СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию творческих способностей «Радуга творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию творческих способностей «Радуга творчества»»

МБОУ Поляновская ООШ Вяземский район Смоленская область

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»

(Общекультурное направление)

для учащихся 3 классов

(34 часа в год, 1 час в неделю)












Составила: Логунова Елена Алексеевна



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Наименование программы: Радуга творчества.

Направленность программы: художественное творчество (общекультурная)

Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по художественному труду и изобразительному искусству. Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2006 г.)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена на основе следующих документов:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее –

ФГОС начального общего образования);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Образовательной программы ГБОУ школы №683 г. Санкт-Петербурга;

  • Учебного плана ГБОУ школы № 683 на 2014-2015 учебный год

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

Курс по изобразительному искусству и художественному труду - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

2. Актуальность программы:

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе.

Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством, где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны.

3. Цели и задачи:

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.





Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).

  1. Сроки реализации программы:

Реализация программы рассчитана на 1 год начального образования объёмом 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Место проведения занятий – учебный кабинет изобразительного искусства. Возраст детей, участвующих в реализации программы 9-10 лет.

  1. Формы и режимы занятий.

Основная форма занятия – практическая творческая изо - деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Программа реализуется при наличии:

  • Просторного светлого помещения, не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно- техническими нормами

  • Оборудование: парт или столов, стульев, соответствующих возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов

  • Материалов для практических занятий : бумаги, картона, цветной бумаги, цветного картона, красок (акварель, гуашь), кистей разных размеров, клея ПВА, ножниц, карандашей, пластилина и др.

  • Материалов для теоретических занятий: учебных пособий, видео материалов и соответствующей техники для них, репродукций, альбомов и т.д.

Занятия построены следующим образом:

    1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

    2. Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

    3. Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.

    4. Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.

    1. Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

    • личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,

    • дидактические: наглядность, связь теории с практикой,

    • творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,

    • деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.

    • вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. По окончанию курса ребёнок должен:

1.Иметь общее представление о живописи и графике,

2.Уметь понимать эмоциональную и декоративную роль цвета,

3.Ориентироваться в материале,

4.Знать основные приёмы и техники работы в различных материалах,

5.Иметь начальные знания по композиции,

6.Уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения композиции,

7.Уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе, 8.Совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

    1. Ожидаемые результаты реализации программы:

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

    • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

    • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

    • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);  название материалов и инструментов и их назначение;  правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

    • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,

восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

    • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

    • получать простые оттенки (от основного к более светлому);

    • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

    • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

    • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Ценностные ориентиры содержания данного курса:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

  • Раскрытие творческого потенциала школьников.

  • Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

  • Создавать прекрасное своими руками.

  • Ценить свой труд, уважать чужой.

  • Уметь применять теоретические знания на практике.  Уметь пользоваться художественным материалом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) ;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественнотворческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научаться:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

  • использовать навыки компоновки;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

  • передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);

  • -применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

  • менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;  лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);  составлять аппликационные композиции из разных материалов.

  1. Формы и методы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, города.

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» 34 ЧАСА В ГОД, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 3 класс

. п/п

Тема занятий

Всего часов

Содержание деятельности

Дата план

Дата факт

Теоретическая часть занятия/форма реализации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности


Художественный труд – 13 часов.


1

Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.

1

Беседа. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали).

Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору.

2-3

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, гжельская посуда.

2

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь.

Роспись тарелок с помощью техники «Гжель».

4-5

Поделки из природных материалов.

2

Изучить приемы изготовления лесных обитателей с помощью природных материалов.

Изготовление ежа с помощью природных материалов.

6-7

Приемы работы с пластилином

2

Осваивать способы и правила работы с

Изготовление композиции «Маки».



Техника работы с пластическими материалами.


пластичными материалами, приемы работы с пластилином.




8-9

Живопись пластилином.

Контуры рисунка

Сюжетная лепка.

2

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.

Тематическая лепка.

10-

11

Приемы работы с бумагой.

Оригами.

2

Изучить приемы работать с бумагой. Техника оригами.

Изготовление цветов с помощью техники «Оригами».

12-

13

Сюжетная работа. Моя любимая сказка.

2

В рисунке передавать содержание эпизода знакомой сказки.

Иллюстрирование русской народной сказки.

Графика – 7 часов.

14

Введение. Типы линий.

1

Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве.

Рисование прямых, кривых (плоских, пространственных линий).

15-

16

Кошки.

2

Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм. Работа цветными карандашами

Выполнение компоновки и линейного рисунка букета.

17-

18

Собаки. Декоративное рисование.

2

Знакомство с народным промыслом — филимоновская свистулька.

Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами и гуашью.

19-

20

Лошади.

2

Рассматривание лучших образцов в книгах .

Рисование лошади в движении. Особенности построения фигуры лошади.

Живопись – 7 часов.

21

Рисование с натуры живых цветов. (Оттенки цвета - кто больше)

1

Рассматривание букетов в вазах.

Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета.

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.

22-

23

Рисование на тему «Весенняя сказка». Работа с палитрой.

2

Рассматривание образцов. Изучить природное явление оттепель.

Рисование природных явлений весны.

24-

25

Тематическое рисование

«Родной город».

2

Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового

Рисование достопримечательносте й Санкт-Петербурга.




изобразительного искусства.




26-

27

Природа России в живописи.

2

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь. Роль цветов в создании настроения человека.

Тематическое рисование, акварель.



Аппликация – 6 часов.

28

Введение. Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации.

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.

Выполнения аппликации «Букет цветов» (технология выполнения обрывной аппликации).

29-

30

Сюжетная аппликация.

Сказочный жанр.

2

Осваивать приемы работы с бумагой.

Выполнение творческой работы.

31-

32

Симметричная аппликация. Аппликация из бумаги на тему «День Победы

2

Осваивать приемы работы с бумагой.

Выполнение творческих работ на тему «День Победы»

33

Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества»

1

Оценивать полученный результат деятельности.

Подготовить выставку работ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!