СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического клуба «Патриоты России – вперед!» на 2015-2019 гг.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способность к его укреплению носит общенародный характер.

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны.

Поисковые объединения, клубы в школах, в 90-е годы прошлого столетия оставались одними из немногих островков патриотического воспитания в России. В начале нынешнего столетия интерес к подобным объединениям не только не ослабел, но и вырос.

Возникла необходимость в создании в МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.  патриотического клуба «Патриоты России – вперед!», который начал свою работу в 2015 учебном году. Деятельность участников клуба полностью связана с музеем истории города и школы.

Содержанием программы является комплекс мероприятий, разнообразных по формам и методам проведения, конкретной тематики и направленности.

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического клуба «Патриоты России – вперед!» на 2015-2019 гг.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сорская основная общеобразовательная школа № 2

им. Толстихиной Ю. Н.

Согласовано

Заместитель директора по УВР


Зюкина Е. В.____________________


«____»__________2015 г.

Утверждено

Директор МБОУ

Сорская ООШ № 2

им. Толстихиной Ю.Н.

Шершнева Е.Г. _________

Приказ № ______________

от «____»_________2015 г.











Программа патриотического клуба «Патриоты России – вперед!»

на 2015-2019 гг.










Разработчик: Каблукова Людмила Анатольевна

руководитель клуба,

учитель биологии и химии







г. Сорск, 2015 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Цель программы

  3. Задачи программы

  4. Направления работы

  1. Поисковая деятельность

  2. Исследовательская деятельность

  3. Экскурсионная, лекционная и просветительская деятельность

  4. Темы экскурсий, разработанных и проводимых на базе Сорского Краеведческого музея им. В. В. Андрияшева

  5. Коллективно творческое дело



    1. Направления работы программы

    2. Адресная направленность

    3. Учебно-тематический план работы (1 год обучения)

    4. Учебно-тематический план работы (2 год обучения)

    5. Межведомственное взаимодействие

    6. Реализация программы

    7. План реализации программы

    8. Ожидаемый результат

    9. Результаты деятельности клуба «Патриоты России – вперед!»

    10. Литература

    11. Приложение





В будущее мы входим,

Оглядываясь на прошлое.


П. Валери

Пояснительная записка

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способность к его укреплению носит общенародный характер.

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны.

Поисковые объединения, клубы в школах, в 90-е годы прошлого столетия оставались одними из немногих островков патриотического воспитания в России. В начале нынешнего столетия интерес к подобным объединениям не только не ослабел, но и вырос.

Возникла необходимость в создании в МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н. патриотического клуба «Патриоты России – вперед!», который начал свою работу в 2015 учебном году. Деятельность участников клуба полностью связана с музеем истории города и школы.

Содержанием программы является комплекс мероприятий, разнообразных по формам и методам проведения, конкретной тематики и направленности.

Используются следующие формы: лекционные, практические работы, самостоятельно-поисковая деятельность, деловые игры, экскурсии, работа в группах, индивидуальная работа, проектная деятельность. Ежегодно членами клуба «Патриоты России – вперед!» составляется тематический план работы. (Приложение №1)











Цель программы:


Формирование личности гражданина - патриота Родины на героической тематике, славном историческом прошлом Республики Хакасия и города Сорска.


Задачи программы:


• Обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;

• формирование у школьников важнейших качеств: гражданина России - патриота Отечества, чувства любви к малой родине, гордости за свою страну, преданности Родине;

• доведение до учащихся славных боевых традиций Российской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества;

• воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации;


Направления работы:


Работа клуба «Патриоты России – вперед!» ведется систематически и организованно по различным направлениям:

  • Патриотизм (организация и проведение мероприятий, встреч и выступлений, поисковой работы в музее, изучение героического прошлого Отечества).

  • Гражданственность (организация самоуправления, изучение государственного устройства нашей страны).

  • Спорт и здоровый образ жизни (организация и проведение спортивных игр, состязаний, конкурсов; пропаганда здорового образа жизни).

