СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 «Естествознание» по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по естествознанию для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 «Естествознание» по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки»

12



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский индустриально-педагогический колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГБПОУ Архангельской

области «АИПК» по развитию и учебно-производственной работе (РиУПР) __________________ Е.А.Башмакова


«______» ____________________ 2019 года

Регистрационный номер: _______







Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины

ОУД. 11 «Естествознание»

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

по программе углубленной подготовки






















Архангельск 2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования (далее – СОО), Рекомендаций по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 года № 06-259), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением СОО (рекомендовано ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21 июля 2015 года), ФГОС по специальности СПО 44.02.01. «Дошкольное образование » по программе углубленной подготовки, учебного плана ГБПОУ Архангельской области «АИПК» по указанной выше специальности.




Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».


Разработчик:


Лукьянова Инна Викторовна, преподаватель, первая квалификационная категория.


ГБПОУ Архангельской области АИПК



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии математического и естественнонаучного циклов, технического профиля.


Протокол заседания ПЦК № _2__ от «_17__»_сентября 2019 г.


Председатель ПЦК: Лукьянова. И.В.







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

25



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 11 «Естествознание »


    1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки: 44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки.


Рабочая программа учебной дисциплины реализуется в рамках получения гражданами СОО в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и указанной выше получаемой специальности СПО.



    1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования.


Учебная дисциплина Естествознание относится к учебным дисциплинам общеобразовательного цикла дисциплин образовательной программы СПО – ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом требований ФГОС, получаемой специальности и профиля профессионального образования – гуманитарный.


Учебная дисциплина является базовой общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области естественные науки ФГОС СОО в рамках реализации ФГОС СПО по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки.



1.3. Общая характеристика учебной дисциплины.

Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.

Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.

Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию. Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.

Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и

гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы

студентов. В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.

При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации. Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере. В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки. Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.


Освоение содержания учебной дисциплины должно обеспечивать достижение студентами личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения студентами учебной дисциплины:


- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;


Метапредметные результаты освоения студентами содержания рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:


- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;


Предметные результаты освоения студентами учебной дисциплины:


- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания

для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,

различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.



В процессе освоения общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание студент выполняет учебные действия в контексте реализации основных видов учебной деятельности.


Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.



Содержание обучения



Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)


1

2

Физика

Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогрессв технике и технологии производства

Механика

Кинематика

Ознакомление со способами описания механического движения,основной задачей механики.

Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения.

Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей.

Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности.

Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности

Динамика

Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета.

Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости.

Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач

Законы сохранения

в механике

Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности

Основы молекулярной физики и термодинамики

Молекулярная физика

Формулирование основных положений молекулярно-

кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха.

Термодинамика

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики.

Объяснение принципов действия тепловых машин

Основы электродинамики

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов.

Измерение разности потенциалов.

Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов.

Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров

Магнитное поле

Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей.

Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера.

Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя.

Исследование явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны

Механические колебания и волны

Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения

свободного падения с помощью математического маятника.

Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах.

Умение объяснять использование ультразвука в медицине

Электромагнитные

колебания и волны

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре.

Изучение устройства и принципа действия трансформатора.

Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния.

Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи.

Обсуждение особенностей распространения радиоволн

Световые волны

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы

Элементы квантовой физики

Квантовые свойства

света

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте

Физика атома

Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение принципа действия лазера

Физика атомного ядра

и элементарных

частиц

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности



Вселенная и ее эволюция

Строение и развитие

Вселенной

Объяснение модели расширяющейся Вселенной

Происхождение

Солнечной системы

Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа

ХИМИЯ

Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую

естественно-научную картину мира.

Характеристика химии как производительной силы общества.

Важнейшие химические понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит

и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

Основные законы

химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории

химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Важнейшие вещества

и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов. Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Химический язык

и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам.

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Профильное и профессионально значимое

содержание


Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды

на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников






1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.


