СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине география для профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дисциплине география для профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине география для профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………2


1.1.Общая характеристика учебной дисциплины………………………2

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП………………….3

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины………………………..4



2. Структура и содержание учебной дисциплины……….…………7

2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы…………..…7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины …..…….8

2.3.Перечень тем индивидуальных проектов…………………………..23

2.4.Характеристика основных видов деятельности студентов ……….23



3.Условия реализации программы учебной дисциплины……….24

3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины……………………………………....24

3.2. Рекомендуемая литература……………………………………..….26

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………….….…28



























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в БПОУ ОО « Большереченский сельскохозяйственный техникум », реализующим образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.13. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия».

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы

для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к

окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных

географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы иинтернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.13. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства».

Программа учебной дисциплины «География» уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих осваиваемой профессии .

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными

организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).


    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей

географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать

у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России

в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о

размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическомустройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общей культуры и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство»,создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

Изучение учебной дисциплины «География» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении по профессии СПО 35.01.13. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» технического профиля профессионального образования география изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемой профессии СПО .

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов

представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов необязательно.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получения среднего общего образования.


1.2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебном плане ППКРС место учебной дисциплины «География» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, по профессии СПО 35.01.13. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» технического профиля профессионального образования. Количество учебных часов - 84 , из них - аудиторная (обязательная) нагрузка —56 часов; - внеаудиторная самостоятельная работа —28 часов. Учебная дисциплина «География» изучается на 3 курсе .


1.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменнойречи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

- Регулятивные УУД

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- умение определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

- умение принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- умение самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- Познавательные УУД

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- умение строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

Смысловое чтение.

- умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- умение анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

- умение осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- умение формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- Коммуникативные УУД

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- умение играть определенную роль в совместной деятельности;

- умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- умение использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- умение использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

- умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

предметных:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной

информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.


.










































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Разделы

Объем времени на освоение учебной дисциплины

Максимальная учеб нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Всего

Практ.

занятия


Введение

Источники географической информации

2

-

2

2

1

Политическое устройство мира

5

2

3

1

2

География мировых природных ресурсов

6

2

4

2

3

География населения мира

9

3

6

2

4.1.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

5

2

3

-

4.2.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

7

2

5

-

4.3.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

6

2

4

2

5.1.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы.

4

1

3

-

5.2.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

9

3

6

-

5.3.

География населения и хозяйства Африки.

4

1

3

-

5.4.

География населения и хозяйства Северной Америки.

5

2

3

-

5.5.

География населения и хозяйства Латинской Америки.

4

1

3

-

5.6.

География населения и хозяйства Австралии и Океании.

3

1

2

1

6

Россия в современном мире

9

4

5

1

7

Географические аспекты

современных глобальных проблем человечества

6

2

4

1


Итого

84

28

56

12




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Введение. Источники географической информации 2 часа




Введение. Источники географической информации.

Практическое занятие:

Ознакомление с географическими картами различной тематики.


1

1


Практическое занятие:

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления

и процессы.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1

2

  1. Политическое устройство мира 3часа




Политическая карта мира.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного

режима.


1

2


Типология стран по уровню социально-экономического развития.


1

2


Практическое занятие:

Ознакомление с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира.

  2. Мини -проект «Государства-малютки».

  3. Сообщения. «Какой регион наиболее «проблемный» с точки зрения ООН? Какое десятилетие было наиболее сложным? Почему?»


2


  1. География мировых природных ресурсов - 4 часа




Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.

1

2


2.2 Природные условия и природные ресурсы.

1

2


2.3 Практическое занятие:

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.


1

2


2.4 Практическое занятие:

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа (сообщения, рефераты).

1.Работа с учебной литературой. Заполнение таблицы по источникам загрязнения окружающей среды.

2. Сообщение, реферат : Экологические ресурсы территории Омской области.

3.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

4.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

2



3.География населения мира - 6 часов


Численность населения мира и ее динамика.


1



Практическое занятие:

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в

различных странах и регионах мира.