  • Экология (экологическое краеведение; экологические мероприятия; экологическое просвещение; краеведческие экскурсии).

  • Труд и экономика (общественно-полезный труд; трудовые десанты и субботники).

  • Воспитание и просвещение (агитбригады; наглядная агитация; работа с учащимися школы).

Поисковая деятельность.


Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории города. Подготовка художественно-документальных программ на основе документов истории города.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими документами помогают учащимся узнать историю, проблему республики, города изнутри. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию малой Родине, способствует заполнению их досуга.

Составлена тематика поисковой деятельности участников клуба:

      • «О ветеранах войны – земляках».

      • «О тружениках тыла в годы войны».

      • «Из истории города Сорска».

      • «Восхитись! Сбереги! Приумножь!».

      • «Золотые бабушкины руки».

      • «Вспомним всех поименно».

      • «Дорогие мои старики» и др.


Исследовательская деятельность.

Городской музей, частью которого является клуб «Патриоты России – вперед!», дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Ребята приобретают практические навыки - это умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать документы, сопоставлять факт, постигают азы исследовательской деятельности.

Городской музей – это средство неформального общения с ребенком, основанное на его интересе. Работа в музее позволяет развивать творческие способности учащихся:

  1. быть членом совета музея, клуба;

  2. вести краеведческий поиск;

  3. вести музейную документацию;

  4. участвовать в оформлении экспозиций;

  5. выступать с докладами;

  6. быть экскурсоводом;

  7. участвовать в организации праздников.


Экскурсионная, лекционная и просветительская деятельность.

Экскурсия – это одна из основных форм работы участников клуба в музее истории города. Она должна удовлетворять запросы посетителей разного возраста, поэтому важная роль принадлежит экскурсоводу. Ребята учатся правильно выбирать экспонаты, применять различные приёмы их показа, раскрывать содержание экспозиции. В связи с этим в клубе проходят занятия по ознакомлению с основами музеологии.

Темы экскурсий, разработанных и проводимых в музее:

1-4 классы:
1. "История города и его традиции".
2. "Такими были ваши родители".
3. Октябрятская организация в школах города".
4. "Мы помним всех учителей".
5. "Учителя города - участники В.О.В".
6. Мы помним и гордимся вами".
7. "Они освободили нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков".
8. "Ученики - гордость нашего города".
9. "Спортивные традиции города".
10. "Ветераны живут с нами рядом".

5-8 классы:
1. "Традиции города".
2. "Жизнь и традиции пионерской и комсомольской организации".
3. "Работа клуба «Патриоты России – вперед!»
4. "Праздники улиц города".
5. "Ученики - гордость нашего города".
6. "Жители города - участники горячих точек".
7. "Мы помним и гордимся вами".
8. "Звезды на обелисках - память в сердце каждого".

9. "Летопись ВОВ".

10. "Ветераны нашего города".

8-11 классы:
1. "Офицер - профессия героическая".
2. "Через их судьбы прошла Чечня".
3. "Гордость городского спорта".
4. "Почетные выпускники города".
5. "Мы помним вас, учителя".
6. "Книга Памяти".

Участниками клуба «Патриоты России – вперед!» составлена тематика лекций для учащихся школы при проведении классных часов:

  1. «О ветеранах войны – земляках»,

  2. «О тружениках тыла в годы войны»,

  3. «Из истории города Сорска»,

  4. «Восхитись! Сбереги! Приумножь!»,

  5. «Золотые бабушкины руки»,

  6. «Вспомним всех поименно»,

  7. «Дорогие мои старики» и другие.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: это Вахта Памяти, военно-спортивный месячник «Солдатская смена», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, работа поисковых групп, помощь пожилым людям, в том числе и ветеранам, и многое другое.


Культурно-массовые воспитательные мероприятия:


• Разработка художественно-тематических программ; проведение торжественных мероприятий, вручение паспортов, коллективных творческих дел, проводы в армию.

• Создание мультимедийных презентаций об учителях города и виртуальных экскурсиях по городам Республики Хакасия, Красноярского края, местам воинской славы с использованием ИКТ.

