СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа педагогического проекта «Культурное наследие Ульяновской области»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа педагогического проекта  «Культурное наследие Ульяновской области»

Просмотр содержимого документа
«Программа педагогического проекта «Культурное наследие Ульяновской области»»

«Культурное наследие Ульяновской области: Знаменская церковь, родник Тихвинской Божией матери села Ананьино»

Введение

1. Цель исследовательского проекта:

- восстановление истории Знаменской церкви в селе Ананьино; - восстановление истории и легенд появления иконы Тихвинской Божией Матери и Тихвинского родника.

Задачи образовательные: Расширить информационное пространство учащихся школы об истории своей малой Родины.

Задачи практические: Сделать фоторепортаж, видеофильм «Знаменская церковь».

Задачи воспитательные: Воспитание любви к своему краю, его природе, активной жизненной позиции у подростков по вопросам охраны природы и жизни на Земле.

Методы историко-этнографического направления в данной работе:

-Поисковая работа; Экскурсии; Выставка семейных и музейных реликвий; Работа с архивами; СМИ и исторической литературой; Праздники; Работа по сохранению историко-культурных традиций села; Переписка; Интервью с местными жителями.

2.Актуальность исследования.

Моей целью исследования является изучение Трехпрестольной Знаменской церкви и Тихвинского родника, которые являются культурным наследием Ульяновской области. Результаты исследований помогут учащимся лучше узнать историю своего родного края.

С древних времен люди изучали природу тех мест, где они проживали. Возникали и рушились государства на этой земле, а вместе с ними исчезали и собранные знания. Однако, некоторые из этих сведений дошли до нас: одни в виде легенд и сказаний, другие через рассказы путешественников, официальные документы или виде старинных географических карт, СМИ. Что способствовало этому сохранению знаний, несмотря на социальные потрясения и перемены. Это хорошо показано в книге Владимира Гуркина « На берегах Русского Нила». Исторические и архитектурные особенности Знаменской церкви села интересно изложены авторами Алексеем Сытиным и Олегом Бородиным в областном журнале «Мономах». Много информации можно получить из местной периодической газеты «Барышские вести» под редакцией Т.Н. Родионовой (публикации 2000-2005г.) Праведнов.М. житель села Матюнино в статье «Знай свой край. Село Ананьино» в газете « Ленинский путь» рассказал историю села Ананьино (1992г. №37 (9226) – стр.2-3.)

3. Подготовка материала к работе над проектом.

Мероприятия

1

Обзор художественной и научно- исследовательской литературы, проектов, презентаций, работа на страницах Интернета

2

Создание Презентации, рекламных буклетов. Презентация «Трехпрестольная Знаменская церковь села Ананьино».Видеофильма

3

Работа с архивными данными

4

Обзор сайтов в Интернете

5

Встреча с местными жителями. Интервью.

6

Фоторепортаж

7

Разъяснение значения культурных памятников природы учащимся школы.

8

Сбор информации в СМИ

9

Экскурсия в село Ананьино. Посещение Тихвинского родника.

4. Православный Приходской Трёхпрестольный Храм во имя Тихвинской Божией Матери или Знаменская церковь.

Знаменская церковь в Ананьине это одно из церковных чудес, дарованных Господом. Роспись выполнена темперными красками, когда смешиваются растительные и минеральные краски: сок определённой травы и глина. Это сохраняет цвет и от изображений исходит особое умиротворение

Церковь имела три престольных праздника: Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Внутри церкви неплохо сохранилась настенная живопись: библейские сюжеты чередуются с ликами святых.

Как и везде в российских села, самое лучшее место занимала церковь. Сперва она была деревянной, а каменная, как, вероятно, и барский дом (школа, далее магазин, позднее клуб, и снова магазин), была построена в 1818 году М.Н.Бахметьевой.

От барского дома вниз к реке, по правую сторону оврага был сад. Еще в 30-е годы росла гряда лип от деревенской дороги до реки. Там, в конце сада, была колхозная кузница. Сами Бахметьевы в Ананьине не жили. Во флигеле около каменного дома жил их управляющий Петр Дмитриевич Краснощеков, крестьянин из д. Аносово Сергачевского уезда Нижегородской губернии. До него эту должность исполнял Дмитрий Николаевич Виноградов, отличавшийся жестким отношением к крестьянам и привлекавшийся за это к суду (1864 – 1867 г. г.)

Ежегодно 24-26 июня (старое летоисчисление) проходили на площади у церкви ярмарки. Съезжались крестьяне с окрестных сел, местные торговцы, бывали и заезжие купцы. В деревенской однообразной, монотонной жизни ярмарка была событием, праздником. Для развлечения работала карусель, давал представления народный театр «Петрушка».

