СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии для 8-9 класса (ФГОС ООО)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная программа конкретизирует содержание ФГОС ООО, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии для 8-9 класса (ФГОС ООО)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»






Утверждаю Рассмотрено Принято

Директор школы ________ М.В.Булгакова на заседании методического педагогическим советом

Приказ от ________ № ____ объединения учителей Протокол от_________

естественно-географического цикла № ___

Протокол от ____________

№ _____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

(8-9 класс, 3 ч. в неделю, всего 204 ч.)







Составитель:


Ерохина Е.Н. учитель химии

высшей квалификационной категории










Щигры - 2016 г.






Содержание



Стр.


  1. Пояснительная записка………………………………………………… 3

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»… 5

  3. Содержание учебного предмета «Химия»…………………………….. 10

  4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………………….. 17



























  1. Пояснительная записка


Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа курса химии разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

  • Программы курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных  министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»;

  • Школьного учебного плана;

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Цели программы:

  1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

  2. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

  4. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  6. Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.

  7. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.

  8. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи программы:

8класс

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;

2.Воспитывать общечеловеческую культуру;

3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

4. Формировать у лицеистов вдумчивого отноше­ния к своему физическому, психическому, социальному и духовному здоровью. 

9класс

1.Формировать систему химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2.Развать личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,

3.Формировать у обучаемых гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

4.Формировать умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

5. Понимать общественную потребность в развитии химии.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту второго поколения ФГОС. Требования направлены на реализацию системно - деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение будет вестись по учебникам О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс», которые составляет единую линию учебников, соответствует федеральному государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна. Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»


Выпускник научится:

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций.

Выпускник научится:

  • объяснять суть химических процессов;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

  • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;

  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ.

Выпускник научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

  • составлять формулы веществ по их названиям;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.

  • называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

  • определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;

  • составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


  1. Содержание учебного предмета «Химия»


8класс - 1 год обучения (102 часа)


Введение (8 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 1. Атомы химических элементов (1 4 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов (17 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Практическая работа № 4. Наблюдение за горящей свечой.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 5. Признаки химических реакций.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (32 часа)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6. Ионные реакции.

Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

Практическая работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.

Тема 6. Обобщение знаний за курс химии 8 класса (8 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.


9 класс - 2 год обучения (102 часа)


Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

(19 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора».

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Решение задач по уравнениям химических реакций. Решение задач на выход продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Получение и изучение ха­рактерных свойств основ­ного и кислотного оксидов, оснований и ки­слот на при­мерах MgO и СO2, Са(OH)2 и H2SO4. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1— 3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 1. Металлы (25 часов + 3 практические работы)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. 

Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов.

Тема 2. Неметаллы (36 часов + 3 практические работы)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов.  Простые вещества,  их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа№5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа№6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (16 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительного процесса.

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии. Выполнение теста за курс основной школы.

  1. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


8 класс

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Введение (8 часов)

1

Предмет химии. Вещества

Используют при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Называют химические элементы по их символам. Классифицируют вещества по составу на простые и сложные. Различают: тела и вещества; химический элемент и простое вещество. Описывают: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных). Объясняют сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений; Характеризуют: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека. Вычисляют относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях. Проводят наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, соблюдая правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

3

Практическая работа №1 «Приемы

обращения с лабораторным оборудованием»

4

Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.

5-6

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

7

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса


8

Задачи на вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

Тема 1. Атомы химических элементов (14 часов)

9

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов

Используют при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность», «металлическая связь». Описывают состав и строение атомов элементов с порядковыми номерами 1—20 в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Составляют схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, металлической). Объясняют закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома. Сравнивают свойства атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства). Давают характеристику химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям). Определяют тип химической связи по формуле вещества. Приводят примеры веществ с разными типами химической связи. Характеризуют механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи. Устанавливают причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи. Составляют формулы бинарных соединений по валентности. Находят валентность элементов по формуле бинарного соединения.

10

Изотопы

11

Строение электронных оболочек атомов

12

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов

13

Характеристика химического элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома

14

Ионы. Ионная химическая связь

15

Ковалентная связь

16

Металлическая химическая связь.

