СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по "Психокоррекции" индивидуальных занятий для доп. I-IV классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий ориентирована на оказание помощи и поддержке обучающимся дополнительного первого (I)-IV классов, испытывающим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Просмотр содержимого документа
«Программа по "Психокоррекции" индивидуальных занятий для доп. I-IV классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 80»




УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МКОУ «Специальная школа № 80» к работе педагогическим

_____________________ Т.И. Колумб советом школы № 80

Протокол № 1

от «30» августа 2022 г.



Программа обсуждена на

методическом объединении

педагогов-психологов

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.







Рабочая программа

по индивидуальным

коррекционно-развивающим занятиям

для дополнительного (II) - IV классов












Составители программы:

Жукова М.Н.

педагог-психолог









Новокузнецк, 2022




  1. Пояснительная записка

Настоящая программа индивидуальных коррекционо-развивающих занятий ориентирована на оказание помощи и поддержки обучающимся дополнительного первого (11) - IV классов, испытывающим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер. Данная программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. (рекомендовано Российской Академией Образования), издательства «Экзамен», Москва 2014 г. и авторской программы «Психокоррекционная программа по развитию познавательных способностей учащихся начальной школы 2-4 классы», авт.: Аверина Ю.В., 2014 г.

Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала; развитие когнитивных умений и навыков у обучающихся начальной школы.

Задачи:

  1. Развитие целостности и осознанности восприятия.

  2. Развитие основных свойств внимания (концентрации, объема, устойчивости, переключения, произвольности).

  3. Развитие различных видов памяти, способности к осмысленному запоминанию, обучение приемам запоминания.

  4. Развитие операций мышления.

  5. Обучение приемам эффективной организации учебной деятельности.

Категория участников: обучающиеся дополнительного первого (11) - IV классов.

Настоящая программа рассчитана для дополнительного первого (11) - I классов по 33 занятия в год, а для II – IV классов по 34 занятия в год. Продолжительность занятий 20 минут, 1 раз в неделю и составлена в соответствии с учебным планом школы.

Принципы реализации программы:

  • доступность предлагаемого материала, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

  • деятельностный и дифференцированный подход образования обучающихся.

При реализации программы используются следующие методы: игра, упражнение, беседа, метод обратной связи.

Эффективность программы проверяется с помощью психологического обследования согласно утвержденного распределения диагностических процедур (1 вариант). Используются методики:

  • в доп. первом (11) классе: Л.М. Шипицына «Мотивация учения», Н.Л. Белопольская «Мышление (обобщение)», «Восприятие»;

  • В 1 классе: Л.М. Шипицына «Память зрительная, слуховая», «Восприятие», «Мышление (род, вид, часть, целое, причинно-следственные связи, последовательность событий)», Н.Л. Белопольская «Мышление (обобщение)»;

  • во 2 классе: Л.М. Шипицына «Мотивация учения»;

  • В 3 классе: «Мышление (род, вид, часть, целое, причинно-следственные связи, последовательность событий)»;

  • в 4 классе: Л.М. Шипицына «Память зрительная, слуховая, произвольная», «Восприятие», «Мышление (род, вид, часть, целое, причинно-следственные связи, последовательность событий)», Н.Л. Белопольская «Мышление (обобщение)».

Предполагаемым результатом реализации программы является развитие восприятия (зрительного, слухового, пространственного), произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой, логической), операций мышления (умение выделять существенное, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии).

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.



  1. Тематический план


для дополнительного первого (I1) – I классов


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

1.

Диагностика уровня развития познавательной сферы

3

2.

Развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, классифицировать предметы, обобщать, анализировать, устанавливать связи между предметами)

16

3.

Развитие графомоторных навыков

6

4.

Развитие внимания

4

5.

Развитие памяти

4


Итого:

33


для 2 - 4 классы


№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

1.

Диагностика уровня развития познавательной сферы

4

2.

Развитие операций внимания

8

3.

Слуховая и зрительная память

5

4.

Выделение существенных признаков

8

5.

