Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
С.Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 с.Кыштовка, Кыштовский р-н ул.Садовая, 14
тел.8-383-71-21-060
Программа
по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия»
длоя обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.)
1-4 классы
Составитель педагог-психолог С.Н.Вардугина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Кыштовской СОШ №1;
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в «Коррекционно- развивающую область».
Рабочая программа реализуется на уровне начального общего образования (1-4 классы). Срок реализации программы 4 года.
Цель коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; развитие высших психических функций.
Задачи коррекционной работы:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности;
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает
обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Психологическое сопровождение способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Основополагающими в работе учителя с детьми с ЗПР являются деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
-признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
-признание того, что развитие личности учащихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
-развитие личности учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
-разработку содержания и технологий НОО учащихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент деятельности педагога, где общекультурное и личностное развитие учащегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого учащегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализуемые технологии:
Технология интегрированного обучения детей с особенностями в развитии - технология, при которой при внутренней дифференциации лежит благополучное стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные школьники.
Технологии активных форм и методов: суть этой технологии состоит в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (игровые ситуации, исследовательская и проектная деятельность).
Здоровьесберегающие технологии: - технология обеспечения двигательной активности, создания комфортной психологической обстановки, щадящего режима учебной деятельности)
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Периодичность занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно- развивающую область согласно учебному плану в 1-4 классах в количестве:
класс - 66 часа в год (2 часа в неделю);
класс - 70 часов в год (2 часа в неделю); 3 класс - 70 часов в год (2 часа в неделю); 4 класс - 70 часов в год (2 часа в неделю);
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Формирование основ гражданской идентичности личности, включая осознание ответственности человека за благосостояние общества.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты
целеустремленность и настойчивость в достижении целей
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;
формирование опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов;
всестороннее развитие мыслительной деятельности, а именно таких ее операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;
умения точно воспроизводить заданный образец, представляющее собой одну из предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
класс
Развитие общей моторики.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы.
Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий.
Сенсорное восприятие.
Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения):
«Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди»,
«Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами.
Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно- образного мышления.
Формирование предметной деятельности.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления:
«Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Формирование коммуникативных навыков и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.
Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
класс
Предметно-практические действия.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги.
Высшие психические функции.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов.
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,
«Запрещенные движения», «Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Эмоционально-волевая сфера.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
класс
Предметно-практические действия.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Высшие психические функции.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,
«Запрещенные движения», «Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»,
«Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п.
Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Эмоционально-волевая сфера.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
класс
Предметно-практические действия.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Высшие психические функции.
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница»,
«Запрещенные движения», «Дорожки».
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»,
«Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Эмоционально-волевая сфера.
Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 класс |
1 | Развитие общей моторики | 14 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. Диагностическое изучение ребенка. Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция и развитие пространственных ориентаций. |
2 | Сенсорное восприятие | 22 | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно- образного мышления. Развитие произвольного внимания и поведения. Развитие мнемических способностей. |
| | | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Развитие внимания и мышления. Развитие памяти и мышления. Развитие предметно-практической деятельности. Развитие умственных способностей. |
3 | Формирование предметной деятельности | 12 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. Развитие предметно- практической деятельности. Развитие умственных способностей. Развитие мышления и речи. |
4 | Формирование коммуникативных навыков и коррекция эмоционально- волевой сферы | 18 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально- правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы Произвольная регуляция поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
2 класс |
1 | Предметно- практические действия | 12 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги |
2 | Высшие психические функции | 42 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов. Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
3 | Эмоционально-волевая сфера | 16 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
3 класс |
1 | Предметно- практические действия | 12 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
| | | Диагностическое изучение ребенка. Развитие предметно- практической деятельности. |
2 | Высшие психические функции | 42 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик». Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. Развитие памяти с использованием различных анализаторов. Развитие произвольной опосредованной памяти Развитие памяти, мышления. Развитие памяти, применение качеств внимания Развитие элементов логического мышления. Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Развитие произвольного внимания и поведения. Развитие мнемических способностей. Развитие умственных способностей. |
3 | Эмоционально-волевая сфера | 16 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» |
| | | не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Произвольная регуляция поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Итоговое диагностическое изучение ребенка. |
4 класс |
1 | Предметно- практические действия | 12 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. Диагностическое изучение ребенка. Развитие предметно- практической деятельности. |
2 | Высшие психические функции | 42 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик». Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» . Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», |
| | | «Имена» и т.д. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. Развитие памяти с использованием различных анализаторов. Развитие произвольной опосредованной памяти Развитие памяти, мышления. Развитие памяти, применение качеств внимания Развитие элементов логического мышления. Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Развитие произвольного внимания и поведения. Развитие мнемических способностей. Развитие умственных способностей. |
3 | Эмоционально-волевая сфера | 16 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально- волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Произвольная регуляция поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Итоговое диагностическое изучение ребенка. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список литературы:
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР,
2003.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского,
Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно- методическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов)
/В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 19994
Оборудование:
Канцелярия (листы бумаги А4, цветные карандаши, легкий пластилин, ножницы, клей) Мебель (стол письменный, стул, мягкий диван)
Мячи разного размера Игрушки анти-стресс
Технические средства обучения:
Компьютер с колонками Принтер