Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа
город Буй, Костромской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от 28.08.2020 г. | Рассмотрено методическим советом протокол № 1 от 29.08.2020 г. | «Утверждаю» Директор школы __________________ А.Н. Дубровина Приказ № 30/29 от 31.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 1 - 2 КЛАССОВ
Кружок «Юные Экологи»
Буй, 2020
Содержание
№ | Содержание разделов программы | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Общая характеристика кружка | 4 - 6 |
3 | Описание места кружка в учебном плане | 6 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания кружка | 6 |
5 | Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения данного кружка | 7 |
6 | Планируемые результаты | 7 - 8 |
7 | Содержание программы кружка | 8 - 11 |
8 | Тематическое планирование | 11 - 12 |
9 | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | 12 - 13 |
10 | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка
Введение.
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А. Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом и состоит главная целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей.
Общие сведения.
Программа курса «Юные экологи» разработана для обучающихся1 - 2 классов. Программа соответствует основной стратегии развития школы:
ориентации содержания образования на развитие личности;
реализации деятельностного подхода к обучению;
обучению ключевым компетенциям (готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач)и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Цель:
формирование компетентности обучающихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Задачи:
формировать интерес к изучению природы родного края;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать умения видеть в необычное и удивительное;
познакомить обучающихся с различными видами искусства;
углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
формировать представления о природных сообществах области;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Программа разработана:
на основе примерной программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);
на основе Федерального государственного стандарта общего образования;
примерных программ внеурочной деятельности. Начальное образование;
планируемых результатов начального общего образования;
авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» Ю.Н. Александровой.
Общая характеристика рабочей программы
Актуальность программы:
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культу-рой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы во внеурочной деятельности, по формированию у обучающихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир ключевых компетенций |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний; - организовывать собственные приемы обучения; - решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - оперативно включаться в проекты; - нести ответственность; - внести свой вклад в проект; - доказать солидарность; - организовать свою работу. |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения; - способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровье, потреблением, а также окружающей средой. |
Основная идея программы:
Становление экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой, а также преодоление отчуждения ребенка от природы.
Формы учебных занятий.
Учебно-практические занятия.
Проектная деятельность.
Тематические экскурсии.
Познавательные игры по тематике программы.
Досуговые, массовые мероприятия.
Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице).
Викторины и др.
Принципы.
Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учет возрастных особенностей детей).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка)
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).
Направление – социальное
Возрастной диапазон освоения программы - 7–8 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Методы и средства обучения:
*Словесные – рассказ, объяснение, беседа. *Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок, видеофильмов, презентаций.
*Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, кроссвордов, тестирование, экскурсии с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
наблюдение за детьми в ходе работы;
экологические игры;
проведение практических работ;
выставки, презентации;
папка исследователя;
викторины;
разработка и защита творческих проектов.
Описание места занятий в учебном плане
Место кружка в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом выделяется:
В сего за учебный год в 1 классе: 17 часов.
В неделю в 1 классе: 0,5 часов или 1 час.
В сего учебных недель в 1 классе: 33 недели.
В сего за учебный год во 2 классе: 34 часа.
В неделю во 2 классе: 1 час.
В сего учебных недель во 2 классе: 34 недели.
Изменений, внесённые в текст данной программы, взятой за основу при написании рабочей программы нет.
Место занятий внеурочной деятельностью
Кабинеты № 4; № 1
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебных занятий
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у обучающихсяэстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие
умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение обучающихсяв реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебных занятий
Предметные результаты:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
называть характерные признаки времен года;
различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
ухаживать и размножать комнатные растения;
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
устанавливать правильную последовательность событий;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
формирование коммуникативных навыков.
6. Планируемые результаты
Требование к результатам обучения обучающихся к концу года.
Дети познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.
Обучающиеся будут использовать приобретенные знания в практической деятельности.
должны знать/ понимать: | должны уметь: |
- что такое экология; - способы охраны природы; - роль живой природы в жизни человека; - многообразие природы; - экологические катастрофы; - влияние экологии на здоровье человека; - представителей редких организмов; - правила поведения в природе; - особенности природы родного края; - знать растительный и животный мир родных мест охраняемые виды. | - классифицировать экологические связи; - устанавливать цепи питания; - выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира; - оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе; - распознавать растения и животных родного края; - сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями; - называть условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями; - проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; - оказывать помощь птицам в зимнее время года; - участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы. |
7. Содержание программы кружка
Содержание программы кружка для 1 класса
1 раздел "Введение в экологию (2 часа)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел “Огородная поляна” (2 часа)
Представления детей о природном объекте – земля. Фрукты, овощи, злаковые культуры. Сходство и различие плодов. Отрасли растениеводства в нашем крае. Польза огородных растений для человека. Творчество обучающихся.
3 раздел «Красота природы» (2 часа)
Рисование листьев и раскрашивание их красками. Экскурсия в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем люди должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». Викторина о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости. Прослушивание музыкальных произведений. Беседы по картинам русских художников.