• Издательская деятельность: буклеты " Они шагнули в бессмертие» о выпускниках города, участниках локальных войн; школьных газет, бюллетеней.

• Проведение «Уроков мужества», Дней воинской славы России.

• Ежегодным проведением традиционных конкурсов чтецов, сочинений, рефератов.

•Создание видеотеки о живущих ветеранах войны и труда; о выпускниках школ города, погибших в « горячих точках».

•Участие в городских и республиканских конкурсах патриотической направленности.

•Создание передвижной фотовыставки о героях интернационалистах и их подвигах и демонстрацией ее в ходе мероприятий патриотического воспитания с применением ИКТ.

•Организация постоянных встреч с ветеранами войны и труда.


Хочется отметить следующие КТД:

  • КТД «Память», посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне.

  • КТД «Мир красотой спасется», муниципальный конкурс детского творчества.

  • КТД «Страна детства», посвященное юбилею школы.

  • КТД «История моей школы».

  • КТД «Мы этой памяти верны» (15 февраля День вывода войск из Афганистана)

Все школьные КТД имеют личностно-ориентированную направленность. При этом используются разные виды деятельности, что позволяет каждому ребенку внести свой вклад по мере сил и возможностей, а разнообразная тематика развивает различные стороны личности. Кроме того, работая в режиме КТД, удается задействовать в общественной жизни школы большинство учащихся, системно решить проблемы досуга.
















НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ


направления

цели и задачи

основное содержание


основные формы

«Память»

- Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

- Знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества.

- Воспитание готовности к защите своей Родины.

- Подготовка к служению Отечеству.

- Изучение военной и трудовой истории Отечества.

- Сбор материалов по истории культуры страны, республики, города по военной истории.

- Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий.

- Празднование Дней Воинской Славы России.

- Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана и чеченских событий.

- Благотворительные концерты и праздничные подарки.

«От культуры и спорта к здоровому образу жизни»

- Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся.

- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

-Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

-выявление и развитие у учащихся творческих способностей.

-создание условий для творческой самореализации учащихся.

-Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

- воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.



- Приобщение всех учащихся к разным формам физической культуры.

- Организация и совершенствование форм дополнительного образования, его содержания.

- Приобщение всех учащихся к творчеству.

- Расширение знаний представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие.

- Проектирование своего будущего в системе будущего

страны.


- Проведение турниров по различным видам спорта.

-Организация встреч с деятелями культуры и спорта.

- Проведение слетов – соревнований юных туристов.

- Организация и проведение детских фестивалей, смотры театральных, танцевальных, коллективов, конкурсы рисунков, картин, игрушек, дружеских шаржей, выставки декоративно-прикладного творчества.

- Организация и проведение конкурсов веселых и находчивых;

- Выявление талантливых организаторов и ведущих праздников, фестивалей, смотров.

-Установление творческих контактов с творческими личностями и коллективами.

- Проведение конкурсов чтецов, литературных праздников.

«Древо жизни»


-Объединение детей и взрослых на основе общего интереса к истории своего рода для изучения и сохранения семейных обычаев и традиций.

- Содействие сплочению семьи, укреплению связей её поколений

- Изучение и развитие национальных традиций, культуры , и традиций других стран мира.

- Изучение истории родного края от древних времён до сегодняшних дней, возрождение и развитие народных ремесел и промыслов.

- Проведение встреч, лекций, конкурсов, шоу – программ, фестивалей, акций, посвящённых темам семьи.

- Ведение поисков своих предков.

-Повышение престижа отцовства.

-Ведение книги памяти «Мои земляки».

- Проведение фольклорных праздников, игровых программ.


«Живи, земля»

-Создание условий для социального становление и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

- Теоретическое изучение природы и экологии как науки.

- Практическая деятельность по сохранению окружающей среды.

- Операция «Зеленая аптека», «Птицы - наши друзья»;

-Акции «Чистый город – здоровый город»

- Проведение утренников и праздников на экологическую тему;

- Организация походов с целью охраны чистоты озера, редких сортов цветов;

- Проведение операций по охране зеленых насаждений.





