СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по обществознанию 5-9 классы ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по обществознанию 5-9 классы ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по обществознанию 5-9 классы ФГОС»



Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.


Таблица 1

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

1

35

35

6 класс

1

35

35

7 класс

1

35

35

8 класс

1

36

36

9 класс

1

34

34




175 часов за курс


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

5 класс

Для детей, не имеющих отклонения в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и социума;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей семьи, школы, Новосибирской области, страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости

поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Определять цель учебной задачи, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

Умение самостоятельно

анализировать условия

достижения цели на основе

учета выделенных

учителем ориентиров

действий в новом учебном

материале.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей их нескольких шагов;

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Искать и понимать информацию, представленную в явном и неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Уметь выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Формулировать выводы, основываясь на тексте;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Участвовать в диалоге: слушать и

понимать других, высказывать свою

точку зрения на события, поступки;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

сотрудничать в совместном решении

проблемы; отстаивать и

аргументировать свою точку зрения,

соблюдая правила речевого этикета;

Понимать точку зрения другого; предвидеть

последствия коллективных решений.

Ученик научится: Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для

характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и

основные виды деятельности людей;

описывать основные социальные роли подростка;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

Ученик получит возможность научиться:

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,

связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Объяснять смысл основных понятий;

Характеризовать основные философские суждения;

Высказывать собственное мнение по проблемам межличностных взаимоотношений.




6 класс

Для детей, не имеющих отклонения в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и социума;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей семьи, школы, Новосибирской области, страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Определять цель учебной задачи, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

Умение самостоятельно

анализировать условия

достижения цели на основе

учета выделенных

учителем ориентиров

действий в новом учебном

материале;

Выдвигать версии решения

проблемы, осознавать

конечный результат;

Самостоятельно пред-

полагать, какая информация

нужна для решения учебных задач;

Учиться пользоваться

выработанными

критериями оценки и

самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,

различая результат и

способы действий.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей их нескольких шагов;

Самостоятельно отбирать и сопоставлять полученную информацию для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Выявлять причины и следствия простых явлений;

Искать и понимать информацию, представленную в явном и неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Уметь выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность;

Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

Преобразовывать

информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Участвовать в диалоге: слушать и

понимать других, высказывать свою

точку зрения на события, поступки;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать и

аргументировать свою точку зрения,

соблюдая правила речевого этикета;

Понимать

точку зрения другого; предвидеть

последствия коллективных решений.


.





Ученик научится: Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

Приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,

связанных с различными способами разрешения межличностных

конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам

разрешения межличностных конфликтов;

Различать отдельные виды

социальных норм;

добывать и критически оценивать поступающую информацию об

особенностях личности разных людей,

Систематизировать и представлять в разных формах информацию об

особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений

людей в социальной сфере, экономике и политике. Анализировать простые

системы фактов, явлений, понятий.

Определять и объяснять своё отношение к правилам и нормам

человеческого общения, основам экономического и политического

устройства общества.

Ученик получит возможность научиться:

.Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,выявлять их общие черты и различия;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами

социальных норм; деятельности людей в различных сферах;



7 класс

Для детей, не имеющих отклонения в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и социума;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей семьи, школы, Новосибирской области, страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.






Определять цель учебной задачи, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

Умение самостоятельно

анализировать условия

достижения цели на основе

учета выделенных

учителем ориентиров;

Выдвигать версии решения

проблемы, осознавать

конечный результат,

выбирать из предложенных

и искать самостоятельно

средства достижения цели;

Составлять(индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

В ходе

представления проекта

давать оценку его

результатам.

Самостоятельно осознавать

причины своего успеха или

неуспеха.

