Рабочая программа по литературе для 11 класса
Учитель Шакирова Л.А.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе (М.: Дрофа, 2012) к учебнику Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2014).
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание программы по литературе в 11 классе
Литература XX века
Введение
История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья.Пути их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века (3 часа)
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве писателей. Реализм и модернизм.
Дж. Лондон. «Л ю б о в ь к ж и з н и». Герой, который не сдается. Автобиографический роман «Мартин Иден».
Б. Шоу. «П и г м а л и о н». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер. Л и р и к а («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.
Литература первой половины XX века (23ч)
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
В. Г. Короленко
В. Г. Короленко. «Б е з я з ы к а», «Р е к а и г р а е т»,«П а р а д о к с» и другие рассказы. Публицистика: письма к Луначарскому. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
И.Бабель
Е.И. Замятин.
Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Рассказ «Пещера». Сатирически- гротескное изображение Петербурга. В годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещерный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «мамонтоподобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя.Е.И.Замятин «Мы».
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество (обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост». Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся). Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Литература второй половины XX — начала XXI века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Ф. А. Абрамов.
Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. СемьПряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя, поколения, возмужавшего в годы войны.
В.П.Астафьев.
Биография писателя. Повесть «Царь- рыба» (фрагмент). философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести.
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор русской литературной жизни последних лет
«Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмодернистских критериев. Критическое отношение к действительности и осмысление постсоветской эпохи.Обращение к традиционным для русского реализма вопросам судьбы народа в кризисной исторической ситуации.Картина современной России в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», достоверность и жизненность образов. Изображение 1990-х гг. в романе А. Рубанова «Сажайте, и вырастет». Внутреннее преображение героя. Размышление о человеческих ценностях. Роман А. Терехова «Каменный мост», повествование об истории и трагизме русской жизни от сороковых годов до наших дней. Книга рассказов и повестей М. Тарковского «Енисей, отпусти!»: изображение простых людей наших дней на бескрайних россий-ских просторах. Роман Ю. Полякова «Грибной царь» как достоверная художественная энциклопедия постсоветской России. Роман С. Шаргунова «Книга без фотографий», фото-графический взгляд писателя на пережитое, история молодого человека, его обретений и поражений. Роман Д. Быкова «Икс» как сенсационное расследование биографии известнейшего русского писателя и попытка разгадать величайшую тайну XX в.Жанр политического романа. А. Проханов «Господин Гексоген», Ю. Бондарев «Без милосердия».Женская проза. Произведения Д. Рубиной «Любка», «На Верхней Масловке». Гуманистический пафос рассказов и повестей А. Андроновой, М. Кучерской, К. Букши, М. Степновой, И. Мамаевой, Н. Ключаревой и др.
Тематическое планирование
11 класс
№ | | Кол-во часов | Форма контроля | НРЭО |
1 | Введение. Литература XX века | 3 | | Литература Урала на рубеже веков |
2 | Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века | 3 | | |
3 | Литература первой половины XX века | 23 | Сочинение по творчеству М.Горького | Жанр рассказа в литературе Урала Н.Коляда – драматург- новатор. Театр Коляды |
4 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | 32 | Сочинение о любимых поэтах и стихах | |
5 | Русская литература 20-40-х годов(обзор) | 51 | Сочинение по роману «Мастер и Маргарита». | Литература Урала Произведения о гражданской войне уральских писателей |
6 | Литература русского зарубежья | 6 | | |
7 | Великая Отечественная война в литературе | 8 | | Стихи уральских поэтов |
8 | Литература второй половины XX — начала XXI века | 17 | | Литература Урала С.Поляков . рассказы Литература Урала |
УМК
Литература: программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)/ Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. - М.: «Дрофа» , 2012
Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2014
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Пданируемые результаты | НРЭО |
1 | | Особенности литературного процесса рубежа 19- 20 веков | Лекция о литературном процессе рубежа веков, его особенностях. Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах | Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | Литература Урала на рубеже веков |
2-3 | | Основные направления развития литературы | Особенности реализма. Модернизм как одно из новых направлений | Личностные универсальные действия: - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века (3 часа) |
4 | | Дж. Лондон «Любовь к жизни»,анализ произведения. | Общий обзор европейской литературы первой поло- вины XX в. Проблемы самопозна- ния, нравственного выбора в творчестве писателей. | Личностные универсальные действия: - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
