детей интуитивно распознавать |
| | | атмосферу человека, события, места, времени |
| | | года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; |
| | | развивать память и фантазию. | |
| | | Этюды М. | Чехова: | навнимание,веру, |
| | | наивность, фантазию, атмосферу | |
| | | |
| | | Задачи: развивать умение выражать основные |
| | | эмоции и адекватно реагировать на эмоции |
| | | окружающих людей. | | |
| | | Этюды М. Чистяковой: на выражение основных |
| | | эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза», |
| | | «Старый гриб», «Гадкий утенок», | |
| | | | | | |
| | «Гневная Гиена». | | | | |
| | Игры с карточками-пиктограммами | |
| | | |
| | Задачи: развивать у детей выразительность | |
| | жеста, умение воспроизводить отдельные черты | |
| | характера. | | | | |
| | Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная | |
| | семья», «Насос и | | | | |
| | мяч», | «Карабас-Барабас», | «Три | характера», | |
| | «Вредное колечко». | | | | |
| | Игры с карточками-пиктограммами | |
| | | | |
4.Основные | | Задачи: совершенствовать | импровизационные | |
принципы | | возможности детей, побуждать к поиску | |
драматизации | | выразительных средств | | | |
| | дляпередачи | характерных | особенностей | |
февраль-март | | персонажей спектакля. | | | |
| | Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин- | |
| | Сибиряк. | | | | |
| | Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова | |
| | — «Волнушки»; | | | | |
| | В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима | |
| | — «Спор овощей» | | | | |
| | | | |
| | Задачи: совершенствовать | импровизационные | |
| | возможности детей, развивать инициативу и | |
| | самостоятельность в | | | |
| | создании образов различных персонажей. | |
| | Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка | |
| | | | |
| | Задачи: совершенствовать | импровизационные | |
| | возможности детей, развивать инициативу и | |
| | самостоятельность в создании образов различных | |
| | персонажей. | | | | |
| | Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению | |
| | В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. | |
| | Кордо); | «Шалунишки-котятки | потеряли | |
| | перчатки» (по английской народной песенке в | |
| | переводе И. Родина); «Три мамы» | | |
| | | | | |
| Развивать | Задачи: побуждать | детей | самостоятельно | |
| самостоятельность | сочинять и разыгрывать небольшие сказки, | |
| в организации | используя кукол-вертушек | | | |
| театрализованных | | | | | | |
| Задачи: побуждать | детей | придумывать | |
| игр: умение | |
| небольшие сказки и разыгрывать их с помощью | |
| самостоятельно | |
| тростевых и | | | | |
| выбирать сказку, | | | | |
| напольных кукол | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | |
| стихотворение, | Задачи: побуждатьдетейиспользоватьв |
| готовить | творческих играх различные знакомые им виды |
| необходимые | кукольных театров | | | | | |
| атрибуты и | | | | | | | | |
| декорации к | | | | | | | | |
| будущему | | | | | | | | |
| спектаклю, | | | | | | | | |
| распределять | | | | | | | | |
| между собой | | | | | | | | |
| обязанности и роли. | | | | | | | | |
| Развивать | | | | | | | | |
| творческую | | | | | | | | |
| самостояельность в | | | | | | | | |
| передаче образа. | | | | | | | | |
| | |
6. | | Задачи: — углублять знания детей о театре как |
Театральная | | виде искусства. Формировать устойчивый |
азбука | | интерес к | театральному искусству, потребность |
| | каждого ребенка обращаться к театру как к |
апрель-май | | источнику особой радости, эмоциональных |
| | переживаний, творческого соучастия; | | |
| | — уточнять сведения | об основных | средствах |
| | выразительности; | | | | | |
| | — закреплять | представления | детей | об |
| | особенностях различных театров (опера, балет, |
| | драматический театр, кукольный, детский театр |
| | зверей); | | | | | | | |
| | — расширять | диапазон сведений о тех, кто |
| | работает в театре (капельдинер, постановщик |
| | танцев); | | | | | | | |
| | — закреплять | навык | поведения | во | время |
| | посещения театра, просмотра спектакля; | |
| | — определять | и | называть | разновидности |
| | знакомых кукольных театров (настольный, |
| | стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, |
| | кукол с «живой рукой», пальчиковый) | | |
| | |
| | Задачи: уточнять и обобщать знания детей о |
| | театре, | его | истории, | разновидностях, |
| | устройстве, театральных профессиях, костюмах, |
| | атрибутах, правилах поведения в театре, видах |
| | кукольных театров, театральной терминологии, |
| | средствах художественной выразительности |
| | | |
7. Проведение | Привлекать детей к | Задачи: продолжать | работу над способностью |
праздников | активному участию | детей свободно и раскрепощенно держаться при |
| | | | | | | | | |
| в | подготовке | выступлении перед взрослыми, сверстникам и | |
| праздников. | младшими детьми; поощрять желание детей | |
май | Воспитывать | принимать активное участие в праздниках, | |
| чувство | | используя | импровизационные | умения, | |
| удовлетворения от | приобретенные на занятиях и в самостоятельной | |
| совместной работы. | театральной деятельности. | | |
| Развивать желание | Мероприятия: фольклорный праздник | | |
| принимать | «Кузьминки». | | | | |
| активное участие в | | | | |
| Задачи: поощрять | проявление | творческой | |
| утренниках | активности | | | | |
| | | | | | |
| | | детей, желание доставить радость зрителям. | |
| | | Мероприятия: «Щелкунчик» | | |
| | | | | | | |
основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания.
Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.
Содержание курса «Основы театрального искусства + музыка»:
1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.
2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел - «Культура и техника речи »- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу.
Таким образом, условно все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
З. Творческие игры со словом.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия
для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены
следующие основные темы:
5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-
ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.
К концу года ребенок должен знать уметь:
Правильно четко говорить скороговорки.
Не бояться сцены, зрителя.
Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или
мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение,
организация театрального фестиваля.
Уметь обыгрывать этюды пьесы.
Мониторинг развития творческих способностей дошкольников
(подготовительная группа)
№ | | | Критерии | | | 0 | 1 балл | 2 балла | |
п/п | | | | | баллов | |
| | | | | | | |
1. | Проявляет | | устойчивый | интерес | к | | | | |
| театральному | искусству и театрализованной | | | | |
| деятельности | | | | | | | |
2. | Владеет знаниями о различных видах театра и | | | | |
| театральных профессиях | | | | | | |
3. | Знает правила поведения в учреждениях | | | | |
| культуры | | | | | | | | |
4. | Владеет основными понятиями театрального | | | | |
| искусства | | | | | | | | |
5. | Способен сопереживать героям и передавать | | | | |
| их эмоциональные состояния, самостоятельно | | | | |
| находит | | выразительные | средства | | | | |
| перевоплощения | | | | | | |
6. | Называетпредметытеатрально-игрового | | | | |
| оборудования | | | | | | | |
7. | Правильно | строит предложения, добивается | | | | |
| правильного и чѐткого произношения слов | | | | | |
8. | Понимает | основную идею | литературного | | | | |
| произведения | (пьесы). | Творчески | | | | |
| интерпретирует его содержание | | | | | | |
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности
Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей. 17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение,
1991.
Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.,
АСТ, 1996.
Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.,1998.
День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М., Новая школа, 1993.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр –дошкольникам. М.,
1982.