СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции дизорфографии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У большинства учащихся, имеющих дизорфографию,  отмечается:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение буквенного гнозиса;

3) нарушение динамического праксиса руки;

4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи.

Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

Основные направления работы.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.

Первый (диагностический) этап.

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Общая характеристика диагностического этапа.

1. Повторная письменная работа с учащимися, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.

2. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования.

Второй (подготовительный) этап.

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

Общая характеристика подготовительного этапа.

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

Третий (коррекционный) этап.

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы.

1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.

2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.

3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».

5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.

8. Глагол. Начальная форма глагола.

9. Дифференциация прилагательных и причастий.

10. Дифференциация приставок и предлогов.

11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.

12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.

13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Четвертый (оценочный) этап.

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика оценочного этапа.

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции дизорфографии»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа №3»








Утверждаю

Директор школы И.Л.Шадрина__________

Приказ №____________

от «_____»____________2020г.









Программа логопедической работы

по коррекции дизорфографии

(5, 6, 7 классы)












Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова















Ачинск 2020г.

Пояснительная записка.

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У большинства учащихся, имеющих дизорфографию, отмечается:

1) снижение слухоречевой памяти;

2) нарушение буквенного гнозиса;

3) нарушение динамического праксиса руки;

4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;

5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;

6) нарушение лексико-грамматического строя речи.

Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

Основные направления работы.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.

Первый (диагностический) этап.

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Общая характеристика диагностического этапа.

1. Повторная письменная работа с учащимися, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.

2. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования.

Второй (подготовительный) этап.

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

Общая характеристика подготовительного этапа.

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

Третий (коррекционный) этап.

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы.

1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.

2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.

3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь».

5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.

8. Глагол. Начальная форма глагола.

9. Дифференциация прилагательных и причастий.

10. Дифференциация приставок и предлогов.

11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.

12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.

13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Четвертый (оценочный) этап.

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика оценочного этапа.

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.


















Поурочный годовой план работы

с учащимися 5 класса


Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 2 раза в неделю по 20 минут.

Общее количество занятий: 68


Недели

Кол-во занятий

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие речевых и неречевых процессов

1

2

3

4

5

Сентябрь

I этап (диагностический)

I



1

2


Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

II

3

4

II этап (подготовительный)

III


5

Развитие и уточнение пространственных представлений

Правописание существительных множественного числа, родительского падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники».

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков


6

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти

IV

7

Развитие и уточнение временных представлений. Месяц. Год.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развитие произвольного внимания и всех видов памяти

8

Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»

Развитие словесно-логического мышления

Октябрь

III этап (коррекционный)

I

9

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»

10

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

Развитие памяти.

II

11

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

Гласные звуки и буквы.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

12

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные звуки

Игра «Шифровальщик»

III

13

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»

14

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение

Игра «Лесенка»

IV

15

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек»

16

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение. Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

Ноябрь

II

17

Заглавная буква в именах собственных

Развитие связной речи.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

18

Заглавная буква в именах собственных

Развитие связной речи. «Волшебное письмо»

Упражнение «Отгадай»

III

19

Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

20

Однокоренные слова

Части слова. Приставка

Развитие внимания. Игра «Весёлый художник»

IV

21

Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

22

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Без ошибок»

Декабрь

I

23

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

24

Ударение.

Слова-омографы

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

II

25

Безударные гласные в корне слова.

Части слова. Корень

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания


26

Безударные гласные в корне слова.

Части слова. Приставка

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

III

27

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

28

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания.

IV

29

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

30

Непроизносимые согласные


Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

Январь

II

31

Непроизносимые согласные, написание которых можно проверить

Карточки с заданием. Лексический материал «Зимние праздники»

Упражнения, направленные на тренировку памяти.

