Программа по обучению школьников работе медиаторами
Актуальность программы. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности. Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?
Оказывается нужна. Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Причиной этого становится негативное отношение к школе в современных СМИ. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации дети проявляют агрессию, конфронтация, противоправные действия. Все это перерастают в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становятся способом самоутверждения. В то же время они являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки. [3]
В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Классные руководители часто замалчивают, не разглашают имеющиеся в их классах конфликтные ситуации, «не выносят сор из избы», пытаются справится своими средствами. В среде педагогов также встречаются конфликты, но они как правило из профессионального плана переходят в личностный, что разрушительно влияет на атмосферу в коллективе, и желание педагога работать. Имеются конфликты между администрацией и коллективом, но в рамках нашей деятельности мы их рассматривать не будем, так как они относятся к юрисдикции трудовых комиссий.
«Одной из попыток разрешить сложившуюся в подростковой среде ситуацию стало создание школьной службы примирения. Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» в 2002 году. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.» [5, с. 8]
«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». [6, с. 23] Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».[4]
Примирительным процедурам, в последние несколько лет, уделяется особое внимание. Важность таких разработок высказывается руководителями высших органов государственной власти, в частности Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева. [1] Он заявляет, что «примирительные процедуры являются приоритетным направлением при решении конфликтных ситуаций». [2] Были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3]; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» [4].
В науке проблема медиации рассматривается в основном в права, в работах, рассказывающих нам об альтернативном разрешении споров и решении конфликтов. Также этой темой занимаются такие науки, как: юридическая конфликтология (В. П. Казимчук, В. Н. Кудрявцев, С. И. Калашникова, С. К. Загайнов), социология (В. В. Андреев, М. В. Гвоздарева), психология (О. В. Алахвердова, А. Д. Карпенко). Вместе с тем, исследований в области педагогики и педагогической психологии не велось. Хотя в ряде образовательных организаций внедряются «школьные службы примирения», но эти работы разрознены и существуют отдельно друг от друга.
Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора». [1, с. 14]
«Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта». [1, с. 14]
Наша служба примирения состоит из куратора, которым является учитель обществознания прошедший специальное обучение в МУ «Диалог» г. Екатеринбурга и имеющий свидетельство о курсах повышения квалификации, педагога-психолога, который ведет занятия с детьми по развитию навыков решения конфликтов и способам эффективной коммуникации, и нескольких старшеклассников. Все они, включая кураторов, в обязательном порядке проходят подготовку в качестве медиаторов (пока подготовку прошел только куратор). Руководитель проекта оформляет отчетную документацию. Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей. [7, с. 4] На сегодняшний день наша ШСП стоит на первичной ступени своего развития, мы еще учимся, но надеемся что в ближайшее время сможем полноценно и эффективно работать.
Программа создана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
Европейский кодекс поведения медиаторов;
Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.
Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р от 15 октября 2012 г. № 1916-р об утверждении прилагаемого плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.
Рекомендации по организации служб школьной медиации утверждены Министерством образования и науки ВК – 54/07вн от 18 ноября 2013 г.
Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.);
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФЗ) «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г
Цель программы: подготовка учащихся-медиаторов для реализации ими процедур посредничества при решении школьных конфликтов; обучение конструктивному решению конфликтов; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Ознакомить учащихся с понятием конфликт, его виды и структура;
Изучить особенностей конфликтного поведения и способов реагирования на конфликт;
Изучить особенностей процедуры медиации и медиативных техник; научить применять восстановительные технологии;
Ознакомить учащихся с работой медиатора;
Развивать коммуникативных способностей (умение вести диалог, задавать вопросы, применять коммуникативные приемы в общении);
Отработка навыков ведения медиативных процедур.
Личностным результатом освоения программы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающих системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, отражающие их индивидуально-личностные позиции, идено-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения, осознание себя как члена общества.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Универсальные способы деятельности:
умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информированных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. д.
умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Численность группы. Оптимальной является группа из 5–10 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).
Целевая группа: учащиеся 7 – 11 классов.
Содержание программы:
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 1 | Что такое медиация? (См. видеоролики, презентации) |
2 | Диагностический | 1 | Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса) |
Мой стиль поведения в конфликте |
3 | Какие случаи рассматривает ШСП? | 1 | Рассмотрение возможных вариантов принятых ШСП |
4 | Официальные органы решающие конфликтные ситуации | 1 | Совет профилактики, центры психологической помощи, милиция, КТДН и ЗП, суд (виды судов). Какие именно ситуации разбирают данные официальные органы? Правовая основа деятельности. Другие организации где есть службы медиации. |
5-6 | Конфликт. Что это? | 2 | Понятие “конфликт”. Основные стадии протекания конфликта. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Взаимодействии в конфликте. Самоконтроль в общении. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций |
7 | Работа в программе примирения | 1 | |
8 | Создание условий для проведения встречи | 1 | достижение и удержание контакта со сторонами; создание условий для конструктивного выражения эмоций; создание безопасной атмосферы во время работы; создание условий для взаимопонимания. |
9 | Создание основы для диалога со стороной | 1 | кто он и его роль в деле; роль и функции организации, которую он представляет; его взаимоотношения со сторонами |
10 | Как подготовить встречу сторон? | | Действия медиатора по подготовки встречи сторон. |
11 | Как провести встречу сторон? | | Рассмотрение вариантов встречи. |
12 | Коммуникативные техники | | |
13 | Переговоры | | |
14 | Вступительное слово ведущего | | |
15 | Как понять ситуацию конфликта | 1 | помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации. |
16 | Как найти выход из ситуации | 1 | Рассмотрение возможных путей выхода из конфликта. |
17 | Что такое медиатовное соглашение? | 1 | помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации. |
18 | Рефлексия встречи. | 1 | Понятие рефлексия, как провести рефлексию. |
19 | Аналитическая беседа | 1 | провести рефлексию результатов медиации; выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение; обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. |
20 | Рассмотрение конкретных примеров | 1 | Медиация по ситуациям, когда нанесен ущерб учреждению Медиация по ситуациям с большим материальным ущербом Медиация межкультурных (межнациональных) конфликтов |
| Развитие личности медиатора |
21 | Эмоции | 1 | Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Эмоции и чувства. Психические состояния и их свойства. Как управлять своим состоянием и как его изменить. |
22 | Стресс | 1 | Способы борьбы со стрессом. |
23 | Невербальная коммуникация | 1 | Что такое невербальная коммуникация. Зоны общения. Жесты руками. Жесты кистями и руками. Мошенничество, сомнение, ложь |
24 | Толерантность | 1 | Понятие толерантности. Толерантная личность. Границы толерантности. Барьеры в общении. |
25- 34 | Практические занятия | 3 | Отработка навыков ведения медиативных процедур. Виды медиативных процедур: круг заботы, школьная конференция. Метод активного слушания, перефразирование, рефреминг, мозговой штурм. |
Литература
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).