СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экономике УМК Р.И.Хасбулатов

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит планирование углубленного курса экономики в 10 классе. УМК Р.И.Хасбулатов

Просмотр содержимого документа
«Программа по экономике УМК Р.И.Хасбулатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

\

«Утверждаю»

Директор МБОУ ЖСОШ

Тараскина Г.Н.

Приказ №357от

«02» сентября 2019г.



программа

учебного предмета «Экономика»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Жаворонковской средней общеобразовательной школы,

Роговой Надежды Викторовны, учителя географии и экономики,

высшей квалификационной категории



Экономика, 10класс

(углубленный уровень)



2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике для 10 класса составлена на основе примерной программы для учащихся, изучающих профильный курс экономики, и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-экономического направления. Рабочая программа составлена на основе:

-Государственного стандарта общего образования;

-Федерального компонента образовательного стандарта по экономике;

-Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень);

- Разработана на основе рабочей программы кандидата экономических наук Т.Л. Дихтяр, к учебнику «Экономика. 10 - 11 классы» Р. И. Хасбулатова.

Изучение предмета «Экономика» в современном обществе становится более значимым, так как выпускник школы должен быть хорошо адаптирован к новым экономическим реалиям.

Особая роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика. Он осознанно включается в экономические отношения, становится полноправным участником хозяйственной деятельности сначала на микроуровне, внутри семьи. Следующий этап — изучение макроэкономики — позволит ему понять процессы, происходящие в экономике страны и мира в целом.

Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п.

Цель программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

Задачи программы:

-Овладеть умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

-Усвоить основные положения экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

-Воспитать ответственность за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Принципы обучения

  • Научность

  • Фундаментальность

  • Преемственность

  • Гражданственность

  • Проблемность

  • Интерактивность


 Формы организации образовательного процесса:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики  целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

 Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Доклад. Проектное задание)

беседа; фронтальный опрос;

опрос в парах;

практикум;

тестирование;

участие в проектной деятельности, круглых столах;

подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

Технологии и ключевые компетенции

Технология. Ожидаемый результат. Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; 
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; 
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; 
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод.

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- «продвинутая лекция»,

- эссе.

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоениятемы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MSPowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся (не менее 4 за урок),

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,

7) антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в парах, в группах, поощрения любого варианта ответа, права на ошибку,

8) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.),

9) постоянное проговаривание основных понятий и их определений,

10) восполнение физической активности через динамические движения во время эмоциональных пауз, работе в группах, парах; передвижения учителя по классу во время объяснения нового материала; эмоционально – двигательный настрой на письменную работу.


Виды и формы контроля

Текущий и итоговый, входящий- формы

1.Контроль и самоконтроль

 (устный, письменный).

2.контрольные работы,

3.самостоятельные работы,

4.индивидуальные задания,

5.тесты,

6.устный опрос.

7.эссе

Место экономики в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 часа в неделю. Таким образом, исходя из продолжительности учебного года, в 10 классе программа рассчитана на 68 часов.

Используемый УМК

  1. «Экономика» Р.И. Хасбулатов Москва. Дрофа.2019

  2. Р.И.Хасбулатов Рабочая тетрадь Москва.Дрофа.2019


Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать (различать):спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.


Содержание образовательной программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

Раздел Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики

Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики.

Экономическая система государства

Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.

Раздел Ш Спрос

Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса. Перекрёстная эластичность спроса.

Предложение

Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.


Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм. Стоимость товара.

Конкуренция. Типы рынков

Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.

Доходы и расходы

Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.

Банки и банковская система

Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.

Деньги и финансы

История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег. Инфляция. Виды и темпы инфляции.

Фондовая биржа

Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (68 часов)

№п/п

Название темы

Кол-во часов

Элементы содержания

Учащиеся должны знать и уметь

1.

Экономика: наука и хозяйство

6

Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столько товаров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда, средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон редкости. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация.

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры свободных и экономических благ;

- выстраивать логическую последовательность экономических процессов;

- приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей;

- понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора;

- анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой производственных возможностей, раскрывать их экономический смысл;

- решать задачи на альтернативную стоимость;

- называть факторы производства;

- рассчитывать производительность труда;

- раскрывать понятия «специализация», «разделение труда»

2.

Экономическая система государства

5

Понятие «экономическая система».

Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические системы.

Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Общественные блага. Государственный сектор экономики.

- раскрывать сущность понятия «экономическая система»;

- называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем;

- приводить примеры различных форм собственности;

- делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем;

- понимать роль государства в рыночной экономике;

- объяснять отличия общественных благ от частных;

- приводить примеры общественных благ;

- называть отрасли, входящие в государственный сектор экономики.

3

Спрос

5

Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.

Спрос, величина спроса. Закон спроса.

Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом.

- объяснять значение основных понятий темы;

- называть функции рынка, приводить примеры различных рынков;

- формулировать закон спроса;

- доказывать примерами зависимость спроса от цены;

- приводить примеры неценовых факторов спроса;

- анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой;

- приводить примеры товаров-заменителей и дополняющих товаров;

- называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом;

- решать задачи на определение величины спроса и эластичность спроса

4

Предложение


8

Предложение, величина предложения, закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность предложения. Варианты эластичности предложения.

- объяснять значение основных понятий темы;

- формулировать закон предложения;

- доказывать примерами зависимость предложения от цены;

- анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой;

- устанавливать причины рыночного равновесия;

- объяснять причины различной эластичности;

- приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы;

- строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены;

- решать задачи на определение величины предложения и эластичность предложения

5

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

4

Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты. Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда. Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.

- объяснять значение основных понятий темы;

- раскрывать суть двух концепций формирования цены товара;

- приводить примеры различных цен;

- понимать механизм образования равновесной цены;

- решать задачи на альтернативную стоимость;

- приводить примеры товаров с высокой добавленной стоимостью


6

Конкуренция. Типы рынков

4

Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции. Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Естественная монополия.

- объяснять значение основных понятий темы;

- понимать условия для проявления конкуренции;

- объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции;

- выявлять достоинства и недостатки конкуренции;

- сравнивать различные типы рыночных структур, находить черты сходства и различия;

- приводить примеры рыночных структур;

- классифицировать рынки по степени проявления конкуренции;

- объяснять причину появления естественных монополий, приводить примеры естественных монополий.

7

Доходы и расходы

7

Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента. Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни.

объяснять значение основных понятий темы;

- называть источники доходов, различать вторичные и первичные доходы;

- приводить примеры доходов домохозяйств;

- находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять, делать выводы;

- анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа;

- называть виды сбережений, оценивать экономические риски;

- составлять личный бюджет и семейный бюджет;

- рассчитывать реальную заработную плату;

- объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран.

8

Банки и банковская система

8

История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Кредиты. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование. Депозиты. Виды депозитов.

- давать характеристику банковской системы страны;

- сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков;

- объяснять значение основных понятий темы;

- просчитывать риски по кредитам;

- рассчитывать выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни;

- находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках;

- объяснять ответственность поручителя по кредитам;

- называть виды депозитов, оценивать их преимущества и недостатки

9

Деньги и финансы

8

Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги. Вексель, банкнота. Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера. Денежная масса, денежные агрегаты. Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция. Темпы инфляции.Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция.

- объяснять значение основных понятий темы;

- приводить примеры, характеризующие функции денег;

- называть свойства металлических денег;

- объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег;

- делать выводы о роли денег в экономике;

- объяснять действие закона Фишера, приводить примеры влияния денежной массы на инфляцию;

- называть денежные агрегаты, проводить сравнение степени ликвидности, давать объяснение;

- понимать, как работает денежный рынок;

- выстраивать логическую цепочку движения капиталов;

- объяснять влияние ставки рефинансирования на инфляцию;

- анализировать график равновесия на денежном рынке, делать выводы;

- аргументированно объяснять политику «дорогих денег», политику «дешёвых денег»;

- искать в Интернете данные о ставке рефинансирования в разных странах;

- готовить доклады по теме, представлять информацию в виде презентации

10

Фондовая биржа

4

История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.

- объяснять значение основных понятий темы;

- сравнивать различные ценные бумаги;

- объяснять действия участников фондового рынка;

- решать задачи на расчёт стоимости ценных бумаг;

- искать информацию о биржевых индексах,

- представлять доклады и презентации по теме


11.

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

9

Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена. Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов.

- называть особенности рынка труда;

- определять качество рабочей силы;

- доказывать влияние качества рабочей силы на экономический рост;

- определять уровень безработицы, используя статистические данные;

- давать характеристику различных видов безработицы;

- приводить примеры различных видов безработицы, в том числе скрытой;

- анализировать структуру рынка труда;

- решать задачи на закон Оукена;

- представлять доклады о деятельности профсоюзов в разных странах мира;

- раскрывать понятие «рыночная власть профсоюзов».


Итого

68




Календарно-тематический план

10 класс

№ урока

Дата

Наименование разделов и тем

Кол. час.

Элементы содержания

Домашнее

задание

по плану

Фактич.

Раздел №1 Экономика: наука и хозяйство 6 часов

1

04.09.19


Введение

1

 Конкурс «Что дает экономика человеку»

2

05.09.19


Экономика и экономическая наука.

1

Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. Определение предмета экономической науки.

§ 1

3

11.09.19


Проблема выбора в экономике


1

Факторы производства Главные проблемы экономики. Закон редкости и закон роста потребностей.

§ 2

4

12.09.19


Главные проблемы экономики. Закон редкости и закон роста потребностей

1

Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресур­сов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели.

§ 2


5

18.09.19


Ограниченность ресурсов. Факторные доходы

1

Удовлетворение потребностей людей -условие существования и "развития общества. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и созда­ваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.


§ 3,1 в. 1-4 - устно, задача 5 – письменно

2.постр. пирамиду СВОИХ потребн.

6

19.09.19


Факторные доходы

1

Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль).

§ 3.2

2. Экономическая система государства - 5часов

7

25.09.19


Понятие «экономическая система». Типы экономических систем.

1

Понятие экономической модели. Экономические переменные и их.взаимозависимость.

§4.1

8

26.09.19


Основные черты административно-плановой системы

1

Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное рас­пределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование эконо­мики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плано­вой системы.

§ 4.2

9

2.10.19


Основные черты рыночной системы

1

Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возник­новения рыночной экономики. Возможность и необходимость обме­на продуктами труда между их производителями. Частная собст­венность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы.

§ 4.3

10

3.10.19


Смешанная экономическая система

1

Смешанная эко­номика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством.

§ 5

11

16.10.19


Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

1

Модель кругооборота доходов и расходов домашних хо­зяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государ­ства в экономику.

план ответа «Экономичсистемы».

Раздел №3 Спрос 5 часов

12

17.10.19


Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

1

Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование техни­ческого прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков

§6.1

13

23.10.19


Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики.

1

Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.

§6.2

14

24.10.19


Спрос и его содержание.

1

Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода.

§6.3

15

30.10.19


Закон спроса. Кривая спроса.

1

Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на др. товары и т. п).

§7.1

16

31.10.19


Ценовая эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом.

1

Понятия эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

§7.2

17

06.11.19


Эластичность спроса по доходу

1

Коэффициент эластичности спроса по доходу.

§7.3

Раздел №4 Предложение 8 часов

17

07.11.19


Предложение товара. Величина предложения

1

3ависимость величи­ны предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.

§8.1

19

13.11.19


Рыночное равновесие. Условие совершенной конкуренции.

1

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функ­ция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

§8.2

20

14.11.19


Воздействие внешних сил на рыночное равновесие

1

«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Госу­дарственная политика цен и рыночное равновесие.

§8.3

21

27.11.19


Ценовая эластичность предложения.

1

Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции.

§9.1


22

28.11.19


Практическое значение теории эластичности

1

Осуществление цено­вой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок - товарных налогов в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе.

§9.2

23

04.12.19


Реакция рынка на изменение спроса и предложения

1



Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функ­ция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

§9.3

24

05.12.19


Воздействие внешних сил на рыночное равновесие

1

«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Госу­дарственная политика цен и рыночное равновесие.

§9.4

25

11.12. .19


Повторение и обобщение материала по теме: «Спрос и предложение»

1


Повторить

§§ 6-9

Раздел №5 Цена и стоимость. Альтернативная стоимость - 4 часа

26

12.12.19


Цена товара. Функции цен. Две концепции цены.

1

Объяснять значение основных понятий темы;


§10.1

27

18.12.19


Трудовая теория стоимости К. Маркса.

1

Раскрывать суть двух концепций формирования цены товара

§10.2

28

19.12.19


Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены

1

Приводить примеры различных цен; понимать механизм образования равновесной цены;


§11.1

29

25.12.19


Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.

1

Решать задачи на альтернативную стоимость; приводить примеры товаров с высокой добавленной стоимостью.

§11.2

Раздел №6 Конкуренция. Типы рынков 4 часа

30

26.12.19


Конкуренция

1

Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренцииУравновешивающая функ­ция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

§12.1.

31

08.01.20


Ценовая и неценовая конкуренция

1

Равновесная цена. Равновесный объем рынка.

§12.2

32

09.01.20


Историческая эволюция рыночных структур.

1


§13

33

15.01.20


Рынок совершенной конкуренции;

1

Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Естественная монополия.

§14

Раздел №6 Доходы и расходы 7часов

34

16.01.20


Источники доходов

1

Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.


§15.1

35

22.01.20


Расходы. Закон Энгеля

1


§16.1

36

23.01.20


Структура доходов российской семьи.

1

Понимание того, что могут существовать различные источники доходов; понимание роли трудового заработка в современной российской действительности.

§16.2

37

29.01.20


Бюджет семьи. Социальные трансферты.

1

Считать общую сумму доходов.

Соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи

§15.2

38

30.01.20


Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция

1

Различать виды денежных поступлений.

Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами

§15.3

39

05.02.20


Потребительская корзина.

1

Индекс стоимости жизни.

Выучить конспект

40

06.02.20


Повторение и обобщение материала по разделу

1


Повторить §15-16

Раздел №7Банки и банковская система 8 часов

41

12.02.20


История формирования банковской системы.

1


§18.1

42

13.02.20


Центральный банк и его функции

1

Политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ.

§18.2

43

26.02.20


Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности.

1

Банковские услуги. Расчѐты с валютными курсами.

§18.3

44

27.02.20


Банковская прибыль, ссудный процент.

1

От чего зависит размер выплат по вкладу. Почему и как страхуются вклады. Находить информацию о вкладах и кредитах.

Выучить конспект

45

04.03.20


Кредиты. Принципы кредитования.

1

Причины и последствия решений при взятии кредита. Условия кредита, приводить примеры. Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам

§19.1

46

05.03.20


Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта.

1


§19.2

47

11.03.20


Ипотечное кредитование

1


§19.3

48

12.03.20


Депозиты. Виды депозитов.

1

Потребитель, его суверенитет, рацио­нальность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах.

§19.4

Раздел №8 Деньги и финансы 8 часов

49

18.03.20


Происхождение и функции денег.

1

Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища.

§20.1

50

19.03.20


Бумажные деньги и законы их обращения

1

Товарные и кредитные деньги. Вексель, банкнота.

§20.2

51

25.03.20


Денежная масса, денежные агрегаты.

1

Уравнение Фишера. Денежная масса, денежные агрегаты.

§21.1

52

26.03.20


Равновесие на денежно-финансовом рынке

1

Денежный рынок, инвестиционный капитал.

§21.2

53

01.04.20


Понятие и природа электронных денег

1


§21.3

54

02.04.20


Темпы инфляции. Виды инфляции.

1


Выучить конспект

55

15.04.20


Социальные последствия инфляции.

1


Выучить конспект

56

16.04.20


Дефляция. Дезинфляция.

1


Выучить конспект

Раздел №9 Фондовая биржа 4 часа

57

22.04.20


История появления фондовых бирж.

1

История появления фондовых бирж.

§22.1

58

23.04.20


Современная фондовая биржа.


Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи».

§22.2

59

29.04.20


Рынок ценных бумаг.


Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы.

§23.1

60

30.04.20


Фондовые инструменты.


Участники фондового рынка

§23.2

Раздел №10 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы. 9 часов

61

06.05.20


Рынок труда.

1

Труд и рынок рабочей силы.

§24.1

62

07.05.20


Рабочая сила и теория человеческого капитала.

1

Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста.

§24.2.3

63

13.05.20


Структура рынка труда

1

Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые

§24.4

64

14.05.20


Безработица

1

Уровень безработицы

§25.1

65

14.05.20


Типы безработицы

1

Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена.

§25.2

66

20.05.20


Профсоюзы.

1

История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов

§25.3

67

21.05.20


Повторение и обобщение материала по теме

1


Повторить

§§20-25

68

27.05.20


Повторение и обобщение материала .

1



Источники информации и средства обучения»

Учебно-методический комплекс:

Учебники:

Пособия для учащихся:

1. Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос. унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 272с.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 2004. - 114с.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс,2008. - 80с.


Пособия для учителя:

1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

2. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО,2006. - 112с.

3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс,2008.

4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс,2009.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!