1

3


Трудовые ресурсы и занятость населения


1

2


Практическое занятие:

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

1

2


Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения

Размещение населения по территории земного шара

1

2


Урбанизация.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа.

1.Построение кардиограмм запасов угля, нефти газа по статистическим материалам.

2.. Анализ карт, статистических таблиц

3. Составление кроссвордов

3



  1. Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства – 12часов

14

2


Современные особенности развития мирового хозяйства


2

2

    1. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

3



Сельское хозяйство и его экономические особенности.


2

2


Горнодобывающая промышленность.


1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

  1. Составление картосхемы производственных связей различных стран.

  2. Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».

3.Выполнение задания в рабочей тетради. «Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей .»

4.Работа с контурными картами «Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья»

5.Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»

6.Таблица «Определение различий между товарным и потребительским сельским хозяйством.»

2


4.2. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства – 5 часов

5



Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики.

2

2


Географические особенности мирового развития черной и цветной металлургии, машиностроения.

1

2


Географические особенности мирового развития химической, лесной (перерабатывающие отрасли) промышленности.

1

2


Географические особенности мирового развития легкой промышленности.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Сообщение «Основные проблемы топливной промышленности».

  1. Доклад «Нетрадиционные источники энергии».

Сообщение «Почему применение химических веществ вызывает негативную реакцию общественности».

2


4.3. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

4



Транспортный комплекс и его современная структура.


1

2


Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,

туристских, деловых и информационных услуг.

Современные особенности международной торговли товарами.


1

2


Практическое занятие:

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.






1

3


Практическое занятие:

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов,

формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.


1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Сообщение «Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт?»

2





  1. Регионы мира - 20 часов

20


5.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы

3



Место и роль Зарубежной Европы в мире.


1

2


Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

1

2


Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.


1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1 .Сообщение «В чем главное отличие отраслевой структуры промышленности стран Восточной Европы от Западной Европы»

2. Презентация «Европа - главный туристический регион мира»


1



5.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии

6



Место и роль Зарубежной Азии в мире.


1

2


Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

2

2


Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии

2

2


Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Составление характеристики населения одной из стран Азии.

2.Обозначение на контурной карте экономически развитые , НИС, нефтеэкспортирующие,наименее развитые страны Азии.

3.Презентация «Япония», «Китай». «Индия».

4.Составление картосхемы «Внешняя торговля Австралии»

3


5.3. География населения и хозяйства Африки

3



Место и роль Африки в мире.


1

2


Характерные черты природно-

ресурсного потенциала, населения и хозяйства

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Доклад «ЮАР - сокровища минерального сырья. Особенности развития хозяйства»

2.Хозяйственная оценка природных ресурсов.

3.Сообщение «Неравномерность размещения населения и ее причины.»

1


5.4. География населения и хозяйства Северной Америки

3



Место и роль Северной Америки в мире.


1

2


США

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Нанести на контурную карту «Макрорайонны США»

2.Составление характеристики экономического района.

3.Определение направления развития хозяйства района в 21 веке.(по выбору)

2


5.5. География населения и хозяйства Латинской Америки

3



Место и роль Латинской Америки в мире.


1

2


Характерные черты природно-

ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

1

2


Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Заполнение таблицы «Характеристика двух развивающихся стран Латинской Америки».

1


5.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании

2



Место и роль Австралии и Океании в мире.

1

2


Практическое занятие:

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.


1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа

  1. Сообщение «Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территори­альная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии»

1



6. Россия в современном мире

3



Россия на политической карте мира.

1

2


Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении

труда.

1

2


Практическое занятие:

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа

1.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

  1. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.

3.Работа с контурными картами. Составление туристического маршрута по странам СНГ.

4.Реферат «Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей».

5.Мини- прокт «Многопризнаковая классификация стран СНГ» , «Объекты всемирного культурного и природного наследия России»

4


7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

4



Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

1

2


Практическое занятие:

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа

  1. Составление таблицы «Глобальные проблемы человечества»

2.Сообщения «Земля только одна», « Как связаны между собой продовольственная и демографическая проблема», «Транспорт и окружающая среда».,«Возможно ли в принципе решение экологических проблем», «Почему возрастает актуальность глобальных проблем человечества»

3.Доклад «Роль международного сотрудничества в решении глобальных проблем современности»

4.Сделать подборку материалов из периодической печати «Экологические проблемы человечества и пути их решения»


2


Дифференцированный зачет

2


Итого

56+28с.р.