17

Урок – тренинг по теме «Виды химической связи»

18

Обобщение и систематизация знаний по темам «Введение», «Атомы химических элементов»

19

Контрольная работа №1 по темам «Введение», «Атомы химических элементов».

22

Анализ контрольной работы №1

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

23

Простые вещества - металлы

Используют при характеристике веществ понятия: «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения (модификации)». Описывают положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Классифицируют простые вещества на металлы и неметаллы, элементы. Определяют принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов — металлы и неметаллы. Доказывают относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Характеризуют общие физические свойства металлов и неметаллов. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах — металлах и неметаллах. Объясняют многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия. Описывают свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов). Соблюдают правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Используют при решении расчетных задач понятия: «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные условия». Вычисляют молярную массу, количество вещества, по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).Используют приобретенные знания для критической оценки информации о металлах и неметаллах, применяемых в быту.

24

Простые вещества - неметаллы

25

Количество вещества

26

Количество вещества

27

Молярный объем газов

28

Молярный объем газов

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

Тема 3. Соединения химических элементов (17 часов)

30

Степень окисления

Используют при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси». Классифицируют сложные неорганические вещества по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода; определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле. Описывают свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорида натрия, карбоната кальция, фосфата кальция). Определяют валентность и степень окисления элементов в веществах. Составляют формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей. составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей. Сравнивают валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу. Используют таблицу растворимости для определения растворимости веществ. Устанавливают генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки химических соединений. Характеризуют атомные, молекулярные, ионные металлические кристаллические решетки. Приводият примеры веществ с разными типами кристаллической решетки. Проводят наблюдения и опыты за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами, соблюдя правила техники безопасности. Исследуют среду раствора с помощью индикаторов, экспериментально различают кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами. Используют при решении расчетных задач понятия «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества». Проводят расчеты с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества».

31

Важнейшие классы бинарных соединений

32

Основания

33

Кислоты

34

Кислоты

35

Соли

36

Соли

37

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

38

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки

39

Чистые вещества и смеси.

40

Практическая работа №2 «Анализ почвы и воды»

41

Массовая доля компонентов и смеси

42

Массовая доля компонентов и смеси

43

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества»

44

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые веществ», «Соединения химических элементов»

45

Контрольная работа №2 по темам «Простые веществ», «Соединения химических элементов»

46

Анализ контрольной работы №2

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 часов)

47

Явления физические и химические. Химические реакции

Объясняют суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; называют признаки и условия протекания химических реакций. Используют при характеристике веществ понятия: «дистилляция», «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка(сублимация)», «отстаивание», «центрифугирование», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гидролиз». Уустанавливают причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей. Объясняют закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения. Составляют уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора. Используют таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей. Наблюдают и описывают признаки и условия течения химических реакций. Делают выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Проводят расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Используют приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

48

Явления физические и химические. Химические реакции

49

Химические уравнения

50

Химические уравнения

51

Практическая работа №4 «Наблюдение за горящей свечой»

52

Расчеты по химическим уравнениям

53

Расчеты по химическим уравнениям

54

Реакции разложения

55

Реакции соединения

56

Реакции замещения

57

Реакции обмена

58

Типы химических реакций на примере свойств воды.

59

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций»

60

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

61

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

62

Анализ контрольной работы №3

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции (32 часа)

63

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов

Используют при характеристике превращений веществ понятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Описывают растворение как физико-химический процесс. Иллюстрируют примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль). Характеризуют общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации; сущность электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций. Приводят примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ. Классифицируют химические реакции по «изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества». Составляют уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов. Определяют окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях. Устанавливают причинно-следственные связи: класс вещества — химические свойства вещества. Наблюдают и описывают реакции между электролитами с помощью естественного (русского) языка и языка химии. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

64

Электролитическая диссоциация

65

Электролитическая диссоциация

66

Основные положения ТЭД

67

Кислоты, основания, соли в свете ТЭД

68

Ионные уравнения реакций

69

Ионные уравнения реакций

70

Практическая работа №6 «Ионные уравнения»

71

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

72

Кислоты, их классификация и свойства

73

Кислоты, их классификация и свойства

74

Урок – тренинг по теме «Кислоты»