4 раздел «Помоги пернатым» (3 часа)
Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Виды птиц. Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» Подкормка птиц.
5 раздел «Растения на окне» (2 часа)
Беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений. Беседа о правилах ухаживания за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. Викторина.
6 раздел «Будь природе другом!» (4 часа)
Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.
7 раздел «Мир, в котором я живу» (2 часа)
Насекомые луга. Мир похож на цветной луг. Мой любимый цветок-рассказ. Рисование цветов. Домашние животные. Содержание домашних животных. Рисование домашнего животного. Мое любимое животное – рассказ. Береги свою планету! Уборка школьной территории. Мы - юные экологи. Посадка рассады цветов. Лекарственные растения. Природная аптека. Рисование. Викторина. Экологическая викторина. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.
Содержание программы кружка для 2 класса
1 раздел: «Введение в экологию» (4 часа)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел: «Молчаливые соседи» (3 часа)
Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Наблюдение за поведением птиц.
3 раздел: «Пернатые друзья» (3 часа)
Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» Подкормка птиц.
4 раздел: «О чём шепчут деревья» (3 часа)
Рисование листьев и раскрашивание их красками. Экскурсия проходит в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем люди должны беречь лес
5 раздел: «Загадки животного мира» (3 часа)
Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.
6 раздел: «Секреты неживой природы» (2 часа)
Экскурсия проходит в парке. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Изготовление поделок. Беседа о том, как и зачем мы должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». Викторина о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости. Прослушивание музыкальных произведений. Просмотр картин великих художников.
7 раздел: «Оранжерея на окне» (3 часа)
Беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений. Беседа о правилах ухаживания за растениями. Практическая работа по уходу за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. Викторина.
8 раздел: «Человек – часть живой природы» (4 часа)
Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.
9 раздел: «Охрана природы» (1 час)
Охрана животных и растений. Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края.
10 раздел: «Край родной, навек любимый!» (7 часов)
Береги свою планету! Уборка школьной территории. Мы - юные экологи. Посадка рассады цветов. Лекарственные растения. Природная аптека. Рисование. Викторина. Сбор лекарственных растений. Экологическая викторина. Сбор лекарственных растений. Итоговое занятие. Праздник. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.
8. Учебный план
Учебно-тематический план
1 класс (17 часов)
| Содержание раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 раздел: «Введение в экологию» (2 часа) |
1. | Вводное занятие. Правила по т/б.Что такое экология. Экскурсия в парк. Наблюдения за неживой природой осенью. Сбор осенних листьев. Конкурс на лучший букет из осенних листьев. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Связи живой и неживой природы.Роль неживой природы в жизни живого. Уборка осенних листьев на территории школы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 2 |
2 раздел: «Огородная поляна» (2 часа) |
3. | Дары Земли – матушки и Осени – красавицы.Фрукты и овощи. Лепка из пластилина фруктов и овощей по теме: «Урожай у нас хорош…» | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Огородные растения. Значение огородных растений для человека.Экскурсия на школьный огород (наблюдение за сбором урожая) | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 2 |
3 раздел: «Красота природы» (2 часа) |
5. | Природа и рукотворный мир.Изготовление поделок из природного материала.«Аппликация из засушенных листьев». | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. | Природа родного края. Красотаявлений природы.Явления природы: снегопад, дождь,листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Электричество ввоздухе: молнии. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.Проект класса по теме: «Красота русской природы в рисунках» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 2 |
4 раздел:«Помоги пернатым» (3 часа) |
7. | Наши пернатые друзья.Птицы Красной Книги России. Перелетные и зимующие птицы. Жизнь птиц зимой. Берегите птиц! | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | Помоги пернатым.Формы кормушек и виды корма для птиц. Правила подкормки птиц. Конкурс на тему: «Каждой пичужке по кормушке». Рисование, раскрашивание рисунков на тему: «Наши пернатые друзья». | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Экологическая тропинка природы. Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением воробьёв и голубей. Развешивание кормушек. Акция: «Покормите птиц!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 3 |
5 раздел: «Растения на окне» (2 часа) |
10. | Сад на подоконнике. Роль комнатных растений. Обсуждение плана работы над проектом: «Цветник на подоконнике». Особенности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Растения на окне. Экологическая викторина. Рисование, раскрашивание рисунков.Презентация и защита проекта: «Цветник на подоконнике». | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 2 |
6 раздел: «Будь природе другом!» (4 часа) |
12. | Охрана природы. Способы охраны природы. Животные и растения Красной книги. Рассказ (проект) о животном или о растении из Красной книги. | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | Охрана воды.Рисование рисунков, экологических знаков на тему: «Береги воду!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | Охрана воздуха.Рисование рисунков, экологических знаков на тему: «Береги воздух!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Береги свою планету!Лаборатория юного эколога. Практическое и исследовательское занятие по определению свойств воды и воздуха. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | | 3 |
7 раздел: «Мир, в котором я живу» (2 часа) |
16. | Экологические наблюдения. «Зимние загадки природы»Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Итоговое занятие. Праздник: «Посвящение в экологи». Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итого: | | | 2 |
Учебно-тематический план
2 класс (34 часа)
№ | Содержание раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 раздел: «Введение в экологию» (4 часа) |
1 | Вводное занятие. Правила по т/б.Экология. Путешествие в природу. | 1 | | 1 |
2 | Практическое занятие. Экскурсия на экологическую тропу.Ознакомительное занятие. Признаки ранней осени. | | 1 | 1 |
3 | Будь природе другом!Практическое занятие. Уборка листвы и сучьев деревьев с территории экологической тропы. | | 1 | 1 |
4 | Отношение человека к природе.Экологическая безопасность.Полезные взаимосвязи природы и человека. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 4 |
2 раздел:«Молчаливые соседи» (3 часа) |
5 | Наши верные друзья.Наблюдения за домашними животными. Разновидности домашних животных. Роль домашних животных в жизни человека. | 1 | | 1 |
6 | Роль животных в природе и жизни людей.Конкурс загадок о животных | 1 | | 1 |
7 | Животные в жизни моей семьи.Ответственность человека за домашних животных. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 3 |
3 раздел:«Пернатые друзья» (3 часа) |
8 | Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.Различие зимующих и перелётных птиц. Причины отлёта птиц в тёплые края. Наблюдение за птицами в природе. | | 1 | 1 |
9 | Экологическая акция: «Поможем птицам!». Изготовление кормушек для птиц. | | 1 | 1 |
10 | Экологический КВН:«Птицы - наши друзья». | 1 | | 1 |
Итого: | | | 3 |
4 раздел:«О чём шепчут деревья» (3 часа) |
11 | Этажи леса. Экскурсия на экологическую тропу: «По тропинке в природу».Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | | 1 | 1 |
12 | Сезонные изменения у растений. Экскурсия «Признаки осени. Изменения в жизни растений». | | 1 | 1 |
13 | Мы – художники. Загадки леса. Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 3 |
5 раздел:«Загадки животного мира» (3 часа) |
14 | Зимовье зверей. Различие диких и домашних животных. Примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке. | 1 | | 1 |
15 | Заочная экскурсия в отдел природы музея им. Т.В. Ольховик. Внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). | | 1 | 1 |
16 | Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 3 |
6 раздел:«Секреты неживой природы» (2 часа) |
17 | Природа – наш общий дом. Времена года. Экскурсия в природу «Приметы зимы». | | 1 | 1 |
18 | Значение воды для растений, животных и человека. Значение чистоты воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Меры по охране чистоты воды. Гололёд. Как бороться с гололедом. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 2 |
7 раздел:«Оранжерея на окне» (3 часа) |
19 | Комнатные растения. Комнатные растения школы. Их особенности. | 1 | | 1 |
20 | Любители света и тени, влаги и тепла. Комнатные растения школы. Практическая работа «Правила ухода за комнатными растениями» | | 1 | 1 |
21 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения».Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | 1 | | 1 |
| Итого: | | | 3 |
8 раздел: «Человек – часть живой природы» (4 часа) |
22 | Люди разные нужны, люди всякие важны. Профессии людей, связанные с экологией. Их необходимость в современной жизни. | 1 | | 1 |
23 | Выращивание рассады цветочных растений в классной комнате. Условия, необходимые для жизни растений.. | | 1 | 1 |
24 | Человек! Будь природе другом! Конкурс экологических плакатов и рисунков. | | 1 | 1 |
25 | Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»(или другие) | | 1 | 1 |
Итого: | | | 4 |
9 раздел: «Охрана природы» (1 час) |
26 | Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. Причины исчезновения животных. Способы охраны животных. | 1 | | 1 |
Итого: | | | 1 |
10 раздел: «Край родной, навек любимый!» (7 часов) |
27 | Вы шумите, шумите надо мною берёзы…Берёза – символ России. Значение берёзы в жизни живой природы. Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | 1 | | 1 |
28 | Акция: «Поможем бездомным животным».Встреча с представителями общественных групп, помогающим бездомным животным. | 1 | | 1 |
29 | Посвящение в экологи. Экологический праздник. | 1 | | 1 |
30 | Экскурсия «Весенняя прогулка».Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | | 1 | 1 |
31 | Экологический проект: «Мой цветник».Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | 1 | | 1 |
32 | Интеллектуальная игра: «Будь здоров!»Здоровый образ жизни и экология человека. Примеры взаимосвязей между человеком и природой. | 1 | | 1 |
33 | Праздник друзей природы. | | | 1 |
Итого: | | | 7 |
9. Материально-техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Видеоплеер
Ноутбук
Принтер лазерный
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Стул учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Информационное обеспечение
Учебная площадка по безопасности дорожного движения
Набор плакатов по ПДД
Настольные игры по тематике дорожного движения
Рисунки
Макеты
10. Литература
Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
Дмитриев Ю. А “Книга природы” – М. 1998 г.
Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”
Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
"Все обо всем.”– М.1998 г.
"Я познаю мир” – М. 1995 г.
42