СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 9 класс»


Муниципальное образовательное учреждение

Рязанцевская СШ

Рассмотрена на заседании МО учителей Утверждена

_______________________ приказом директора

___________________

протокол № от « » __________2020 г

от « »____________2020 г

Руководитель МО учителей

__________________________

(подпись и расшифровка)

Рабочая программа по географии для

9 класса

( базовый уровень)





Составила: учитель географии

первой категории

Кожемякина М.Г.









2020 г







2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48); 2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.)

3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03

«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

4.Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Рязанцевская СШ (Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.)

6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета « Географии» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 уч.г.

7. Базисный учебный план муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Рязанцевская СШ

В основу программы положена авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География. 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина - М.: Дрофа,2013.

Данная программа ориентирована на УМК «География. Хозяйство. Географические районы. 2 часть 9 класс, с учетом положения о работе учителя над рабочей программой в МОУ Рязанцевская СШ

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Цель курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические, региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 8 классе. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Рабочая программа составлена на 68 часов в год, из расчёта 2-х часов в неделю. Программа курса даёт возможность повысить познавательный и самостоятельный уровень образования обучающихся, научить работе в группах, привитие взаимоуважения и ответственности за выполняемую работу. Основными формами обучения, отличающиеся от урочной системы обучения, являются практические работы, групповые работа, взаимоконтроль, конкурсы и игры, поисковые и научные исследования. Будет продолжена проектная работа, что будет способствовать развитию географических знаний, умений, опыта творческой-деятельности на уроках географии. Отслеживание результатов изучения курса планируется проведением 2 проверочных работ по разделам курса.


3. Содержание учебного курса.

Хозяйство России (продолжение) (24 ч)

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса

ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ- ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ (14 ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.

Нефтяная промышленность. Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.

Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.

Угольная промышленность. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.

Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.

Металлургия. География черной металлургии. Что такое металлургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства черных металлов. Как черная металлургия влияет на окружающую среду.

География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районы производства цветных металлов. Как цветная металлургия

влияет на окружающую среду.

Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей.

География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.

Лесная промышленность. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.

Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.

Пищевая и легкая промышленность. Чем пищевая и легкая промышленность отличаются от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и легкой промышленности. Где находятся основные районы пищевой и легкой промышленности. Как пищевая и легкая промышленность влияют на окружающую среду.

Практические работы. 1. Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ-СФЕРА УСЛУГ (7 ч)

Состав и значение сферы услуг. Что такое услуги, и какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.

Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспорта в транспортной системе.

Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущий в России. Почему автомобильный транспорт недостаточно развит в России. Как железнодорожный и автомобильный транспорт влияют на окружающую среду.

Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

Каковы особенности авиационного транспорта России. Какова роль трубопроводного транспорта в транспортной системе. Как авиационный и трубопроводный транспорт влияют на окружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.

Наука. Какова роль науки и образования в современном обществе. Какова география российской науки. Что такое наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильем. Как жилой фонд размещен по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.

Обобщение знаний (1ч)

География крупных регионов России (42 ч)

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (1 ч)

Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН) (28 ч)

Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.

Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгоды приморского положения района. Как влияют на развитие района особенности соседского положения.

Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.

Северо-Западный район. Географическое положение.

Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.

Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.

Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль -ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.

Центральная Россия. Географическое положение. Каков состав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.

Природа Центральной России. Как различаются природные условия в Центральной России. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Центральной России. Сколько людей живет в Центральной России. Как размещается городское и сельское население района. Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялся район.

Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.

Сектора и хозяйство Ярославской области

Европейский Юг. Географическое положение. Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природное богатство района.

Крым. Географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы).

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.

Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль- главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг — главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Поволжье. Географическое положение. В чем главные особенности физико-географического положения района. В чем главные особенности

экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения района.

Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы. Поволжья — наиболее ценные. Какие . природные явления характерны для Поволжья.

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.

Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.

Урал. Географическое положение. Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.

Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.

Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.

Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности — ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН) (13 ч)

Азиатская Россия. Географическое положение. Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.

