УО МО «Мухоршибирский район»
МАОУ «Саган–Нурская средняя общеобразовательная школа»
| «Утверждаю» Директор МАОУ «Саган–Нурская СОШ» ___________ Б.А. Ешеев печать Приказ № ____ от «____» ________ 2020 года |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Алгоритмизация и программирование
для дошкольников и младших школьников
в цифровой образовательной среде ПиктоМир»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: IIполугодие (14 часов)
Авторы:
Раднаева В.Д., Измайлова Л.С.,
учителя начальных классов
п. Саган-Нур
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Алгоритмизация и программирование для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» (далее - Программа) разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № П-227 от 30.12.2020г. «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир», Планом работы сетевых инновационных площадок Федерального научного центра Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук. по теме: «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир»
1.1.Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Алгоритмизация и программирование для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»(далее - Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью образования. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности и формирование основ IT-грамотности и IT-компетентности как готовности к решению задач прикладного характера, связанных с пропедевтикой и использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
1.2.Актуальность программы. В рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от 10 октября 2019г. особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с онлайн-пространством отвечающим потребностям и возможностям детей дошкольного возраста и начальной школы. УМК позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех уровней общего образования на основании Закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 06.02.2020. Преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения ключевой задачи национального проекта «Образование».
Изучение дошкольниками и учениками начальной школы основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир требует соответствующих методик. В соответствии с ФГОС – это задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей дошкольного возраста и начальной школы с помощью УМК к изучению современных информационных и телекоммуникационных технологий с помощью УМК.
1.3.Отличительные особенности программы заключаются в том, что содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.Обучающиеся включаются в техническую среду, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы. Обучающиеся включаются в коммуникативную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, вступать в диалог.
1.4. Педагогическая целесообразность определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности.
1.5.Основной целью апробации является разработка системы формирования у детей готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир средствами УМК в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС СОО для начальной школы.
1.6. Задачи:
1) организовать в образовательном пространстве системы дошкольного и начального образования предметную игровую техносреду с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС СОО для начальной школы; 2) развивать методическую компетентность педагогов в области IT-творчества детей; 3) формировать основы IT-грамотности и IT-компетентности как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с пропедевтикой и использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; 4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования); 5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа 7-8 лет.
1.8. Формы реализации: занятия, досуговая деятельность, игровая деятельность, соревнования между командами.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 14 часов.
2.2.Срок реализации программы – IIполугодие.
2.3.Режим занятий: 1 раз в неделю в группе до 12 человек.Продолжительность занятия 35 минут. На каждом занятии отводится 15 - 20 минут на самостоятельную работу детей на планшетах. Задания для этой работы оформлены как Уровни компьютерной игры. Для проведения цикла занятий необходим комплект из 14 обучающих игр - по одной игре на каждое занятие. Для освоения материала текущего занятия достаточно пройти 4-5 уровней игры. В каждой игре имеется не менее 5 дополнительных уровней.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты:
- при освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов: познавательный интерес к игровой техносреде с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-овладение составляющими деятельность: ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою деятельность: определять цель, задачи, планироватьпоследовательность действий и прогнозировать результаты работы, осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
3.2.Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов):
1) прямые показатели: результаты диагностического обследования основ IT-грамотности и IT-компетентности детей дошкольного возраста и возраста начальной школы; изменения в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального образования и в программе дополнительного образования учреждения, связанные с встраиванием УМК в деятельность образовательной организации; результаты участия детей и педагогов в соревнованиях и других мероприятиях пропедевтической направленности и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий; методическая компетентность педагогов в области IT-творчества детей ДОО и начальной школы;
2) косвенные показатели: успешность детей при обучении в ДОО и начальной школе (высокая мотивация к образовательной деятельности, результаты детской деятельности и др.), востребованность инновационного опыта в субъектах РФ, результаты экспертизы УМК.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Знакомство с ПиктоМиром. Линейные программы | 1 |
2. | Делаем программу короче – повторители | 1 |
3. | Шифруем программы и проверяем их на компьютере | 1 |
4. | Делаем программу короче – подпрограммы | 1 |
5. | Играем вместе | 1 |
6. | Реальный Робот. Тренируем Ползуна | 1 |
7. | Проверяем шифровку на просвет | 1 |
8. | Соревнование. Космодромы | 1 |
9. | Команды для любопытных (команды-вопросы) | 1 |
10. | А как двигаться с грузом? Команды-вопросы Двигуна и Тягуна | 1 |
11. | Тренируем Ползуна | 1 |
12. | Волшебный Кувшин и его команды | 1 |
13. | Волшебный Кувшин и повторители. Олимпиада | 1 |
14. | А если впереди стена? (конструкция «если...то») | 1 |
| Итого: | 14 |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство с ПиктоМиром. Линейные программы (1 ч)
Легенды о Роботе-Вертуне, о Роботе-Двигуне. Робот-Тягун, Робот-Ползун.Принцип программного управления. Знакомство с Игрой.