Свободно

пользоваться

выработанными

критериями оценки и

самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способ действия



Самостоятельно отбирать и сопоставлять полученную информацию для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

Учиться определять, какие

знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных, межпредметных) задач;

Ориентироваться в своей

системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Учиться анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение

понятиям на основе

изученного на различных

предметах;

Уметь использовать

компьютерные и

коммуникационные

технологии как инструмент

для достижения своих целей;

Преобразовывать

информацию из

одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.);

Искать и понимать информацию, представленную в явном и неявном виде.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Самостоятельно

организовывать

учебное взаимодействие в

группе (определять общие

цели, распределять роли,

договариваться друг с

другом и т.д.);

Понимать

точку зрения другого; предвидеть

последствия коллективных решений.

Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою

точку зрения на события, поступки;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

сотрудничать в совместном решении

проблемы;

Отстаивать и

аргументировать свою точку зрения,

соблюдая правила речевого этикета;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Ученик научится: Характеризовать социальные свойства человека, его взаимодействия с

другими людьми; Называть и обобщать признаки основных сфер жизни общества;

Анализировать значение социальных норм;

Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и

ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам

экономического и политического устройства общества.

Принимать решения в ответственных ситуациях и не боятся отвечать за свои

поступки. Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке

Ученик получит возможность научиться:

Использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,

Интернет сети);

Правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

Выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;



8 класс

Для детей, не имеющих отклонения в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и социума;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей семьи, школы, Новосибирской области, страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Полноценное выполнение типичных для подростка социальных ролей;

Общая ориентация в актуальных общественных событиях и процессах;

Нравственная и правовая оценка конкретных поступков людей.


Работая

по предложенному и

самостоятельно

составленному плану,

использовать наряду с

основными и

дополнительные средства

(справочная литература,

компьютер);

В ходе представления проекта давать оценку его

результатам;

Самостоятельно осознавать

причины своего успеха или

неуспеха и находить

способы выхода из

ситуации неуспеха;

Свободно пользоваться

выработанными

критериями оценки и

самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и

способы действий;

Давать опенку своим

личностным качествам и

чертам характера («каков

я?»), определять направление

(«каким я хочу стать?»,

«что мне для этого надо

сделать?»).


Анализировать, сравнивать,

классифицировать и

обобщать понятия:

– давать определение

понятиям на основе

изученного на различных

предметах учебного

материала;

– осуществлять логическую

операцию установления

родовидовых отношений

– обобщать понятия

–осуществлять логическую

операцию перехода от

понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Самостоятельно

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Для этого самостоятельно

использовать различные

виды чтения (изучающее,

просмотровое,

ознакомительное,поисковое), приемы слушания.

Уметь самому

создавать источники

информации разного типа и для разных аудиторий,

соблюдать информационную

гигиену и правила

информационной

безопасности.

Уметь использовать

компьютерные и

коммуникационные

технологии как инструмент

для достижения своих целей.


В дискуссии уметь выдвинуть

контраргументы, перефразировать

свою мысль;

Владеть устной и письменной речью

на основе представления

о тексте как продукте речевой

деятельности, о типологии текстов и о речевых

жанрах как разновидностях

текста;

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы,

аксиомы, теории; Предвидеть

(прогнозировать) последствия коллективных

решений;

Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные

виды общения; уметь

ориентироваться в ситуации общения, определять

коммуникативное намерение

(свое и партнера), оценивать степень

его реализации в общении.





Ученик научится: Характеризовать во времени общие рамки развития общества.

Объяснятьвзаимосвязь общества и природы, сфер общественной жизни; Характеризовать многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; Характеризовать возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации;

Называть значение науки в жизни современного общества;

Объяснятьпути разрешения социальных конфликтов, причины и опасность международного терроризма;

Характеризовать социальную значимость здорового образа жизни, опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества;

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

Характеризовать спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, формы заработной платы, формы сбережения граждан; Называть основные налоги, уплачиваемые гражданами.

Ученик получит возможность научиться:

Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке.

Описывать основные социальные объекты, выделяя их

существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;

основные социальные роли.

