СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Экология" по профессии "Повар, кондитер"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Экология" по профессии "Повар, кондитер"»


Содержание



1. Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины…………………………………………………………………….

2. Структура и содержание учебной дисциплины………………..

3. Характеристика основных видов деятельности

студентов. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины………………………………………………

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины………………………………………

5. Рекомендуемая литература……………………………………………..






























1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ хИМИЯ.

1.1. пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по профессии естественнонаучного профиля 19.01.17. Повар, кондитер, входящей в укрупненную группу 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии в соответствии с примерной программой по учебной дисциплине «Экология» с учетом получаемого профессионального образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Содержание программы «Экология» направлено на достижение сле­дующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и

деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обита­ния человека.

Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образова­тельные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последо­вательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефера­тов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику про­грамм подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными об­разовательными организациями, реализующими образовательную про­грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки квалифици­рованных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов сред­него звена (ППКРС, ППССЗ).

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоот­ношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также по­следствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недо­пущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения эко­логии являются живые организмы и, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнона­учной дисциплины и превращает её в комплексную социальную дисци­плину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного при­родного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основопо­лагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержа­тельные линии: экология как научная дисциплина и экологические законо­мерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», при­

кладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно­научные и гуманитарные аспекты.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего об­щего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем, изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается через содержание обучения, количество часов, вы­деляемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеа­удиторной самостоятельной работы студентов.

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использо­ван культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ве­дущим компонентом являются научные знания и научные методы позна­ния, позволяет сформировать у обучающихся не только целостную карти­ну мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего обще­го образования (ППКРС, ППССЗ).


1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, эко­логия и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего обще­го образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования учебная дис­циплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбо­ру, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответ­ствующего профиля профессионального образования.


1.4. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечи­вает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружаю­щей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения эколо­гической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для до­стижения поставленных целей и задач;

предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития об­щества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учиты­вать и оценивать экологические последствия в разных сферах дея­тельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах со­хранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценно­стям, моральной ответственности за экологические последствия сво­их действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологиче­ски ориентированной социальной деятельности, связанных с эколо­гической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и по­вышением их экологической культуры.


1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов



Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


демонстрации


практические занятия

12

контрольные работы


Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета





2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

3

2

Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем.

Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии при освоении профессий среднего профессионального образования.

1. Экология как научная дисциплина.

Содержание учебного материала

13

2

Среда обитания и факторы среды.

2

Общие закономерности действия факторов среды на организм.

2

Популяция. Экосистема. Биосфера.

2

Предмет изучения социальной экологии.

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Понятие загрязнение среды.

3

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

2

Практическое занятие № 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

2

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

24

2

Окружающая человека среда и ее компоненты.

2

Естественная и искусственная среды обитания человека.

2

Социальная среда.

2

Городская квартира и требования к её экологической безопасности.

2

Контроль качества строительства.

2

Шум и вибрация в городских условиях.

2

Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

2

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.

2

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность.

2

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

2

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

2

Практическое занятие № 2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы

2

3. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

16

2

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»

4

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

4

Экологические след и индекс человеческого развития.

4

Практическое занятие № 3. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

4

4. Охрана природы

Содержание учебного материала

16

2

Типы организаций, способствующих охране природы.

2

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

2

Экологические кризисы и экологические ситуации.

2

Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

2

Природные ресурсы и способы их охраны.

2

Охрана лесных ресурсов в России.

2

Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов.

2

Практическое занятие № 4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

Дифференцированный зачет

1

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение


Познакомиться с объектом изучения экологии.

Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Написание докладов; Устный опрос.

Общая экология

Уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получить представле­ния о популяции, экосистеме, биосфере.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Социальная эко­логия

Познакомиться с предметом изучения социальной экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Прикладная эко­логия

Уметь выявлять региональные экологические про­блемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Среда обитания человека

Овладеть знаниями об особенностях среды обитания человека и её основных компонентов. Уметь форми­ровать собственную позицию по отношению к све­дениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источни­ков, включая рекламу

Знать основные экологические требования к компо­нентам окружающей человека среды.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Городская среда

Познакомиться с характеристиками городской квар­тиры как основного экотопа современного человека.

Уметь определять экологические параметры совре­менного человеческого жилища

Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и не­жилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Сельская среда

Знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Возникновение концепции устой­чивого развития

Знать основные положения концепции устойчивого развития и причины её возникновения.

