МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области
Муниципальный округ город Касимов
ОГБОУ "Касимовская школа - интернат"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет ________________________ ________ Приказ №_____ от «____» _____ 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель по УВР ________________________ Рудакова О. И. Приказ № ___ от «____-» ____ 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ОГБОУ "Касимовская школа - интернат" ________________________ Бикуева М. В. Приказ № ____ от «____» _____ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика. Базовый уровень»
для обучающихся 5–6 классов
город Касимов 2023 - 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
ИНФОРМАТИКА. 5—6 классы
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс выделяется за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебнойнагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная идолговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,
аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькимислайдами.
класс
Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ;
соблюдение временных норм работы с компьютером.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию
класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа) 1 час в неделю, всего -34 часа, практических работ - 19, контрольных - 4, 2 часа — резервное время | 6 класс (34 часа) час в неделю, всего -34 часа, практических работ - 16, контрольных - 4, часа — резервное время |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (34 часа)
Темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на основе учебных действий) | Виды, формы контроля (корректируются по мере подготовки и проведения урока) | Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ресурсы Интернет |
(Ссылки на ЭОР корректируются по мере подготовки и проведения урока), мультимедиа программы, электронные учебники, задачники, библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, |
коллекции ЦОР. |
РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (7 часов) |
Тема 1. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа) | Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. | Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами, знать названия основных компонентов персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение, объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации. | Индивидуальные карточки с вопросами; Фронтальный опрос; Экспресс тест; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; интерактивный тест | http://metodist.lbz.ru/a uthors/informatika/3/fil es/eor5/presentations/5- 2-1-kompjuter- universalnaja-mashina- dlja-raboty-s- informaciej.ppt https://lbz.ru/metodist/a uthors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Тема 2. Программы для компьютеров Файлы и папки (3 часа) | Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы) Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога) | Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл» Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач | Тестирование; Практическая работа; Самооценка по «Оценочному листу» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/ files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ http://school- collection.edu.ru/catalo g/res/f94504de-9f7f- 4c2c-8ae2- 2155adee914c/?interfac |
Практические работы |
| Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя. | | | e=catalog http://school- collection.edu.ru/catalo g/res/5d9a3e71-9364- 4549-9547- 6c2606387971/?interfa ce=catalog |
Тема 3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете (2 часа) | Сеть Интернет Веб-страница, веб- сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации в Интернет, используя ключевые слова, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Практические работы 1.2. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Сохранение найденной | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета. Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете различать виды аутентификации. Различать «слабые» и «сильные» пароли. Анализировать возможные причины кибербуллинга, и предлагать способы, как его избежать. | Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» Индивидуальные карточки | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
| информации. Контрольная работа №1. Цифровая грамотность | | | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа) |
Тема 4. Информация в жизни человека (3 часа) | Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Практические работы Интерактивная игра «Морской бой» Электронный практикум «Координатная плоскость» Интерактивное задание «Графические диктанты и Танграм» Контрольная работа №2 Теоретические основы информатики | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Различать виды информации по способам её восприятия человеком. Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом. Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и т.п.) | Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/ files/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ http://school- collection.edu.ru/catal og/res/b98f5114- 871b-4cc7-b203- 9a29594c3353/?interf ace=catalog http://school- collection.edu.ru/catal og/res/2bdb864c- 7cc3-44ac-9afc- 4a6c2f04d864/?interfa ce=catalog |
| | | | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов) |
Тема 5. Алгоритмы и исполнители (2 часа) | Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы Циклические алгоритмы. Практические работы Среда программирования «Кумир». Исполнитель «Робот» Среда программирования «Кумир». Исполнитель «Робот» | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире. | Тестирование; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Тема 6. Работа в среде программирования (8 часов) | Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Получение навыков по работе в среде Scratch, освоение основных инструментов среды. Получение навыков по работе с линейными. Практические работы Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры» Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры» Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры» Контрольная работа №3 «Алгоритмизация и основы программирования» | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. | | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов) |
Тема 7. Графический редактор (3 часа) | Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение Практические работы Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора | Раскрыть смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения. | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Тема 8. Текстовый редактор (6 часов) | Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Практические работы Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного, клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов Редактирование текстовых документов (проверка правописания; | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом. | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://school- collection.edu.ru/catal og/res/ef01b828-5322- 45cf-9f15- 0c62e4852cae/?interfa ce=catalog http://school- collection.edu.ru/catal og/res/225c4a0a-6945- 4882-92b2- fdf0cbb391b5/?interfa ce=catalog http://school- collection.edu.ru/catal og/res/c0f5ea31-be57- 4453-985b- fa3049ce04bb/?interfa ce=catalog |
| расстановка переносов) Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев) Вставка в документ изображений. | | | http://school- collection.edu.ru/catal og/res/4e50f252-df73- 4bfb-8de7- 9e948f803707/?interfa ce=catalog |
