СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Юная рукодельница"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Юная рукодельница"»


Управление по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Винниковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Согласовано с Советом

родителей школы

Протокол №1

От «30» августа 2023 г.



Принято на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 31августа 2023г.

____________Н.А.Шмараева

«Утверждено»

Директор школы

__________ А.И.Машошин

Приказ №147

от 31 августа 2023 года










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА»

Стартовый уровень

Возраст учащихся – 11-16 лет

Объем – 36 часов

Срок реализации – 1 год












Составитель: педагог дополнительного образования

Самсоненко Ирина Валерьевна






Курск 2023


Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует повышению художественно – эстетической культуры, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира, так и русского народа.

Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Рабочая программа «Рукодельница» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в настоящее время занятия рукоделием возрождают былые традиции умельцев, привнося современные способы декоративно-прикладного искусства.

Данная программа предполагает изучение различных видов рукоделия: цветы из бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла (лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами).

Направленность программы – художественная. На протяжении всей истории человечества народное искусство (рукоделие) было неотъемлемой частью культуры. Рукоделие влияет на формирование художественных вкусов и эстетических норм.

Тематическая направленность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которое способно вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Данная программа курса «Рукодельница» поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит и расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства, рукоделию.

Программа ориентирована на применение расширенного комплекса современного декоративно-прикладного творчества: цветы из бумаги, текстильная кукла, художественные ремесла (лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком, вязание спицами).

Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.

Программа направлена на:

  • Создание условий для развития ребенка;

  • Развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • Профилактика асоциального поведения;

  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • Укрепление психического и физического здоровья;

  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Основная цель занятий – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о различных видах рукоделия.

  2. Развить необходимые практические умения и навыки по выполнению различных видов ручных и машинных работ.

  3. Сформировать навыки, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельных работ.

  4. Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.

  5. Развивать коммуникативные способности воспитанников.

  6. Сформировать у учащихся умения по комплексному использованию знаний по разным предметам.

  7. Воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.

Способствовать эстетическому и духовно-нравственному воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.


Категория обучающихся, принцип формирования групп

Возраст обучающихся – 11-16 лет, это учащиеся 5-8 классов.

Кол-во обучающихся в группе - 8 - 15 человек.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Направленность программы – художественная.

Профиль – декоративно-прикладное творчество.

Вид деятельности – художественные работы.

По форме организации – групповая.

По широте охвата и содержанию деятельности – профильная.

Учет их возрастно-психологических особенностей предполагает следующую организацию образовательного процесса:

  • Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию.

  • Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами.

  • Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы.

  • Учащиеся могут работать в группах, объединяясь по интересам.

Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильный. В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.

Методы обучения

Методы обучения при организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);

  • Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ приемов работы, наблюдения, показ по образцу);

  • Практические (тренировочные упражнения).

  • Метод «мозгового штурма» (эвристический метод). Использование данного метода дает возможность активизации интереса учащихся во время занятий, данный метод актуально проводить во время выбора фронта исследования, выбора темы проекта и постановки цели проекта.

Вся работа занятий построена так, чтобы ребята могли глубоко усвоить данную программу через метод проектного обучения – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы выбора творческой работы и направленности прикладного искусства.

Рабочая программа студии «Юная рукодельница» для 5-8 классов разработана на основе:

- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • -Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • - Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648 – 20 «"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральных требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

- Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российский Федерации от 9 ноября 2018 года №196

Программа студии основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рукоделие помогает учащимся познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.


Тип программы:

общеразвивающая программа по художественному творчеству.

Формы занятий.

Форма обучения: очная.

Группы формируются из детей с учетом возраста, индивидуальных способностей. Набор учащихся производится в начале учебного года по желанию детей и их родителей. Формами организации познавательной деятельности на занятиях является: индивидуальная, парная, групповая.

Индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей.

Групповая - разделение на мини группы для выполнения определенной работы.




Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

 Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

учащиеся научатся:

сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

учащиеся получат возможность:

формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся:

организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

учащиеся получат возможность: 

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты:

к концу первого года обучения учащиеся обладают следующими знаниями и умениями;

- правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой, утюгом;

- основные инструменты и материалы, необходимые для работы в видах рукоделия, представленных в программе;

- история всех видов рукоделия, представленных в данной программе;

- основные виды ручных швов;

- подбирать и готовить нужные инструменты и материалы соответственно стилю и технике;

- работать с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;

- делать основные виды ручных швов;

- правильно набивать игрушки и обрабатывать «потайной шов»;

- оформлять готовые изделия;

В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать:

Основные технологические понятия;

- назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и - последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

- находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности.