5 | | Б Шоу «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. | Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу. | Личностные универсальные действия: - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
6 | | Г.Аполлинер. Лирика. Экспериментальная направленность лирики. | «Мост Мирабо» и др.Экспе- риментальная направленность лирики. | Личностные универсальные действия: - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
Литература первой половины XX века (23ч) |
7 | | И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. | | П: знать основные факты жизни и творчества писателя. М: формировать умение работать по плану Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
8-9 | | Поэтический мир И. А. Бунина | Особенности поэтического мира И. А. Бунина, понятие музыкальности прозы И. А. Бунина. Элегическое восприятие действительности. Лирика И.А.Бунина, « Антоновские яблоки» Поэтический мир А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Лиризм прозы и драматургии А.П.Чехова. Выразительное чтение стихов и лирической прозы. | П: Знать стилистические особенности прозы И. А. Бунина М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
10-11 | | Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина « Господин из Сан-Франциско» | Глубина социально-философских обобщений в рассказе И. А. Бунина. Осуждение бездуховности существования. Выразительное чтение текста, интерпретация художественного текста | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
12-13 | | Любовь в прозе Бунина «Легкое дыхание», цикл «Темные аллеи». | Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Беседа по содержанию рассказов, интерпретация художественного текста. Сочинение о поэзии и чистоте чувства | П: научиться аргументировать свой ответ М: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
14 | | Жизнь и творчество А. И. Куприна | Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А.И.Куприна. Беседа по содержанию урока, восприятие произведений А.И.Куприна | П: знать основные факты жизни и творчества А.И.Куприна М: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности Л: навыки сотрудничества со сверстниками | |
15-16 | | Рассказ «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в новелле | Знакомство с содержанием, идейным замыслом, творческой манерой писателя | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
17 | | Как читать постмодернистскую прозу ( на примере рассказа В.Пелевина « Ника» | Понятие о постмодернизме, его особенностях. Познакомить с рассказом В.Пелевина « Ника» | П: научиться аргументировать свой ответ М: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
18-19 | | Гуманистический пафос рассказов В.Г.Короленко | «Б е з я з ы к а», «Р е к а и г р а е т», «П а р а д о к с» . Активность жизненной позиции и гуманизм творчества Короленко. Публицистическая ярость его произведений. | П: научиться аргументировать свой ответ М: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Жанр рассказа в литературе Урала |
20 | | Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути М. Горького. Романтизм в русской прозе | П: знать основные факты жизни и творчества М.Горького М: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности Л: навыки сотрудничества со сверстниками | |
21 | | Новаторство Горького-драматурга | Особенности драматургии М. Горького. Популярность пьес писателя | П: научиться аргументировать свой ответ М: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
22 | | Своеобразие драматургического конфликта в пьесе«На дне» | Глубина и своеобразие конфликта в пьесе. Авторская позиция и способы ее выражения. Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | П: понимать образную природу произведения М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
23 | | Философский аспект пьесы | Раскрыть глубину и своеобразие философского аспекта пьесы. Анализ образной системы пьесы | П: понимать образную природу произведения М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
24-25 | | Спор о правде на страницах пьесы Горького «На дне» | Познакомиться с проблемой, идейным замыслом пьесы. Письменная работа по материалам урока | П: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
26 | | Публицистика М. Горького | Особенности позиции Горького-публициста (на примере сборника «Несвоевременные мысли» и публицистики 30-х годов). Характеристика авторского стиля, сопоставление идейного содержания публицистических произведений «Несвоевременные мысли» и «По стране Советов» | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
27-28 | | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького | Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения | П: научиться составлять и редактировать текст творческой работы М: строить монологические высказывания, овладеть навыками письменной речи Л: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | |
29 | | Н.Коляда – драматург- новатор. Театр Коляды | Познакомить с творчеством драматурга. Круг нравственных проблем . | П: аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера М: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Л: формирование устойчивой мотивации к учению и самосовершенствованию | Н.Коляда – драматург- новатор. Театр Коляды |
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (32ч) |
30 | | Поэзия конца 19- начала 20 века. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала 20века. | Понятие модернизм в русской литературе, особенности русской поэзии конца XIX – начала XX века. «Серебряный век». Определение своеобразия литературных течений «серебряного века» Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