Западная Сибирь. Географическое положение. Как географическое положение влияет на ее природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.

Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваивалась Западная Сибирь.

Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленности главные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение. Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.

Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа

Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Хозяйство Восточной Сибири. Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологические проблемы.

Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие Дальнего Востока.

Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Востока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.

Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли - ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.

Обобщение знаний (1ч)

Россия в современном мире-2часа.

Россия в современном мире. Россия в мировом хозяйстве. Россия и страны СНГ.




4. Тематическое планирование

Перечень разделов, тем курса

Количество часов по каждой теме

Примечание

общее

теоретические занятия

практические занятия

контрольные мероприятия

I. Хозяйство России (продолжение)

24

24

6

1

Контрольная работа №1


II. География крупных регионов России


42

42

10

1

Контрольная работа №2


III. Россия в современном мире.

2

2

1

-


Итого:

68

68

17

2









5. Поурочное планирование


№ урока

Содержание изученного материала

(что пройдено на уроке)

Обязательный минимум содержания

Дата

Планируемый результат







I четверть







I. Хозяйство России






1.

Введение. Понятие хозяйство России. Его состав и структура. Условия и факторы размещения хозяйства.


04.09.20


Знакомство со структурой учебника и особен­ностями используемых компонентов УМК. Повторение и обобщение знаний, получен­ных в 8 классе


2.

Первичный сектор хозяйства: отрасли и особенности.


07.09.20




3.

Вторичный сектор. Отрасли. Роль вторичного сектора в экономики России. ТЭК: состав, место и значение в хозяйстве.

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Перспективы развития.

11.09.20


Анализ схемы «Состав топливно-энергетического комплекса». Определение по статисти­ческим данным основных тенденций измене­ния топливно-энергетического баланса России


4.

Топливная промышленность: нефтяная промышленность

П.р.№1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным

Нефтяная промышленность. Перспективы развития.

14.09.20


Обозначение на контурной карте основных районов добычи нефти, крупнейших нефтепроводов. Сопоставление карты размещения предприятий нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулирова­ние выводов.


5.

Газовая промышленность

Газовая промышленность. Перспективы развития.

18.09.20


Обозначение на контурной карте основных районов добычи газа, крупнейших газопроводов. Сопоставление карты размещения предприятий газовой промышленности с картой плотности населения, формулирова­ние выводов Установление экономических следствий кон­центрации запасов газа на востоке страны, а основных потребителей — на западе. Вы­сказывание мнения о воздействии газовой промышленности и других отраслей ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране.


6.

Угольная промышленность.

П.р №2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

Угольная промышленность. Перспективы развития.

21.09.20


Сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на осно­ве статистических материалов и карт. Со­ставление по картам и статистическим мате­риалам характеристики одного из угольных бассейнов. Обозначение на контурной карте основных угольных.


7.

Электроэнергетика.

Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.

25.09.20


Составление (анализ) таблицы «Различия ти­пов электростанций по особенностям эксплу­атации, строительства, воздействию на окру­жающую среду, стоимости электроэнергии». Выявление причинно-следственных связей в размещении гидроэнергетических ресур­сов и географии ГЭС. Высказывание мнения о существовании или отсутствии зависимос­ти величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Доказательство необходимости экономии электроэнергии. Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций разных типов



8.

Металлургия. География черной металлургии.

П. р № 3. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из металлургических баз России

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

28.09.20


Сопоставление по картам географии место­рождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулирование главных фак­торов размещения предприятий черной ме­таллургии. Подбор примеров (с использова­нием карт атласа) различных вариантов раз­мещения предприятий черной металлургии. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов. Высказывание мнения о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала





































































9.

География цветной металлургии.

П. р. № 4. Опреде­ление по картам главных фак­торов размещения металлурги­ческих предприятий по произ­водству меди и алюминия

Цветная металлургия. Особенности размещения.

02.10.20


Поиск информации (в Интернете, других ис­точниках) об использовании цветных метал­лов в хозяйстве и причинах возрастания по­требности в них. Сопоставление по картам географии месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявление главной законо­мерности в размещении предприятий цвет­ной металлургии тяжелых металлов. Сопоставление карт атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», установление главных факторов размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства


ВПР


05.10.20



10.