Учебный план

п/п

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.

Инструктаж по технике безопасности

1

1

1

Вышивка «Крест»

4

1

3

Вышивка «Гладь»

4

1

3

Объемная вышивка «Гладь»

4

1

3

Вышивка бисером

4

1

3

Вышивка атласными лентами

4

1

3

Вязание крючком

5

1

4

Работа с атласными лентами

4

1

3

Дизайн

4

1

3

Обобщающее занятие

1

1

1


Итого:

35




Содержание учебной программы


  1. Вводное занятие (1 час)

Основные теоретические сведения

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила внутреннего распорядка учреждения, экскурсия. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях.

Использование инструментов и материалов по назначению (иголки, крючки, пяльца, клеевой пистолет, ножницы, клей ПВА, фломастеры, калька, иглы, леска, бисер, стеклярус, бусины, ракушки и др. материалы). Ознакомление с программой кружка «Юная рукодельница».

Практические работы

Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы.

  1. Вышивка швом «Крест» (4 часа)

Основные теоретические сведения

История развития вышивки «крест», способ выполнения вышивки, разработка схемы для вышивки самостоятельно или с помощью компьютерных технологий

Практические работы

Вышивка выбранной картины или мотива способом «Крест»

  1. Вышивка швом «Гладь», объемная вышивка (8 часов)

Основные теоретические сведения

Вышивка гладью, носившая бытовой характер. Образцы вышивки на изделиях.

Практические работы

Шов «Гладь».

  1. Вышивка бисером (2 часа)

Основные теоретические сведения

Техника перевода рисунка, пришивание бисера. Подбор рисунков, схем, бисера. Объемная вышивка бусами, бисером; принцип «игольчатой» вышивки; техника вышивания бисером по счету; расчет ткани и подготовка рисунка.

Практические работы

Подбор рисунка и бисера по цветовой гамме. Выполнение вышивки принципом вышивки по счету.

  1. Плетение из бисера (2 часа)

Основные теоретические сведения

Общие сведения о бисере. Развитие бисерного рукоделия в России; основные виды бисерного искусства: вязание, плетение, вышивание, ткачество, мозаика.

Низание, как самый распространенный способ нанизывания (продевания нити сквозь отверстия) бусин, бисера, стекляруса на нитку с иголкой (или с двумя иголками) или без иголок вообще.

Низание в одну нить: ровное низание «с пупырышками», «зигзаг» (кривулька, гармошка) – наиболее простые способы. Низание в две нити – «в крестик», параллельное низание- изготовление листьев и лепестков, двусторонних браслетов.

Низание по направлению: продольное – низание в длину (цепочки); поперечное низание по ширине («мозаика»); угловое низание – «лесенка» - ряды нижутся на разном уровне.

Практические работы

Подбор бисера по цветовой гамме. Плетение фенечки выбранным способом низания.

  1. Вышивка атласными лентами (4 часа)

Основные теоретические сведения

История, развитие. Материалы и инструменты. Вышивка элементов атласными лентами. Способы вышивки атласными лентами.

Практические работы

Украшение летней сумочки вышивкой атласными лентами. Самостоятельный подбор способа вышивки.

  1. Вязание крючком (5 часов)

Основные теоретические сведения

Вязание крючком. Материалы и инструменты для вязания.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязаные изделия в современной моде. Виды пряжи, крючков и спиц. Организация рабочего места при вязании.

Вязание крючком. Условные обозначения.

Основные виды петель при вязании крючком, применяемые при вязании крючком. Условные обозначения. Расчёт количества петель для изделия.

Вязание крючком. Вязание полотна и по кругу.

Основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Начало вязания, вязание рядами, способы вязания по кругу.

Практические работы:

Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.

  1. Работа с атласными лентами (4 часа)

Основные теоретические сведения

История появления канзаши, их использование, их разнообразие. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления. Технология выполнения отдельных лепестков и их сборка.

Практические работы:

Подбор материалов и инструментов для изготовления бабочки. Вырезание деталей, создание отдельных элементов. Сборка и окончательная отделка изделия.

Практические работы:

Подбор материалов и инструментов для изготовления резинок и заколок для волос, оформленных цветами выполненных в технике «канзаши». Вырезание и обработка отдельных элементов, сборка изделия. Крепление к заколке или резинке. Окончательная отделка изделия.

Практические работы:

Подбор материалов и инструментов для изготовления урашений для одежды (броши или др.), оформленных цветами выполненных в технике «канзаши». Вырезание и обработка отдельных элементов, сборка изделия. Крепление к булавке. Окончательная отделка изделия.

