Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34часа , для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (25 ч.), рефлексивная часть курса (7 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. Система подготовки к ОГЭ по географии состоит из взаимосвязанных направлений: работа с группой потенциальных высокобальников, работа с учащимися «группы риска», взаимодействия с родителями, помощь педагога-психолога. Потенциальных высокобальников сдающих данный предмет нет, к основной группе относятся семь учеников, восемь учеников относятся к «группе риска» .
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля |
лекции | самост. | практ. |
ВЕДЕНИЕ 2 ч. |
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 1 | 0,5 | | 0,5 | беседа |
2 | Особенности экзаменационной работы по географии | 1 | | | 1 | работа с картами, тестирование |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. |
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. |
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | | 1 | | | |
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Дом. работа | | |
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
3.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | | | 1 | |
4 | Природа Земли и человек | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | | | |
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Дом. работа | | |
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 3 | |
4.4 | Анализ трудных заданий. | | | | 1 | |
5 | Население России | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
5.1 | Население России | 1 | 1 | | | |
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | работа дома | | |
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
5.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
6 | Природа России | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
6.1 | Природа России | 1 | 1 | | | |
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
6.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
7 | Природопользование и экология | 2 | | | | Тестирование, работа с картами атласа |
7.1 | Природопользование и экология | 1 | 1 | | | |
7.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
7.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | | | 1 | |
7.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
8. | Страноведение | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. |
8.1 | Страноведение | 1 | 1 | | | |
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | | | 1 | |
8.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
9 | География России | 6 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
9.1 | География России. | 1 | 1 | | | |
9.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | | работа дома | 1 | |
9.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
9.4 | Анализ трудных заданий | 2 | | | 2 | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. |
10. | Решение вариантов ЕГЭ | 3 | | | 3 | Компьютерное тестирование. |
11. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | | | 1 | |
Резервное время | 1 | | | | |
Итого | 35 | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (25 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3, Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (7ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Литература.
1.Федеральный институт педагогических измерений. ГИА. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
2.Учебно –методическое пособие. География 9-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9, Легион,2018
3.Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России, «ВАКО»,Москва 2015
4.Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В. «География: Полный справочник для
подготовки к ЕГЭ» М. АСТ: Астрель 2010;
5.Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В., Аксакалова Г.П., Амбарцумова Э.М.
«География: Поурочное планирование» М. «Экзамен» 2015;
6. .Полякова М.О. «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»;
7.Мультимедийная программа: География 6-10 класс