Рассмотрено Руководитель кафедры _________/А.С. Нуриева/ Протокол № ____ от «____» __________2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №36» НМР РТ _________/С.В.Савельева/ от «____» _________ 2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №36» НМР РТ __________/А.М.Офицерова / Приказ № _______________ от «____» _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 4 а класса
Нуриевой Анны Сергеевны,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №36» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2018 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Окружающий мир»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- осознание целостности окружающего мира.
У учащихся могут быть сформированы:
-компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- представления о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
- знания основных моральных норм и действий в соответствии с моральными нормами;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;
- этические чувства как регуляторов морального поведения;
- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
- установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город; называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
- приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
- приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ; называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
-перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения);
- показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках; показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
-соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;
- располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
-показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
-определять по карте местоположение древнейших русских городов; называть дату (век) Крещения Руси;
-характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
-называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; называть дату (век) Куликовской битвы;
- называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
- показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; - перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
- приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
- называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
- называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
- характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);
-характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.;
- называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей;
- перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);
-называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
- характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;
- называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
- характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
- называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
-характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);
- характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;
- называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимании;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Мы — граждане единого отечества (13 ч.)
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН.
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.
Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.
Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.
По родным просторам (18 ч.)
Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.
Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.
Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.
Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.
Путешествие по реке времени (27 ч.)
Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как
форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.
Роль археологи в изучении прошлого. Особенности работы
археологов. Олень — золотые рога: археологические находки
из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.
Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.
Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.
Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников впервые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.
Мы строим будущее России (10 ч.)
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период.
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
Тематическое планирование предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Мы — граждане единого отечества | 13 ч. |
2. | По родным просторам | 18 ч. |
3. | Путешествие по реке времени | 27 ч. |
4. | Мы строим будущее России | 10 ч. |
| Итого | |
Календарно - тематическое планирование предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Мы — граждане единого отечества (13 ч.) |
-
| Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество. | 1ч | | |
-
| Российский народ. | 1ч | | |
-
| Конституция России. | 1ч | | |
-
| Права ребенка | 1ч | | |
-
| Государственное устройство России. | 1ч | | |
-
| Государственная граница России. | 1ч | | |
-
| Входная проверочная работа. | 1ч | | |
-
| Путешествие за границу России. | 1ч | | |
-
| Сокровища России и их хранители. | 1ч | | |
-
| Творческий союз | 1ч | | |
-
| Карта - наш экскурсовод | 1ч | | |
-
| Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества» | 1ч | | |
-
| Коррекция знаний по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1ч | | |
По родным просторам (18 ч.) |
-
| По равнинам и горам | 1ч | | |
-
| В поисках подземных кладовых. | 1ч | | |
-
| Наши реки. | 1ч | | |
-
| Озёра – краса Земли. | 1ч | | |
-
| По морским просторам. | 1ч | | |
-
| С севера на юг | 1ч | | |
-
| В ледяной пустыне. | 1ч | | |
-
| В холодной тундре | 1ч | | |
-
| Среди лесов. | 1ч | | |
-
| В широкой степи. | 1ч | | |
-
| В жаркой пустыне. | 1ч | | |
-
| У тёплого моря. | 1ч | | |
-
| Мы- дети родной земли. | 1ч | | |
-
| В содружестве с природой. | 1ч | | |
-
| Как сберечь природу России? | 1ч | | |
-
| По страницам Красной книги. Создание проекта: «Красная книга нашего региона» | 1ч | | |
-
| Проверочная работа по теме «По родным просторам» | 1ч | | |
-
| Коррекция знаний по разделу «По родным просторам» | 1ч | | |
Путешествие по реке времени (27ч.) |
-
| В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат». | 1ч | | |
-
| Путешествуем с археологами. | 1ч | | |
-
| По страницам летописи. | 1ч | | |
-
| Истоки древней Руси. | 1ч | | |
-
| Мудрый выбор. | 1 ч | | |
-
| Наследница Киевской Руси. | 1ч | | |
-
| Москва – преемница Владимира. | 1ч | | |
-
| Начало Московского царства. | 1ч | | |
-
| Подвижники Руси и землепроходцы. | 1ч | | |
-
| На пути к единству. | 1ч | | |
-
| Начало Российской империи. | 1ч | | |
-
| «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1ч | | |
-
| Отечественная война 1812 года. | 1ч | | |
-
| Великий путь. | 1ч | | |
-
| Золотой век театра и музыки. | 1ч | | |
-
| Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1ч | | |
-
| В поисках справедливости. | 1ч | | |
-
| Век бед и побед. | 1ч | | |
-
| Вставай, страна огромная! | 1ч | | |
-
| Трудовой фронт России. | 1ч | | |
-
| «Нет в России семьи такой...» | 1ч | | |
-
| «Я помню, я горжусь…» | 1ч | | |
-
| Фронтовые письма и фотографии. | 1ч | | |
-
| После Великой войны. | 1ч | | |
-
| Достижения 1950—1970-х гг. | 1ч | | |
-
| Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени». | 1ч | | |
-
| Коррекция знаний по разделу «Путешествие по реке времени». | 1ч | | |
Мы строим будущее России (10 ч.) |
-
| Современная Россия. | 1ч | | |
-
| Хороша честь, когда есть, что есть. | 1ч | | |
-
| Промежуточная аттестация. | 1ч | | |
-
| Коррекция знаний. | 1ч | | |
-
| Здоровье России. | 1ч | | |
-
| Умная сила России. | 1ч | | |
-
| Светлая душа России. | 1ч | | |
-
| Наши земляки, прославившие свои имена. | 1ч | | |
-
| Какой я вижу Россию в будущем. | 1ч | | |
-
| Игра «Брейн-ринг». | 1ч | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |