1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» - ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения;
2) элементарный опыт музыкальной деятельности.
3.Содержание программы.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
4.Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
| Россия-Родина моя. | 10 |
1 | Мелодия – душа музыки. | 2 |
2 | Природа и музыка. | 2 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | 2 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 2 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 2 |
| День, полный событий. | 8 |
6 | Утро. | 2 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 2 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. | 2 |
9 | На прогулке. Вечер. | 2 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 8 |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 2 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 2 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 2 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 2 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 8 |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. | 2 |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе | 2 |
16 | Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. | 2 |
17 | Прощание с Масленицей. | 2 |
| В музыкальном театре. | 12 |
18 | Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка. | 2 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк. | 2 |
20 | Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков. | 2 |
21 | «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | 2 |
22 | Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. | 2 |
23 | В современных ритмах. Мюзиклы. | 2 |
| В концертном зале. | 12 |
24 | Музыкальное состязание Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский. | 2 |
25 | Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины. | 2 |
26 | Музыкальные инструменты -скрипка | 2 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Э. Григ. | 2 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 Л. Бетховен. | 2 |
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная» | 2 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 12 |
30 | Чудо музыка. | 2 |
31 | Острый ритм – джаза звуки. | 2 |
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Г.Свиридов « | 2 |
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы. | 2 |
34 | Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт». Симфония №9 Л. Бетховена. | 2 |
35 | В современных ритмах. Мюзиклы. | 2 |