Анализировать свидетельства различных источников, выявляя

в них общее и различия;

Объяснять причины и следствия ключевых событий, социальных норм;

Сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»;



9 класс

Для детей, не имеющих отклонения в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи, школы и социума;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей семьи, школы, Новосибирской области, страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Полноценное выполнение типичных для подростка социальных ролей;

Общая ориентация в актуальных общественных событиях и процессах;

Нравственная и правовая оценка конкретных поступков людей.


Работать по самостоятельно

составленному плану,

сверяясь с ним и целью

деятельности, исправляя

ошибки, используя

самостоятельно подобран-

ные средства (в том числе и Интернет);

Уметь оценить

степень успешности

своей индивидуальной

образовательной

деятельности;

Самостоятельно осознавать

причины своего успеха или

неуспеха;

Свободно пользоваться

выработанными

критериями оценки и

самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способ действия;

Выдвигать версии решения

проблемы, осознавать

конечный результат,

выбирать из предложенных

и искать самостоятельно

средства достижения цели;

Составлять (индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

В ходе представления проекта давать оценку его

результатам.





Ориентироваться в своей

системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

Самостоятельно определять, какие знания

необходимо приобрести для решения жизненных

(учебных,межпредметных)

задач.

Самостоятельно отбирать

для решения жизненных

задач необходимые

источники информации.

Сопоставлять, отбирать и

проверять информацию, полученную из различных

источников. Анализировать, сравнивать,

классифицировать и

обобщать понятия:

– давать определение

понятиям на основе

изученного на различных

предметах учебного

материала;

– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений

– обобщать понятия

–осуществлять логическую

операцию перехода от

понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков и на их основе делать анализ и выводы.

Уметь использовать

компьютерные и

коммуникационные

технологии как инструмент

для достижения своих целей.


Самостоятельно

организовывать

учебное взаимодействие в

группе (определять общие

цели, распределять роли,

договариваться друг с

другом и т.д.).

Учиться критично относиться к

своему мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего

мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать

в его речи: мнение

(точку зрения), доказательство

(аргументы), факты; гипотезы,

аксиомы, теории.

Владеть приемами гибкого чтения и

рационального слушания как средством самообразования.

Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные

виды общения; уметь

ориентироваться в ситуации общения, определять

коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной

позиции и договариваться с людьми иных позиций.






Ученик научится: Характеризоватьроль политики в жизни общества, принцип разделения властей;

особенности развития демократии в современном мире;

Характеризовать опасность политического экстремизма;

Характеризовать роль права в жизни общества и государства;

Объяснять взаимосвязь права и государства;

органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций;

Характеризовать виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов;

Объяснять сущность общества как формы совместной деятельности

людей;

Ученик получит возможность научиться:

Анализировать значение взаимосвязи

изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и

природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и

государства).

Принимать решения в ответственных ситуациях и не боятся отвечать за свои

поступки.

Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных

норм, экономической рациональности.



2. Содержание курса


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

1. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность в поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье, Семейные цен-ности и традиции. Забота и воспитанис в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

III. Общество — большой «дома человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс и регресс.

Общество и природа. Влияние природных факторов на общественное развитие. Воздействие хозяйственной деятельности людей на природу.

Различные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика и производство.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества.духов-ные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)

Ускорение общественного развития. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблем ы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале ХХI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей стран ы • многонациональ-ный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином Отечества.

духовные пенноств российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. [‘гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества в человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права.социально-экономические в культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.


ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

VII. Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, экономические ресурсы и потребности. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Новые технологии и их возможности. Факторы производства. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Спрос и предложение.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: работники, каких профессий востребованы на рынке труда в начале ХХI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

IХ. Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий социальная справедливость и равенство. Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Усиление социальной направленности политики Российского государства.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

Х. Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооруженные конфликты. Зашита Отечества — долг и обязанность. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Как повлиять на политику? Гражданская активность. Патриотизм.

