СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру (Плешаков) 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Плешаков)

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру (Плешаков) 4класс»


Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/А.С. Нуриева/

Протокол № ____

от «____» __________2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №36»

НМР РТ

_________/С.В.Савельева/

от «____» _________ 2018 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №36»

НМР РТ

__________/А.М.Офицерова /

Приказ № _______________

от «____» _________ 2018 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по окружающему миру для 4 а класса

Нуриевой Анны Сергеевны,

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №36» НМР РТ



















г. Нижнекамск, 2018 год

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Окружающий мир»


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- осознание целостности окружающего мира.

У учащихся могут быть сформированы:

-компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- представления о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;

- знания основных моральных норм и действий в соответствии с моральными нормами;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;

- этические чувства как регуляторов морального поведения;

- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;

- установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.



ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город; называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

- приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

- приводить конкретные примеры прав ребёнка;

-элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ; называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

-перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения);

- показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках; показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

- характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

-соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

- располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

-показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

-определять по карте местоположение древнейших русских городов; называть дату (век) Крещения Руси;

-характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

-называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; называть дату (век) Куликовской битвы;

- называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

- показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; - перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

- приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

- называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

- называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

- характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);

-характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.;

- называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей;

- перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);

-называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

- характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;

- называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

- характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

- называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

-характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

- характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;

- называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-извлекать  необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

-  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

   средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

   средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимании;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-устанавливать причинно­-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Мы — граждане единого отечества (13 ч.)

Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и инте­ресы — основа объединения людей в сообщества. Распределе­ние обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российско­го общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское об­щество», «соотечественник».

Российский народ как сообщество граждан, связанных едины­ми целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).

Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы госу­дарственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные пра­вила, выработанные в отечественной и мировой культуре.

Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Проис­хождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН.

Особенности государственного устройства РФ как независи­мой демократической республики и Конституция страны. Пре­зидент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.

Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов го­сударственной власти. Республики РФ как субъекты Российс­кой Федерации. Субъекты РФ на карте России.

Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Бли­жайшие соседи России в мире.

Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.

Диалог культур народов России как способ взаимного духов­ного и культурного обогащения. Роль русского языка и куль­туры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравст­венных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся де­ятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.

По родным просторам (18 ч.)

Физическая карта России. Россия — самая большая по терри­тории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).

Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы Рос­сии. Особенности поверхности родного края (краткая характе­ристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.

Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее из­вестные озёра нашей страны.

Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.

Природные зоны России: общее представление, основные при­родные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.

Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.

Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.

Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лес­ные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколи­ственных лесов. Природные условия, растительный и живот­ный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообще­ствах.

Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зо­на степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.

Полупустыня как переходная зона между степями и пустыня­ми. Зона пустынь. Природные условия, растительный и жи­вотный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сооб­ществе.

Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. При­родные условия, растительный и животный мир Черноморс­кого побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.

Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависи­мость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, по­словицах, сказках, преданиях, местных названиях.

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых на­родов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.

Экологические проблемы и охрана природы в разных природ­ных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.

Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.

Путешествие по реке времени (27 ч.)

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как
форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.

Роль археологи в изучении прошлого. Особенности работы
археологов. Олень — золотые рога: археологические находки
из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.

«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Много­образие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предпо­лагаемых родоначальников.

Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.

Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявле­ние духовно-нравственных позиций, ведущих к важным по­следствиям и в жизни человека, и в истории человеческого об­щества. День памяти князя Владимира Святого как государ­ственный праздник России.

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владими­ра Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в рас­ширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашест­вие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны За­пада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Мос­ковский и их потомки в борьбе за независимость и объедине­ние разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благосло­вению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.

Эпоха укрепления и расши­рения Московского княжества во время правления князя Ива­на III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Мос­ковской Руси.

Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописа­ние, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и ду­ховной жизни человека.

События Смутного времени в жизни страны. Борьба за неза­висимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин как выдающиеся носители базо­вых национальных ценностей. Поволжские города, объединив­шиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина.

Преобразования в жизни страны во времена первых царей ди­настии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.

Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепле­ние авторитета России в мире. Память о великих соотечест­венниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, во­ина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.

Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.

Деятельность военно-исторических клубов современной Рос­сии как факт живой исторической памяти народа.

Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной вы­ставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидатель­ной работе российской промышленности XIX в.

Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Мос­ковской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.

Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем рос­сийской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Граж­данская война, образование СССР. Раскол в российском об­ществе начала XX в. как результат этих событий.

СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и соз­дание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.

Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, пе­рестройка промышленности на военный лад, тяжёлый кресть­янский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

Семейная память — основа исторической памяти народа. До­кументы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Оте­чественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.

Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масш­таб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников впервые послевоен­ные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовав­шего успехам народа-победителя.

Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.

Мы строим будущее России (10 ч.)

Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, соци­альной жизни страны за этот период.

Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохо­зяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.

Сотрудничество науки и промышленности, развитие городско­го хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граж­дан — залог благополучия России.

Выдающиеся явления в современной культурной жизни Рос­сии, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими челове­ческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной куль­турной жизни России как верный путь к достижению взаимо­понимания и дружеского единства людей во всём мире.

Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совер­шенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.


Тематическое планирование предмета «Окружающий мир»



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Мы — граждане единого отечества

13 ч.

2.

По родным просторам

18 ч.

3.

Путешествие по реке времени

27 ч.

4.

Мы строим будущее России

10 ч.


Итого




Календарно - тематическое планирование предмета «Окружающий мир»


п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


План

Факт

Мы — граждане единого отечества (13 ч.)

Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество.



Российский народ.



Конституция России.



Права ребенка



Государственное устройство России.



Государственная граница России.



Входная проверочная работа.



Путешествие за границу России.



Сокровища России и их хранители.



Творческий союз



Карта - наш экскурсовод



Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества»



Коррекция знаний по разделу «Мы – граждане единого Отечества»



По родным просторам (18 ч.)

По равнинам и горам



В поисках подземных кладовых.



Наши реки.



Озёра – краса Земли.



По морским просторам.



С севера на юг



В ледяной пустыне.



В холодной тундре



Среди лесов.



В широкой степи.



В жаркой пустыне.



У тёплого моря.



Мы- дети родной земли.



В содружестве с природой.



Как сберечь природу России?



По страницам Красной книги. Создание проекта: «Красная книга нашего региона»



Проверочная работа по теме «По родным просторам»



Коррекция знаний по разделу «По родным просторам»



Путешествие по реке времени (27ч.)

В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».



Путешествуем с археологами.



По страницам летописи.



Истоки древней Руси.



Мудрый выбор.

1 ч



Наследница Киевской Руси.



Москва – преемница Владимира.



Начало Московского царства.



Подвижники Руси и землепроходцы.



На пути к единству.



Начало Российской империи.



«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»



Отечественная война 1812 года.



Великий путь.



Золотой век театра и музыки.



Расцвет изобразительного искусства и литературы.



В поисках справедливости.



Век бед и побед.



Вставай, страна огромная!



Трудовой фронт России.



«Нет в России семьи такой...»



«Я помню, я горжусь…»



Фронтовые письма и фотографии.



После Великой войны.



Достижения 1950—1970-х гг.



Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени».



Коррекция знаний по разделу «Путешествие по реке времени».



Мы строим будущее России (10 ч.)

Современная Россия.



Хороша честь, когда есть, что есть.



Промежуточная аттестация.



Коррекция знаний.



Здоровье России.



Умная сила России.



Светлая душа России.



Наши земляки, прославившие свои имена.



Какой я вижу Россию в будущем.



Игра «Брейн-ринг».











Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!