МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендовано педагогическим советом Протокол № от . .2021 г. | Согласовано зам. директора по УВР МБОУ СОШ №3 г.Суража _________Бесхлебная Ю.В. . .2021 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ№3 ______Бабуренкова И.М. Приказ № от . .2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
7 класс
Разработана
учителем музыки высшей категории
Яновской Ж.Н.
2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; -примерной программой основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой «Музыка»; - учебным планом МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области на 2021/2022 учебный год; - положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области от .2021 г., пр. № .
Цели и задачи учебного предмета
Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
- совершенствование умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, пение а капелла, пение хором, в ансамбле);
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;
развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;
понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Регулятивные УУД:
самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
устойчивое умение работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД:
устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Предметные:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Содержание учебного предмета
тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Классика и современность.
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского во Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Ф.Листа и Ф.Бузони. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Ф.Шопена и Ф.Листа. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля А.Шнитке. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля А.Шнитке. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Л.Бетховена и Ф. Шопена. Выдающиеся исполнители: С.Рихтер, В.Спиваков, Ю. Башмет, М.Плетнев.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. и Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Д.Д.Шостаковича. Характерные черты музыкального стиля Д.Д.Шостаковича.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора А. Хачатуряна.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Д.Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Форма промежуточной аттестации – тестирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1: «Особенности драматургии сценической музыки» | | | |
1 | Классика и современность. | 1 | | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | 1 | | |
3 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | 1 | | |
4 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». | 1 | | |
5 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». | 1 | | |
6 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | | |
7 | Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». | 1 | | |
8 | Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». | 1 | | |
9 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | | |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ -американцы». | 1 | | |
11 | Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». | 1 | | |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен». | 1 | | |
13 | Опера Ж. Бизе «Кармен». | 1 | | |
14 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита». | 1 | | |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | |
16 | Рок-опера Э.Л. Уэбера «Иисус Христос - суперзвезда». | 1 | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта». | 1 | | |
| Раздел 2: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | | | |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». | 1 | | |
19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | | |
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. | 1 | | |
21 | Камерная инструментальная музыка. | 1 | | |
22 | Транскрипция. | 1 | | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. | 1 | | |
24 | Соната. | 1 | | |
25 | Соната. | 1 | | |
26 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
27 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
28 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
29 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
30 | Симфоническая музыка. | 1 | | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | | |
32 | Инструментальный концерт. | 1 | | |
33 | Тестирование на промежуточной аттестации. | 1 | | |
34 | Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». | 1 | | |
35 | Урок-концерт. | 1 | | |
Литература:
Учебно-методический комплект «Музыка 7 класс» авторов Г. П.Сергеевой, Е. Д. Критской:
- Музыка. Искусство.5 - 9 классы : рабочие программы по учебникам Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой. - Волгоград : Учитель, 2017.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс». - М., Просвещение, 2007г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 7 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2015г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М.- Просвещение, 2012 г,
- Мультимедийные уроки по Музыке 7 класс (по программе Критской Е.Д.).
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
Аннотация к рабочей программе по музыке 7 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка, 7» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; - примерной программы основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой «Музыка, 7»;
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2015.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
- Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
- Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс : пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2007.
- Е. Д. Критская. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5 - 7 классы. –М.: Просвещение, 2013.
- Музыка. Искусство.5 - 9 классы : рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.- Волгоград : Учитель, 2017.
- Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - (2CDmp3)
- Мультимедийные уроки по Музыке 7 класс (по программе Критской Е.Д.).
- Музыка в школе. Выпуск 4 : Песни, ансамбли и хоры дл юношества / Сост. Л. И. Уколова, М. С. Осеннева. – М., Музыка, 2014.
Количество часов на изучение предмета 1 час в неделю (за год 35 часов)
Рабочая программа основного общего образования по музыке для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.