32

Непроизносимые согласные

Карточки-символы. Лексический материал «Зимний калейдоскоп»

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

III

33

34

Непроизносимые согласные

Пиктограммы

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

IV

35

36

Правило переноса


Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

Февраль

I

II

37-40

Непроизносимые согласные


Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

III

41

Двойные согласные в корне слова


Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

42

Двойные согласные на стыке морфем

Презентация.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»

IV

43

44

Двойные согласные на стыке морфем

Карточки-символы.

Упражнения на осознанное восприятие.

Март

I


45

Чтение чистоговорок, скороговорок. Лото «Скороговорки».

Развивать речевой аппарат, фонематический слух.

46

Система упражнений «Читаем вместе» тренажёр «Окошечко». Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым.

А.С.Барков «Барсучья кладовая»

Коррекция регрессий. Развивать тонкость движения глаз (это является подготовительным для последующих упражнений).

II


47

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение слов с пропущенными элементами. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. 

А.С.Барков «Весна-волшебница»

Коррекция антиципаций. Развивать способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

48

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение целых текстов по методике «Всё наоборот». Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

С.А.Баруздин «Пчелиная напасть»

Коррекция антиципаций. Акцентировать внимание ребёнка на конец слова как существенную его часть. Формировать навык побуквенного анализа.

III

49

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

С.А.Баруздин «Артист»

Формировать способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивать словесную память.

50

Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, выполнять движения глазами справа налево и читать текст.

Формировать в памяти ребенка целостные эталоны букв; развивать умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов 

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга. 

IV

51

Система упражнений «Читаем вместе». Тонирование. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Развитие артикуляции. Развитие чёткого проговаривания слов. Развивать способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Формировать установку на побуквенный анализ слова.

52

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение 15 согласных одного ряда. Игра «Что вокруг». Числовые и буквенные пирамиды». Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтовдетям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Развитие артикуляции. Развитие чёткого проговаривания слов. Развитие слухового внимания. Расширение поля зрения. Развивать технику чтения.

Апрель

I

53

Последовательный пересказ. «Сиротка»

Учит последовательно излагать свои мысли.

54

Последовательный пересказ. «Как медведь сам себя напугал» (Н.Сладков)

Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

II

55

Рассказ-описание. Игра «Четыре дорожки» (времена года)

Тренировать в связном описании времен года.

56

Рассказ-описание. Работа над рассказом «Альма».

Учить составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

III

57

Краткий пересказ. Работа над рассказом «Водолаз и акула».

Учить находить главную мысль рассказа; формировать умение кратко пересказывать текст.

58

Краткий пересказ . Работа над рассказом «Бабочки».

Учить понимать главное в рассказе и составлять условие задачи по данному тексту.

IV

59

Выборочный пересказ. Работа над рассказом «Храбрая девушка».

Учить придумывать конец рассказа, название. Учить пересказывать рассказ.

60

Выборочный пересказ. Работа над рассказом «Догадливые муравьи».

Учить придумывать конец рассказа, название. Учить пересказывать рассказ.

Май

I

61

Творческие пересказы.

Учить придумывать конец рассказа, название. Учить пересказывать рассказ.

62

Устные сочинения. «Осень в лесу».

Учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять рассказ по представлению «Осень в лесу». Развивать воображение, творческое мышление.

II

63

Тексты бывают разные. Письмо другу (сказочному герою)

Развивать речевое творчество.

64

Устные сочинения. Работа над рассказом «Заяц». Иллюстрация к рассказу.

Учить отвечать на вопросы полным предложением, придумывать название рассказа.

III этап (оценочный)

III

IV

65-68

Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся.

Выявить динамику в речевом развитии учащегося.

По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося.



Поурочный годовой план работы

с учащимися 6 класса


Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 2 раза в неделю по 20 минут.

Общее количество занятий: 68


Недели

Занятие

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие речевых и неречевых процессов

1

2

3

4

5

Сентябрь

I – II этапы (диагностико-подготовительные)

I



1

2


Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

II

3

4

III этап (коррекционный)

III


5

Употребление гласных после шипящих («жи — ши»)


Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление»

6

Употребление гласных после шипящих («ча — ща»,«чу — щу»)


Упражнения на осознанное восприятие.