Химическая промышленность, особенности важнейших отраслей.

Химическая промышленность. Состав отрасли. Перспективы развития.

09.10.20


Анализ схемы «Состав химической промыш­ленности России», выявление роли важней­ших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Подбор примеров (из контекста реальной жизни) изделий химической про­мышленности и соотнесение их с той или иной отраслью

11.

География химической промышленности.

П. р № 5 Харак­теристика по картам и статис­тическим материалам одной из баз химической промышлен­ности

Особенности размещения.

12.10.20


Определение по картам атласа основных районов химической промышленности, раз­вивающихся на собственном и ввозимом сырье. Подбор примеров негативного влия­ния на природу и здоровье человека химиче­ских производств и их разъяснение

12.

Лесная промышленность. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность.

16.10.20



13.

Машиностроение.


Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями.

19.10.20


Аргументирование конкретными примера­ми решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны.

14.

География размещения отраслей машиностроения.

П.р № 6. Опреде­ление по картам главных райо­нов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.

23.10.20


Выявле­ние по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения; районов, производящих наи­большую часть машиностроительной про­дукции; районов с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. Обо­значение на контурной карте крупнейших центров машиностроения России

15.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность.

26.10.20


Установление доли пищевой про­мышленности в общем объеме промышлен­ной продукции. Высказывание мнения о причинах недостаточной обеспеченности на­селения отечественной продукцией пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой промышленности.

16.

Легкая промышленность

Легкая промышленность.

30.10.20


Установление доли легкой про­мышленности в общем объеме промышлен­ной продукции. Высказывание мнения о причинах недостаточной обеспеченности на­селения отечественной продукцией легкой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития легкой промышленности.


II четверть





17.

Третичный сектор экономики. Отрасли, производящие разнообразные услуги. Состав. Значение сектора.

Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире.

Типы телекоммуникационных сетей.



Анализ схемы «Состав третичного сектора экономики» и выявление роли его важ­нейших отраслей в хозяйстве. Подбор приме­ров (из контекста реальной жизни) услуг раз­личного характера и видов

\





18.

Транспорт Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.



Сравнение видов транспорта по ряду показа­телей (скорости, себестоимости, грузооборо­ту, пассажирообороту, зависимости от погод­ных условий, степени воздействий на окру­жающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявление преиму­щества и недостатков каждого вида транс­порта Анализ достоинств и недостатков железнодо­рожного транспорта. Установление по кар­там причин ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определение по статис­тическим данным доли железнодорожного транспорта в транспортной работе страны. Анализ достоинств и недостатков автомо­бильного транспорта. Определение по статис­тическим данным доли автомобильного транспорта в транспортной работе страны

19.

Водный транспорт.




Анализ достоинств и недостатков морского и внутреннего водного транспорта. Установ­ление по картам роли отдельных морских бассейнов в работе морского транспорта. Оп­ределение по статистическим данным доли морского и внутреннего водного транспорта в транспортной работе страны. Обозначение на контурной карте крупнейших портов разных морских бассейнов

20.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь




Определение по материалам учебника досто­инств и недостатков авиационного транспор­та. Определение по статистическим данным доли авиационного транспорта в транспорт­ной работе страны. Определение по материа­лам учебника достоинств и недостатков тру­бопроводного транспорта. Определение по статистическим данным доли трубопровод­ного транспорта в транспортной работе стра­ны. Определение по схеме видов связи, досто­инств и недостатков каждого из них. Сравне­ние по статистическим данным уровня развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализ территориальных различий в уровне телефонизации районов России

21.

Наука.




Определение по статистическим данным до­ли России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, доли затрат стран на научные исследования. Анализ по картам географии наукоградов. Установление по картам и статистическим данным районов России, лидирующих в науке

22.

Жилищное и рекреационное хозяйство.

Рекреационное хозяйство.



