СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность «Страна чудес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность «Страна чудес»»




























Программа по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность «Страна чудес»













Составитель:

Байрамалиева В.Д.

Пояснительная записка


Актуальность


Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия


  • поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,


культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.


Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.


Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:


Цель программы: развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.


Задачи:


  • воспитание в ребенке навыков коллективно-творческой деятельности;


  • реализация творческих потребностей с учетом индивидуальных возможностей;


  • воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;


  • расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.

Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:


  • единства социально-эмоционального и когнитивного развития;


  • насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;


  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;


  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;


  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).


Программа составлена на основе программы:


Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение,


1991.





Перспективно – тематический план (сентябрь — май)


Блоки

Основной

Компонент ДОУ



компонент












1. Основы


Задачи: познакомитьдетейсприемами


кукловожден


вождения кукол-вертушек.



ия


Игра: «Театр двух актеров».





Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и


Сентябрь-


мыши»




октябрь







Задачи: познакомить детей с различными прие-







мами вождения тростевых кукол.





Игра: «Театр двух актеров».





Этюды: «Веселая

зарядка»,

«Попугай




умывается», «Неожиданная встреча»








Задачи: познакомить детей с напольным видом




театра — конусным, приемами вождения этих




кукол.






Игра «Театр двух актеров».





Этюды: «Прогулка в

лес», «Встреча друзей»,




«Веселый перепляс»












Задачи: закреплять

навыки

кукловождения












различных видов кукольных театров.





Этюды: по одному этюду для каждого вида




кукольного театра







2.Основы


Шире

Задачи: формировать интерес к театру кукол-

кукольного


использовать в

вертушек, желание участвовать в кукольном

театра


театральной

спектакле.






деятельности детей

Инсценировка: «Дом, который построил Джек»

Ноябрь

-

разные виды

— по английской песенке в переводе С.Я.

декабрь


театров

Маршака











Задачи: прививать детям устойчивый интерес к




новым видам театров:

тростевых и напольных




кукол, развивать






творческую самостоятельность в передаче образа.




Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский








Задачи: формировать устойчивый интерес к




кукольному







театру, желание управлять куклами различных




систем.







Инсценировка: «Карнавал кукол»






3.



Задачи: способствовать расширению диапазона

Основы актер


эмоциональноговосприятияи

выражения

ского



различных эмоций (радость, горе, удивление,

мастерства



испуг); обучать выражению различных эмоций и




воспроизведению отдельных черт характера.

Декабрь-



Этюды М.

Чехова:

«Потерялся»,

«Котята»,

январь



«Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий




ребенок», «Повар-лгун».





Игры

с

карточками-




пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и




скажи»











Задачи: обучать детей интуитивно распознавать




атмосферу человека, события, места, времени




года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу;




развивать память и фантазию.





Этюды М.

Чехова:

навнимание,веру,




наивность, фантазию, атмосферу









Задачи: развивать умение выражать основные




эмоции и адекватно реагировать на эмоции




окружающих людей.






Этюды М. Чистяковой: на выражение основных




эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза»,




«Старый гриб», «Гадкий утенок»,













«Гневная Гиена».







Игры с карточками-пиктограммами








Задачи: развивать у детей выразительность




жеста, умение воспроизводить отдельные черты




характера.







Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная




семья», «Насос и







мяч»,

«Карабас-Барабас»,

«Три

характера»,




«Вредное колечко».







Игры с карточками-пиктограммами







4.Основные


Задачи: совершенствовать

импровизационные


принципы


возможности детей, побуждать к поиску


драматизации


выразительных средств






дляпередачи

характерных

особенностей


февраль-март


персонажей спектакля.






Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-




Сибиряк.







Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова




— «Волнушки»;







В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима




— «Спор овощей»












Задачи: совершенствовать

импровизационные




возможности детей, развивать инициативу и




самостоятельность в






создании образов различных персонажей.




Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка









Задачи: совершенствовать

импровизационные




возможности детей, развивать инициативу и




самостоятельность в создании образов различных




персонажей.







Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению




В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н.