ХI. Культурно-информационная среда (8 ч)

Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, ее многообразие и формы. Различия культур. Диалог культур как черта современного мира.

Религия. Роль религии в культурном развитии. Религиозные группы. Мировые религии. Веротерпимость.

ХII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Новое отношение к труду. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.


Содержание программы 5 класс (35 ч)

Организационный модуль (1 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Тема 1. Человек. (5 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья. (4ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (7 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4.Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговый модуль (2 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.




Содержание программы 6 класс (35 ч)

Вводный урок. (1)

Тема1. Человек в социальном измерении. (12 ч). Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 2. Человек среди людей (11 часов). Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (9 часов). Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Заключительные уроки (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.


Содержание программы 7 класс (35 ч)

Введение (1 час)

Тема 1. Человек и закон (13 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и за­щиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового ста­туса несовершеннолетних.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и право поря­док в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная ар­мия. Военная служба. Важность подготовки к исполне­нию воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина - необходимое условие существования об­щества и человека. Общеобязательная и специальная дис­циплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисципли­на, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек и экономика (14 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессио­нального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производи­теля.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпри­нимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современ­ной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости.

Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники дохо­дов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Прин­ципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (5 ч)

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные прави­ла экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охра­ну окружающей среды. Участие граждан в природоохра­нительной деятельности.

Заключительные уроки (2 ч)


Содержание программы 8 класс (36 ч)

Введение (1 час)

Тема 1. Личность и общество (6 ч)

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познаниечеловеком мира и самого себя.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло-­главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть ­внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение.

Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества.

Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии.Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.

Тема З. Социальная сфера (5 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.Социальная значимость здорового образа жизни

Тема 4. Экономика (14 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Типы эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востре­бованы на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговые повторительно-обобщающие уроки (2 ч)


Содержание программы 9 класс (34 ч)

Тема 1. Политика (11 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Тема 2. Право (21ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Сущность и особенности право­отношений, различия и возмож­ности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоот­ношений, правоспособность и дее­способность, физические и юриди­ческие лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.

Конституционный строй Ос­новы государства. Основы статуса человека и гражданина Основные принципы конституционного строя

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Итоговый повторительно-обобщающий урок(2 ч)

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.


1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достой­ную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную де­ятельность.

9. Мой город — город для всех.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родите­лей.

11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).

12. Человек долга — кто он, каков он?

13. Свободное время школьника.



3. Тематическое планирование

5 класс

Тема

Часы

Урок

Практикум

Основное содержание

Вводный урок.

1

1



1


Вводный урок

Тема 1. Человек.

5

4

1


2


Загадка человека.

2


Отрочество – особая пора жизни.


1

Практикум. Учимся общаться.

Тема 2. Семья.

4

3

1


1


Семья и семейные отношения.

1


Семейное хозяйство.

1


Свободное время.


1

Практикум по теме «Семья»

Тема 3. Школа.

7

5

2


2


Образование в жизни человека.

2


Образование и самообразование.

1


Одноклассники, сверстники, друзья.


2

Практикум по теме «Школа»

Тема 4. Труд.

6

4

2


2


Труд – основа жизни.

2


Труд и творчество.


2

Практикум по теме «Труд»

Тема 5. Родина.

10

8

2


2


Наша Родина Россия.

2


Государственные символы России.

2


Гражданин России.

2


Мы – многонациональный народ.


2

Практикум по теме «Родина».

Итоговый урок.

2


2

Заключительные уроки

Итого

35

25

10





6 класс

Тема

Часы

Урок

Практикум

Основное содержание

Вводный урок.

1

1



1


Вводный урок

Тема 1. Человек в социальном измерении

12

10

2


2


Человек -личность

2


Человек познает мир

2


Человек и его дея­тельность

2


Потребно­сти чело­века

2


На путик жизнен­ному успе­ху


2

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

Тема 2. Человек среди людей

11

8

3


2


Межличностные отношения

2


Человек в группе

2


Общение

2


Конфликты в межличностных отношениях


3

Практикумпо теме «Человек среди людей»

Тема 3. Нравственные основы жизни

9

6

3


2


Человек славен добрыми делами


2


Будь смелым

2


Человек и человечность



3

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

Итоговый урок.