Определение территориальных разли­чий в обеспеченности жильем районов России. Анализ статистических данных по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других стра­нах мира. Анализ карт для определения географических различий в уровне жизни населения. Определение территориальных различий в уровне развития рекреацион­ного хозяйства районов России. Анализ статистических данных по уровню разви­тия отдельных элементов рекреационного хозяйства в России и других странах мира

23.

Вторичный и третичный сектор в Ярославской области. Особенности размещения современного хозяйства области. Проблемы и перспективы развития.


27.11.19



24.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»




К.р.№1. «Хозяйство России»


II. География крупных регионов России





25.

Зачем райониро­вать территорию страны

Территориальное (географическое) разделение труда.




Анализ схемы «Районирование». Подбор примеров районов различного уровня

26.

Европейская Россия.

Общая характеристика региона.




Выявление на основе анализа карт особен­ностей географического положения макро­региона, специфики территориальной струк­туры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

27.

Европейский Север.

Географическое положение.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП.



Оценивание положительных и отрицатель­ных сторон географического положения Ев­ропейского Севера. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявле­ние и анализ условий для развития хозяйства





28.

Природа Европейского Севера.

Природно-ресурсный потенциал.



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт для установления природных различий запад­ной и восточной частей Европейского Севера. Установление на основе анализа карт при­чинно-следственных связей: между особен­ностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов; между особенностя­ми строения земной коры и рельефом; между климатом и обеспеченностью водными ресур­сами; между климатом и природной зональ­ностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе района


29.

Население и хозяйственное освоение Евро­пейского Севера.

Население.



Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


30.

Хозяйство Евро­пейского Севера.

П.р № 7. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт и со­циально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных свя­зей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства. Определение района и его под­районов по краткому описанию (характе­ристике) характерных черт. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий.

.


31.

Северо-Западный район. Географическое положение.

Северо-Западный район: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Севе­ро-Западного района. Установление характе­ра воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выяв­ление и анализ условий для развития хозяй­ства


32.

Природа Северо-Запада.

Природно-ресурсный потенциал.



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт для установления природных различий запад­ной и восточной частей Европейского Севера. Установление причинно-следственных свя­зей на основе анализа карт: между особен­ностями строения земной коры и составом ресурсами. Поиск информации (в Ин­тернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и при­родно-ресурсной базе района



33.

Население.

Население, древние города района



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Севе­ро-Западного района. Установление характе­ра воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выяв­ление и анализ условий для развития хозяй­ства


34.

Хозяйство.

Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства. Определение района и его под­районов по краткому описанию (характе­ристике) характерных черт


35.

Калининградская область. Общая характеристика.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Знать особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.



36.

Центральная Россия. Географическое положение

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Центральной России. Установление характе­ра воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выяв­ление и анализ условий для развития хозяй­ства


37.

Природа Центральной России.

Природно-ресурсный потенциал.



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт для установления природных различий север­ной, южной и восточной частей Центральной России. Установление причинно-следствен­ных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и со­ставом минеральных ресурсов; между осо­бенностями строения земной коры и релье­фом; между климатом и обеспеченностью водными ресурсами; между климатом и при­родной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами


38.

Население Центральной России

Особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы.



Сопоставительный анализ тематических и физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт


39.

Хозяйство Центральной России.

П.р № 8. Со­ставление картосхемы размеще­ния народных промыслов Цент­ральной России.

П.р № 9. Объясне­ние взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных свя­зей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства. Определение района и его под­районов по краткому описанию (характе­ристике) характерных черт природы, насе­ления и хозяйства. Определение черт сходст­ва и различия в особенностях природы, насе­ления, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение задач


40.

Хозяйство Ярославской области. Место и значение хозяйства области в Центральной России.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.








Знать географию важнейших отраслей хозяйства своей местности.





41.

Европейский Юг. Географическое положение

Северный Кавказ: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Европей­ского Юга. Установление характера воздей­ствия географического положения на приро­ду, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства


42.

Природа Европейского Юга.

