СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии 10-11класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа и тематическое планирование по географии в10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии 10-11класс»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»



Рассмотрена на заседании МО учителей естественно – математического цикла

Руководитель МО

_____________/ Горбунова Л.А./


Протокол №

от «___» _________2019г.


Принята педагогическим советом МБОУ «Школа №54»

Председатель педагогического совета

______/Шапошникова Т.Г./


Протокол № _

от «___» __________2019г.


Утверждена приказом


№ _ от «»_________ 2019г.


Директор МБОУ «Школа № 54»


_____________/ Кобцева О.В../








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИЯ

10-11 КЛАСС


( базовый уровень)








Составитель программы: Сибилев Г.Ф.

учитель географии


Согласовано: заместитель директора по УВР

_________ / Головко И.Н./

« ___»__________




г. Курск

2019 г



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования,

примерных программ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской программы по географии 10-11класс Алексеев А.И., Липкина Е.К., НиколинаВ.В.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Практических работ – 5 в 10 классе, 6 в 11 классе

Для реализации программного содержания используется учебникГладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014-16г.



Цели и задачи курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.





Содержание программы

10 класс

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (11 часов)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Практическая работа №1 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

Тема 2. География населения мира (6 часов)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Практическая работа №2 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.


Тема 3. География культуры и цивилизаций (4 часа)

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема 4. Политическая карта мира (4 часа)

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практическая работа №3 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Тема 5. География мировой экономики (9 часов)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практическая работа №4 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Практическая работа №5 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

11 класс

Тема1.Регионы и страны 30часов

Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и полюсы бедности

Англоязычная Америка

США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.

Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Практическая работа №1.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Практическая работа №2. Составление характеристики Канады

Латинская Америка

Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Практическая работа №3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».

Центрально – Восточная Европа

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Практическая работа №4. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

Зарубежная Азия

Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китай. Япония. Особенности стран.

Практическая работа №5. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Юго-Восточная и Южная Азия

Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Юго-Западная Азия и Северная Африка

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Практическая работа №6. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

Тема 2. Глобальные проблемы человечества(4 часа)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.

Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.













Тематическое планирование 10 класс

п\п

Тема урока

Количество часов


Практические работы

Дата план.

Дата факт.


Тема 1. Человек и ресурсы Земли

11




1

Научные методы изучения географической среды

1




2

Начало освоения человеком планеты Земля

1




3

Научно-техническая революция

1




4

Современные масштабы освоения планеты

1




5

Природные ресурсы

1

Нанесите на контурную карту мира районы крупнейших месторождений рудных, нерудных и горючих ископаемых (н\о)



6

Ресурсообеспеченность стран мира

1

Пр.р.№1Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира



7

Минеральные ресурсы

1




8

Земельные, водные и лесные ресурсы

1

Составить таблицу «Структура земельного фонда мира» (н\о)



9

Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов

1




10

Виды природопользования

1




11

Обобщение по теме «Человек и ресурсы Земли»

1





Тема 2. География населения мира

6




12

Демографическая история

человечества

1




13

Этническая и языковая мозаика

1




14

Возрастно-половой состав и занятость населения

1

Пр.р.№2Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира



15

Расселение: жители городов и деревень

1




16

Миграция населения

1




17

Обобщение по теме «География населения мира»

1





Тема 3. География культуры и цивилизаций

4




18

Что изучает география культуры

1




19

География религий

1




20

Цивилизации Востока

1




21

Цивилизации Запада

1





Тема 4. Политическая карта мира

4




22

Формирование политической карты мира

1




23

Государство – главный объект политической карты

1

Пр.р.№3Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»



24

Типы государств

1




25

Политическая география и геополитика

1





Тема 5. География мировой экономики

9




26

Секторы мировой экономики.

Деление стран на аграрные, индустриальные,

постиндустриальные

1




27

Международное разделение труда.

1




28

Факторы, определяющие размещение экономики

1

Пр.р.№4Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.



29

Горнодобывающая промышленность. Энергетика

1

На контурную карту нанесите крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки. (н\о)



30

Обрабатывающая промышленность

1

Пр. р. №5 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.




31

Сельское хозяйство

1




32

Транспорт и сфера услуг

1




33

Мирохозяйственные связи и интеграция

1




34

Зачет по теме «География мировой экономики»

1




11 класс

п\п

Тема урока

Количество часов



Дата план.

Дата факт.

Практические работы




Тема1. Регионы и страны

30




1

Как поделить земное пространство

1




2

Англоязычная Америка.

Соединенные Штаты Америки


1




3

Экономика США

1

Практическая работа№1.

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем



4

Канада

1

Практическая работа №2. Составление характеристики Канады




5

Латинская Америка

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы

1




6

Население, экономика.

1




7

Регионы Латинской Америки.

1




8

Западная Европа. Географическое положение и состав региона.

1




9

Германия

1




10

Великобритания

1

Практическая работа №3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».





11

Франция

1




12

Италия

1




13

Центрально-Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона.

1




14

Постсоветский регион

1

Практическая работа №4. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.





15

Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

1




16

Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

1




17

Китайская Народная Республика

1




18

Япония

1

Практическая работа №5. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.




19

Юго-Восточная Азия.

Состав и особенности хозяйства региона.

1




20

Южная Азия. Географическое положение. Состав региона.

1




21

Уровень экономического развития

1




22

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы.

1




23

Население. Особенности развития экономики

1




24

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

1




25

Население и хозяйство

1




26

ЮАР

1




27

Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии

1




28

Особенности развития экономики

1

Практическая работа №6. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата




29

Океания

1




30

Обобщение по теме «Регионы и страны»

1





Тема 2. Глобальные проблемы человечества.

4




31

Глобальные проблемы человечества

1




32

Отсталость, голод, болезни

1




33

Энергетическая и сырьевая проблема

1




34

Экологическая проблема. Итоговое занятие

1






















Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)



В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен

знать/понимать

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общении


Список литературы.

Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014-17г.


Географический атлас. 10- класс. – М.:Дрофа,2013.

Дополнительная литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.

Страны мира: Энциклопедический справочник.- Смоленск: Русич, 2016.

Родионова И.А., Бунакова Т.М. Пособие по географии. Тесты по экономической географии. Московский Лицей. – 1999.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2017: География / авт. – сост. Ю.А.Соловьева. – М.: АСТ:Астрель, 2017


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!