СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физической культуре для детей с с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.1 и 5.2 для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект рабочих программ по адаптивной физической культуре  для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, включает рабочую программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уровне начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа по физической культуре для детей с с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.1 и 5.2 для 1-4 классов»

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Комплект рабочих программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, включает рабочую программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уровне начального общего образования.

Рабочие программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физической культуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Они дают представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся с ТНР средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (АФК) на уровне начального общего образования; устанавливают предметное содержание, предусматривают его структурирование по разделам и темам, определяют количественные и качественные характеристики содержания. Программы разработаны с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР.

Программы построены по модульному принципу. Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям, которые входят в раздел «Физическое совершенствование». Содержание каждой программы состоит из базовой части (инвариантные модули) и вариативного модуля. Инвариантные модули: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), подвижные и спортивные игры. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание вариативного модуля определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, региональных климатических и этнокультурных особенностей, с учетом выбора видов спорта, обладающих наибольшим реабилитационным потенциалом для обучающихся с ТНР.

Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям. Распределение программного материала по годам и периодам обучения, последовательность тем в рамках модулей определяются педагогами образовательных организаций при составлении авторских рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся конкретной образовательной организации.

В основу разработки программы по адаптивной физической культуре обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать свой индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей. Программы носят компилятивный характер, виды деятельности и планируемые результаты определяются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, материально – технического обеспечения и др.

Предусмотрены различные виды деятельности для реализации особых образовательных потребностей. Специальные виды деятельности обеспечивают вариативность подходов к организации уроков.

Программы по АФК для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи имеют коррекционную направленность и должны разрабатываться с учетом особенностей их развития. Данные программы содействуют всестороннему развитию личности обучающегося, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию общих физических способностей, компенсации нарушенных функций организма. 

В результате обучения на занятиях адаптивной физической культурой обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи научатся понимать значение физических упражнений и подвижных игр для своего здоровья, получат содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, физической подготовленности и будущей трудовой деятельности. У них будут формироваться первоначальные умения саморегуляции средствами адаптивной физической культуры. Они овладеют основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и др.).

Занятия АФК обеспечивают развитие общих физических способностей (силовые, скоростные, координационные способности, выносливость, гибкость), а также функций равновесия, способствуют формированию потребности в занятиях физической культурой и спортом.


1.2. Цель и задачи рабочей программы по адаптивной физической культуре


Воспитывающее значение рабочих программ заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. К практическим результатам данного направления можно отнести формирование навыков взаимодействии со сверстниками и взрослыми, воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с ТНР.

Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с ТНР необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма, необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся.  

Достижение поставленной цели предусматривает решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных, профилактических) задач. 

Основными задачами программы по физической культуре для обучающихся с ТНР являются:

  • коррекция и профилактика нарушений двигательной функции и опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопие, нарушение осанки);

  • развитие координационных способностей;

  • коррекция и компенсация нарушений психомоторики;

  • коррекция и компенсация нарушений общей и мелкой моторики;

  • коррекция и развитие способности к дифференцированию временных, силовых, пространственных параметров движения;

  • формирование зрительно-моторной координации в процессе выполнения физических упражнений;

  • совершенствование функции дыхания и темпо-ритмической организации речи в процессе выполнения физических упражнений;

  • развитие коммуникативной функции и связной речи при выполнении физических упражнений и в процессе игры;

  • формирование двигательных навыков под воздействием регулирующей функции речи;

  • расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной спортивной терминологии.

К особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР относятся:

- максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и комплексной абилитации/реабилитации, в том числе с использованием методов физической культуры и спорта;

- щадящий, здоровьесберегающий режим обучения и физических нагрузок, предполагающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи;

- специальная коррекционная работа по преодолению отклонений в психомоторной сфере, нарушений общей и тонкой моторики у отдельных категорий детей с ТНР;

- интеграция сенсорно-перцептивного и моторного развития детей (особенно в младшем школьном возрасте);

- формирование и развитие умений регулировать свое психоэмоциональное состояние, развитие эмоционально-волевой сферы средствами физической культуры и спорта;

- специальная работа по развитию речи (понимания и говорения) и коммуникации в процессе занятий физической культурой и посредством движения;

- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации;

- использование специального оборудования, ассистивных устройств и технологий для коммуникации (при необходимости).

Специальные условия проведения уроков адаптивной физической культуры:

  • стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание «рабочего» диалога, информирование о возникающих проблемах и т.п.);

  • адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио/видео формате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся, создание условий, облегчающих работу с теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

  • обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию).

  • нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);

  • использование наглядных методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца.

Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на общедидактических и специальных принципах, обусловленных особенностями психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Реализация Программы предполагает следующие принципы и подходы:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

  • необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения;

  • информационной компетентности участников образовательного процесса в образовательной организации;

  • вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации поставленных задач;

  • комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса;

  • включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.


  1. Рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушения речи на уровне начального общего образования


Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» разработана для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с ТНР (далее - Программа).

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);

Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).


2.1. Место учебного предмета в учебном плане


На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура». 

Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» на уровне начального общего образования, составляет 207 часов за четыре учебных года (вариант 5.1), АООП НОО ТНР, два часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 66 часов, 2 класс - 68 часа, 3 класс - 68 часа, 4 класс - 68 часа) и 336 часов в случае пролонгации периода обучения в начальной школе на 1 год (вариант 5.2 АООП НОО ТНР), два часа в неделю в каждом классе: 1 класс - 66 часов, 1 дополнительный класс – 66 часов, 2 класс - 68 часов, 3 класс - 68 часов, 4 класс - 68 часов).


2.2. Характеристика двигательного развития обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи


Наряду с речевыми нарушениями для обучающихся с ТНР характерны недостатки в двигательной сфере, выражающиеся в плохой координации сложных движений, неуверенности и неточности движений, снижении скорости и ловкости, нарушении темпа и ритма их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесным многозадачным инструкциям.

Обучающиеся отстают от нормативно развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, плохо выполняют его составные части. Трудности вызывают такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Недостаточный самоконтроль при выполнении физических упражнений приводит к существенным нарушениям техники выполнения движений. Физические качества обучающихся с ТНР по сравнению с физическими качествами обучающихся с нормальным речевым развитием отличаются недостаточной ловкостью и быстротой. По силе, гибкости и выносливости существенных различий не отмечается.

Специфика содержания и методов обучения обучающихся с ТНР является особенно существенной в младших классах (на уровне начального общего образования), когда формируются предпосылки для успешного обучения на следующих уровнях образования, в значительной мере обеспечивается коррекция нарушений речевого и психофизического развития.


2.3. Планируемые результаты освоения программы


Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТНР, разработанной образовательной организацией.

Личностные результаты

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • соблюдении школьных правил (выполнять на уроке команды учителя);

  • старательности, стремлении быть успешным в физических упражнениях;

  • подчинении дисциплинарным требованиям на уроках АФК;

  • адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;

  • бережном отношении к школьному имуществу, используемому на уроках АФК.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире проявляется в:

  • умении одеваться в соответствии с погодными условиями (например, при проведении уроков на улице);

  • вовлеченности в спортивные события (в масштабах школы).

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни) проявляется в:

  • попытках содержать в порядке спортивную форму (аккуратно складывать, просить взрослых выстирать);

  • стремлении к доступному физическому совершенствованию (позитивное отношение к урокам АФК, занятиям спортом, физическим упражнениям);

  • ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах болезней и их профилактике, вербальном и поведенческом негативном отношении к вредным привычкам;

  • различении потенциально опасных ситуаций и прогнозировании их последствий (залезать на спортивные снаряды без достаточной подготовки и пр.):

Сформированность самосознания, в т. ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • осознании результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);

  • осознании своего состояния (заболел бок от бега, закружилась голова и пр.);

  • осознании испытываемых затруднений (не получается определенное упражнение);

  • разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;

  • способности осознавать факторы и ситуации, ухудшающие физические и психологические возможности;

  • возможности анализировать причины успехов и неудач.

Сформированность речевых умений проявляется в:

  • умении транслировать правила подвижной игры, давать команды при работе в подгруппах и пр.

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе (например, в эстафете);

  • возможности контролировать импульсивные желания;

  • умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении не употреблять обидные слова по отношению к другим людям;

  • умении проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения Программы в начальной школе включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР метапредметные результаты могут быть сформулированы следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:

  • понимании групповой инструкции к задаче, поставленной учителем;

  • попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на ловкость, а эти - на скорость);

  • умении вербализовать наглядно наблюдаемую причинно-следственную связь.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

  • способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

  • способности соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

  • овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением;

  • овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения;

  • овладении умением работать в паре (помогать партнеру);

  • овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи);

  • овладении умением адекватно воспринимать критику.

Предметные результаты

Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающегося с ТНР на уровне начального общего образования

Модуль / тематический блок 

Разделы 


Дифференциация требований к процессу и планируемым результатам занятий к группам обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ




Вариант 5.1

Вариант 5.2



Предметные планируемые результаты

Знания об адаптивной физической культуре


Физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека














- Объясняет понятия «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «режим дня»;

- объясняет в простых формулировках назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз,

уроков АФК, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития общих физических способностей;

- называет основные способы и особенности движений и передвижений человека;

- называет и применяет простые термины из разучиваемых упражнений, объясняет их функциональный смысл и направленность воздействия на организм;

- называет основы личной гигиены;

- называет основные причины травматизма на занятиях физической культурой и правила их предупреждения.



С помощью направляющих вопросов, с использованием вспомогательного материала (карточек, плана и т.д.):

- объясняет понятия «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «режим дня»;

- объясняет в простых формулировках назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз,

уроков АФК, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития общих физических способностей;

- называет основные способы и особенности движений и передвижений человека;

- называет и применяет простые термины из разучиваемых упражнений, объясняет их функциональный смысл и направленность воздействия на организм;

- называет основы личной гигиены;

- называет основные причины травматизма на занятиях физической культурой и правила их предупреждения.


Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия Самостоятельные игры и развлечения


-Участвует в оставлении режима дня;

- выполняет простейшие закаливающие процедуры, комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;

- проводит под контролем взрослых оздоровительные занятия в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки);

- делает выводы о своем физическом развитии и физической подготовленности - измеряет длину и массу тела, показатели осанки и физические качества;

- умеет измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;

- может организовать и провести подвижную игру (на спортивных площадках и в спортивных залах).

- Выполняет комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств с контролем состояния;

- участвует в оздоровительных занятиях в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки);

- может организовать и провести подвижную игру (на спортивных площадках и в спортивных залах);

- соблюдает правила игры.

Гимнастика с элементами акробатики


 Организующие команды и приемы

 

 

 


- Выполняет упражнения с опорой на словесную инструкцию;

- выполняет построение в шеренгу и колонну, задания в шеренге;

- выполняет упражнения по памяти со словесным пояснением учителя;

- выполняет серию действий;

- знает пространственные понятия «лево-право», «вперед-назад», «верх-низ»;

- выполняет усложняющие задания педагога в процессе ходьбы и бега.


- Выполняет упражнение совместно с педагогом с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров;

- удерживает статическую позу в течение нескольких секунд;

- знает простые пространственные термины;

- двигается под музыку, старается соблюдать ритмический рисунок;

- наблюдает за своим состоянием, сообщает о дискомфорте и перегрузках.


Акробатические упражнения

 Акробатические комбинации

 


- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений, по необходимости, по подражанию;

- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

- проговаривает порядок действий;

- взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности;

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10 секунд;

- выполняет на память серию из 3-х упражнений;

- выполняет упражнение под самостоятельный счет с контролем педагога.




Упражнения на низкой гимнастической перекладине


Гимнастическая комбинация. 

Гимнастические упражнения прикладного характера.

Общеразвивающие упражнения



- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и, по необходимости, одновременным выполнением упражнений по подражанию;

- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

- знает назначение спортивного инвентаря. проговаривает его;

- включается в игровую деятельность при выполнении упражнений;

- взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности;

- выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта);

- выполняет на память серию из 3-5 упражнений.

-Начинает выполнение упражнения по звуковому сигналу;

- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- знает назначение спортивного инвентаря, проговаривает это;

- умеет работать с тренажерами;

- проговаривает признаки инвентаря (круглый, мягкий, большой и т.д.);

- выполняет упражнения для

развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта).





Легкая атлетика

Ходьба

Беговые упражнения

 

Прыжковые упражнения

 

Броски

 

Метание


Развитие скоростных способностей


Развитие выносливости


- Четко выполняет упражнения с опорой на словесную инструкцию;

- строятся в шеренгу самостоятельно;

- передвигаются по залу в заданной технике бега или ходьбы;

- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии выполняет действие;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге;

- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (например, чередует хлопок с шагом);

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10 секунд;

- по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения.



- Выполняет упражнение с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров;

- строятся в шеренгу с контролирующей помощью педагога;

- передвигаются по залу в заданной технике бега или ходьбы;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге;

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации до 10 секунд;

- по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения.





Общеразвивающие упражнения

Развитие координации


Развитие скоростных способностей


Развитие выносливости


Развитие силовых способностей


- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и, по необходимости, одновременным выполнением упражнений по подражанию;

- сохраняет объем движения при многократном выполнении упражнения;

- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

- знает назначение спортивного инвентаря;

- включается в игровую деятельность при выполнении упражнений;

- взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности;

- выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта);

- выполняет на память серию из 3-5 упражнений;

- выполняет простые упражнения для межполушарного взаимодействия.


-Начинает выполнение упражнения по звуковому сигналу;

- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- сохраняет объем движения при многократном выполнении упражнения с контролирующей помощью педагога (словесная фиксация внимания);

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- знает назначение спортивного инвентаря;

- умеет работать с тренажерами;

- проговаривает признаки инвентаря (круглый, мягкий, большой и т.д.);

- выполняет упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта).

Подвижные и спортивные игры.

На материале гимнастики с основами акробатики



На материале легкой атлетики


На материале лыжной подготовки


На материале спортивных игр


- Использует имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;

- выполняет упражнения на основе и под контролем рече-слухо -двигательной координации;

-выполняет упражнения по памяти со словесным пояснением учителя;

- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и, по необходимости, одновременным выполнением упражнений по подражанию;

- знает назначение спортивного инвентаря проговаривает;

- включается в игровую деятельность, проговаривает правила игры;

- взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности.

- Выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- воспроизводит имитационные движения;

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

- выполняет несколько упражнений по памяти, с использованием визуальной опоры;

- знает назначение спортивного инвентаря, проговаривает;

- включается в игровую деятельность, с помощью педагога проговаривает правила игр;

- взаимодействует со сверстниками в игровой деятельности.

Лыжная подготовка

Обучение основным элементам лыжной подготовки 






Общеразвивающие упражнения


Развитие координации движений


Развитие выносливости

- Четко выполняет упражнения с опорой на словесную инструкцию;

- строится самостоятельно;

- соблюдает технику безопасности, может рассказать правила ТБ;

- передвигается по учебной лыжне самостоятельно;

- выполняет упражнения по памяти;

- выполняет упражнения с изменением внешних условий: передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

- запоминает 3-5 слов в игровой деятельности;

- восстанавливает запутанный алгоритм выполнения упражнения;

- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии выполняет действие;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге на лыжах;

- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (например, чередует хлопок с шагом);

- включается в соревновательную деятельность.

- Выполняет упражнение с опорой на визуальный план и с использованием зрительных пространственных ориентиров;

- строится самостоятельно;

- соблюдает технику безопасности;

- передвигается по учебной лыжне самостоятельно;

- выполняет упражнения по памяти с направляющей помощью педагога и словесным пояснением;

- переключается с одного действия на другое по звуковому сигналу с привлечением внимания;

- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге на лыжах;

- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (например, чередует хлопок с шагом);

- включается в соревновательную деятельность.


Коррекционно-развивающие упражнения

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,

выполняемые на месте


Упражнения на дыхание


Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки


Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия


Упражнения на развитие общей и мелкой моторики


Упражнения на развитие точности и координации

движений


Упражнения на развитие двигательных умений и навыков

Начинает выполнение упражнения по звуковому сигналу;

- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию;

- выполняет серию упражнений с опорой на словесную инструкцию;

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации до 10 секунд;

- выполняет на память серию из 3-х упражнений;

- выполняет упражнения под заданный ритм (отстукивает педагог или необходимо использовать метроном).


-Начинает выполнение упражнения по звуковому сигналу;

- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию, с визуальной опорой (карточки, схемы и т.д.);

- выполняет серию упражнений с использованием визуального плана;

- включает в работу нужные группы мышц (обязательный контроль со стороны педагога в построении правильного положения тела при выполнении упражнения);

-показывает на схеме части тела в соответствии с упражнением и соотносит схему со своим телом;

- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации до 10 секунд;

- выполняет на память серию из 3-х упражнений;

- выполняет упражнения под заданный ритм (отстукивает педагог или необходимо использовать метроном).







2.4. Содержание программы с указанием видов деятельности и условий реализации программы на уровне начального общего образования

Модуль / тематический блок 

Разделы 

Содержание программы 


Дифференциация видов деятельности для отдельных групп обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ





Вариант 5.1

Вариант 5.2




Дополнительные виды деятельности для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР

Знания об адаптивной физической культуре


Физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека

















Из истории физической культуры






Физические упражнения



Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических способностей



Вариант 5.1  Адаптивная физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Вариант 5.2 Правила предупреждения травматизма во время

занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор

одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на

физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной

техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием

основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств:

силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.


Вариант 5.1 История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.


Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.


Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,

выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.


- Просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам адаптивной физической культуры;

- слушают рассказ педагога;

- выполняют задания на поиск ошибок в теоретическом материале;

- находят элементарную заданную информацию в сети Интернет;

- с помощью педагога выполняют практические занятия с заданными параметрами (составляют режим дня, подбирают материал по теме и т.д.);

- участвуют в групповой работе по поиску информации или выполнению задания;

- участвуют в проектной деятельности на доступном уровне.

- Просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам адаптивной физической культуры;

- следят за рассказом педагога с опорой на визуальный план (с использованием системы игровых, сенсорных поощрений);

- слушают рассказ педагога;

- отвечают на вопросы по прослушанному материалу с опорой на визуальный план

(с использованием системы игровых, сенсорных поощрений);

- с помощью педагога выполняют практические занятия с заданными параметрами (составляют режим дня, подбирают материал по теме и т.д.);

- участвуют в групповой работе по поиску информации или выполнению задания;

- участвуют в проектной деятельности на доступном уровне.


Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия


















Самостоятельные игры и развлечения

Вариант 5.1 Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Вариант 5.2 Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития

основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).



Вариант 5.1 Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Вариант 5.2 Организация и проведение

подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение

правил игр.

-Участвуют в оставлении режима дня;

- выполняют простейшие закаливающие процедуры, комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;

- проводят под контролем взрослых оздоровительные занятия в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки);

- измеряют длину и массу тела, показатели осанки и физические качества;

- измеряют частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;

- организовывают и проводит подвижную игру (на спортивных площадках и в спортивных залах).

- Выполняют комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития

основных физических качеств под контролем педагога, с подключением контроля своего состояния;

- участвуют в оздоровительных занятиях в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки);

- играют с соблюдением правил.

Гимнастика с элементами акробатики


Организующие команды и приемы

 

 

 


Вариант 5.1 Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.


Вариант 5.2 Простейшие виды построений.

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых

команд с одновременным показом учителя.



Этап знакомства с упражнением:

- выполняют упражнения по показу и словесному объяснению педагога.

Этап закрепления:

- выполняют упражнение, проговаривают порядок выполнения действия шепотом, по возможности, «про себя».

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития переключаемости движений;

- выполняют упражнения для формирования пространственных представлений;

- выполняют движение под заданный ритм, музыку.








Этап знакомства с упражнением:

- выполняют упражнения по визуальному плану с использованием зрительных пространственных опор для построения схемы перестроения.

Этап закрепления:

- выполняют упражнение с активизацией внимания, проговаривают порядок выполнения действия шепотом, по возможности, «про себя».

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития переключаемости движений;

- выполняют упражнения для формирования пространственных представлений;

- выполняют движение под заданный ритм, музыку.





Акробатические упражнения

 





Акробатические комбинации

 


Вариант 5.1 Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.





Вариант 5.1 Пример: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.




Этап знакомства с упражнением:

- изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

- просмотр движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- составляют рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением упражнения;

- совместное выполнение упражнения ребенком с одновременным проговариванием.

Этап закрепления:

- выполняют элементы игровой деятельности (имитация, танцы, соревнования и т.д.).

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития статической координации движения;

- игра – имитация движений животных;

- выполняют упражнения для развития двигательной памяти (3-5 упражнений).



Упражнения на низкой гимнастической перекладине



Гимнастическая комбинация 


















Гимнастические упражнения прикладного характера












Общеразвивающие упражнения



Развитие гибкости






















Развитие координации движений






































Формирование осанки

 

 

 

 

 

 

 

 













Развитие силовых способностей














Вариант 5.1 Висы, перемахи.






Вариант 5.1 Например, из виса стоя, присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.


Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.


Вариант 5.2 Опорный прыжок: имитационные упражнения, подводящие упражнения к прыжкам с разбега через гимнастический козел (с повышенной организацией техники безопасности).





Вариант 5.1 Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Вариант 5.2 Ходьба, бег,

метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке.

Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.



Вариант 5.2 Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами

(гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).


Вариант 5.1 Широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Вариант 5.2 Широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.


Вариант 5.1 Произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;

передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Вариант 5.2 Преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.




Вариант 5.1 Ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Вариант 5.2 Ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.





Вариант 5.1 Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

Вариант 5.2 Упражнения в поднимании и переноске грузов:

подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, гимнастический «козел», «конь» и т.д.).


Этап знакомства с упражнением:

- последовательное повторение отдельных фаз движения с их объединением;

- наблюдение за движением в разных экспозициях и повторение движений со словесным сопровождением педагога;

-составление описательного рассказа двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;

- выполнение упражнения совместно с педагогом и проговариванием.

Этап закрепления

- выполняют упражнение с ярким инвентарем;

-концентрируют внимание при использовании педагогом световых, знаковых, вибрационных сигналов;

- участвуют в подвижных играх с мячом.

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта);

- выполняют упражнения для развития двигательной памяти (3-5 упражнений);

- выполняют упражнения в различном темпе.

Этап знакомства с упражнением:

- последовательное изучение отдельных фаз движения с их объединением;

- изучение движений в разных экспозициях с дополнительным словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- изучение упражнения по карточкам с рисунками и схемами движений, с заданиями, указателями, ориентирами.

Этап закрепления:

- выполняют упражнение с ярким инвентарем;

- выполняют упражнения с помощью тренажеров (например, «Рогатка» для метания мяча).

Дополнительная коррекционная работа:

- проговаривание признаков инвентаря (круглый, мягкий, большой и т.д.);

- выполнение упражнения для развития мелкой моторики (динамическая и статическая организация двигательного акта);

- выполняют упражнения в различном темпе;

- выполняют упражнения для межполушарного взаимодействия.




Легкая атлетика

Ходьба







Беговые упражнения

 

 

 

 


 








Прыжковые упражнения

 


Броски

 




Метание






Развитие скоростных способностей








Развитие выносливости


Вариант 5.1, 5.2 Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по

одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки.

Ходьба в чередовании с бегом.



Вариант 5.1 С высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Вариант 5.2 Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением

направления движения, из разных исходных положений; челночный бег;

высокий старт с последующим ускорением.


Вариант 7.1 На одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.


Вариант 5.2 На одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.


Вариант 5.1 Большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Вариант 5.2 Большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.


Вариант 5.1 Малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Вариант 5.2 Малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.


Вариант 5.1 Бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.


Вариант 5.1 Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Этап знакомства с упражнением:

- выполняют упражнения по показу и словесному объяснению педагога.

Этап закрепления:

- выполняют упражнения с включением самоконтроля, взаимоконтроля;

- проговаривание порядка выполнения действия «про себя» (по возможности).

Дополнительная коррекционная работа

- выполняют упражнения для межполушарного взаимодействия;

- упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта).







Этап знакомства с упражнением:

- совместное с педагогом построение схемы упражнения по визуальному плану с использованием зрительных пространственных опор для выполнения движения;

- выполнение упражнения в соответствии со схемой.

Этап закрепления:

- выполнение упражнения по зрительным пространственным опорам в соответствии со схемой упражнения.

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития переключаемости движений;

- выполняют упражнения для формирования пространственных представлений;

- выполняют упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта);

- выполняют упражнения для межполушарного взаимодействия.




Общеразвивающие упражнения

 






Развитие координации движений





Развитие скоростных способностей








Развитие выносливости








Развитие силовых способностей


Вариант 5.1 Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.

Вариант 5.2 Бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.


Вариант 5.2 Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений, с поворотами.


Вариант 5.2 Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой

интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.


Вариант 5.1 Повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди);

повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Вариант 5.2 Повторное выполнение многоскоков;

повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча

(1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений;

метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных

исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на

разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе.

Этап знакомства с упражнением:

- выполняют упражнения по показу и словесному объяснению педагога;

- просмотр обучающего видео с сопровождающими комментариями.

Этап закрепления:

- проговаривание порядка выполнения действия «про себя» (по возможности);

- игровая деятельность.

Дополнительная коррекционная работа:

-выполняют упражнения на тренажерах по сенсорной интеграции;

- выполняют упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта).








Этап знакомства с упражнением:

- совместное с педагогом построение схемы упражнения по визуальному плану с использованием зрительных пространственных опор для выполнения движения;

-изучение движений в разных экспозициях с дополнительным словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- просмотр обучающего видео с сопровождающими комментариями педагога.

Этап закрепления:

- выполнение упражнения с использованием зрительных пространственных опор для перестроения;

- игра.

Дополнительная коррекционная работа:

- выполнение упражнения для формирования пространственных представлений;

- выполнение упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта);

-выполняют упражнения на тренажерах по сенсорной интеграции.





Подвижные и спортивные игры

На материале гимнастики с основами акробатики







На материале легкой атлетики






На материале лыжной подготовки







На материале спортивных игр


Вариант 5.1 Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Вариант 5.2 Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.





Вариант 5.1 Прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

Вариант 5.2 Прыжки, бег, метания и броски;

упражнения на координацию, выносливость и быстроту.


Вариант 5.1 Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

Вариант 5.2 Эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.


Вариант 5.1 Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Вариант 5.2 Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол:

Вариант 5.1 Специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Вариант 5.2 Стойка баскетболиста; специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте; броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.

Пионербол

Вариант 5.2 Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху; нижняя подача мяча (одной рукой снизу).

Волейбол:

Вариант 5.1 Подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Вариант 5.2 Подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Вариант 5.1, 5.2 Подвижные игры разных народов.

Вариант 5.2 Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где

звонили», «Собери урожай».

Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору»,

«Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»;

«Прыжки по кочкам».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и

ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Этап знакомства с упражнением:

- просмотр видео с правильным выполнением упражнения;

- последовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

- составление описательного рассказа двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;

- выполнение упражнения совместно с педагогом.

Этап закрепления:

- принимают участие в соревнованиях.

Дополнительная коррекционная работа:

-выполняют упражнения для развития коммуникации и взаимодействия.


Этап знакомства с упражнением:

- описание порядка выполнения движения по схеме с последующей демонстрацией и выполнением его;

- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- изучение упражнения по карточкам с рисунками и схемам движений, с заданиями, указателями, ориентирами.

Этап закрепления:

- систематическое повторение и показ порядка выполнения упражнения (допустима визуальная поддержка, например, просмотр видео или повторение по схеме тела и т.д.);

- игра.

Дополнительная коррекционная работа:

- упражнения для развития коммуникации и взаимодействия;

- упражнения для развития пространственной организации (освоение пространства спортивного зала).








Лыжная подготовка

Обучение основным элементам лыжной подготовки 

Общеразвивающие упражнения

Развитие координации движений
















Развитие выносливости

Вариант 5.1 Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.

Вариант 5.2 Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение



Вариант 5.1 Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух¬трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Вариант 5.2 Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух­трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.


Вариант 5.1 Передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Вариант 5.2

Передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Этап знакомства с упражнением:

- усваивают техники хода, спуска, подъема по словесной инструкции педагога (по – необходимости по образцу);

- выполнение упражнений по памяти;

- самостоятельное передвижение по учебной лыжне в заданной технике;

- выполнение упражнений с изменением внешних условий: передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

- совместное с педагогом построение схемы упражнения по визуальному плану с использованием зрительных пространственных опор для выполнения движения.

Этап закрепления:

- участвуют в подвижных играх – эстафетах на лыжах;

- выполнение упражнения с проговариванием порядка выполнения действия «про себя» (по возможности).Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития переключаемости движений;

- выполняют упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта);

- участие в играх, направленных на эмоционально – волевое развитие.


Этап знакомства с упражнением:

- усваивают техники хода, спуска, подъема по образцу с направляющей помощью педагога;

- выполнение упражнений по памяти;

- самостоятельное передвижение по учебной лыжне в заданной технике;

- совместное с педагогом построение схемы упражнения по визуальному плану с использованием зрительных пространственных опор для выполнения движения.

-

Этап закрепления:

- выполнение упражнения с проговариванием порядка выполнения действия «про себя» (по возможности);

- принимают участие в соревнованиях.

Дополнительная коррекционная работа:

- выполняют упражнения для развития переключаемости движений;

- выполняют упражнения для согласования движений рук и ног (динамическая организация двигательного акта);

- участие в играх, направленных на эмоционально - волевое развитие.





Коррекционно-развивающие упражнения

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,

выполняемые на месте

Упражнения на дыхание









Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки

























Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия







Упражнения на развитие общей и мелкой моторики













Упражнения на развитие точности и координации

Движений







Упражнения на развитие двигательных умений и навыков

Вариант 5.1, 5.2 Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).


Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов;

дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть

руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков

на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.


Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног,

скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы);

сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц

спины и брюшного пресса путем прогиба назад; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны; упражнения на укрепление

мышц тазового пояса, бедер, ног.


Сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по

массажной дорожке для стоп.


С сенсорными

набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами

(перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо,

влево).


Построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения;

ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу

ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько

поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным

скамейкам с помощью.


Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!»,

«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с

помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе:

медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном

темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном

темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с

высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и

360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча

правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»;

метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание

малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).

Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка);

ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через

предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке;

расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на

полу.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под

препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель;

перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи;

вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в

подлезании, перелезании и равновесии.


Этап знакомства с упражнением:

- изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

- просмотр движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- изучение упражнения по карточкам с рисунками и схемам движений, с заданиями, указателями, ориентирами.

Этап закрепления:

- систематическое выполнение упражнения с со словесной инструкцией педагога (допустима визуальная поддержка, н-р, просмотр видео или повторение по схеме тела и т.д.).


Этап знакомства с упражнением:

- изучение отдельных фаз движения с последующим их объединением;

- просмотр движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

- изучение упражнения по карточкам с рисунками и схемам движений, с заданиями, указателями, ориентирами.

Этап закрепления:

- систематическое выполнение упражнения с со словесной инструкцией педагога (допустима визуальная поддержка, н-р, просмотр видео или повторение по схеме тела и т.д.).

Дополнительная коррекционная работа

- проговаривают сенсорные свойства инвентаря;

- проговаривают пространственные термины при выполнении упражнений;

- выполняют упражнения для развития произвольного торможения.



2.5. Тематическое планирование

Тематический план для АООП НОО ТНР

Разделы и темы

Год обучения

1

2

3

4

Количество часов (уроков)

I. Знания об адаптивной физической культуре

1

Физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

В процессе обучения

2

Из истории физической культуры.

В процессе обучения

3

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие


В процессе обучения

II. Способы физкультурной деятельности

4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование

7

Гимнастика с основами акробатики

17

15

15

15

8

Легкая атлетика

16

14

14

14

9

Лыжная подготовка

16

14

14

14

11

Подвижные и спортивные игры

17

25

25

25



66

68

68

68


Итого: 270 часа


Тематический план для АООП НОО ТНР (вариант 5.2 с пролонгацией)

Разделы и темы

Год обучения

1 доп.


1

2

3

4

Количество часов (уроков)

I. Знания об адаптивной физической культуре

1

Физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

В процессе обучения

2

Из истории физической культуры.

В процессе обучения

3

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие


В процессе обучения

II. Способы физкультурной деятельности

4

Самостоятельные занятия.

В процессе обучения

5

Самостоятельные игры и развлечения.

В процессе обучения

6

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В процессе обучения

III. Физическое совершенствование

7

Гимнастика с основами акробатики

17

17

15

15

15

8

Легкая атлетика

16

16

14

14

14

9

Лыжная подготовка

16

16

14

14

14

10

Подвижные и спортивные игры

17

17

25

25

25



66

66

68

68

68


Итого: 336 часа


















2.6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные особенности, уровень физического развития, двигательные возможности и последствия заболеваний обучающихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Мелкими ошибками считаются ошибки, которые не влияют на качество и результат выполнения упражнений. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – ошибки, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика бальной оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается характер заболевания и медицинские показания. Данные обучающиеся выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят доклады, презентации, творческие работы и проекты. Учащиеся подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный мониторинг развития двигательных навыков обучающихся.

2.7. Материально – техническое обеспечение

При реализации программы по адаптированной физической культуре для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи образовательная организация наряду с общим материально-техническим обеспечением реализации программ по физической культуре обеспечивает:

- Наглядный материал: схемы человеческого тела, муляжи скелета, оборудованное место для просмотра видео ряда, карточки для составления визуального расписания и технологических карт, большое зеркало.

- Оборудование: спортивный инвентарь с различными сенсорными характеристиками, игровой материал для активизации внимания, дыхательных упражнений, развития мелкой моторики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!