Тема 9. Компьютерная презентация (3 часа) | Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений Работа с несколькими слайдами Практические работы 1.2. Создание презентации на основе готовых шаблонов Контрольная работа №4 Информационные технологии | Раскрывать смысл изучаемых понятий, анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://lbz.ru/metodist/ authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip http://www.lbz.ru/files /5814/ |
Резерв – 2 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (34 часа)
| Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на основе учебных действий) | Виды, формы контроля (корректируются по мере подготовки и проведения урока) | Электронные |
| образовательные |
| ресурсы (ЭОР), ресурсы |
Темы, раскрывающие | Интернет (Ссылки на ЭОР |
данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | указываются по мере подготовки и проведения урока), мультимедиа программы, электронные учебники, задачники, библиотеки, виртуальные |
| лаборатории, игровые |
| программы, коллекции |
| ЦОР. |
РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (4 часа) |
Тема 1. Компьютер (1 час) | Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры Входной контроль знаний за курс информатики 5 класса | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Характеризовать типы персональных компьютеров. | Тестирование; Индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 2. Файловая система (2 часа) | Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь К файлу (папке, каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск файлов средствами операционной системы | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути | Письменный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Практические работы 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и |
| удаление файлов и папок (каталогов) 2. Поиск файлов средствами операционной системы Контрольная работа №1. Цифровая грамотность | | | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) |
Тема 3. Защита от вредоносных программ (1 час) | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ. | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 4. Информация и информационные процессы (2 часа) | Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Практические работы 1. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. Разрабатывать алгоритм преобразования информации. | Практическая работа; индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 5. Двоичный код (2 часа) | Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. | Письменный опрос; индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 6. Единицы измерения информации (2 часа) | Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации. | Письменный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php |
| файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Контрольная работа №2 Теоретические основы информатики | Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов. | | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) |
Тема 7. Основные алгоритмические конструкции (8 часов) | Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Получение навыков по работе с линейными, условными и циклическими алгоритмами в среде Scratch, освоение основных инструментов среды. Практические работы Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования. Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл». | Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; индивидуальные задания | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 8. Вспомогательные алгоритмы (4 часа) | Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Практические работы 1.Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи. Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач. | Тестирование; Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
| с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). 2. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. Контрольная работа №3 Алгоритмизация и основы программирования | | | |
Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) |
Тема 9. Векторная графика (3 часа) | Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Практические работы Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения). | Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://t-1- i.buryatschool.ru/site /pub?id=192 https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Тема 10. Текстовый редактор (4 часа) | Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц в текстовые документы | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения | Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
| Практические работы Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками Создание небольших текстовых документов с таблицами Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации | программного средства для решения типовых задач. | | |
Тема 11. Создание интерактивных компьютерных презентаций (3 часа) | Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки Практические работы Создание презентации с гиперссылками. Создание презентации с интерактивными элементами. Контрольная работа №4 Информационные технологии | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование. | https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://lbz.ru/metodis t/authors/informatika /3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ |
Резерв – 2 часа |
Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Дата изучения | Домашнее задание |
Всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность. | 7 | 0 | 4 | |
1. | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
2. | Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональныхкомпьютеров и мобильных устройств. | 1 | 0 | 0 | Индивидуальные карточки, Онлайн тест | | |
3. | Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа №1. «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра» | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль, практическая работа | | |
4. | Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Практическая работа №2. «Создание, сохранение и загрузкатекстового и графического файла» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
5. | Имя файла (папки, каталога). Практическая работа №3. «Выполнение основных операций спапками (создание, переименование, сохранение) | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
6. | Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете Практическая работа №4. «Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
7. | Контрольная работа №1. «Цифровая грамотность» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики. | 3 | 1 | 1 | |
8. | Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Практическая работа №5. Электронный практикум «Координатная плоскость» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
9. | Действия с информацией. Кодирование информации. | 1 | 0 | 0 | Онлайн тест, фронтальный опрос | | |
10. | Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Контрольная работа №2. «Компьютер. Информация» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа (тестовая работа) | | |
Раздел 3. Алгоритмы и программирование | 10 | 1 | 7 | |
11. | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
12. | Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, онлайн тест | | |
13. | Практическая работа № 6. «Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
14. | Практическая работа № 7. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
15. | Практическая работа №8. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
16. | Практическая работа №9. «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
17. | Практическая работа №10. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
18. | Практическая работа №11. «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
