Пояснительная записка.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 35 часов (34 по программе и 1 час – резервное время), для профильной подготовки учащихся 11 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. Система подготовки к ЕГЭ по географии состоит из взаимосвязанных направлений: работа с группой потенциальных высокобальников, работа с учащимися «группы риска», взаимодействия с родителями, помощь педагога-психолога, однако данный предмет будут сдавать три ученика, которые относятся к основной группе учащихся.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля |
лекции | самост. | практ. |
ВЕДЕНИЕ 2 ч. |
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 1 | 0,5 | | 0,5 | беседа |
2 | Особенности экзаменационной работы по географии | 1 | | | 1 | работа с картами, тестирование |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. |
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. |
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | | 1 | | | |
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Дом. работа | | |
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
3.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | | | 1 | |
4 | Природа Земли и человек | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | | | |
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Дом. работа | | |
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 3 | |
4.4 | Анализ трудных заданий. | | | | 1 | |
5 | Население мира | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
5.1 | Население мира | 1 | 1 | | | |
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | работа дома | | |
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
5.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
6 | Мировое хозяйство | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
6.1 | Мировое хозяйство | 1 | 1 | | | |
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
6.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
7 | Природопользование и экология | 2 | | | | Тестирование, работа с картами атласа |
7.1 | Природопользование и экология | 1 | 1 | | | |
7.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
7.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | | | 1 | |
7.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
8. | Страноведение | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. |
8.1 | Страноведение | 1 | 1 | | | |
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | | |
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. | 1 | | | 1 | |
8.4 | Анализ трудных заданий | 1 | | | 1 | |
9 | География России | 6 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
9.1 | География России. | 1 | 1 | | | |
9.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | | работа дома | 1 | |
9.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
9.4 | Анализ трудных заданий | 2 | | | 2 | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. |
10. | Решение вариантов ЕГЭ | 3 | | | 3 | Компьютерное тестирование. |
11. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | | | 1 | |
Резервное время | 1 | | | | |
Итого | 35 | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (27 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
Литература.
1.Аксакалова Г.П., Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В. и др., Единый государственный
экзамен 2014: Контрольные измерительные материалы: География/ М-во
образования РФ, М. Просвещение, 2017;
2.Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В. «География: Полный справочник для
подготовки к ЕГЭ» М. АСТ: Астрель 2010;
3.Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В., Аксакалова Г.П., Амбарцумова Э.М.
«География: Поурочное планирование» М. «Экзамен» 2015;
4.Полякова М.О. ЕГЭ. География. Пособие для подготовки к ЕГЭ. М. «Экзамен» 2017;
5.Петрова Н.Н. Интенсивная подготовка ЕГЭ « Репетитор» 2017. Москва ЭКСМО 2017;
6.Полякова М.О. «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»;
7.Соловьева Ю.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ
2014. География ФИПИ. М. АСТ Астрель 2019;
8.ФИПИ Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2019;
9.ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки
учащихся. М «Интеллект – Центр» 2019;
10.Эртель А.Б. География. Подготовка к ЕГЭ-2018. ИЗД. «Легион» Ростов-на-Дону 2018.