Кордо);

«Шалунишки-котятки

потеряли




перчатки» (по английской народной песенке в




переводе И. Родина); «Три мамы»










Развивать

Задачи: побуждать

детей

самостоятельно



самостоятельность

сочинять и разыгрывать небольшие сказки,



в организации

используя кукол-вертушек





театрализованных








Задачи: побуждать

детей

придумывать



игр: умение



небольшие сказки и разыгрывать их с помощью



самостоятельно



тростевых и






выбирать сказку,






напольных кукол






















стихотворение,

Задачи: побуждатьдетейиспользоватьв


готовить

творческих играх различные знакомые им виды


необходимые

кукольных театров







атрибуты и










декорации к










будущему










спектаклю,










распределять










между собой










обязанности и роли.










Развивать










творческую










самостояельность в










передаче образа.












6.


Задачи: углублять знания детей о театре как

Театральная


виде искусства. Формировать устойчивый

азбука


интерес к

театральному искусству, потребность



каждого ребенка обращаться к театру как к

апрель-май


источнику особой радости, эмоциональных



переживаний, творческого соучастия;





— уточнять сведения

об основных

средствах



выразительности;








— закреплять

представления

детей

об



особенностях различных театров (опера, балет,



драматический театр, кукольный, детский театр



зверей);










— расширять

диапазон сведений о тех, кто



работает в театре (капельдинер, постановщик



танцев);










— закреплять

навык

поведения

во

время



посещения театра, просмотра спектакля;




— определять

и

называть

разновидности



знакомых кукольных театров (настольный,



стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки,



кукол с «живой рукой», пальчиковый)








Задачи: уточнять и обобщать знания детей о



театре,

его

истории,

разновидностях,



устройстве, театральных профессиях, костюмах,



атрибутах, правилах поведения в театре, видах



кукольных театров, театральной терминологии,



средствах художественной выразительности





7. Проведение

Привлекать детей к

Задачи: продолжать

работу над способностью

праздников

активному участию

детей свободно и раскрепощенно держаться при














в

подготовке

выступлении перед взрослыми, сверстникам и



праздников.

младшими детьми; поощрять желание детей


май

Воспитывать

принимать активное участие в праздниках,



чувство


используя

импровизационные

умения,



удовлетворения от

приобретенные на занятиях и в самостоятельной



совместной работы.

театральной деятельности.




Развивать желание

Мероприятия: фольклорный праздник




принимать

«Кузьминки».






активное участие в






Задачи: поощрять

проявление

творческой



утренниках

активности















детей, желание доставить радость зрителям.





Мероприятия: «Щелкунчик»















  • основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания.


Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.


Содержание курса «Основы театрального искусства + музыка»:




1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.


2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.


3-й раздел - «Культура и техника речи »- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу.


Таким образом, условно все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:


  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.


  1. Дикционные и интонационные упражнения.


З. Творческие игры со словом.


4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия


для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,


профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены


следующие основные темы:


  • Особенности театрального искусства.


  • Виды театрального искусства.


  • Рождение спектакля.


  • Театр снаружи и изнутри.


  • Культура зрителя.


5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-

ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.



К концу года ребенок должен знать уметь:


Правильно четко говорить скороговорки.


Не бояться сцены, зрителя.


Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или


мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение,


организация театрального фестиваля.


Уметь обыгрывать этюды пьесы.



Мониторинг развития творческих способностей дошкольников

(подготовительная группа)



Критерии



0

1 балл

2 балла


п/п





баллов










1.

Проявляет


устойчивый

интерес

к






театральному

искусству и театрализованной






деятельности








2.

Владеет знаниями о различных видах театра и






театральных профессиях







3.

Знает правила поведения в учреждениях






культуры









4.

Владеет основными понятиями театрального






искусства









5.

Способен сопереживать героям и передавать






их эмоциональные состояния, самостоятельно






находит


выразительные

средства






перевоплощения







6.

Называетпредметытеатрально-игрового






оборудования








7.

Правильно

строит предложения, добивается






правильного и чѐткого произношения слов






8.

Понимает

основную идею

литературного






произведения

(пьесы).

Творчески






интерпретирует его содержание







  1. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности


  1. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов



Система оценивания:


0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей. 17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

Список литературы


  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение,


1991.


  1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.,


  1. АСТ, 1996.


  1. Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974


  1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.,1998.


  1. День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М., Новая школа, 1993.


  1. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.


  1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр –дошкольникам. М.,


1982.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!