Максимальная учебная нагрузка студента – 102 часа, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка студента – 72 часа , включая 15 часов практических занятий, 3 часа лабораторных работ, 1 часа дифференцированного зачета по учебной дисциплине.

  • самостоятельная работа студента (внеаудиторная самостоятельная работа студента) – 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Объем

часов

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

15

Лабораторные работы

3

зачет / дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа студента (всего)

30

в том числе:


выполнение самостоятельной работы аналитического характера.

19

Подготовка докладов

2

разработка мультимедийных презентаций

2

Выполнение индивидуального проекта

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание».



Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов, рефераты.


Объем

часов


Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА

Введение

Содержание учебного материала



Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.

Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.


Тема 1. 1

Механика

Содержание учебного материала

6


Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения.

Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел.

Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения.

Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия.

Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон сохранения полной механической энергии.


2



2





2

Лабораторная работа № 1 . «Исследование зависимости силы трения от веса тела». Решение задач

Практическое занятие №1 «Решение задач по механике»


1

1




Самостоятельная работа студентов

3

  • Гл.1; № 9-12 с.49

  • Гл.2; №7-10 с.81

  • № 11-14 с.82

  • Гл.3.1; №8-10 с.103

  • Гл.3.2, 3.3; №10-13 с.103

Тема 1. 2. Основы молекулярной физики и термодинамики


Содержание учебного материала

4

Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изме-

нения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

2







2

Практическое занятие №2. Решение задач по молекулярной физике

Контрольная работа №1 по темам 1и2

1

1


Самостоятельная работа студентов.

2

  • Гл.4; № 7-9 с.129

  • Гл.6; № 15,17 с.171

  • Гл.5; № 3-7 с.144

Тема 1.3

Основы электродинамики



Содержание учебного материала

8


Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон

сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его

основные характеристики и связь между ними.

Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

2


2




2

Лабораторная работа № 2 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи».

1


Лабораторная работа № 3. «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока.

1

Практическое занятие №3. Решение задач по электродинамике

1

Самостоятельная работа студентов

3

  • Гл.7; № 13-15 с.194

  • Гл.8; № 1-7 с.214

  • № 9-11

  • № 12-15

  • Гл.10; № 15,18,20 с.273

Тема 1.4

Колебания

и волны

Содержание учебного материала

4

Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и

амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света.

Линзы. Формула тонкой линзы.

2




2




2

Практическое занятие №4 . «Решение задач по теме Колебания и волны».

1


Самостоятельная работа студентов

2

  • Гл.11,12;№ 1-4 с.299; № 22 с.320

  • Гл.13; № 20,21 с.360

Тема 1.5

Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

4


Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

2


2

2


Контрольная работа №2 по темам 3-5

1


Самостоятельная работа студентов

2



  • Гл.14-16; № 1-5 с.373

  • Гл.16; № 35-37



Раздел 2.Химия


Тема 2.1. Основные понятия и законы химии.

Содержание учебного материала

2


Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его

существования. Простые и сложные вещества.


2

Тема 2.2. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала

4


Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.



2


2

Практическое занятие№5. Анализ периодической системы Д.И. Менделеева.

2


Практическое занятие№6. Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли.

2


Самостоятельная работа студентов

  • § 2.2, 2.3. вопр.4,5,8,9

1


Тема 2.3. Вода. Растворы.

Содержание учебного материала

2


Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.


2

Самостоятельная работа студентов

  • § 7.2.вопр.3.

  • Подготовка докладов по теме Свойства воды

2


Тема 2.4.Химические реакции





Содержание учебного материала

2


Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.


2

Самостоятельная работа студентов

  • Выполнение индивидуальных проектов

1


Тема 2.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Содержание учебного материала

4


Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты,основания, соли.

Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная,щелочная. Водородный показатель рН раствора.


2


2


Практическое занятие№7. Классы неорганических соединений.

2


Самостоятельная работа студентов

  • §4.1-4.5

1


Тема 2.6. Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

2


Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.

Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере

галогенов.

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2

2

Тема 2.7. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала

2


Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.


2

Самостоятельная работа студентов

  • § 9.2 стр.179 упр.3,4,5

1




Тема 2.8. Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала

6


Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов.

Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.


2

2

2

Практическое занятие№8. Анализ состава и переработки нефти

Практическое занятие№9.Изомерия и номенклатура углеводородов

2

2


Самостоятельная работа студентов

  • § 10.1 вопр.4,5,6.

  • Выполнение индивидуальных проектов

3


2.9. Тема. Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала


6


Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.

Альдегиды. Карбоновые кислоты, Получение, свойства, применение

Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза


2


2


2

Самостоятельная работа студентов

  • § 15.1.вопр 5,6

  • § 15.2.вопр 2

  • Подготовка доклада по теме «Влияние алкоголя на организм человека»


3


Тема 2.10. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры


Содержание учебного материала


6


Аминокислоты

Строение и биологическая функция белков.

Высокомолекулярные соединения . Пластмассы и волокна, их представители.

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа студентов

  • Выполнение индивидуальных проектов

3


Тема. 2.11. Химия организм человека

Содержание учебного материала

6


Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения:

белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.


2



2

Практическое занятие№10 .Анализ роли витаминов в организме человека.

2


Самостоятельная работа студентов.

  • Выполнение индивидуальных проектов

3


Зачет / дифференцированный зачет

1





Тематика рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  1. Материя, формы ее движения и существования.

  2. Первый русский академик М.В.Ломоносов.

  3. Искусство и процесс познания.

  4. Физика и музыкальное искусство.

  5. Цветомузыка.

  6. Физика в современном цирке.

  7. Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.

  8. Научно-технический прогресс и проблемы экологии.

  9. Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

  10. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производствав Российской Федерации.

  11. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

  12. Растворы вокруг нас.

  13. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

  14. История возникновения и развития органической химии.

  15. Углеводы и их роль в живой природе.

  16. Жиры как продукт питания и химическое сырье.

  17. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути еерешения.

  18. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

  19. Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.

  20. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальнойпродовольственной программы.

  21. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

  22. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на однупроблему.

  23. Популяция как единица биологической эволюции.

  24. Популяция как экологическая единица.

  25. Современные взгляды на биологическую эволюцию.

  26. Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

  27. Современные методы исследования клетки.

  28. Среды обитания организмов: причины разнообразия.


Самостоятельная работа студентов над индивидуальными проектами

7


Всего

102






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).





















3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.


Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии, химии, анатомии, физиологии и гигиены», в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.


Помещение учебного кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящем разделе, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.


Состав учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации программы учебной дисциплины ОУД. 10 «Естествознание»:

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место педагогического работника;

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные учебные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов ,портретов выдающихся ученых, и др.;

  • мультимедийное оборудование, информационно-коммуникационные средства (ноутбук, аудиоколонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска ), посредством которых участники образовательного процесса могут осуществлять педагогическое взаимодействие, просматривать визуальную информацию по общеобразовательной учебной дисциплине, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы;

  • экранно-звуковые учебные пособия ;

  • комплект раздаточного учебного материала, компьютерных презентаций по основным темам учебной дисциплины.

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.


В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание»: рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу СОО в пределах освоения образовательной программы СПО – ППССЗ на базе основного общего образования.


Библиотечный фонд также включает в себя энциклопедии, справочники, словари, научную, научно-популярную и иную литературу по разным вопросам Естествознания.


В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание»: студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет: электронным книгам, практикумам, тестам и др.


3.2. Информационное обеспечение обучения.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Список информационных источников для студентов.



  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  2. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

  3. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

  4. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

  5. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  6. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Немченко К. Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.

  8. Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  9. Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  10. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.




Список информационных источников для преподавателя.


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.

  6. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014.

  7. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2014.



Перечень Интернет-ресурсов.


  • www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

  • www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

  • www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  • www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).

  • www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  • www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).

  • www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

  • www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

  • www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

  • www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

\ 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, занятий, проверки результатов выполнения самостоятельной работы студентов, защиты рефератов, проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине.


    1. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.


Результаты обучения

(освоения учебной дисциплины)1

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

1

2

Личностные результаты:


- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

Анкетирование

участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях, форумах и т.д.)

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

анкетирование


− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Анкетирование,

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1,2,3,6.

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

анкетирование

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;




анкетирование

Метапредметные результаты:


- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;


проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

Практические занятия

Лабораторные работы


− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для достижения на практике;

Практические занятия

Лабораторные работы


− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

Предметные результаты:


- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12


- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

Практические занятия

Лабораторные работы


- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

Практические занятия

Лабораторные работы

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12

- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания

для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,

различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Практические занятия

Лабораторные работы

проверка результатов выполнения студентами самостоятельной работы по темам 1.1-2.12




4.2. Формы и методы контроля и оценки выполнения студентами учебных действий.




Содержание обучения



Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)



Формы и методы контроля

и оценки выполнения студентами учебных действий

1

2

3

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА



Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства








































проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов

Тема 1. 1

Механика

Кинематика












































Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики.

Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения.

Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей.

Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности.

Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.1

проверочные задания;

Динамика



Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета.

Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости.

Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.1

проверочные задания;

Законы сохранения

в механике

Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности












практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.1

проверочные задания;

Тема 1. 2. Основы молекулярной физики и термодинамики


Молекулярная физика

Формулирование основных положений молекулярно-

кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха.

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.2

проверочные задания;

Термодинамика

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики.

Объяснение принципов действия тепловых машин

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.2

проверочные задания;

Тема 1.3

Основы электродинамики


Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов.

Измерение разности потенциалов.

Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов.

Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.3

проверочные задания;

Постоянный ток


Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.3

проверочные задания;


Магнитное поле

Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей.

Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера.

Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя.

Исследование явления электромагнитной индукции.


практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.3

проверочные задания;



Тема 1.4

Колебания

и волны


Механические колебания и волны

Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения

свободного падения с помощью математического маятника.

Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах.

Умение объяснять использование ультразвука в медицине

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.4

проверочные задания;


Электромагнитные

колебания и волны

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре.

Изучение устройства и принципа действия трансформатора.

Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния.

Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи.

Обсуждение особенностей распространения радиоволн

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.4

проверочные задания;


Световые волны

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.4

проверочные задания;


Тема 1.5

Элементы квантовой физики

Квантовые свойства

света

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.5

проверочные задания;


Физика атома

Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение принципа действия лазера

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.5

проверочные задания;


Физика атомного ядра

и элементарных

частиц

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности



практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по теме 1.5

проверочные задания;


Тема 1. 6

Вселенная и ее эволюция


Строение и развитие

Вселенной

Объяснение модели расширяющейся Вселенной


Происхождение

Солнечной системы

Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа



Раздел 2.Химия


Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира.

Характеристика химии как производительной силы общества.


Важнейшие химические понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит

и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет.

Основные законы

химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет

Основные теории

химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет

Важнейшие вещества

и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов. Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет

Химический язык

и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций


практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам.

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .

проверочные задания; дифференцированный зачет

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

практические занятия

лабораторные работы

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .


Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.


проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .


Профильное и профессионально значимое

содержание


Объяснение химических явлений, происходящих в

природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды

на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов по темам

2.1-2.12 .



Проверку знаний и умений студентов в рамках учебной дисциплины «Естествознание» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:

  • практическое занятие;

  • лабораторные работы;

  • проверочные работы;

  • тестирование;

  • проверка результатов выполнения самостоятельной работы студентов;

  • дифференцированный зачет.


На каждом учебном занятии необходимо создавать условия для проведения анализа собственной деятельности (рефлексии) студентами, отвечая на вопросы «Что получилось?», «Почему?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что необходимо сделать, чтобы добиться лучших результатов?».










1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!