Уметь формировать собственную позицию по отно­шению к сведениям, касающимся понятия «устойчи­вое развитие»

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Устойчивость и развитие

Знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь различать экономическую, социальную, куль­турную и экологическую устойчивость. Уметь вы­числять индекс человеческого развития по отноше­нию к окружающей среде

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Природоохранная деятельность

Знать историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране приро­ды.

Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути сни­жения антропогенного воздействия на природу.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.

Природные ресур­сы и их охрана

Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.

Выполнение практических заданий; Устный опрос; Рефераты; Тестирование.
































4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитар­но-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посред­ством которого участники образовательного процесса могут просматри­вать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видео­материалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обес­печения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих эко­логическую систему и др.);

  • информационно-коммуникационные средства;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на сред­ства обучения, инструкции по их использованию и технике безопас­ности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические ком­плекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Эколо­гия», рекомендованные или допущенные для использования в профессио­нальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, спра­вочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным ма­териалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (элек­тронные книги, практикумы, тесты и др.)







5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Валова В.Д. Экология. - М.: 2012

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природо­пользования. - М.: 2012

Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М.:

2013

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов н/Д, 2010

Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред Г.А. Ягодина. -

М.: 2011

Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Рос­сийской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О вне­сении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра­зования».

Рекомендации по организации получения среднего общего образова­ния в пределах освоения образовательных программ среднего профессио­нального образования на базе основного общего образования с учетом тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов и по­лучаемой профессии или специальности среднего профессионального об­разования (письмо Департамента государственной политики в сфере под­готовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М.: 2011

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Моск­вы и устойчивое развитие». - М.: 2011

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. - М.: 2012













Интернет-ресурсы

  • Ecobez.narod.ru - Экология в Интернете - аннотированные ссылки (ecobez.narod.ru)

  • Ecology.aonb.ru - Экологические ресурсы в Интернете - ссылки на сайте Электронной экологической библиотеки

  • A-portal.moreprom.ru - Экологический портал ЭКОМИР.

  • Ecoguild.ru - Гильдия экологов: ссылки на экологические сайты

  • Ecoindustry.ru - Экология производства : научно-практический портал

  • Ecoinformatica.srcc.msu.ru "Экологическая информация": Web – ориентированная база данных библиографического типа, где аккумулируются материалы эколого-экономического направления, отвечающие решению двуединой задачи: обеспечение экономического развития с сохранением благополучия окружающей среды как в макроэкономической, так и в микроэкономической деятельности. Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ имени М.В. Ломоносова (НИВЦ)

  • Ecokom.net - сайт для оказания практической помощи специалистам-экологам по оценке влияния объектов жизнедеятельности человека на окружающую природную среду

  • Ecolife.ru - официальный сайт журнала "Экология и жизнь"

  • EcologyLife.ru - Экология окружающей среды стран СНГ

  • Koreneva.com - Глобальные Вопросы Природопользования - авторский проект Кореневой И.Б.

  • Pnoolr.com - Ссылки по ПНООЛР (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) - ссылки на новые нормативные документы, программы, методики, а также на web-ресурсы с интересной информацией по вопросам разработки ПНООЛР и другой природоохранной документации

  • Portaleco.ru - Экологический портал: все об экологии для экологов и неспециалистов

  • Unatlib.ru - Центр экологической информации Национальной библиотеки Удмуртской Республики (unatlib.ru)
    Экологические программы. Информационные ресурсы.  Полезные ссылки.

  • Wrm.ru - ссылки на экологические сайты

  • Экология и проблемы окружающей среды в Интернете - аннотированные ссылки на сайте БЕН РАН (benran.ru)

  • Экология: тематические сайты и электронные журналы - коллекция аннтированных ссылок по экологии (ntb.bstu.ru).

Примерные темы рефератов (докладов).

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концеп­ции устойчивого развития.

  • Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения про­блемы исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных фак­торов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития

  • Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Основные экологические приоритеты современного мира.

  • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

  • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

  • Популяция как экологическая единица.

  • Причины возникновения экологических проблем в городе.

  • Причины возникновения экологических проблем в сельской местно­сти.

  • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере Рос­сии).

  • Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.

  • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

  • Система контроля экологической безопасности в России.

  • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.

  • Структура экологической системы.

  • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилиза­ции.

  • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.




1 См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!