75

Основания, их классификация и свойства

76

Основания, их классификация и свойства

77

Урок – тренинг по теме «Основания»

78

Оксиды, их классификация и свойства

79

Оксиды, их классификация и свойства

80

Урок – тренинг по теме «Оксиды»

81

Соли, их свойства

82

Соли, их свойства

83

Урок – тренинг по теме «Соли»

84

Генетическая связь между классами неорганических соединений

85

Генетическая связь между классами неорганических соединений

86

Практическая работа №8 «Свойства кислот оснований, оксидов и солей»

87

Окислительно-восстановительные реакции

88

Окислительно-восстановительные реакции

89

Свойства простых веществ, кислот и солей в свете ОВР

90

Урок – тренинг по теме «ОВР»

91

Практическая работа №9 « Решение экспериментальных задач»

92

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции»

93

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции»

94

Анализ контрольной работы №4

Тема 6. Обобщение знаний за курс химии 8 класса (8 часов)

95

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Называют химические элементы по их символам; объясняют физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; прослеживают закономерности изменения свойств элементов, простых и сложных веществ в пределах малых периодов главных подгрупп, раскрывают смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

описывают и характеризуют табличную форму периодической системы

химических элементов; характеризуют

состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция.

Характеризуют связь между составом, строением и свойствами ве­ществ; определяют типы химической связи в соединениях.

Определяют типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; составляют уравнения химических реакций.

сравнивают по составу оксиды, основания, кислоты, соли; классифицируют оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; называют соединения изученных классов; объясняют сущность реакций ионного обмена; характеризуют химические свойства

простых веществ и основных классов

неорганических соединений; определяют состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений; составляют формулы неорганических соединений изученных классов.

Решают задачи по уравнениям химических реакций.

96

Строение ве­ществ

97

Классификация химических ре­акций

98

Классификация веществ

99

Решение задач по уравнениям химических реакций

100

Обобщение и систематизация знаний за курс химии 8 класса

101

Итоговая контрольная ра­бота за курс химии 8 класса (промежуточная аттестация)

102

Анализ итоговой кон­трольной ра­боты


9 класс


п/п

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

(19 часов)

1

Характеристика элемента - металла по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева

Используют при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор». Характеризуют химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)); общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов. Приводят примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов. Дают характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора. Объясняют и приводят примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций. Наблюдают и описывают уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ). Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

2

Характеристика элемента - неметалла по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева

3-4

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления

5

Переходные элементы. Амфотерность

6

Генетический ряд переходного элемента

7-8

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

9

Химическая организация природы

10

Химические реакции

11

Окислительно-восстановительные реакции

12

Скорости химической реакции

13

Катализаторы и катализ

14

Задачи по уравнениям химических реакций

15-16

Задачи на выход продукта реакции от теоретически возможного

17

Обобщение и систематизация знаний по теме «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»

18

Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

19

Анализ контрольной работы №1

Тема 1. Металлы (25 часов + 3 практические работы)

20-21

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

Используют при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы». Дают характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида). Называют соединения металлов и составляют их формулы по названию. Характеризуют строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов. Объясняют зависимость свойств (или предсказывают свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов,окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Описывают общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составляют молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления - восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами. Описывают химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений. Выполняют, наблюдают и описывают химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид – ионов. Экспериментально исследуют свойства металлов и их соединений, решают экспериментальные задачи по теме «Металлы». Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдают за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними; делают выводы по результатам проведенного эксперимента. Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

22

Сплавы

23-24

Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.

25

Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов.

