СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по обучению школьников работе медиаторами

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности. Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?

Просмотр содержимого документа
«Программа по обучению школьников работе медиаторами»

Программа по обучению школьников работе медиаторами

Актуальность программы. Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности. Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?

Оказывается нужна. Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Причиной этого становится негативное отношение к школе в современных СМИ. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации дети проявляют агрессию, конфронтация, противоправные действия. Все это перерастают в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становятся способом самоутверждения. В то же время они являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки. [3]

В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Классные руководители часто замалчивают, не разглашают имеющиеся в их классах конфликтные ситуации, «не выносят сор из избы», пытаются справится своими средствами. В среде педагогов также встречаются конфликты, но они как правило из профессионального плана переходят в личностный, что разрушительно влияет на атмосферу в коллективе, и желание педагога работать. Имеются конфликты между администрацией и коллективом, но в рамках нашей деятельности мы их рассматривать не будем, так как они относятся к юрисдикции трудовых комиссий.

«Одной из попыток разрешить сложившуюся в подростковой среде ситуацию стало создание школьной службы примирения. Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» в 2002 году. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.» [5, с. 8]

«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». [6, с. 23] Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».[4]

Примирительным процедурам, в последние несколько лет, уделяется особое внимание. Важность таких разработок высказывается руководителями высших органов государственной власти, в частности Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева. [1] Он заявляет, что «примирительные процедуры являются приоритетным направлением при решении конфликтных ситуаций». [2] Были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3]; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» [4].

В науке проблема медиации рассматривается в основном в права, в работах, рассказывающих нам об альтернативном разрешении споров и решении конфликтов. Также этой темой занимаются такие науки, как: юридическая конфликтология (В. П. Казимчук, В. Н. Кудрявцев, С. И. Калашникова, С. К. Загайнов), социология (В. В. Андреев, М. В. Гвоздарева), психология (О. В. Алахвердова, А. Д. Карпенко). Вместе с тем, исследований в области педагогики и педагогической психологии не велось. Хотя в ряде образовательных организаций внедряются «школьные службы примирения», но эти работы разрознены и существуют отдельно друг от друга.

Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора». [1, с. 14]

«Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта». [1, с. 14]

Наша служба примирения состоит из куратора, которым является учитель обществознания прошедший специальное обучение в МУ «Диалог» г. Екатеринбурга и имеющий свидетельство о курсах повышения квалификации, педагога-психолога, который ведет занятия с детьми по развитию навыков решения конфликтов и способам эффективной коммуникации, и нескольких старшеклассников. Все они, включая кураторов, в обязательном порядке проходят подготовку в качестве медиаторов (пока подготовку прошел только куратор). Руководитель проекта оформляет отчетную документацию. Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей. [7, с. 4] На сегодняшний день наша ШСП стоит на первичной ступени своего развития, мы еще учимся, но надеемся что в ближайшее время сможем полноценно и эффективно работать.

Программа создана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

  • Европейский кодекс поведения медиаторов;

  • Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.

  • Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

  • Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р от 15 октября 2012 г.  № 1916-р  об утверждении прилагаемого плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

  • Рекомендации по организации служб школьной медиации утверждены Министерством образования и науки ВК – 54/07вн от 18 ноября 2013 г.

  • Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.);

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
    "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
    .
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФЗ)
  • «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г

Цель программы: подготовка учащихся-медиаторов для реализации ими процедур посредничества при решении школьных конфликтов; обучение конструктивному решению конфликтов; развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с понятием конфликт, его виды и структура;

  • Изучить особенностей конфликтного поведения и способов реагирования на конфликт;

  • Изучить особенностей процедуры медиации и медиативных техник; научить применять восстановительные технологии;

  • Ознакомить учащихся с работой медиатора;

  • Развивать коммуникативных способностей (умение вести диалог, задавать вопросы, применять коммуникативные приемы в общении);

  • Отработка навыков ведения медиативных процедур.

Личностным результатом освоения программы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающих системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, отражающие их индивидуально-личностные позиции, идено-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения, осознание себя как члена общества.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Универсальные способы деятельности:

  • умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информированных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. д.

  • умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Численность группы. Оптимальной является группа из 5–10 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).

Целевая группа: учащиеся 7 – 11 классов.

Содержание программы:

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

1

Что такое медиация? (См. видеоролики, презентации)

2

Диагностический

1

Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)

Мой стиль поведения в конфликте

3

Какие случаи рассматривает ШСП?

1

Рассмотрение возможных вариантов принятых ШСП

4

Официальные органы решающие конфликтные ситуации

1

Совет профилактики, центры психологической помощи, милиция, КТДН и ЗП, суд (виды судов). Какие именно ситуации разбирают данные официальные органы? Правовая основа деятельности. Другие организации где есть службы медиации.

5-6

Конфликт. Что это?

2

Понятие “конфликт”. Основные стадии протекания конфликта. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Взаимодействии в конфликте. Самоконтроль в общении. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций

7

Работа в программе примирения

1


8

Создание условий для проведения встречи

1

достижение и удержание контакта со сторонами;

создание условий для конструктивного выражения эмоций;

создание безопасной атмосферы во время работы;

создание условий для взаимопонимания.


9

Создание основы для диалога со стороной

1

кто он и его роль в деле;

роль и функции организации, которую он представляет;

его взаимоотношения со сторонами

10

Как подготовить встречу сторон?


Действия медиатора по подготовки встречи сторон.

11

Как провести встречу сторон?


Рассмотрение вариантов встречи.

12

Коммуникативные техники



13

Переговоры



14

Вступительное слово ведущего



15

Как понять ситуацию конфликта

1

помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

16

Как найти выход из ситуации

1

Рассмотрение возможных путей выхода из конфликта.

17

Что такое медиатовное соглашение?

1

помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

18

Рефлексия встречи.

1

Понятие рефлексия, как провести рефлексию.

19

Аналитическая беседа

1

провести рефлексию результатов медиации;

выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

20



Рассмотрение конкретных примеров

1

Медиация по ситуациям, когда нанесен ущерб учреждению

Медиация по ситуациям с большим материальным ущербом

Медиация межкультурных (межнациональных) конфликтов


Развитие личности медиатора

21

Эмоции

1

Особенности эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального контакта. Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Эмоции и чувства. Психические состояния и их свойства. Как управлять своим состоянием и как его изменить.

22

Стресс

1

Способы борьбы со стрессом.

23

Невербальная коммуникация

1

Что такое невербальная коммуникация. Зоны общения. Жесты руками. Жесты кистями и руками. Мошенничество, сомнение, ложь

24

Толерантность

1

Понятие толерантности. Толерантная личность. Границы толерантности. Барьеры в общении.

25- 34

Практические занятия

3

Отработка навыков ведения медиативных процедур. Виды медиативных процедур: круг заботы, школьная конференция. Метод активного слушания, перефразирование, рефреминг, мозговой штурм.

Литература

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.

  2. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20

  3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.

  4. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.

  5. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.

  6. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!