СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 6 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии 6 класс. К учебнику География. 6 класс. Начальный курс. Летягин А.А., М.: 2013.-192 с.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 6 класс ФГОС»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5», с учётом авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством А.А.Летягина. География 5-9 классы / сост. А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя .-М.: Вентана-Граф, 2012.

Главная цель: в процессе освоения школьниками предметного географического содержания, формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

• познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

• понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

• формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно действующему Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №5».

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует учебному плану.

Сроки реализации рабочей программы – 2019-2020 учебный год.













2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка культуры своего народа, своего края основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.




3. Содержание учебного предмета


Раздел «Введение. Географическое познание нашей планеты» (6 ч)

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.

Раздел «Изображение земной поверхности» (12 ч)

Тема «План местности» (6 ч)

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы).

Тема «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности» (6 ч)

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.

Раздел «Геосферы Земли» (15 ч)

Тема «Литосфера» (5 ч). Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Тема «Атмосфера» (6 ч). Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха. Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года. Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.

Тема «Гидросфера» (2 ч). Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения. Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.

Тема «Биосфера и почвенный покров» (1 ч). Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.

Тема «Географическая оболочка Земли» (1 ч). Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.

Резерв 2 ч.

Практическая часть


Четверть

Контрольные работы

Практические работы

Лабораторные работы

I четверть




II четверть




III четверть




IV четверть










4. Тематическое планирование



Раздел

Количество часов

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

6

2

Изображение земной поверхности

12

2.1

План местности.

6

2.2

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности

6

3

Геосферы Земли

15

3.1

Литосфера

5

3.2

Атмосфера

6

3.3

Гидросфера

2

3.4

Биосфера и почвенный покров

1

3.5

Географическая оболочка Земли

1


Всего

35























5. УМК



Программа

Учебник, аудиоприложение, тетрадь на печатной основе

Методические рекомендации для учителя (книга для учителя, поурочные разработки и т.д.)

Фонд оценочных средств (сборник упражнений, тестов, диктантов, контрольных/проверочных/лабораторных работ)

1. География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г



1.Летягин А.А. География. Начальный курс:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений—М.: Вентана-Граф, 2011.

2.Летягин А.А. География. Начальный курс: Дневник географа-следопыта. 6 класс. Рабочая тетрадь.


1.Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: Примерное поурочное планирование. Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2008.

2.Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.-М.: Вентана-граф.2010.

3. Е. А. Маркова

География. Технологические

карты

6 класс

Методическое пособие

4.Ю.С.Репринцева

География. Формирование

личностных образовательных

результатов на уроках

географии

5–9 классы

Методическое пособие


1. А.А. Летягин

География. Начальный курс

6 класс

Тетрадь для контрольных и проверочных

работ


























Приложение 1


4. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения


6 А



Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

1

Начало географического познания Земли



2

География в Средние века (Европа)



3

География в Средние века (Азия)



4

Великие географические открытия



5

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.



6

Современные географические исследования



Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

7

Изображения земной поверхности.



8

Ориентирование на местности.



9

Топографический план и топографическая карта



10

Как составляют топографические планы и карты.



11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.



12

Виды планов и их использование.



Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

13

Глобус — модель Земли.



14

Географические координаты



15

Географические координаты



16

Определение расстояний и высот по глобусу



17

Географическая карта



18

Географические карты и навигация в жизни человека



Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

19

Минералы



20

Выветривание и перемещение горных пород



21

Рельеф земной поверхности. Горы суши



22

Равнины и плоскогорья суши



23

Рельеф дна Мирового океана



Атмосфера (6 ч)

24

Как нагревается атмосферный воздух



25

Атмосферное давление



26

Движение воздуха



27

Вода в атмосфере



28

Вода в атмосфере



29

Климат



Гидросфера (2 ч)

30

Воды Мирового океана



31

Воды суши



Биосфера и почвенный покров (1 ч)

32

Биологический круговорот. Почва.



Географическая оболочка Земли (1 ч)

33

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.



34

Обобщающее повторение по всем пройденным темам за год



35

Обобщающее повторение по всем пройденным темам за год







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!