Формы организации занятий: рассказ.
Основные виды деятельности: индивидуальная.
2.Делаем программу короче – повторители (1 ч).
Две программы. Способ «шифрования» - знаки-повторители.
Формы организации занятий: беседа
Основные виды деятельности: групповая.
3.Шифруем программы и проверяем их на компьютере (1 ч).
Подпрограммы. Программы-ленты.
Формы организации занятий: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
4.Делаем программу короче – подпрограммы(1 ч).
Шифрование «кусков» длинной программы в короткую. Алгоритм А.
Формы организации занятий: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: индивидуальная.
5.Играем вместе (1 ч).
Финиш (Ф). Повторитель внутри вспомогательного алгоритма. Шаблон программы.
Формы организации занятий: игра
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
6.Реальный Робот. Тренируем Ползуна (1 ч).
Реальный Робот Ползун. Бумажные программы-ленты. Клеточки с цифрами.
Формы организации занятий: беседа.
Основные виды деятельности: групповая.
7. Проверяем шифровку на просвет (1 ч).
АлгоритмБ. Шифрование столбцов. «Решето». Алгоритм А – это ход конем, а Алгоритм Б – ход слоном. Шифровка двойная,АлгоритмВ.
Формы организации занятий: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: парная, взаимопроверка (накладывают свои страницы одна на другую и рассматривают на просвет).
8. Соревнование. Космодромы (1 ч).
Многоместные космолеты, космодромы.Соревнование «Ремонтная бригада Вертуна».Космодром для «универсального» корабля.Итог - подсчет«звездочек».
Формы организации занятий: игра.
Основные виды деятельности: командная.
9. Команды для любопытных (команды-вопросы) (1 ч).
Обратная связь: 4 команды. Обнаружение преград. Игра «Дойди до стены».
Формы организации занятий: беседа, игра.
Основные виды деятельности: групповая.
10.А как двигаться с грузом? Команды-вопросы Двигуна и Тягуна (1 ч).
Двигун- три команды приказов и четыре команды-вопросов.Тягун- четыре команды-приказов и две команды-вопросов.
Формы организации занятий: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: индивидуальная.
11.Тренируем Ползуна (1 ч)
Игра «Лабиринт».
Формы организации занятий: игра.
Основные виды деятельности: парная.
12. Волшебный Кувшин и его команды(1 ч)
Игра «Собери палочки». Карты.
Формы организации занятий: игра.
Основные виды деятельности: индивидуальная.
13.Волшебный Кувшин и повторители. Олимпиада (1ч)
Игра «Собери палочки» с изменениями. Непрерывное выполнение: команда «высыпать все содержимое кувшина».
Формы организации занятий: игра, олимпиада.
Основные виды деятельности: групповая.
14. А если впереди стена? (конструкция «если..., то») (1ч)
Игра «Лишний лабиринт».
Формы организации занятий: итоговая игра.
Основные виды деятельности: индивидуальная.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методические указания «Алгоритмика для первоклассников».
Комплект обучающих игр «Алгоритмика для первоклассников».
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Инструкция по эксплуатации. Радиоуправляемый робот «Ползун» (модель РМ-РП). – М.: 2020
Флешкарта.
Магнитно-маркерная доска, размером не менее 60см х 90см.
Комплект учителя – магнитные карточки с командами в количестве 120штук.
Памятка-магнит с командами Вертуна размером 10,5см х 14,5см для каждого ребенка.
Канцелярские круглые магниты.
Планшеты 12 штук.
Проектор, экран.
Компьютер.
Ресурсы Интернета
https://piktomir.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=P7BV1Wf285g