1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе обучения.
- положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- способность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
В результате изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе
и наизусть;
- устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) —
небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе;
- давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
- составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
- определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
- эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;
- устно иллюстрировать художественное произведение;
- создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
- находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 6 класса.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального
содержание;
- выявлять этапы развития сюжета;
- выявлять элементы композиции повести, рассказа;
- составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
- анализировать различные формы выражения авторской позиции;
- сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
- составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
- составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
2. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ.
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
М.В. ЛОМОНОСОВ.
Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
В.А ЖУКОВСКИЙ.
Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.
А.С. ПУШКИН.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок».
Многозначность художественного образа.
Н.В. ГОГОЛЬ.
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.
И.С. ТУРГЕНЕВ.
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. НЕКРАСОВ.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Мама» «Что за человек мой отец?», «Детство» и др. по выбору.
Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие,
сострадание).
В.Г.КОРОЛЕНКО.
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
И.А. БУНИН.
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
А.И. КУПРИН.
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. ЕСЕНИН.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
Н.М. РУБЦОВ.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.
А.А. АХМАТОВА.
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.
М.М ПРИШВИН.
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».
В.П. АСТАФЬЕВ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ».
История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ.
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ДЖЕК ЛОНДОН.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
1.1. | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства | 1 |
2. | Из греческой мифологии | 3 |
2.1. | Мифы о героях. «Пять веков». | 1 |
2.2. | Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. | 1 |
2.3. | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид» | 1 |
3. | Из устного народного творчества | 3 |
3.1. | Предания и легенды, их художественные особенности. Легенда «Солдат и смерть» | 1 |
3.2. | Из эпоса народов России. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 |
3.3. | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 |
4. | Из древнерусской литературы | 4 |
4.1. | Отражение исторических событий и вымысел в «Сказании о белгородских колодцах» | 1 |
4.2. | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 |
4.3. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 2 |
5. | Из русской литературы XVIII века | 3 |
5.1. | М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1 |
5.2. | «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта. | 1 |
5.3. | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий. | 1 |
6. | Из русской литературы ХIХ века | 76 |
6.1. | В. А. Жуковский. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 |
6.2. | Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Фантастическое и реальное в произведении. | 1 |
6.3. | Связь баллады с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | 1 |
6.4. | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. | 1 |
6.5. | Тема «барства дикого» в элегии А.С. Пушкина. «Деревня». | 1 |
6.6. | А.С.Пушкин. Лирика природы: «Редеет облаков летучая гряда...» | 1 |
6.7. | А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро». | 1 |
6.8. | В мире пушкинских стихотворений. «Зимний вечер». | 1 |
6.9. | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания. Историческая эпоха в романе. | 1 |
6.10. | Основной конфликт романа. Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1 |
6.11. | Отец и сын Дубровские. Нравственные и социальные проблемы романа | 1 |
6.12. | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 |
6.13. | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 |
6.14. | Основной конфликт в произведении. Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом. | 1 |
6.15. | Подготовка к контрольному сочинению №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Контрольное сочинение №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 2 |
6.16. | М. Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. Вольнолюбивые мотивы в лирике | 1 |
6.17. | Мотив странничества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 |
6.18. | М. Ю. Лермонтов «Парус». Мятежность и чувство одиночества в стихотворении. | 1 |
6.19. | М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…» Трагическая непреодоли-мость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении. | 1 |
6.20. | М.Ю. Лермонтов «Листок». Трагическое одиночество человека в мире. | 1 |
6.21. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» Историческая основа повести. | 1 |
6.22. | «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1 |
6.23. | Андрий и Остап. | 2 |
6.24. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя. | 1 |
6.25 | Нравственная проблематика произведения. | 1 |
6.26. | Подготовка к контрольному сочинению №2 по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба». Контрольное сочинение №2 по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба». | 2 |
6.27. | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1 |
6.28. | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 2 |
6.29. | Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге». | 1 |
6.30. | Контрольная тестовая работа №1. | 1 |
6.31. | Н. А. Некрасов. Тема народного труда и «долюшки женской» в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | 2 |
6.32. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть "Детство". Проблематика произведения. | 1 |
6.33. | Анализ глав повести: «Мама» «Что за человек мой отец?», «Детство». | 1 |
6.34. | Анализ глав повести: «Горе», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». | 1 |
6.35. | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 2 |
6.36. | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе» | 1 |
6.37. | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 2 |
6.38. | Дети и взрослые в повести | 2 |
6.39. | Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести | 1 |
6.40. | Подготовка к контрольному сочинению №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Контрольное сочинение №3 по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | 2 |
6.41. | А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы Рассказ «Шуточка». | 1 |
6.42. | «Толстый и тонкий» Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 |
6.43. | Рассказ «Налим». Приемы создания характеров персонажей. | 1 |
6.44. | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1 |
6.45. | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина . («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 1 |
6.46. | И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 1 |
6.47. | А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». | 2 |
6.48. | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема рассказа и характеристика образов. | 1 |
6.49. | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 2 |
6.50. | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 1 |
6.51. | М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. Сказка-быль «Кладовая солнца». | 1 |
6.52. | «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1 |
6.53. | «Кладовая солнца». Смысл названия произведения. | 1 |
6.54. | А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Изображение судьбы страны. «Мужество», «Победа», «Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 2 |
6.55. | Изображение войны; подвига, долга, любви к родине в творчестве Д.С. Самойлова М.В.Исаковского, С.С.Орлова, Р.Г.Гамзатова. | 2 |
6.56. | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". | 1 |
6.57. | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 2 |
6.58. | Подготовка к контрольному домашнему сочинению №4 на тему «Проблемы и герои в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 |
6.59. | Н. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". | 1 |
6.60. | Н. Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй. | 1 |
6.61. | Внеклассное чтение. «Этих дней не смолкнет слава». Чтение и восприятие произведений о Родине, победе. | 2 |
7. | Из зарубежной литературы | 10 |
7.1. | Восточные сказки. Книга «Тысяча и одна ночь». | 1 |
7.2. | «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 1 |
7.3. | Краткие сведения о братьях Гримм. Литературная сказка «Снегурочка» | 2 |
7.4. | Краткие сведения о писателе О. Генри. «Дары волхвов». Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле | 2 |
7.5. | О. Генри. «Вождь краснокожих». О детстве - с улыбкой и всерьёз. Языковые средства создания комического. | 2 |
7.6. | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни» Сюжет и основные образы. Смысл названия. | 2 |
8. | Заключительные уроки | 5 |
8.1. | Контрольная тестовая работа №2. | 1 |
8.2. | Защита творческих проектов. | 1 |
8.3. | Читательская конференция. Поэтические и прозаические опыты учащихся. | 2 |
8.4. | Встреча с литературными героями. | 1 |
| ИТОГО | 105 |