31 | | Символизм как литературное течение начала века | Понятия символизм, символ. Эстетические взгляды символистов | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
32 | | В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества | Знакомство с общими эстетическими принципами писателя и их реализацией в творчестве. Выразительное чтение стихов Анализ лирических произведений | П: знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь выразительно читать поэтический текст М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
33 | | К.Д.Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность». | Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. | П: знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь выразительно читать поэтический текст М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
34 | | А.Белый. Очерк жизни и биографии. Тема родины в стихах «Русь», «Родине». | Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. | П: знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь выразительно читать поэтический текст М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
35 | | Личность и художественный мир А. Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения» | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути А. Блока. Мотивы и образы ранней поэзии | П: знать основные факты жизни и творчества поэта. Уметь выразительно читать поэтический текст М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
36 | | Биографическая и философская основа стихов первого тома. «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики | Сочетание в лирике А. Блока биографической и философской основы (философия В. Соловьева). Своеобразие цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики, письменная работа по материалам урока | П: Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. М: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
37 | | Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии А. Блока. | Смысловая основа второго тома. Понятие стихии в лирике Блока. Отражение диссонансов реальной жизни в трансформации женского образа. Динамика процесса в циклах «Город», «Снежная маска», «Фаина» | П: Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. М: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
38 | | Лирика третьего тома. «Страшный мир» в поэзии Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» | Смысловая основа третьего тома. «Страшный мир» в поэзии Блока. Символ в поэтике символизма. Сопоставительный анализ стихотворений А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» и А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Своеобразие блоковского понимания сущности любви, жизни и смерти | П: Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. М: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
39 | | Лирический герой поэзии А. Блока. Тема России в лирике(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | Эволюция творчества А. Блока лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике поэта. Сопоставление реализации темы Родины в творчестве М. Лермонтова, Н. Некрасова, И. Бунина, А. Блока | П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
40-41 | | Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики | Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой и поэтикой произведения. Различные трактовки образа Христа в поэме, библейские мотивы в поэме «Двенадцать» | П: Знать содержание поэмы. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать эпизод произведения, объяснять его связь с проблематикой поэмы. М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
42 | | Р.Р.Систематизация материалов к сочинению «Лирика Александра Блока как «трилогия вочеловечения» | Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения«Тема любви в поэзии А. Блока»; «Образ России в лирике Блока»; «Художественное своеобразие поэмы Блока “Двенадцать”») | П: Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
43 | | Акмеизм как литературное направление | Понятие акмеизм. Эстетические принципы акмеизма. Стихи А.Ахматовой, О.Мандельштама | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
44 | | Н.Гумилев как представитель акмеизма | Эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н. Гумилева«Капитаны», «Заблудившийся трамвай» | П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
45 | | Футуризм и его основополагающие принципы. Эстетические и формальные эксперименты футуристов | Понятие об особенностях художественного мира футуристов. Общие эстетические принципы, идейное содержание творчества. Декларации футуристов «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей» | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
46 | | И. Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра», «Стансы» | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути И. Северянина. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества. Особенности стихотворчества И. Северянина (кинематографическое видение динамики жизни, каламбурные афоризмы, новые ритмы, жанры, формы) | П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
47 | | В. Хлебников. Жизненный и творческий путь поэта. | Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого пути В. Хлебникова. Понятие самовитого слова Анализ лирики («Зверинец», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони…»)- | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
48 | | В. В. Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В. Маяковского, новаторский характер творчества. Адище города», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно». Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов (использование экспрессивной лексики, неологизмов, внесение новых смыслов в язык путем нарушения грамматических норм) в творчестве Маяковского | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
