СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; развитие высших психических функций

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) 1-4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

С.Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области

Адрес: 632270 с.Кыштовка, Кыштовский р-н ул.Садовая, 14
тел.8-383-71-21-060












Программа

по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия»

длоя обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.)

1-4 классы































Составитель педагог-психолог С.Н.Вардугина



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Кыштовской СОШ №1;

  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в «Коррекционно- развивающую область».

Рабочая программа реализуется на уровне начального общего образования (1-4 классы). Срок реализации программы 4 года.


Цель коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; развитие высших психических функций.

Задачи коррекционной работы:
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

  • формирование основ учебной деятельности;

  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает

обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Психологическое сопровождение способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Основополагающими в работе учителя с детьми с ЗПР являются деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

-признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;

-признание того, что развитие личности учащихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;

-развитие личности учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

-разработку содержания и технологий НОО учащихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент деятельности педагога, где общекультурное и личностное развитие учащегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого учащегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

-разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализуемые технологии:

  1. Технология интегрированного обучения детей с особенностями в развитии - технология, при которой при внутренней дифференциации лежит благополучное стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные школьники.

  2. Технологии активных форм и методов: суть этой технологии состоит в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (игровые ситуации, исследовательская и проектная деятельность).

  3. Здоровьесберегающие технологии: - технология обеспечения двигательной активности, создания комфортной психологической обстановки, щадящего режима учебной деятельности)


ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Периодичность занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно- развивающую область согласно учебному плану в 1-4 классах в количестве:

  1. класс - 66 часа в год (2 часа в неделю);

  2. класс - 70 часов в год (2 часа в неделю); 3 класс - 70 часов в год (2 часа в неделю); 4 класс - 70 часов в год (2 часа в неделю);


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Формирование основ гражданской идентичности личности, включая осознание ответственности человека за благосостояние общества.

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям,

  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе

  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать

  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей

  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Личностные:
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:
  • научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;

  • формирование опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов;

  • всестороннее развитие мыслительной деятельности, а именно таких ее операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;

  • умения точно воспроизводить заданный образец, представляющее собой одну из предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
    1. класс

Развитие общей моторики.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы.

Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий.

Сенсорное восприятие.

Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения):

«Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди»,

«Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами.

Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно- образного мышления.

Формирование предметной деятельности.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления:

«Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

Формирование коммуникативных навыков и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.

Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

    1. класс

Предметно-практические действия.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги.

Высшие психические функции.

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов.

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.

Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».

Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,

«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

Эмоционально-волевая сфера.

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

    1. класс

Предметно-практические действия.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

Высшие психические функции.

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.

Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».

Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»,

«Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.

Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,

«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

Эмоционально-волевая сфера.

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по

карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

    1. класс

Предметно-практические действия.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

Высшие психические функции.

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.

Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».

Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»,

«Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,

«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

Эмоционально-волевая сфера.

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по

карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1 класс

1

Развитие общей моторики

14

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы.

Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди

«спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий.

Диагностическое изучение ребенка. Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекция и развитие пространственных ориентаций.

2

Сенсорное восприятие

22

Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. Игры и упражнение на развитие различных видов памяти:

«Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами.

Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно- образного мышления.

Развитие произвольного внимания и поведения.

Развитие мнемических способностей.




Развитие творческих способностей. Развитие воображения.

Развитие внимания и мышления. Развитие памяти и мышления.

Развитие предметно-практической деятельности.

Развитие умственных способностей.

3

Формирование предметной

деятельности

12

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления:

«Найди отличия», «Четвертый лишний»,

«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

Развитие предметно- практической деятельности.

Развитие умственных способностей. Развитие мышления и речи.

4

Формирование коммуникативных навыков и коррекция эмоционально- волевой сферы

18

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально- правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.

Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий.

Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы

Произвольная регуляция поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

2 класс

1

Предметно-

практические действия

12

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру

фигур из бумаги

2

Высшие психические функции

42

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,

«Графический диктант», «Корректурная проба»,

«Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов.

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра

«Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы»,

«Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер»,

«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.

Обучение способам эффективного запоминания:

«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,

«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи

ряд», «Закономерности» и пр.

3

Эмоционально-волевая сфера

16

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в

начале учебного года.

3 класс

1

Предметно-

практические действия

12

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок

из пальцев рук; психогимнастика.




Диагностическое изучение ребенка.

Развитие предметно- практической деятельности.

2

Высшие психические функции

42

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,

«Графический диктант», «Корректурная проба»,

«Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра

«Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер»,

«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.

Обучение способам эффективного запоминания:

«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,

«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.

Развитие произвольной опосредованной памяти Развитие памяти, мышления.

Развитие памяти, применение качеств внимания Развитие элементов логического мышления.

Развитие творческих способностей. Развитие воображения.

Развитие произвольного внимания и поведения. Развитие мнемических способностей.

Развитие умственных способностей.

3

Эмоционально-волевая сфера

16

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных

черт характера; игры с условиями: «да» и «нет»




не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Произвольная регуляция поведения.

Развитие эмоционально-волевой сферы и

компонентов личности. Итоговое диагностическое изучение ребенка.

4 класс

1

Предметно-

практические действия

12

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.

Диагностическое изучение ребенка.

Развитие предметно- практической деятельности.

2

Высшие психические функции

42

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,

«Графический диктант», «Корректурная проба»,

«Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра

«Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,

«Запрещенные движения», «Дорожки».

Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».

«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.

Игры «Найди пару», «Запретный номер»,

«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.

Обучение способам эффективного запоминания:

«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,




«Имена» и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.

Развитие произвольной опосредованной памяти Развитие памяти, мышления.

Развитие памяти, применение качеств внимания Развитие элементов логического мышления.

Развитие творческих способностей. Развитие воображения.

Развитие произвольного внимания и поведения. Развитие мнемических способностей.

Развитие умственных способностей.

3

Эмоционально-волевая сфера

16

Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Произвольная регуляция поведения.

Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

Итоговое диагностическое изучение ребенка.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список литературы:

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР,

2003.


  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.

  2. Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского,

Н.А.Шипицыной.-М.,1984.

  1. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.

  2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно- методическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов)

/В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.

  1. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007

  2. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.

  3. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 19994

Оборудование:

Канцелярия (листы бумаги А4, цветные карандаши, легкий пластилин, ножницы, клей) Мебель (стол письменный, стул, мягкий диван)

Мячи разного размера Игрушки анти-стресс

Технические средства обучения:

Компьютер с колонками Принтер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!