Природно-ресурсный потенциал




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт для установления природных различий север­ной, южной и восточной частей Европейско­го Юга. Установление причинно-следствен­ных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и со­ставом минеральных ресурсов; между осо­бенностями строения земной коры и релье­фом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами; между климатом и при­родной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Подготовка со­общения (презентации) о природе и природ­но-ресурсной базе Европейского Юга


43.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Население



Сопоставительный анализ тематических и физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на ос­нове анализа разных источников инфор­мации, в том числе карт. Решение задач. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


44.

Хозяйство Европейского Юга.

Характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных свя­зей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Ана­лиз схем и статистических материалов, отра­жающих качественные и количественные па­раметры хозяйства и его структуру, форму­лирование выводов. Составление описаний, характеристик, таблиц, диаграмм, графи­ков, отражающих особенности хозяйства. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) харак­терных черт природы, населения и хозяйст­ва. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодейст­вия природы и человека на примере отдель­ных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами


45.

Крым. Общая характеристика.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.




Знать особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.



46.

Поволжье. Географическое положение

Поволжье: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения По­волжья. Установление характера воздейст­вия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и ана­лиз условий для развития хозяйства


47.

Природа Поволжья.

Природно-ресурсный потенциал.



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт для установления природных различий запад­ной и восточной частей Поволжья. Установ­ление причинно-следственных связей на ос­нове анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минераль­ных ресурсов; между особенностями стро­ения земной коры и рельефом; между клима­том и обеспеченностью водными ресурсами; между климатом и природной зонально­стью; между особенностями природной зо­нальности и обеспеченностью биологически­ми ресурсами. Поиск информации (в Интер­нете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и при- родно-ресурсной базе Поволжья


48.

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

П.р. № 10. Изу­чение влияния истории заселе­ния и развития территории на сложный этнический и религи­озный состав

Население



Сопоставительный анализ тематических и физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


49.

Хозяйство Поволжья.

П.р № 11. Эко­логические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных свя­зей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Ана­лиз схем и статистических материалов, отра­жающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, фор­мулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характерис­тик, отражающих особенности хозяйства. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйст­ва. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодейст­вия природы и человека на примере отдель­ных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами



50.

Урал. Географическое положение

Уральский район: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Урала.

У становление характера воздействия геогра­фического положения на природу, жизнь лю­дей и хозяйство. Выявление и анализ усло­вий для развития хозяйства


51.

Природа Урала

Природно-ресурсный потенциал



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт и установление изменения природных усло­вий Уральского района по направлениям с севера на юг, с запада на восток, от подножий гор к их вершинам. Установление на основе анализа карт причинно-следственных свя­зей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов; между особенностями строения земной коры и рельефом; между климатом и обеспеченно­стью водными ресурсами; между климатом и природной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Урала






52.



Население и хозяйственное освоение Урала

Этапы освоения, население



Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


53.

Хозяйство Урала.

П.р. №12. Оцен­ка экологической ситуации в разных частях Урала и путей решения экологических проб­лем


Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и раз­мещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таб­лиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хо­зяйства. Определение района и его подрайо­нов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хо­зяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяй­ства отдельных территорий. Анализ взаимо­действия природы и человека на примере от­дельных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами



54.

Азиатская Россия. Общая характеристика региона.




Выявление на основе анализа карт особен­ностей географического положения макро­региона, специфики территориальной струк­туры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения


55.

Западная Сибирь. Географическое положение

Западная Сибирь: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Западной Сибири.

Установление характера воздействия геогра­фического положения на природу, жизнь лю­дей и хозяйство. Выявление и анализ усло­вий для развития хозяйства


56.

Природа Западной Сибири.

П.р № 13. Изу­чение и оценка природных ус­ловий Западной Сибири для жизни и быта человека

Природно-ресурсный потенциал



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт и установление изменения природных усло­вий района по направлениям с севера на юг, с запада на восток. Установление на основе анализа карт причинно-следственных свя­зей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов; между особенностями строения земной коры и рельефом; между климатом и обеспеченно­стью водными ресурсами; между климатом и природной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Западной Сибири


57.