Развитие операций мышления

8

Итого:

34
















Календарно- тематический план

индивидуальных коррекционно- развивающих занятий


для дополнительного первого (11) класса (33 часа)


Дата

Тема занятий

Кол- во

часов

Примечание

I четверть (8 часов)


Диагностика уровня развития познавательной сферы

2


Развитие основных мыслительных операций


Раздели на группы

1



Назови одним словом

1



Найди лишнее

1



Что перепутал художник

1



Раскрась по образцу

1



Нарисуй по образцу

1


II четверть (8 часов)


Найди пару

1



Восстанови рисунок

1



Исправь ошибки

1



Чего не хватает

1



Часть и целое

1



Сложи узор

1



Продолжи ряд

1



Разложи по порядку

1


III четверть (9 часов)


Скажи иначе

1



Рассказ по картинке

1


Развитие графомоторных навыков


Штриховка

1



Рисование по точкам

1



Графический диктант

1



Аппликация из бумаги

1



Работа с пластилином

1



Эбру-рисование

1



Найди спрятанное изображение

1


IV четверть (8 часов)

Развитие внимания


Найди спрятанное изображение

1



Шифровка

1



Сравни рисунки

1



Найди картинку

1


Развитие памяти


Запомни рисунки

1



Нарисуй по описанию

1



Снежный ком

1



Запомни пары слов

1



Оценка эффективности реализации программы

1







для 1 класса (33 часа)


п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Примечание

I четверть (8 часов)

1.


Диагностика уровня развития познавательной сферы

2


2.


Подбери заплатку

1


3.


Подбери слово

1


4.


Найди лишнее слово

1


5.


Противоположности

1


6.


Чем похожи и чем отличаются

1


7.


Дополни рисунок

1


II четверть (8 часов)

8.


Нелепицы

1


9.


Дорисуй по образцу

1


10.


Нарисуй последнюю картинку

1


11.


Что сначала, а что потом

1


12.


Найди по описанию

1


13.


Скажи иначе

1


14.


Подбери слово

1


15.


Продолжи предложение

1


III четверть (9 часов)

16.


Объясни выражение

1


17.


Рассказ по картинкам

1


Развитие графомоторных навыков

18.


Раскрась по клеточкам

1


19.


Графический диктант

1


20.


Дорисуй картинку

1


21.


Нарисуй по образцу

1


22.


Сложи узор

1


23.


Эбру-рисование

1


24.


Найди буквы

1


IV четверть (8 часов)

Развитие внимания

25.


Шифровка

1


26.


Что изменилось

1


27.


Найди такой же предмет

1


Развитие памяти

28.


Запомни слова

1


29.


Запомни и нарисуй

1


30.


Что изменилось

1


31.


Снежный ком

1


32.


Оценка эффективности реализации программы.

1











2 класс



п/п

Дата

Тема занятия


Кол-во часов

Приложение

I четверть (8 часов)

1.


Определи где чья тень?

1


2.


Фигурные облака

1


3.


Все ли на месте?

1


4.


Кто самый непослушный

1


5.


Кто спрятался?

1


6.


Найди одинаковые

1


7.


Найди отличия

1


8.


Где ошибся художник?

1


II четверть (7 часов)

9.


Узнавание фигур

1


10.


Цифры в картинках

1


11.


Животные на лесенке

1


12.


Кто из зверят на чем сидят?

1


13.


Запомни картинку

1


14.


Пишущая машинка

1


15.


Запомни слова

1


III четверть (11 часов)

16.


Найди потерянное слово

1


17.


Схема-картинка

1


18.


Найди пару каждому предмету

1


19.


Подбери заплатки к коврикам

1


20.


Дополни, чего не хватает?

1


21.


Найди лишний предмет в каждом ряду

1


22.


Решаем задачки

1


23.


Картинки-загадки

1


24.


Догадайся

1


25.


Продолжи ряд

1


26.


Отгадай ребус

1


IV четверть (8 часов)

27.


Дорисуй девятое

1


28.


Начальные буквы

1


29.


Зашифрованное слово

1


30.


Смысловые пары

1


31.


Найди сумму

1


32.


Исключение понятий

1


33.


Обобщение

1


34.


Корректурная проба

1






3 класс

п/п

Дата

Тема занятия


Кол-во часов

Приложение

I четверть (8 часов)

1.