IV

7

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

8

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «"Нелогичные " парные ассоциации слов»

Октябрь

I

9

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных


Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

10

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова


II

11

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...»

12

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова


III

13

Разделительный «ь»


Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован»


14

Слово и его лексическое значение

Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики»

IV

15

Однозначные и многозначные слова

В. Остен «Дорога»


16

Прямое и переносное значения слова


Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

Ноябрь

II

17

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Омонимы


18

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения

Омофоны

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование искусственных понятий» (по Л.С. Выготскому Л.С. Сахарову)

III

19

«Слова-приятели»

Синонимы. С. Маршак «Вьюга»


20

«Слова-приятели»

Синонимы.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

IV

21

«Слова-приятели»

Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета


22

«Слова-

неприятели»

Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

Декабрь

I

23

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания



24

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания


Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»

II

25

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания



26

Морфология


Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу

III

27

Имя существительное



28

Изменение существительных по падежам

Существительное как часть речи

Формирование умения планировать свои действия

IV

29

Изменение существительных по числам

Падежные окончания имен существительных


30

Три склонения имен существительных

Правописание слов в мужском и женском роде, оканчивающихся на шипящие

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

Январь

II

31

Повторение и закрепление темы «Имя существительное»



32

Глагол

Глагол как часть речи

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»

III

33

Времена глагола

Прошедшее, настоящее и будущее времена глагола


34

Изменения глагола по лицам и числам

Написание «не» с глаголами

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»

IV

35

Спряжения глаголов

Окончания глаголов


36


Закрепление темы «Глагол»


Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек»

Февраль

I

37

Имя прилагательное

Прилагательное как часть речи


38

Изменение имени прилагательного по родам и числам


Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»

II

39

Согласование прилагательных с существительными

Окончания прилагательных


40

Закрепление темы «Имя прилагательное»


Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число-контролер»

III

41

Местоимение

Местоимение, как часть речи



42

Изменение местоимений по лицам и числам


Развитие произвольности. Игра «Пуговица»

IV

43

Согласование местоимений с существительными и глаголами



44

Закрепление темы «Местоимения»


Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник»

Март

I


45

Служебные части речи



46

Предлог. Союз. Местоимение

Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами

Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки»

II

47

Предлог. Союз. Местоимение

Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами

Развитие произвольности. Игра «Ошибки художника»

48

Предлог. Союз. Местоимение

Презентация

Развитие произвольности. Игра «Заплатки»

III

49

Закрепление темы «Морфология»

Тест


50

Закрепление темы «Морфология»

Игровые задания.


IV

51

Чтение чистоговорок, скороговорок. Лото «Скороговорки».

Развивать речевой аппарат, фонематический слух.

Чтение чистоговорок, скороговорок. Лото «Скороговорки».

52

Система упражнений «Читаем вместе» тренажёр «Окошечко». Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым.

А.С.Барков «Барсучья кладовая»

Коррекция регрессий. Развивать тонкость движения глаз (это является подготовительным для последующих упражнений).

Система упражнений «Читаем вместе» тренажёр «Окошечко». Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым.

А.С.Барков «Барсучья кладовая»

Апрель

I

53

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение слов с пропущенными элементами. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. 

А.С.Барков «Весна-волшебница»

Коррекция антиципаций. Развивать способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

54

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение целых текстов по методике «Всё наоборот». Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

С.А.Баруздин «Пчелиная напасть»

Коррекция антиципаций. Акцентировать внимание ребёнка на конец слова как существенную его часть. Формировать навык побуквенного анализа.

II

55

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

С.А.Баруздин «Артист»

Формировать способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивать словесную память.

56

Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, выполнять движения глазами справа налево и читать текст.

Формировать в памяти ребенка целостные эталоны букв; развивать умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов 

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга. 