49 | | В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Хорошее отношение к лошадям» | Характер лирического героя и средства художественной выразительности в лирике В. Маяковского | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
50-51 | | В. В. Маяковский. «Облако в штанах» | Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности. Своеобразие трактовки библейских образов и заповедей в поэме, творческая и социальная революционность | П: Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
52 | | Послеоктябрьская лирика В.Маяковского: героика и сатира | Познакомить с лирикой 20-30 годов .Отражение в ней жизни страны-подростка | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
53 | | Стихи Маяковского о любви: сплав личного и социального | Познакомить с любовной лирикой Маяковского | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
54 | | Новокрестьянская поэзия. Духовные и поэтические истоки поэзии Н.Клюева. | Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина . Стихотворения Клюева: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
55 | | С. Есенин. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта | Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика («Гой ты, Русь моя родная...»,«Песнь о собаке», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»,«Письмо к женщине» и др.) Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта | Знать основные факты жизни и творчества писателя. Уметь излагать мысли на заданную тему; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию. М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
56-57 | | Тема Родины в поэзии С.Есенина | Образ Родины и средства его создания Характер лирического героя. Сочинение о чувстве патриотизма | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
58 | | Поздняя лирика С.Есенина. Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя | Образ лирического героя и средства его создания. Познакомить с циклом стихов «Москва кабацкая» | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
59 | | С. Есенин. Проблематика и поэтика поэмы «Анна Снегина» | Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности (лиричность, исповедальность, очеловечивание природы) | П: Знать содержание изученного произведения; приемы систематизации материала. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении. М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
60-61 | | Р/Р Сочинение о любимых поэтах и стихах | Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения | П: научиться составлять и редактировать текст творческой работы М: строить монологические высказывания, овладеть навыками письменной речи Л: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | |
Русская литература 20-40-х годов(обзор) (51ч) |
62 | | Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 года | Понятие массовая литература. Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года в России и за рубежом. Судьба русской литературы в эмиграции. Сообщения о творчестве Б.Зайцева, И.Шмелева | П: знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 20-х г. М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Литература Урала |
63 | | Революция и Гражданская война в литературе: основные тенденции изображения | Обзор литературы | П: знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 20-х г. М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Произведения о гражданской войне уральских писателей |
64-65 | | А.Фадеев « Разгром» Изображение Гражданской войны в романе | Связь романа с традициями русской классики; утверждение норм революционной этики | П: понимать образную природу произведения М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
66-67 | | И.Бабель « Конармия». Особенности языка, повествовательной манеры | Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой и поэтикой произведения | П: понимать образную природу произведения М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
68-69 | | Е. И. Замятин. «Мы». Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире | Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой и поэтикой произведения. Влияние антиутопии «Мы» на мировой литературный процесс (антиутопии Оруэлла, Хаксли) | П: понимать образную природу произведения М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
70-71 | | Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова. «Донские рассказы». Мастерство Шолохова-писателя | Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого пути М. А. Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических обобщений | П: научиться анализировать прозаический текст М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
72-73 | | М.А.Шолохов : от Донских рассказов к « Тихому Дону». Казачество в романе | Знакомство с идейным замыслом, философской проблематикой и поэтикой произведения. Сопоставление с художественными особенностями эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». История казачества | П: научиться анализировать прозаический текст М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
74-75 | | Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы | Знакомство с образом главного героя, его нравственными исканиями. Трагичность судьбы человека в годы Гражданской войны | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