Население и хозяйственное освоение территории.

Этапы и проблемы освоения.



Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


58.

Хозяйство Западной Сибири.

П.р № 14. Разра­ботка по карте туристического маршрута с целью показа наи­более интересных природных и хозяйственных объектов ре­гиона

Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и раз­мещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таб­лиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хо­зяйства. Определение района и его подрайо­нов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хо­зяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяй­ства отдельных территорий. Анализ взаимо­действия природы и человека на примере от­дельных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами



59.

Восточная Сибирь. Географическое положение.

П.р № 15. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири

Восточная Сибирь: особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Восточной Сибири.

Установление характера воздействия геогра­фического положения на природу, жизнь лю­дей и хозяйство. Выявление и анализ усло­вий для развития хозяйства


60.

Природа Восточной Сибири

П.р №16. Оцен­ка особенностей природы реги­она с позиций условий жизни человека в сельской местности и в городе.


Природно-ресурсный потенциал



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт и установление изменения природных усло­вий района по направлениям с севера на юг, с запада на восток. Установление на основе анализа карт причинно-следственных свя­зей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов; между особенностями строения земной коры и рельефом; между климатом и обеспеченно­стью водными ресурсами; между климатом и природной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Восточной Сибири


61.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

Этапы и проблемы освоения.



Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района


62.

Хозяйство Восточной Сибири.

Характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации




Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и раз­мещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таб­лиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хо­зяйства. Определение района и его подрайо­нов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хо­зяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяй­ства отдельных территорий. Анализ взаимо­действия природы и человека на примере от­дельных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами



63.

Дальний Восток: состав, географическое положение

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП.



Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Дальнего Востока.

Установление характера воздействия геогра­фического положения на природу, жизнь лю­дей и хозяйство. Выявление и анализ усло­вий для развития хозяйства


64.

Природа

Природно-ресурсный потенциал



Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических карт и установление изменения природных усло­вий района по направлениям с севера на юг, с запада на восток. Установление на основе анализа карт причинно-следственных свя­зей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов; между особенностями строения земной коры и рельефом; между климатом и обеспеченно­стью водными ресурсами; между климатом и природной зональностью; между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Урала


65.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство района.

Население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

П.р. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.




Сопоставительный анализ тематических физико-географических карт и карт населе­ния, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения насе­ления, городов и хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на осно­ве анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение задач. Поиск ин­формации (в Интернете и других источни­ках) и подготовка сообщения (презентации) о заселении и освоении района.

Сопоставительный анализ различных по со­держанию физико-географических и соци­ально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и раз­мещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количествен­ные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таб­лиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хо­зяйства. Определение района и его подрайо­нов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хо­зяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяй­ства отдельных территорий. Анализ взаимо­действия природы и человека на примере от­дельных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами


66.

Обобщение по разделу «Географические регионы России»




Знание и умения по вопросам данного раздела.




III. Россия в современном мире.






67.

Россия в современном мире. Россия в мировом хозяйстве.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг).



Знать роль и место России в мировом хозяйстве и в современном мире.


68.

Россия в мировой поли

П.р. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.




Россия в мировой политике. Россия в мировой экономике.

П.р. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.






Знать роль России в мировой политики.



В программу внесены следующие изменения:



Из резерва (9 часов) взято:

  1. Урок № 13 География машиностроения

  2. Урок № 15 Легкая промышленность

  3. Урок № 23 Вторичный и третичный сектор в Ярославской области. Особенности размещения современного хозяйства области. Проблемы и перспективы развития.

  4. Урок № 24Обобщение знаний по разделу «Хозяйство . Вторичный и третичный сектора»

  5. Урок № 40 Хозяйство Ярославской области.

  6. Урок № 35 Калининградская область. Общая характеристика.

  7. Урок № 45 Крым. Общая характеристика

  8. Урок № 67 Россия в современном мире. Россия в мировом хозяйстве.

  9. Урок № 68 Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.



6. Планируемые результаты:

К концу обучения в 9 классе выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

    • социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
    составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

    • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!