    1. Перечень тем рефератов (докладов) и индивидуальных проектов.

• Новейшие изменения политической карты мира.

• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Особенности современного воспроизводства мирового населения.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Языки народов мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природногогаза.

• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Запад и Восток Германии сегодня.

• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионовЗарубежной

Азии.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Особенности современного экономико-географического положения России.

• Внешняя торговля товарами России.

• Глобальная проблема изменения климата.












  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие

учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся..

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию

по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),

обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой

и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.


Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

Справочники, энциклопедии

Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.

Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). —М., 2004.

Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. —М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.

Интернет-ресурсы

www. wikipedia. org (сайт Общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственнойорганизации при ООН (ФАО).

www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайтГеологическойслужбыСША).

www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»



.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (самостоятельные и практические работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики), технология ситуационного обучения (кейс-метод). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по практическим занятиям.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.


4.КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Форма контроля и оценивания


Личностные результаты:

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные географические знания;

- объективное осознание значимости компетенций в области географии для человека и общества;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения географической

направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области географии.

Наблюдение и оценка результатов деятельности на теоретических занятиях, при выполнении практических и самостоятельных работ.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

- смысловое чтение.

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Наблюдение и оценка результатов деятельности на теоретических занятиях, при выполнении практических и самостоятельных работ.

Предметные результаты:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

Дифференцированный зачет















Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

Личностные результаты

• осознание основ географической культуры, вклада географии в целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и практики;

-- проявление активной жизненной позиции;

  • демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности;

  • сознательное отношение к продолжению образования

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

• формирование общечеловеческих и

общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ; интереса к изучению географии своей малой родины, ответственного отношения к окружающей среде;

-проявление гражданственности, патриотизма;

  • знание истории своей страны, достижений отечественных учёных;

  • демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

• развитие готовности и потребности к

самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов, осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию;

  • демонстрация интереса к достижением географической науки

  • демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности;

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников информации, включая электронные;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

• формирование стремления к здоровому и

безопасному образу жизни в окружающей среде, ответственного и бережного отношения к природе, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни.

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

-соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников.






  • формирование коммуникативных навыков взаимодействия с людьми, готовности к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий; умение правильно оценивать умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • собственные поступки и поступки других людей; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание

и формы представляемой информации;

  • демонстрация коммуникативных способностей;

  • умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

  • умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Метапредметные результаты

• овладение основными географическими понятиями, закономерностями, теориями, традиционными и новыми методами географической науки и практики для дальнейшего образования и самообразования;

  • демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • использование различных методов решения практических задач;

  • использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Практические занятия Семинары

У чебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады

• умение вести самостоятельный поиск,

осуществлять анализ, отбор географической информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию в разных формах, в том числе с помощью технических средств и информационных технологий, ясно и точно формулировать и излагать свои мысли; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • использование различных средств и методов при реализации своих идей и практических задач

эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников информации, включая электронные;

  • демонстрация способности самостоятельно использовать и критически оценивать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Семинары

Учебно-практические

конференции

Конкурсы

Олимпиады

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях, научных библиотеках различных организаций






• умение привлекать приобретённые географические знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования различных явлений и процессов современного мира; умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • демонстрация способности самостоятельно анализировать и представлять необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы, интерпретирование информации, в том числе передаваемой по каналам средств массовой информации и по Интернету; -Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

• приобретение начальных навыков

исследовательской деятельности, в том числе умение работать с картами разной тематики, статистическими материалами, геоинформационными системами, ресурсами Интернета.

-приобретение начального опыта и навыков исследования практической составляющей дисциплины (связи с профессией и др. отраслями экономики); публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; -демонстрация коммуникативных навыков, готовности выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях

Подготовка рефератов, докладов, проектов

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.










7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!