76-77 | | Женские образы в эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Женские образы в эпопее «Тихий Дон», их роль в создании яркой картины жизни главного героя. Сопоставление образов Аксиньи и Натальи в рамках продолжения традиции противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» в классической русской литературе (образы Татьяны Лариной, Катерины Кабановой, Наташи Ростовой) | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
78 | | Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Гуманистический и патриотический характер романа-эпопеи. Сообщения учащихся, письменная работа | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
79 | | Р/р. Систематизация материалов к сочинению по роману-эпопее «Тихий Дон» | Обобщение изученного по теме, систематизация материала, совершенствование навыков письменной речи | П: научиться составлять и редактировать текст творческой работы М: строить монологические высказывания, овладеть навыками письменной речи Л: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | |
80-81 | | А. П. Платонов. «Сокровенный человек». Смысл названия, своеобразие героя. Проблема счастья | Знакомство с идейным замыслом, своеобразием героя рассказа (образ странника, бытовое и философское мышление) и поэтикой произведения. Решение проблемы счастья и смысла жизни в русской литературе XIX века (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»,Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо») | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
82-83 | | Мастерство Платонова-реалиста (по рассказам «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире») | Глубина и своеобразие художественного мира. Необычность стилистики писателя. Характеристика авторского стиля, языка Платонова, осмысление истоков и принципов языковой манеры Платонова (нарушение лексической сочетаемости, авторские плеоназмы) | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
84-85 | | М. И. Цветаева. Особенности образа лирической героини М. Цветаевой | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами М. Цветаевой. Сопоставление лирической героини поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой своеобразие поэтического стиля и языка, особенности образа лирической героини | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
86-87 | | О Мандельштам Тема Века в лирике 210-30 годов. Трагическая судьба поэта | своеобразия лирики, художественное мастерство О. Э. Мандельштама. преломление античности как способ создания ощущения преемственности культур | П: научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений М: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Л: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | |
88 | | А. Ахматова. Биография и творческий путь. Основные мотивы | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Ахматовой. Новаторство, художественные формы, психологизм. Любовная лирика А.Ахматовой | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
89-90 | | Тема Родины в лирике Ахматовой. Гражданские мотивы творчества | Своеобразие раскрытия темы в творчестве поэта. Отражение в лирике А. Ахматовой глубины человеческих переживаний и ее психологизм Патриотизм и гражданственность поэзии | П:Уметь анализировать и интерпретировать стихотворное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | |
91 | | Поэзия А.Ахматовой и традиции русской классической лирики Личные и гражданские мотивы в лирике Ахматовой | Своеобразие раскрытия темы в творчестве поэта. Отражение в лирике А. Ахматовой глубины человеческих переживаний и ее психологизм | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
92-93 | | Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием» | Идейно-художественное своеобразие поэмы, её нравственное содержание | П: Знать содержание поэмы. Уметь излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать эпизод произведения, объяснять его связь с проблематикой поэмы. | |
94-95 | | Б. Пастернак. Лирика. Глубина поэтического осмысления окружающего мира | Глубина и своеобразие философской насыщенности поэзии Б. Пастернака Гамлет», «Зимняя ночь», «Чудо». Сопоставление лирического героя поэзии Б. Пастернака («Стихи Юрия Живаго») и В. Маяковского, С. Есенина, А. Блока | П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | |
96-97 | | Б. Пастернак. «Доктор Живаго» Человек и история на страницах романа | Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой и поэтикой произведения | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
98-99 | | «Мастер и Маргарита». История создания. Идейно-художественное своеобразие произведения | История создания, глубина и своеобразие художественного мира произведения. Полифонизм и синтетичность романа | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
100-101 | | Ершалаимские главы. Философско-этическая проблематика романа. Проблема «слова и дела» | Философско-этическая проблематика романа. Сопоставление авторской интерпретации с библейским сюжетом, проблема прототипов | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
102-103 | | Тема искусства в московских главах. Мастерство Булгакова- сатирика | Мастерство Булгакова-сатирика в изображении мира искусства в московских главах | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
104-105 | | История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и преходящие | Своеобразие лирического начала в романе Соучастие в судьбе близкого как принцип создания образа всеобъемлющей любви | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
106 | | Композиционное и жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита» | Композиционное и жанровое своеобразие романа, систематизация знаний о произведении | П: Знать основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. Уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