26

Коррозия металлов и способы борьбы с ней

27

Решение задач и упражнений по теме «Общие свойства металлов»

28

Щелочные металлы

29

Соединения щелочных металлов

30

Щелочноземельные металлы

31

Соединения щелочноземельных металлов

32

Соединения кальция

33

Решение задач и упражнений по темам: «Щелочные металлы и их соединения», «Щелочноземельные металлы и их соединения»

34

Алюминий – переходный элемент

35-36

Соединения алюминия

37

Железо

38

Соединения железа

39

Генетические ряды Fe2+ и Fe 3+

40

Решение задач и упражнений по темам: «Алюминий и его соединения», «Железо и его соединения»

41

Решение задач на выход продукта реакции от теоретически возможного

42

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

43

Контрольная ра­бота №2 по теме «Металлы»

44

Анализ кон­трольной ра­боты №2

45

Практическая работа №1« Осуществление цепочки химических превращений»

46

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

47

Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов»

Тема 2. Неметаллы (36 часов + 3 практические работы)

48

Общая характе­ристика неме­таллов

Используют при характеристике неметаллов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды». Дают характеристику химических элементов - неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса), строению атомов (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простому веществу, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения). Называют соединения неметаллов и составляют их формулы по названию. Характеризуют строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов. Объясняют зависимость свойств (или предсказывают свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Описывают общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составляют молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов. Устанавливают причинно - следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами. Описывают химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений, способы устранения жесткости воды и выполняют соответствующий им химический эксперимент. Выполняют, наблюдают и описывают химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов. Экспериментально исследуют свойства неметаллов и их соединений. Решают экспериментальные задачи по теме «Неметаллы». Описывают химический эксперимент, проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

49

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения

50-51

Задачи на вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

52

Водород, его физи­ческие и хими­ческие свойства

53

Вода

54

Вода в жизни человека

55

Общая характе­ристика галоге­нов

56

Соединения га­логенов

57

Решение задач и упражнений по темам «Водород», «Галогены»

58

Кислород, его физи­ческие и хими­ческие свойства

59

Сера, ее физические и химические свойства

60

Соединения серы

61-62

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты

63

Решение задач и упражнений по теме «Подгруппа кислорода»

64

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства

65

Аммиак

66

Соли аммония

67

Оксиды азота

68

Азотная кислота как электролит, её применение

69

Азотная кислота как окислитель, её получение

70

Соли азотной кислоты

71

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства

72

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли

73

Решение задач и упражнений по теме «Подгруппа азота»

74

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства

75

Оксиды угле­рода

76

Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения

77

Кремний

78

Соединения кремния

79

Силикатная промышленность

80

Решение задач и упражнений по теме «Подгруппа углерода»

81

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

82

Контрольная работа №3 по теме

«Неметаллы»

83

Анализ кон­трольной ра­боты №3

84

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»

85

Практическая работа №5 «Эксперимен­тальные задачи по теме «Под­группы азота и углерода»»

86

Практическая работа №6 «По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов»

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (16 часов)

87

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Классифицируют химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы);

раскрывают смысл периодического закона Д.И. Менделеева; характеризуют состав атомных ядер

и распределение числа электронов по электронным

слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; различают виды химической связи: ионную, ковалентную полярную и неполярную, металлическую; изображают электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; выявляют зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; характеризуют химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Устанавливают принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу

исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые). Называют факторы, влияющие на скорость химических реакций. Составляют уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные

и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Прогнозируют продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определяют исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; составляют уравнения реакций,

соответствующих последовательности («цепочке»)

превращений неорганических веществ различных классов.Определяют принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли. Составляют формулы веществ по их названиям;

определяют валентность и степень окисления элементов в веществах; составляют формулы

неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей. Объясняют закономерности изменения физических и

химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных

элементами второго и третьего периодов. Называют общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных,

амфотерных. Называют общие химические

свойства, характерные для каждого из классов

неорганических веществ: кислот, оснований, солей.

Приводят примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей. Определяют вещество- окислитель и вещество-восстановитель в окислительно- восстановительных реакциях;

составляют окислительно- восстановительный баланс (для изученных реакций) по

предложенным схемам реакций. Проводят расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

88

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ

89

Классификация химических реакций

90

Окислительно-восстановительные реакции

91

Скорость химических реакций

92

Классификация неорганических веществ

93

Свойства неорганических веществ

94

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

95

Задачи на вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

96

Задачи по уравнениям химических реакций

97

Задачи на выход продукта реакции от теоретически возможного, избыток (недостаток) реагента

98-99

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

100

Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы

101

Итоговая контрольная ра­бота за курс основной школы (промежуточная аттестация)

102

Анализ итоговой кон­трольной ра­боты














22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!