19. | Практическая работа №12. «Реализация линейных и циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры»» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
20. | Контрольная работа №3. «Алгоритмы и программирование» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
Раздел 4. Информационные технологии | 12 | 1 | 7 | |
21. | Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
22. | Практическая работа №13. «Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов графического редактора» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
23. | Практическая работа №14. «Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
24. | Текстовый редактор. Правила набора текста. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
25. | Практическая работа №15. «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
26. | Текстовый процессор. Редактирование текста. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
27. | Практическая работа №16. «Редактирование текстовых документов» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
28. | Практическая работа №17. «Форматирование текстовых документов» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
29. | Практическая работа №18. «Вставка в документ изображений» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
30. | Компьютерные презентации. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | | |
31. | Практическая работа №19. «Создание презентации на основе готовых шаблонов» | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
32 | Контрольная работа №4. «Алгоритмы и программирование» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа (тестовая работа) | | |
33, 34 | Резерв | 2 | 0 | 0 | | | |
Всего | 34 | 4 | 19 | | | |
Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Дата изучения | Домашнее задание |
Всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Цифровая грамотность | 4 | 1 | 2 | |
1. | Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, интерактивное задание | | |
2. | Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога) Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок(каталогов) | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
3. | Поиск файлов средствами операционной системы Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной системы | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
4. | Контрольная работа №1. Цифровая грамотность | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) | 6 | 1 | 1 | |
5. | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Защита от вирусных программ. Встроенные антивирусные средства операционных систем. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
6. | Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
| Практическая работа №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст. | | | | | | |
7. | Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, решение заданий по карточкам | | |
8. | Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, решение заданий по карточкам | | |
9. | Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). | 1 | 0 | 0 | Решение заданий по карточкам Устный опрос | | |
10. | Контрольная работа №2 Теоретические основы информатики | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования | 12 | 1 | 5 | |
11. | Основные алгоритмические конструкции. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
12. | Среда текстового программирования. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
13. | Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
14. | Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
15. | Циклические алгоритмы. Переменные. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные карточки | | |
16. | Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
17. | Практическая работа №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
18. | Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
19. | Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные задания | | |
20. | Практическая работа №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
21. | Практическая работа №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
22. | Контрольная работа №3 Алгоритмизация и основы программирования | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
Раздел 4. Информационные технологии | 10 | 1 | 8 | |
23. | Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
24. | Практическая работа №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
25. | Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
26. | Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос, индивидуальные задания | | |
27. | Практическая работа №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
28. | Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
29. | Практическая работа №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
30. | Создание интерактивных компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
31. | Практическая работа №16. Создание презентации с интерактивными элементами. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос, практическая работа | | |
32. | Контрольная работа №4 Информационные технологии | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | | |
33, 34. | Резерв – 2 часа |
Всего часов: | 34 | 4 | 16 | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по информатике в 5-6 классах.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков информатики.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно–нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Реализация воспитательного потенциала урока информатики предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся, и обеспечивает:
установление субъект-субъектных отношений в процессе учебной деятельности через делегирование учащимся ряда учительских, в том числе и дидактических полномочий; проявление доверия к детям со стороны педагога, уважения к их достоинству и чести; акцентирование внимания на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика;
использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту учащихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания;
побуждение обучающихся соблюдать правила внутреннего распорядка, нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу гимназии, установление и поддержку доброжелательной атмосферы через закрепление за каждым учащимся своего места, использование привлекательных для детей традиций, демонстрацию собственного примера;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов;
включение учителем в рабочую программу по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
включение учителем в рабочую программу учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строитьотношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления.
Целевые приоритеты | Методы и приемы |
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками | Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение |
Ппобуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения | Час общения «Услышим друг друга» правила общения школьников со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), соблюдение учебной дисциплины |
Ппривлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | Организация работы обучающихся на уроке с целью получения социально значимой информации – высказывания обучающимися своего мнения |
Ииспользование воспитательных возможностей содержания учебного предмета | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
Пприменение на уроке интерактивных форм работы учащихся | Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах |
Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками | Организация социально-значимого сотрудничества и взаимной помощи между обучающимися |
Иинициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников | Реализация обучающимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов |