СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экологическому воспитанию: "Юные экологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по экологическому воспитанию: "Юные экологи"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа

город Буй, Костромской области



Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 1

от 28.08.2020 г.

Рассмотрено

методическим советом

протокол № 1

от 29.08.2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________________

А.Н. Дубровина

Приказ № 30/29

от 31.08.2020 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 1 - 2 КЛАССОВ

Кружок «Юные Экологи»













Буй, 2020























Содержание



Содержание разделов программы

Страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика кружка

4 - 6

3

Описание места кружка в учебном плане

6

4

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

6

5

Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения данного кружка

7

6

Планируемые результаты

7 - 8

7

Содержание программы кружка

8 - 11

8

Тематическое планирование

11 - 12

9

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

12 - 13

10

Список литературы


13























  1. Пояснительная записка



















Введение.


Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом и состоит главная целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей.

Общие сведения.


Программа курса «Юные экологи» разработана для обучающихся1 - 2 классов. Программа соответствует основной стратегии развития школы:

  • ориентации содержания образования на развитие личности;

  • реализации деятельностного подхода к обучению;

  • обучению ключевым компетенциям (готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач)и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.


Цель:


формирование компетентности обучающихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Задачи:

  • формировать интерес к изучению природы родного края; 

  • развивать творческие способности учащихся; 

  • воспитывать умения видеть в необычное и удивительное; 

  • познакомить обучающихся с различными видами искусства;

  • углублять и обогащать кругозор детей о родном крае; 

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; 

  • формировать представления о природных сообществах области; 

  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края; 

  • формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.


Программа разработана:


  • на основе примерной программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);

  • на основе Федерального государственного стандарта общего образования;

  • примерных программ внеурочной деятельности. Начальное образование;

  • планируемых результатов начального общего образования;

  • авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» Ю.Н. Александровой.


  1. Общая характеристика рабочей программы







Актуальность программы:


Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культу-рой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы во внеурочной деятельности, по формированию у обучающихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.


Ключевая компетенция

Целевой ориентир ключевых компетенций

Общекультурная компетенция

(предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)


Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний;

- организовывать собственные приемы обучения;

- решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением

Социально-трудовая компетенция


Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- оперативно включаться в проекты;

- нести ответственность;

- внести свой вклад в проект;

- доказать солидарность;

- организовать свою работу.

Коммуникативная компетенция


Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения;

- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Компетенция в сфере личностного определения


Способность и готовность:

- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровье, потреблением, а также окружающей средой.



Основная идея программы:


Становление экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой, а также преодоление отчуждения ребенка от природы.


Формы учебных занятий.


  1. Учебно-практические занятия.

  2. Проектная деятельность.

  3. Тематические экскурсии.

  4. Познавательные игры по тематике программы.

  5. Досуговые, массовые мероприятия.

  6. Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице).

  7. Викторины и др.

Принципы.


  1. Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учет возрастных особенностей детей).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка)

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).


Направление – социальное


Возрастной диапазон освоения программы - 7–8 лет.


Срок реализации программы – 1 год.


Методы и средства обучения:


*Словесные – рассказ, объяснение, беседа. *Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок, видеофильмов, презентаций.

*Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, кроссвордов, тестирование, экскурсии с целью изучения программного материала.


Формы и методы контроля:


  • психодиагностика;

  • праздники, конкурсы;

  • анализ результатов деятельности.

  • наблюдение за детьми в ходе работы;

  • экологические игры;

  • проведение практических работ;

  • выставки, презентации;

  • папка исследователя;

  • викторины;

  • разработка и защита творческих проектов.

  1. Описание места занятий в учебном плане























Место кружка в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом выделяется:


В сего за учебный год в 1 классе: 17 часов.

В неделю в 1 классе: 0,5 часов или 1 час.

В сего учебных недель в 1 классе: 33 недели.


В сего за учебный год во 2 классе: 34 часа.

В неделю во 2 классе: 1 час.

В сего учебных недель во 2 классе: 34 недели.


Изменений, внесённые в текст данной программы, взятой за основу при написании рабочей программы нет.


Место занятий внеурочной деятельностью


Кабинеты № 4; № 1



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебных занятий























Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:


  • развитие у обучающихсяэстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие

  • умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение обучающихсяв реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебных занятий























Предметные результаты:


  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

  • называть характерные признаки времен года;

  • различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  • ухаживать и размножать комнатные растения;

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:


  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания.


Метапредметные результаты:


  1. Регулятивные:


  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

  • замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.


  1. Познавательные:


  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий;

  • сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

  • устанавливать правильную последовательность событий;

  • группировать различные предметы по заданному признаку.


  1. Коммуникативные:


  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при работе в парах;

  • формирование коммуникативных навыков.


6. Планируемые результаты























Требование к результатам обучения обучающихся к концу года.


  • Дети познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

  • В результате изучения курса заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

  • У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.

  • Обучающиеся будут использовать приобретенные знания в практической деятельности.

должны знать/ понимать:

должны уметь:

- что такое экология;

- способы охраны природы;

- роль живой природы в жизни человека;

- многообразие природы;

- экологические катастрофы;

- влияние экологии на здоровье человека;

- представителей редких организмов;

- правила поведения в природе;

- особенности природы родного края;

- знать растительный и животный мир родных мест охраняемые виды.


- классифицировать экологические связи;

- устанавливать цепи питания;

- выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира;

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;

- распознавать растения и животных родного края;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года;

- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.








7. Содержание программы кружка






















Содержание программы кружка для 1 класса



1 раздел "Введение в экологию (2 часа)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел “Огородная поляна” (2 часа)

Представления детей о природном объекте – земля. Фрукты, овощи, злаковые культуры. Сходство и различие плодов. Отрасли растениеводства в нашем крае. Польза огородных растений для человека. Творчество обучающихся.

3 раздел «Красота природы» (2 часа)

Рисование листьев и раскрашивание их красками. Экскурсия в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем люди должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». Викторина о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости. Прослушивание музыкальных произведений. Беседы по картинам русских художников.

4 раздел «Помоги пернатым» (3 часа)

Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Виды птиц. Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» Подкормка птиц.

5 раздел «Растения на окне» (2 часа)

Беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений. Беседа о правилах ухаживания за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. Викторина.

6 раздел «Будь природе другом!» (4 часа)

Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.

7 раздел «Мир, в котором я живу» (2 часа)

Насекомые луга. Мир похож на цветной луг. Мой любимый цветок-рассказ. Рисование цветов. Домашние животные. Содержание домашних животных. Рисование домашнего животного. Мое любимое животное – рассказ. Береги свою планету! Уборка школьной территории. Мы - юные экологи. Посадка рассады цветов. Лекарственные растения. Природная аптека. Рисование. Викторина. Экологическая викторина. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.





Содержание программы кружка для 2 класса

1 раздел: «Введение в экологию» (4 часа)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел: «Молчаливые соседи» (3 часа)

Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Наблюдение за поведением птиц.

3 раздел: «Пернатые друзья» (3 часа)

Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» Подкормка птиц.

4 раздел: «О чём шепчут деревья» (3 часа)

Рисование листьев и раскрашивание их красками. Экскурсия проходит в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем люди должны беречь лес

5 раздел: «Загадки животного мира» (3 часа)

Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.

6 раздел: «Секреты неживой природы» (2 часа)

Экскурсия проходит в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем мы должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». Викторина о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости. Прослушивание музыкальных произведений. Просмотр картин великих художников.

7 раздел: «Оранжерея на окне» (3 часа)

Беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений. Беседа о правилах ухаживания за растениями. Практическая работа по уходу за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. Викторина.

8 раздел: «Человек – часть живой природы» (4 часа)

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.

9 раздел: «Охрана природы» (1 час)

Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края.

10 раздел: «Край родной, навек любимый!» (7 часов)

Береги свою планету! Уборка школьной территории. Мы - юные экологи. Посадка рассады цветов. Лекарственные растения. Природная аптека. Рисование. Викторина. Сбор лекарственных растений. Экологическая викторина. Сбор лекарственных растений. Итоговое занятие. Праздник. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.





8. Учебный план























Учебно-тематический план


1 класс (17 часов)



Содержание раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1 раздел: «Введение в экологию» (2 часа)

1.

Вводное занятие. Правила по т/б.Что такое экология. Экскурсия в парк. Наблюдения за неживой природой осенью. Сбор осенних листьев. Конкурс на лучший букет из осенних листьев.


0,5

0,5

1

2.

Связи живой и неживой природы.Роль неживой природы в жизни живого. Уборка осенних листьев на территории школы.


0,5

0,5

1

Итого:



2

2 раздел: «Огородная поляна» (2 часа)

3.

Дары Земли – матушки и Осени – красавицы.Фрукты и овощи. Лепка из пластилина фруктов и овощей по теме: «Урожай у нас хорош…»

0,5

0,5

1

4.

Огородные растения. Значение огородных растений для человека.Экскурсия на школьный огород (наблюдение за сбором урожая)

0,5

0,5

1

Итого:



2

3 раздел: «Красота природы» (2 часа)

5.

Природа и рукотворный мир.Изготовление поделок из природного материала.«Аппликация из засушенных листьев».

0,5

0,5

1

6.

Природа родного края. Красотаявлений природы.Явления природы: снегопад, дождь,листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Электричество ввоздухе: молнии. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.Проект класса по теме: «Красота русской природы в рисунках»

0,5

0,5

1

Итого:



2

4 раздел:«Помоги пернатым» (3 часа)

7.

Наши пернатые друзья.Птицы Красной Книги России. Перелетные и зимующие птицы. Жизнь птиц зимой. Берегите птиц!

0,5

0,5

1

8.

Помоги пернатым.Формы кормушек и виды корма для птиц. Правила подкормки птиц. Конкурс на тему: «Каждой пичужке по кормушке». Рисование, раскрашивание рисунков на тему: «Наши пернатые друзья».

0,5

0,5

1

9.

Экологическая тропинка природы. Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением воробьёв и голубей. Развешивание кормушек. Акция: «Покормите птиц!»

0,5

0,5

1

Итого:



3

5 раздел: «Растения на окне» (2 часа)

10.

Сад на подоконнике. Роль комнатных растений. Обсуждение плана работы над проектом: «Цветник на подоконнике». Особенности комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

0,5

0,5

1

11.

Растения на окне. Экологическая викторина. Рисование, раскрашивание рисунков.Презентация и защита проекта: «Цветник на подоконнике».

0,5

0,5

1

Итого:



2

6 раздел: «Будь природе другом!» (4 часа)

12.

Охрана природы. Способы охраны природы. Животные и растения Красной книги. Рассказ (проект) о животном или о растении из Красной книги.

0,5

0,5

1

13.

Охрана воды.Рисование рисунков, экологических знаков на тему: «Береги воду!»

0,5

0,5

1

14.

Охрана воздуха.Рисование рисунков, экологических знаков на тему: «Береги воздух!»

0,5

0,5

1

15.

Береги свою планету!Лаборатория юного эколога. Практическое и исследовательское занятие по определению свойств воды и воздуха.

0,5

0,5

1

Итого:



3

7 раздел: «Мир, в котором я живу» (2 часа)

16.

Экологические наблюдения. «Зимние загадки природы»Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе.

0,5

0,5

1

17.

Итоговое занятие. Праздник: «Посвящение в экологи». Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.

0,5

0,5

1


Итого:



2





Учебно-тематический план


2 класс (34 часа)


Содержание раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1 раздел: «Введение в экологию» (4 часа)

1

Вводное занятие. Правила по т/б.Экология. Путешествие в природу.

1


1

2

Практическое занятие. Экскурсия на экологическую тропу.Ознакомительное занятие. Признаки ранней осени.


1

1

3

Будь природе другом!Практическое занятие. Уборка листвы и сучьев деревьев с территории экологической тропы.


1

1

4

Отношение человека к природе.Экологическая безопасность.Полезные взаимосвязи природы и человека.

1


1

Итого:



4

2 раздел:«Молчаливые соседи» (3 часа)

5

Наши верные друзья.Наблюдения за домашними животными. Разновидности домашних животных. Роль домашних животных в жизни человека.

1


1

6

Роль животных в природе и жизни людей.Конкурс загадок о животных

1


1

7

Животные в жизни моей семьи.Ответственность человека за домашних животных.

1


1

Итого:



3

3 раздел:«Пернатые друзья» (3 часа)

8

Прогулка  «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.Различие зимующих и перелётных птиц. Причины отлёта птиц в тёплые края. Наблюдение за птицами в природе.


1

1

9

Экологическая акция: «Поможем птицам!». Изготовление кормушек для птиц.


1

1

10

Экологический КВН:«Птицы - наши друзья».

1


1

Итого:



3

4 раздел:«О чём шепчут деревья» (3 часа)

11

Этажи леса. Экскурсия на экологическую тропу: «По тропинке в природу».Примеры взаимосвязей между человеком и природой.


1

1

12

Сезонные изменения у растений. Экскурсия «Признаки осени. Изменения в жизни растений».


1

1

13

Мы – художники. Загадки леса. Примеры взаимосвязей между человеком и природой.

1


1

Итого:



3

5 раздел:«Загадки животного мира» (3 часа)

14

Зимовье зверей. Различие диких и домашних животных. Примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке.

1


1

15

Заочная экскурсия в отдел природы музея им. Т.В. Ольховик. Внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).


1

1

16

Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы.

1


1

Итого:



3

6 раздел:«Секреты неживой природы» (2 часа)

17

Природа – наш общий дом. Времена года. Экскурсия в природу «Приметы зимы».


1

1

18

Значение воды для растений, животных и человека. Значение чистоты воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Меры по охране чистоты воды.

Гололёд. Как бороться с гололедом.

1


1

Итого:



2

7 раздел:«Оранжерея на окне» (3 часа)

19

Комнатные растения. Комнатные растения школы. Их особенности.

1


1

20

Любители света и тени, влаги и тепла. Комнатные растения школы. Практическая работа «Правила ухода за комнатными растениями»


1

1

21

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения».Примеры взаимосвязей между человеком и природой.

1


1


Итого:



3

8 раздел: «Человек – часть живой природы» (4 часа)

22

Люди разные нужны, люди всякие важны. Профессии людей, связанные с экологией. Их необходимость в современной жизни.


1


1

23

Выращивание рассады цветочных растений в классной комнате. Условия, необходимые для жизни растений..


1

1

24

Человек! Будь природе другом! Конкурс экологических плакатов и рисунков.


1

1

25

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»(или другие)


1

1

Итого:



4

9 раздел: «Охрана природы» (1 час)

26

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. Причины исчезновения животных. Способы охраны животных.

1


1

Итого:



1

10 раздел: «Край родной, навек любимый!» (7 часов)

27

Вы шумите, шумите надо мною берёзы…Берёза – символ России. Значение берёзы в жизни живой природы. Примеры взаимосвязей между человеком и природой.

1


1

28

Акция: «Поможем бездомным животным».Встреча с представителями общественных групп, помогающим бездомным животным.

1


1

29

Посвящение в экологи. Экологический праздник.

1


1

30

Экскурсия «Весенняя прогулка».Примеры взаимосвязей между человеком и природой.


1

1

31

Экологический проект: «Мой цветник».Примеры взаимосвязей между человеком и природой.

1


1

32

Интеллектуальная игра: «Будь здоров!»Здоровый образ жизни и экология человека. Примеры взаимосвязей между человеком и природой.

1


1

33

Праздник друзей природы.



1

Итого:



7



9. Материально-техническое обеспечение программы






















  • Технические средства обучения:


  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

  2. Видеоплеер

  3. Ноутбук

  4. Принтер лазерный


    • Оборудование класса


  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев

  2. Стол учительский

  3. Стул учительский

  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  5. Информационное обеспечение


  • Методическое обеспечение:


  1. Учебная площадка по безопасности дорожного движения

  2. Набор плакатов по ПДД

  3. Настольные игры по тематике дорожного движения

  4. Рисунки

  5. Макеты


  • Информационное обеспечение:


    1. Оформление информационных стендов

    2. Проекты детей


10. Литература























  1. Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.

  2. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.

  3. Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.

  4. Дмитриев Ю. А “Книга природы” – М. 1998 г.

  5. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.

  6. Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.

  7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.

  8. Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).

  9. Рыжова Н.А "Наш дом – природа”

  10. Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.

  11. "Все обо всем.”– М.1998 г.

  12. "Я познаю мир” – М. 1995 г.
















42



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!