СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература
Тема: Герои 23

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по литературе рассчитана на 105 часов

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 6 класса»


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты


- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств создании художественных образов литературных произведений.


Метапредметные результаты


- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Личностные результаты:


- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе обучения.

- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- способность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


В результате изучения учебного предмета


Выпускник научится:

- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе

и наизусть;

- устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;

осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) —

небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

- составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе;

- давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;

- составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;

- определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;

- эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;

- устно иллюстрировать художественное произведение;

- создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;

- находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 6 класса.

Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального

содержание;

- выявлять этапы развития сюжета;

- выявлять элементы композиции повести, рассказа;

- составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;

- анализировать различные формы выражения авторской позиции;

- сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;

- составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;

- составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


2. Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Легенды, предания, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

М.В. ЛОМОНОСОВ.

Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

В.А ЖУКОВСКИЙ.

Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

А.С. ПУШКИН.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок».

Многозначность художественного образа.

Н.В. ГОГОЛЬ.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

И.С. ТУРГЕНЕВ.

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Н.А. НЕКРАСОВ.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Мама» «Что за человек мой отец?», «Детство» и др. по выбору.

Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие,

сострадание).

В.Г.КОРОЛЕНКО.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

А.П. ЧЕХОВ.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

И.А. БУНИН.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

А.И. КУПРИН.

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А. ЕСЕНИН.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С.А. Есенина.

Н.М. РУБЦОВ.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.

А.А. АХМАТОВА.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

М.М ПРИШВИН.

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

В.П. АСТАФЬЕВ.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ».

История создания, тематика, проблематика.

БРАТЬЯ ГРИММ.

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

О. ГЕНРИ.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

ДЖЕК ЛОНДОН.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


3. Тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

1.1.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства

1

2.

Из греческой мифологии

3

2.1.

Мифы о героях. «Пять веков».

1

2.2.

Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.

1

2.3.

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид»

1

3.

Из устного народного творчества

3

3.1.

Предания и легенды, их художественные особенности.

Легенда «Солдат и смерть»

1

3.2.

Из эпоса народов России.

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

3.3.

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1

4.

Из древнерусской литературы

4

4.1.

Отражение исторических событий и вымысел в «Сказании о белгородских колодцах»

1

4.2.

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

4.3.

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

2

5.

Из русской литературы XVIII века

3

5.1.

М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1

5.2.

«Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта.

1

5.3.

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий.

1

6.

Из русской литературы ХIХ века

76

6.1.

В. А. Жуковский. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

1

6.2.

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Фантастическое и реальное в произведении.

1

6.3.

Связь баллады с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.

1

6.4.

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

1

6.5.

Тема «барства дикого» в элегии А.С. Пушкина. «Деревня».

1

6.6.

А.С.Пушкин. Лирика природы: «Редеет облаков летучая гряда...»

1

6.7.

А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро».

1

6.8.

В мире пушкинских стихотворений. «Зимний вечер».

1

6.9.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания. Историческая эпоха в романе.

1

6.10.

Основной конфликт романа. Ссора Дубровского с Троекуровым.

1

6.11.

Отец и сын Дубровские. Нравственные и социальные проблемы романа

1

6.12.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный

учитель и благородный разбойник.

1

6.13.

Дубровский и Маша Троекурова.

1

6.14.

Основной конфликт в произведении.

Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом.

1

6.15.

Подготовка к контрольному сочинению №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Контрольное сочинение №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

2

6.16.

М. Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. Вольнолюбивые мотивы в лирике

1

6.17.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

1

6.18.

М. Ю. Лермонтов «Парус». Мятежность и чувство одиночества в стихотворении.

1

6.19.

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…»

Трагическая непреодоли-мость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении.


1

6.20.

М.Ю. Лермонтов «Листок». Трагическое одиночество человека в мире.

1

6.21.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» Историческая основа повести.

1

6.22.

«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя

1

6.23.

Андрий и Остап.

2

6.24.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.

1

6.25

Нравственная проблематика произведения.

1

6.26.

Подготовка к контрольному сочинению №2 по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба».

Контрольное сочинение №2 по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба».

2

6.27.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

6.28.


И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

2

6.29.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге».

1

6.30.

Контрольная тестовая работа №1.

1

6.31.

Н. А. Некрасов. Тема народного труда и «долюшки женской» в творчестве поэта.

«В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».

2

6.32.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть "Детство".

Проблематика произведения.

1

6.33.

Анализ глав повести: «Мама» «Что за человек мой отец?», «Детство».

1

6.34.

Анализ глав повести: «Горе», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

1

6.35.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

2

6.36.

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе.

Повесть «В дурном обществе»

1

6.37.

Дружба Васи, Валека и Маруси.

2

6.38.

Дети и взрослые в повести

2

6.39.


Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести

1

6.40.

Подготовка к контрольному сочинению №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» .

Контрольное сочинение №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

2

6.41.

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы

Рассказ «Шуточка».

1

6.42.

«Толстый и тонкий» Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

6.43.

Рассказ «Налим». Приемы создания характеров пер­сонажей.

1

6.44.

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1

6.45.

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина . («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1

6.46.

И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1

6.47.

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель».

2

6.48.

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема рассказа и характеристика образов.

1

6.49.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

2

6.50.

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

1

6.51.

М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. Сказка-быль «Кладовая солнца».

1

6.52.

«Кладовая солнца». Настя и Митраша.

1

6.53.

«Кладовая солнца». Смысл названия произведения.

1

6.54.

А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Изображение судьбы страны. «Мужество», «Победа», «Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»


2

6.55.


Изображение войны; подвига, долга, любви к ро­дине в творчестве Д.С. Самойлова М.В.Исаковского, С.С.Орлова, Р.Г.Гамзатова.

2

6.56.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.

Рассказ "Конь с розовой гривой".

1

6.57.

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

2

6.58.

Подготовка к контрольному домашнему сочинению №4

на тему «Проблемы и герои в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

6.59.

Н. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей".

1

6.60.

Н. Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй. 

1

6.61.

Внеклассное чтение.

«Этих дней не смолкнет слава». Чтение и восприятие произведений о Родине, победе.

2

7.

Из зарубежной литературы

10

7.1.

Восточные сказки. Книга «Тысяча и одна ночь».

1

7.2.

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1

7.3.

Краткие сведения о братьях Гримм. Литературная сказка «Снегурочка»

2

7.4.

Краткие сведения о писателе О. Генри. «Дары волхвов».

Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле

2

7.5.

О. Генри. «Вождь краснокожих». О детстве - с улыбкой и всерьёз. Языковые средства создания комического.

2

7.6.

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни» Сюжет и основные образы. Смысл названия.

2

8.

Заключительные уроки

5

8.1.

Контрольная тестовая работа №2.

1

8.2.

Защита творческих проектов.

1

8.3.

Читательская конференция. Поэтические и прозаические опыты учащихся.

2

8.4.

Встреча с литературными героями.

1


ИТОГО

105



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!