2






1

Заключительные уроки

Итого

35





7 класс

Тема

Часы

Урок

Практикум

Основное содержание

Вводный урок.

1

1



1


Вводный урок.

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе

13

11

2


1


Что значит жить по правилам

2


Права и обязанности граждан

2


Почему важно соблюдать законы

2


Защита Отечества

1


Для чего нужна дисциплина

2


Виновен - отвечай

1


Кто стоит на страже закона


2

Практикум по теме«Регулирование поведения людей в обществе»

Тема 2. Человек в экономических отношениях

14

12

2


2


Экономика и ее основные участники

1


Мастерство работника.

2


Производство: затраты, выручка, прибыль

2


Виды и формы бизнеса

2


Обмен, торговля, реклама.

1


Деньги, их функции.

2


Экономика семьи.


2

Практикум по теме «Человек и экономика»

Тема 3. Человек и природа

5

3

2


1


Человек – часть природы

1


Охранять природу - значит охранять жизнь

1


Закон на страже природы


2

Практикум по теме: «Человек и природа».

Итоговый урок.

2


2



2

Заключительные уроки

Итого

35





8 класс

Тема

Часы

Урок

Практикум

Основное содержание

Вводный урок.

1

1



1


Вводный урок

Тема 1. Личность и общество.

6

5

1


1


Что делает человека человеком?

1


Человек, общество, природа

1


Общество как форма жизнедеятельности людей.

1


Развитие общества.

1


Как стать личностью


1

Практикум по теме: «Личность и общество»

Тема 2. Сфера духовной культуры

8

7

1


1


Сфера духовной жизни

1


Мораль.

1


Долг и совесть.

1


Моральный выбор- это ответственность

1


Образование.

1


Наука в современном обществе.

1


Религия как одна из форм культуры


1

Практикум по теме: «Сфера духовной жизни».

Тема 3. Социальная сфера

5

4

1


1


Социальная структура общества

1


Социальные статусы и роли

1


Нации и межнациональные отношения

1


Отклоняющееся поведение.



1

Практикум по теме: «Социальная сфера»

Тема 4. Экономика

14

12

2



1


Экономика и ее роль в жизни общества


1


Главные вопросы экономики


1


Собственность


1


Рыночная экономика


1


Производство - основа экономики


1


Предпринимательская деятельность


1


Роль государства в экономике.


1


Распределение доходов.


1


Потребление.


1


Инфляция и семейная экономика


1


Безработица, ее причины и последствия


1


Мировое хозяйство и международная торговля



2

Практикум по теме:«Экономика»

Итоговый урок.

2






2

Заключительный урок

Итого

36







9 класс

Тема

Часы

Урок

Практикум

Основное содержание

Тема 1. Политика


11


9

2


1


Политика и власть

2


Государство

2


Политические режимы

1


Правовое государство

1


Гражданское общество и государство

1


Участие граждан в политической жизни

1


Политические партии и движения


2

Практикум по теме: «Политика и социальное управление»

Тема 2. Право


21

19

2


1


Роль права в жизни общества и государства

1


Правоотношения и субъекты права

1


Правонарушения и юридическая ответственность

2


Правоохранительные органы

2


Конституция Российской Федерации Основы конституционного строя РФ

2


Права и свободы человека и гражданина

1


Гражданские правоотношения

2


Право на труд. Трудовые правоотношения

1


Семейные правоотношения

1


Административные правоотношения

2


Уголовно-правовые отношения

1


Социальные права

1


Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1


Правовое регулирование отношений в сфере образования


2

Практикум по теме: «Право».

Итоговый урок.

2






2

Заключительные уроки

Итого

34







31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!