Сохранились интересные сведения, связанные с церковью села Ананьино. Она имела три престола: Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца. В церковной летописи, которая велась с 1876г. по 1922г, священник Василий Арнольдов записал предание 150 летней давности, согласно которому крестьянину Семену Петровичу Березину, бывшему с лошадьми в ночном, во сне явилась икона Тихвинской Божьей Матери и предложила ему взять ее из родника под горой. Сельчане считали этого мужика «простоватым» и отнеслись к его рассказу, с которым он явился наутро к священнику, с недоверием. Но когда пришли к роднику, то и впрямь увидели плавающую по его поверхности икону. Всякий раз, когда священник пытался взять ее в руки, она уходила вглубь. Тогда после молебна ее попытался, взять Семен Березин и икона вглубь не ушла. При всеобщем благоговении икона была перенесена в церковь и установлена на престоле. Далее в летописи описываются некоторые чудесные случаи, связанные с чудотворной силой этой явленной иконы Тихвинской Божьей Матери. Над родником, где нашли ее, построили часовенку. Но в 30-е годы ее сломали, родник засыпали.

В конце семнадцатого века симбирским воеводой исправно служил царский стольник Иван Щербатов. Спустя два века в храме села Ананьино нёс службу потомок князя и его полный тёзка. После закрытия храма ананьинский священнослужитель переехал на Урал. Последние годы жизни протоиерея Щербатова прошли в Магнитогорске.

В 1889г в церковной сторожке открылась церковно-приходская школа, куда были приняты 20 сельских мальчиков. Учителями в школе были в разные годы священники Тарас Никифоров, Василий Подменников, Григорий Александров. Последним священником был Иван Сергеевич Щербатов (1922г) из Пензенской епархии.

В дореволюционное время сюда, на озеро в некоторые религиозные праздники сходилось и съезжалось население близлежащих сел Ананьино, Загарино, Жедрино, Лесное Матюнино, Языковка, Языковские Выселки. Молебны, службы совершали четыре священника. Глубиной озеро было, по рассказам моего деда, до трех вожжей. Теперь по его ложу протекает небольшой ручеек, который теряется где-то в песках, не достигая реки Сызранки. Высохли и небольшие болотца - «мочалы» недалеко от озера. В них до 40-х годов сельчане мочили коноплю.

При изучении храма, я обнаружила, что создание его произошло в 1180 году. Необходимо поработать с архивными документами.

5.Родник Тихвинской Божией матери

С этим источником связаны интересные культовые легенды. Много пишут и говорят о возвращении в Россию из Америки величайшей святыни – чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери Одигитрии (по–гречески «путеводительницы»). Эта икона прошла нелегкий путь после захвата города фашистами. По преданию, написал её евангелист Лука во время земной жизни Девы Марии. В 5 веке она оказалась в Константинополе, а в 1383 году образ по воздуху перенесся из Византии на Русь и явился в районе Тихвина.

Явление лика Тихвинской Божьей Матери отмечалось и в наших, барышских местах. Произошло в селе Ананьино, в роднике. Вот как трактует это второй том «Ульяновской – Симбирской энциклопедии».

История родника началась в 1383 году, когда на месте явления Тихвинской иконы Божьей Матери на Ладоге был построен большой храм. Пономаря Георгия из только что построенного храма послали оповестить местных жителей о времени его освящения. На обратном пути прилег он отдохнуть, и во сне явилась ему Богородица, рядом с которой стоял Николай Угодник. Явление это так поразило верующих, что было написано несколько икон на этот сюжет. Одна из них, хранившаяся в Звенигородском уезде Московской губернии, прославилась исцелением. Смущал в ней только неканонический сюжет: имя пономаря на иконе было выписано не Георгий, а Юрыш, стоит он перед Богородицей преклоненным на одно колено, как не принято у православных, и перстосложение Николая Угодника «неправославное». Икона была помещена в Чудов монастырь. У иконы сменили оклад, имя пономарю «вернули» православное – Георгий, а перстосложение переписали. Вскоре после этого икона исчезла из Чудова монастыря.

Спустя некоторое время, на праздник Тихвинской иконы Божьей Матери – 9 июля по новому стилю – жители села Ананьино обнаружили в колодце сияющую золотом икону. Позже выяснилось, что это та самая, «некононическая» икона и оклад на ней прежний, где Юрыш на одном колене перед Богородицей! Вскоре икону вернули в Москву, но не прошло и года, как вновь икона исчезла из Чудова монастыря и на «Тихвинскую» опять явилась ананьинском роднике. В Местной Знаменской церкви освятили придел в честь Тихвинской иконы и поместили её туда.