Спрятанные слова

1


2.


Корректурная проба

1


3.


Логически-поисковые задания.

1


4.


Отгадай загадки

1


5.


Найди одинаковые

1


6.


Найди отличия

1


7.


Где ошибся художник?

1


8.


Тест-игра «Узнавание фигур»

1


II четверть (7 часов)

9.


Игра «Схема-картинка»

1


10.


Вспомни второе слово

1


11.


Запомни по три

1


12.


Расставь числа

1


13.


Графический диктант

1


14.


Расставь флажки

1


15.


Посмотри и запомни

1


III четверть (11 часов)

16.


Что изменилось?

1


17.


Запомни рассказ

1


18.


Аналогии

1


19.


Подбери смысловые пары

1


20.


Продолжи ряд

1


21.


Выяви закономерность

1


22.


Соедини картинки с противоположными действиями

1


23.


Напиши слова с противоположными значениями

1


24.


Разгадай ребус

1


25.


Четвертый линий

1


26.


Раздели предметы на четыре группы

1


IV четверть (8 часов)

27.


Выполни действие по инструкции

1


28.


Исправь ошибки

1


29.


Зашифрованное слово

1


30.


Смысловые пары

1


31.


Найди сумму

1


32.


Исключение понятий

1


33.


Обобщение

1


34.


Картинки-загадки

1





4 класс

п/п

Дата

Тема занятия


Кол-во часов

Приложение

I четверть (8 часов)

1.


Кто самый внимательный

1


2.


Спрятанные слова

1


3.


Корректурная проба

1


4.


Логически-поисковые задания.

1


5.


Отгадай загадки

1


6.


Найди одинаковые

1


7.


Найди отличия

1


8.


Где ошибся художник?

1


II четверть (7 часов)

9.


Домик

1


10.


Запомни и повтори

1


11.


Игра «Запоминай-ка»

1


12.


Что изменилось?

1


13.


Начерти план

1


14.


Что исчезло?

1


15.


Зрительный диктант

1


III четверть (11 часов)

16.


Повтори чистоговорку по памяти

1


17.


Буквы в фигурах

1


18.


Найди закономерность

1


19.


Определи порядок действий

1


20.


Какой фигуры не хватает»?

1


21.


Волшебные квадраты

1


22.


Разгадай слово

1


23.


Буква потерялась

1


24.


Чего не достает?

1


25.


Сходство и различие

1


26.


Ребусы

1


IV четверть (8 часов)

27.


Продолжи числовой ряд

1


28.


Исключение лишнего

1


29.


Кроссворд

1


30.


Нелепицы

1


31.


Подбери пару

1


32.


Петрушка из геометрических фигур

1


33.


Подбери ключи

1


34.


Продолжи ряд

1











  1. Материально-техническое обеспечения коррекционно-развивающей программы индивидуальных занятий


Книгопечатная продукция

- для педагога-психолога:

1. Аверина Ю.В. МБОУ Центр «Дар». Психокоррекционная программа по развитию познавательных способностей учащихся начальной школы: Серия «Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС» - Новокузнецк: Изд. МАОУ ДПО ИПК, 2014.

2. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст), С-П., «Триумф, 2007.

4. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания, упражнения», авт.-сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – Волгоград, «Учитель», 2015.

5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007.

6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007.

7. Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие задания. Тесты. Игры. Упражнения., Ульяновск, 2016.

- для обучающихся:

1. Гаврилина, С.Е., Кутявина И.Г., Топоркова С.В., Щербинина С.В. Тренажер. Внимание. Память. Мышление. – М.: Росмэн, 2020.

2. Гаврилина С.Е. Большая книга тестов. – М.: Росмэн, 2019.

3. Денисова Д. Школа семи гномов. – филиал «Дом печать – Вятка», 2021.


Наглядные пособия

  • функционально ориентированные игрушки и пособия (конструкторы «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

  • игрушки и пособия для развития мелкой моторики:: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, конструкторы, различные виды застежек и др.;

  • иллюстрированный и образно-символический материал: специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.); загадки, ребусы, кроссворды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!