  1.  Дизайн (5 часов)

Основные теоретические сведения

Понятие «дизайн». Виды дизайна. Дизайн упаковки подарка. Технология изготовления оригинальной упаковки для подарков. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления.

Практические работы:

Подбор материалов и инструментов. Выбор вида упаковки. Подготовка шаблонов для работы. Вырезание отдельных элементов, сборка упаковки. Окончательная отделка.

Практические работы:

Подготовка материалов и инструментов для изготовления и оформления открытки. Изготовление открытки к дню рождения, оформленных в разных техниках (скрайпинг, бумага пластика и др.). Окончательное оформление открытки.



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Количество часов

План.

Факт.

Вводное занятие (1ч)

1.




Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.

Инструктаж по технике безопасности

1

Вышивание (20ч)

2.



Вышивка «Крест». Работа со схемами

1

3.



Вышивка «Крест». Работа с канвой и нитками мулине

1

4.



Вышивка «Крест». Работа над изделием

1

5.



Вышивка «Крест». Работа над изделием

1

6.



Вышивка «Гладь». Работа со схемами

1

7.



Вышивка «Гладь». Работа с канвой и нитками мулине

1

8.



Вышивка «Гладь». Работа над изделием

1

9.



Вышивка «Гладь». Оформление образца с вышивкой

2

10.



Объемная вышивка «Гладь»

1

11.



Объемная вышивка «Гладь»

1

12.



Объемная вышивка «Гладь»

1

13.



Объемная вышивка «Гладь»

1

14.



Вышивка бисером

1

15.



Вышивка бисером

1

16.



Плетение из бисера

1

17.



Плетение из бисера

1

18.



Вышивка атласными лентами

1

19.



Вышивка атласными лентами

1

20.



Вышивка атласными лентами

1

21.



Вышивка атласными лентами

1

Вязание крючком (5ч)

22.



Материалы и инструменты для вязания. Условные обозначения

1

23.



Вязание крючком. Прихватка

1

24.



Вязание крючком. Салфетка, снежинка

1

25.



Вязание крючком. Чехол для телефона

1

26.



Вязание крючком. Украшения изделий, связанных крючком

1

Работа с атласными лентами (4ч)

27.



Из истории техники канзаши. Инструменты и материалы для работы

1

28.



Изготовление бабочки, цветка в технике канзаши

1

29.



Изготовление украшения на одежду в технике канзаши

1

30.



Украшения для волос в технике канзаши

1

Дизайн (6ч)

31.



Понятие о дизайне. Дизайн упаковки

1

32.



Дизайн готового изделия

1

33.



Оформление готовых изделий для выставки

1

34.



Оформление готовых изделий для выставки

1

35.



Итоговое занятие — выставка

1

36.



Итоговое занятие — выставка


Итого:

36

Формы контроля уровня достижений обучающихся

- наблюдение;

- беседа;

- анализ;

- тест;

- выставки творческих работ.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

Усвоение теоретической части курса проверяется устно и тестированием.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме итоговой выставки работ.

Итоги реализации данной образовательной программы проводятся в следующих формах: внутри объединения и межколлективные выставки, участие в конкурсах.

Мониторинг образовательных результатов

Для проверки знаний и умений используются следующие методы контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый. В начале учебного года определяется уровень развития обучающихся, их творческих способностей, задатков, эмоциональной активности. По результатам входного контроля подбираются самые оптимальные и эффективные формы и методы организации образовательной деятельности. В течение учебного года проводится оценивание успешности того, как обучающиеся овладевают содержанием программного материала, при этом используются методы: наблюдение, беседа, опрос, анализ. Также предусмотрены промежуточные просмотры выполняемых обучающимися работ, что активизирует творческую деятельность детей. На текущих промежуточных просмотрах фиксируется достигнутое, ставятся новые задачи. Общий промежуточный просмотр делается и тогда, когда выполняется трудное задание и видно, что у многих воспитанников повторяется одна и та же ошибка. При этом дети, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю.

Критерии оценки результатов обучения

- Удовлетворенность обучающихся, посещающих творческое объединение.

- Сформированность представлений об основных понятиях изобразительного искусства.

- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).

- Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий).

- Уровень творческих отчётов (выставки творческих работ).

- Владение основными приемами работы с различными материалами (акварелью, гуашью, карандашом и т.д.).

- Умение анализировать результаты и критически оценивать свои работы и работы сверстников.

Контрольно-измерительные материалы

Мониторинг освоения учащимися программы представлен в следующей таблице:

Критерии мониторинга

Показатели критерия

Методы оценивания

Знания, приобретенные в области рукоделия

Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.

Беседа,

наблюдение,

опрос, тестирование, кроссворд.

Реализация знаний в практической деятельности.

Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности.

Степень реализации знаний на практике, качество продуктивной деятельности.

Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество выполненных работ.

Анализ участия в выставках.

Достижения учащихся.

Уумение самостоятельно выполнить работу.

Сформированность личностных качеств.

Степень участия в жизни студии.

Социальный статус учащегося в детском коллективе.

Мотивация и практическая деятельность.

Метод воспитывающих ситуаций, этическая беседа.

Социометрия.

Наличие интереса к рукоделию

Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность.

Ведение журнала.

Беседа.

Наблюдение.



Список литературы

1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000

2. М.Максимова, М.Кузьмина. Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997

3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997

4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997

5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997

  • «Вышитые картины»

  • «Лена»

  • «Чудесные мгновения»

  • «Сюзанна»

  • «Диана – креатив»

  • «Цветочная ниточка»

  • «Анна»

  • «Валентина»

  • «Вышиваю крестиком»

  • «БУРДА»

  • «Рукоделие»

Методическое обеспечение

1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).

Материально - техническая база:

1. Иглы, ножницы, утюг с подставкой, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, бумага, картон..

2. Нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), кожа, мех, синтепон, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус.

3. Проволока, леска.

4. Оборудование: столы, стулья, гладильные доски, электроутюги, швейные машины, оверлок.


Рабочая программа воспитания

и календарный план воспитательной работы

студии рукоделия

«Юная рукодельница»

на 2023-2024 учебный



  1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

Рабочая программа воспитания для обучающихся детского объединения «Инновационное мышление» разработана педагогом дополнительного образования-руководителем детского объединения согласно требованиям следующих документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);

5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

6. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);

7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Актуальность программы

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

«Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». (Статья 2, пункт 9, ФЗ № 304).


Адресат программы

Рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, а также их родителей (законных представителей) детского объединения «Юная рукодельница» в возрасте 11-16 лет.

Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.



  1. Характеристика детского объединения

Деятельность студии рукоделия «Юная рукодельница» имеет художественную направленность.

Количество обучающихся объединении составляет 1 группу, всего __15___ человек.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 16 лет.

  • Контингент обучающихся по группам:


№ гр.

Год обучения

Кол-во детей по  плану

Кол-во детей по  факту

Количество групп

Пол уч-ся

Возраст обучающихся

Мальчики

Девочки

Дошкольники

1-4 классы

5-8 классы

1


15

11

1

-

11

-

-

11


Всего

15

11

1

-

11

-

-

11


Формы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) - индивидуальные и групповые.


  1. Цель, задачи и результат воспитательной работы


Сверхзадача воспитательной деятельности - развитие человеческого потенциала как основы будущего России, благосостояния народа.

Цель воспитания:

- создание личностно-ориентированной образовательной среды, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия обучающихся, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи воспитания

 - способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.

Повышение качества дополнительного образования находится в прямой зависимости от кадров. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития школьника.

Планируемые результаты реализации программы воспитания

Процесс воспитания сочетает прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности и по результатам реализации программы воспитания обучающиеся получат возможность:

- развивать инициативность, любознательность, способность к творчеству, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность в различных видах деятельности;

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.

- формирование у обучающихся основ самостоятельности


  1. Работа с коллективом обучающихся

Работа с коллективом обучающихся студии рукоделия «Юная рукодельница» нацелена на:

- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого взаимодействия;

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

- содействие формированию активной гражданской позиции;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.


  1. Работа с родителями

Работа с родителями обучающихся студии рукоделия «Юная рукодельница» включает в себя:

– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);

- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года);

- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.


  1. Календарный план воспитательной работы студии рукоделия «Юная рукодельница» на 2023-2024 учебный год


Педагог дополнительного образования: Самсоненко Ирина Валерьевна

Модуль «Учебное занятие»





Мероприятие

Деятельность


Сроки проведения


1.

Творческие конкурсы, выставки, фестивали, олимпиады различного уровня

Участие

В течение года



Модуль «Детское объединение»





1.

Мероприятия с детским коллективом с (праздники, фестивали, акции, флешмобы, конкурсы, т.д.)

Участие

В течение года



Модуль «Воспитательная среда»





СЕНТЯБРЬ





1

Проект «Наследники Великой Победы»

Акция «Подарки для ветеранов»

Участие в мероприятиях



До 09.09.2023


2

Акция «Моя школа - самая красивая»

06.09. - 24.09.