Об иконе Тихвинской Божией Матери местные старики рассказывали, что явилась она в роднике пастуху, но эту икону и до него видели люди, но она им не поддавалась( и этот пастух икону увез в Москву в храм). На «Тихвинскую» в Ананьино на ярмарку съезжались жители окрестных сел. Ставили карусели, качели. Были торжественное богослужение и крестный ход к роднику, где служили водосвятный молебен, набирали воды на целый год вперед. Икону возили и в другие села, когда стояла засуха и молили дождя. На «Тихвинскую» всегда шёл дождь.

Рассказывали также, что когда закрывали местную Знаменскую церковь(сейчас сохранился только её остов, но Лики всех святых хорошо видны) Ф.С. Максимову удалось спасти икону , он незаметно передал её сыну Михаилу, чтобы тот её спрятал под шубняк. Она очень долго хранилась у них, потом узнали и стали просить продать, но он не отдал её. После смерти жены он отдал икону детям в г.Самару.

Отец и сын Максимовы уверены, что эта святыня оберегала их во время войны на полях сражений. До сих пор к иконе прикладываются перед какими- либо важными событиями, особенно перед уходом в армию.

На Тихвинскую (9 июля) в селе совершают молебен. Жители уверяют, что икона может предсказывать беды. Перед революцией и казнью царя Николая II она мироточила.

И еще одна легенда подтверждает чудодействие иконы. Какой то купец, один из тех, что собирались в Ананьине на ярмарку, усомнился в чудодейственной силе местной святыни, за что был наказан слепотой. Позднее купец раскаялся, долго молился, был прощен, прозрел и заказал в память об этом событии два серебряных глаза, которые впоследствии стали реликвией местной церкви.

По преданию, икона неоднократно исцеляла от слепоты, за что ей даровали драгоценные камни с изображением серебряных глаз в основании.

В 1960-е годы родник хотели засыпать, но жители села не позволили это сделать.

6. Иконы почитаемые в Симбирской губернии.

В Симбирской губернии было более пятидесяти почитаемых верующими Русской Православной Церкви икон. Среди них были явленные, чудотворные, так и просто местно- чтимые иконы ( от которых не зафиксировано или не известно чудотворений)

7. Выводы и прогнозы.

Большое значение для организации научно – исследовательской работы по этнографическому образованию имеет мониторинг имеющихся работ.

1. Выявила некоторые несоответствия при исследовании истории села Ананьино, в части года его возникновения.

2. При изучении храма, я обнаружила, что создание его произошло в 1180 году. Необходимо поработать с архивными документами.

3. При изучении книги Святых Ключей Чистейшая Слеза, на фотографии подписанной Икона Тихвинской Божией матери, находится икона Беседная. Она уникальна на страницах Интернета такое изображение отсутствует. Необходимо связаться с авторами работы Благовещенской Ниной Васильевной и Ипатовой Ольгой Ивановной, в части выяснения истории иконы Беседной. Когда была сделана фотография и где сейчас икона находится. По воспоминаниям местных жителей именно с иконой Беседной осуществлялся Крестный Ход в другие деревни например деревню Аделино. Потом жители с иконой обходили поля прося дождь и после молебна всегда шел дождь.

4. Также был описан родник Тихвинской Божьей Матери, который находится в селе Ананьино Барышского района Ульяновской области. Собраны легенды о чудотворном явлении иконы в роднике уникальных свойств воды и отношения людей к возврату праздника освящения воды на Тихвинскую 9 июля

5.Продолжить сбор информации у местных жителей.

6. С интересом в работу включаются учащиеся школы и учителя.

7. Собрала материал о селах Ананьино (планируем в 2019-2022 годах летней экспедицией изучить Ананьинский могильник в окрестностях смешанного леса Висла на территории Николаевского района)

8. Этнографические исследования оформить в школьный музей «Уголок истории».

9.Барышская епархия определила Родник Тихвинской Божией матери и Знаменскую церковь к церкви в с.Киселевка.

10.В 2019 была построена Часовня с родником в нутрии часовни.

8Литература.

1. Газета «Барышские вести» (публикации 2000-2009г.)

2.Журнал «Мономах» (публикации 1998-2005гг.).

3.Праведнов.М. «Знай свой край. Село Ананьино.// Ленинский путь. Газета. – 1992г. №37 (9226) – стр.2-3.

4.Сайты в Интернете

9..Книга памяти жертв политических репрессий, под редакцией прокурора Ульяновской области государственного советника юстиции 2-го класса Ю.М.Золотова, Издательства «Дом печати», Ульяновск 1996.

10.|ГАУО, ф. 134, о. 12, д.162, л. 3 - 4 об. "Летопись Знаменской церкви села Ананьино Сызранского уезда Симбирской губернии






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!