III

57

Система упражнений «Читаем вместе». Тонирование. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Развитие артикуляции. Развитие чёткого проговаривания слов. Развивать способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Формировать установку на побуквенный анализ слова.

58

Система упражнений «Читаем вместе». Чтение 15 согласных одного ряда. Игра «Что вокруг». Числовые и буквенные пирамиды». Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтовдетям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Развитие артикуляции. Развитие чёткого проговаривания слов. Развитие слухового внимания. Расширение поля зрения. Развивать технику чтения.

IV

59

Последовательный пересказ. «Сиротка»

Учит последовательно излагать свои мысли.

60

Последовательный пересказ. «Как медведь сам себя напугал» (Н.Сладков)

Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Май

I

61

Рассказ-описание. Работа над рассказом «Альма».

Учить составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.

62

Краткий пересказ . Работа над рассказом «Водолаз и акула».

Учить находить главную мысль рассказа; формировать умение кратко пересказывать текст.

II

63

Творческие пересказы.

Учить придумывать конец рассказа, название. Учить пересказывать рассказ.

64

Устные сочинения. «Осень в лесу».

Учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять рассказ по представлению «Осень в лесу». Развивать воображение, творческое мышление.

III

IV

65-68

Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся.

Выявить динамику в речевом развитии учащегося.

По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося.














































Поурочный годовой план работы

с учащимися 7 класса


Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 1 раз в неделю по 20 минут.

Общее количество занятий: 34


Недели

Занятие

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие речевых и неречевых процессов

1

2

3

4

5

Сентябрь

I – II этапы (диагностико-подготовительные)

I



1



Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

II

2


III этап (коррекционный)

III


3

Морфология. Повторение и закрепление темы

Именные части речи

Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки»

IV

4

Имя числительное

Числительное как часть речи


Октябрь

I

5

Изменение имени числительного по падежам

Согласование имени существительного с именем прилагательным

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»

II

6

Закрепление темы «Имя числительное»



III

7

Наречие

Наречие как часть речи

Развитие восприятия. Развитие дифференцированности восприятия

IV

8

Конечные гласные наречий (суффиксы)



Ноябрь

II

9

Закрепление темы «Наречия»


Развитие аналитичности восприятия

III

10

Служебные части речи (повторение)



IV

11

Предлог. Виды предлогов

Значение предлогов

Развитие конкретности восприятия

Декабрь

I

12

Предлог. Виды предлогов

Значение предлогов

Развитие конкретности восприятия

II

13

Союзы. Виды союзов



III

14

Закрепление темы «Служебные части речи»


Развитие прогностичности восприятия

IV

15

Закрепление темы «Морфология»



Январь

II

16

Проверочная работа


Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание

III

17

Состав слова

Словообразование


IV

18

Части слова. Морфемика


Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала

Февраль

I

19

Дифференциация корней «лаг—лож»

Корень слова


II

20

Дифференциация корней «кас—кос»

Корень слова

Развитие приемов деятельного запоминания

III

21

Дифференциация корней «гор—гар»

Корень слова


IV

22

Дифференциация корней «раст—рос»

Корень слова

Приемы для заучивания правил

Март

I


23

Дифференциация корней «бир—бер»

Корень слова


II

24

Однокоренные и родственные слова (повторение)


Приемы «усиления» орфограммы

III

25

Основа слова



IV

26

Окончание


Упражнения на

избирательность

запоминания

Апрель

I

27

Окончание имени существительного

Согласование существительных и прилагательных


II

28

Окончание имени прилагательного



III

29

Окончания глаголов

Спряжение глаголов

Координация объема зрительной и слуховой памяти

IV

30

Приставка

Лексическое значение приставки

Приставка

Май

I

31

Дифференциация приставок «по-», «под-», «у-», «от-», «за-», «к-»


Развитие двигательной памяти на физкультминутке

II

32

Дифференциация приставок «при-», «пре-», «пере-»



III

33

Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся.

Выявить динамику в речевом развитии учащегося.

По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося.

IV

34




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!