2023


3

Районноая благотворительная акция «Белый цветок»

В течение месяца


ОКТЯБРЬ





4

День учителя

Общешкольный концерт

Участие в общешкольных мероприятиях


05.10.2023



5

Выставка изделий из природных материалов «Осенняя композиция»

20.10.2023


НОЯБРЬ




6

День Матери


Участие в общешкольных мероприятиях

28.11.2023


ДЕКАБРЬ




7

Проект «От сердца к сердцу»

Участие в общешкольных мероприятиях



03.12.2023



8

Новогодние мероприятия

Акция «Новогодний кабинет»

20.12 — 29.12.

2023


9

Проект «Наследники Великой Победы»

Акция «Подарки для ветеранов»

В течение месяца


ЯНВАРЬ





10

День театра. Конкурс инсценировки литературных произведений

Участие в общешкольных мероприятиях

17.01.2024



ФЕВРАЛЬ




11

Рыцарский турнир, посвященный Дню защитника Отечества «А ну-ка, парни!»

Участие в общешкольных мероприятиях


22.02.2024



12

День защитника Отечества

22.02.2024



МАРТ




13

Международный женский день

Участие в общешкольных мероприятиях

08.03.2024



АПРЕЛЬ




14

День космонавтики

Участие в общешкольных мероприятиях

12.04.2024



МАЙ



15

День Победы. Акции: «Георгиевская ленточка», «Окна Победы»

Участие в общешкольных мероприятиях

05.09 — 09.05.

2024



Модуль «Работа с родителями»




1.

Организационное родительское собрание


Знакомство родителей с целями и задачами обучения по данной ДООП, особенностями организации учебного процесса, режимом работы и учебным графиком

сентябрь


2.

Индивидуальные консультации для родителей

Решение вопросов социального и педагогического характера

В течение учебного года


3.

Открытые занятия для родителей

Знакомство родителей с промежуточными результатами работы объединения

Декабрь, апрель


4.

Итоговое родительское собрание

Подведение итогов работы объединения, знакомство с результатами итоговой аттестации обучающихся

Май


Модуль «Профилактика»




1.

Первичный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта

Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся

сентябрь


2.

Проведение учений по эвакуации при ЧС

Участие

октябрь


3.

Проведение бесед по антикоррупционному поведению

Формирование социальной компетентности

ноябрь


4.

Проведение бесед антинаркотической направленности

Противостояние манипуляциям

декабрь


5.

Повторный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта

Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся

январь


6.

Проведение бесед по информационной безопасности в сети

Формирование социальной компетентности

февраль


7.

Беседы по профилак-тике разрешения конфликтных ситуаций с применением медиативных технологий

Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся в конфликтных ситуациях

март


8.

Проведение бесед о здоровом образе жизни

Формирование социальной компетентности

апрель


9.

Проведение бесед по правилам поведения на дорогах, в общественных местах в летнее время, по правилам поведения у водоемов

Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся

май



  1. Оценка результативности реализации программы воспитания

Результат реализации программы воспитания обучающихся студии изобразительного искусства «Палитра»

Методика: "Оценка готовности педагога к

участию в инновационной деятельности"


Инструкция: Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.

№№ п/п

Критерии


11

22

33

44

55

I. Мотивационно-творческая направленность личности

11

Заинтересованность в творческой деятельности






22

Стремление к творческим достижениям






33

Стремление к лидерству






44

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны педагогов






55

Личная значимость творческой деятельности






66


Стремление к самосовершенствованию






Всего:

II. Креативность обучающегося

7

7

Способность отказаться от стереотипов в учебной деятельности, преодолеть инерцию мышления






88

Стремление к риску







99

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям






110

Способность к самоанализу, рефлексии






Всего

III. Способности к осуществлению инновационной деятельности

111

Владение методами исследования






112

Способность к планированию экспериментальной работы






113

Способность к созданию авторской концепции






114

Способность к организации эксперимента






115

Способность к коррекции своей деятельности






116

Способность использовать опыт творческой деятельности других






117

Способность к сотрудничеству






118

Способность творчески разрешать конфликты






Всего

IV. Индивидуальные особенности личности

119

Работоспособность в творческой деятельности






220

Уверенность в себе






221

Ответственность






Всего


Спасибо!

Обработка результатов:

На основе полученных результатов делаются выводы:

• о высоком уровне готовности к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;

• Средний уровень – от 70 до 55 баллов;

• Низкий уровень – менее 55 баллов.













Список использованной литературы


Литература для педагога:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;

  2. Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;

  3. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;

  4. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы- изд.3-е-М, 2015.


Интернет-источники:

https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-vospitatelnoy-rabote.html- рабочая программа по воспитательной работе

https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.html- рабочая программа воспитательной работы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!