107-108 | | Р/р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита». | Обобщение изученного по теме, систематизация изученного материала, совершенствование навыка письменной речи учащихся | П: научиться составлять и редактировать текст творческой работы М: строить монологические высказывания, овладеть навыками письменной речи Л: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | |
109 | | А.Н. Толстой. Судьба русского исторического романа в XX веке. Картины Руси XVII века в романе «Петр Первый» | Картины Руси XVII века в романе «Петр Первый» | П: научиться составлять и редактировать текст творческой работы М: строить монологические высказывания, овладеть навыками письменной речи Л: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | |
Литература русского зарубежья (6) |
110 | | Русское литературное зарубежье ( судьба русской литературы в эмиграции). Основные темы творчества. Периодизация | Понятие феномена «русского литературного зарубежья», его особенностей, периодизация, основные представители | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
111 | | И.С.Шмелев « Лето Господне» - летопись уходящей жизни. Становление русской души | И.С.Шмелев « Лето Господне» - летопись уходящей жизни. | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
112-113 | | Художественный мир В.Набокова «Облако, озеро, башня» | Понятие о металитературности и авторефлексивном тексте | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
114-115 | | М.А.Алданов «Чертов мост» | Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост». | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
Великая Отечественная война в литературе (8ч) |
116 | | Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор) | Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях К. Симонова, А. Твардовского,Ю. Бондарева и др. | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
117 | | А. Н. Толстой. «Русский характер». Патриотизм, смысл названия новеллы | патриотический пафос и художественное совершенство новеллы | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
118-119 | | Романтика и реализм в прозе о войне. «Звезда» Э.Казакевича, «Волоколамское щоссе» А.Бека. | Романтика и реализм в прозе о войне. | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
120 | | Военная лирика(обзор) | | П: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения М: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Л: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективно-творческой работе | Стихи уральских поэтов |
121-122 | | Нравственные проблемы в произведениях о ВОВ | Решение проблемы «человек на войне» в произведениях Ю. В. Бондарева «Горячий снег», В. А. Кондратьева «Сашка» | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
| | | | | |
Литература второй половины XX — начала XXI века (17ч) |
123-124 | | А. Т. Твардовский. Основные темы поэзии. Образ лирического героя | Реализация темы памяти в творчестве А. Твардовского. Историзм и публицистичность лирики | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
125 | | Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Иосифа Бродского. | Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта. | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
126-127 | | Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». | Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя Идейный замысел, художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича» | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
128-129 | | Солженицын «Матренин двор»: русский национальный характер в изображении писателя | русский национальный характер в изображении писателя | Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
130-131 | | В.Шаламов. Личность и судьба « Колымские рассказы» | Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя. Сопоставление рассказов Солженицына и Шаламова | Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; | |
132-133 | | Изображение жизни крестьянства в «деревенской прозе». В Шукшин. | Народный характер в рассказах Шукшина. | П: Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Литература Урала С.Поляков . рассказы |
134 | | Тема русской деревни, её сложной судьбы в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое» | | П: Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
135-136 | | В. П. Астафьев. «Царь-рыба». Человек и природа. Философская символика произведения. | Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя | П: Знание содержания литературного произведения. Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу М: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | |
137 | | Историческая память народа в романе «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина | Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально – этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя. | Л:формирование адекватной позитивной самооценки. Р:- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
П: самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
| |
138 | | Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Пьеса «Утиная охота» | Идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова. Чеховские традиции в драматургии Вампилова | П: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | |
139-140 | | Обзор русской литературной жизни последних лет | Пути развития русской литературы в XX век | П: Знать основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. М: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности | Литература Урала |
| | | | | |