Адресная направленность.


Данная программа рассчитана на 2015- 2019гг, с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация данной программы осуществляется в клубе «Патриоты России – вперед!». В него входят 15 человек, учащиеся 5-9 классов, которых интересует поисковая, творческая, оформительская работа, есть желание заниматься исследовательской деятельностью.













Учебно-тематический план работы.

1 год обучения.

Тема

Задачи

Форма

Сроки

Кол-во часов

1

"Затерянные в лесу"

Знакомство с основными принципами поведения в экстремальных ситуациях. Постановка детей перед необходимостью действий в коллективе.

Настольная ролевая игра

Сентябрь Октябрь

8

2

Что значит - быть гражданином

Усвоение понятий "гражданин", "гражданский долг"

Сообщения об истории формирования понятий с последующим обсуждением

Ноябрь

4

3

"Мое родословное древо"

Воспитание уважения к предкам, проявившим мужество и героизм на службе Отечеству

Конкурс рефератов об отцах и дедах – ветеранах войны и труда

Декабрь

4

4

"Тропа разведчика"

Физическое развитие учащихся, развитие военно-прикладных навыков

Военно-спортивная игра на местности

Январь

4

5

"Урок мужества"

Развитие чувства ответственности за национальную безопасность своей Родины

Встреча с ветеранами ВОВ – участниками боевых действий

Февраль

4

6

Белые пятна войны

Расширение знаний о военных конфликтах XX-ого века, в которых приняла участие наша страна

Серия сообщений с последующим обсуждением

Март

4

7

Вечер тайн

Расширение общего кругозора учащихся. Развитие коммуникативных способностей.

КТД

Апрель

4

8

"Ни кто не забыт, ни что не забыто"

Развитие общественно-практической активности учащихся

Встреча с ветеранами ВОВ города

Май

4

Учебно-тематический план работы

2 год обучения.

Тема

Задачи

Форма

Сроки

Кол. часов

1

''Разведчики’’

Формирование морально-психологических качеств для действий в неожиданных, чрезвычайных ситуациях

Военно-спортивная игра на местности

Сентябрь

4

2

"Галерея славы"

Популяризация знаний о выдающихся военных деятелях Российской Армии

Викторина

Октябрь

4

3

"Веет, веет знамя полковое"

Развитие мотивации личности к познанию духовно-нравственных ценностей военнослужащего

Вечер, посвященный боевым традициям, воинской символике и ритуалам Российской Армии

Ноябрь

4

4

"Оружие победы"

Углубление знаний учащихся по истории ВОВ

Серия сообщений о технике и вооружении СА в период ВОВ

Декабрь

4

5

"Дорогами прошлых войн к миру"

Приобщение учащихся к работе по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Встреча с участниками поискового движения

Январь

4

6

Памяти павших будьте достойны!

Формирование и развитие патриотических знаний, убеждений, чувств

Вечер фронтовой поэзии

Февраль

4

7

"У войны не женское лицо"

Развитие общественно-практической активности учащихся

Встреча с женщинами ветеранами войны и труда

Март

4

8

Посвящение в поисковики

Приобщение учащихся к деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Вечер-посвящение

Апрель

4

9

Встреча поколений

Развитие общественно-практической активности учащихся

Встреча с ветеранами войны города

Май

4





Сетевое взаимодействие

Название организации

Содержание и форма совместной работы

1

Общественная Молодежная Организация города Сорска

Лекции, консультации, экскурсии, профильные лагерные смены, экспедиции.

2

Музей истории г.Сорска, г. Абакана

Лекции, экскурсии, семинары

3.

Совет ветеранов города.

Встречи, помощь ветеранам.

4

Военно-патриотические клубы

Совместные занятия, мероприятия, турпоходы, слеты, экспедиции


Реализация программы


Ежегодно реализация данной программы условно подразделяется на три этапа.

I этап – подготовительно – организационный (август – сентябрь)

II этап – основной: теоретический и практический (сентябрь – июнь)

III этап - итоговое тестирование, анализ деятельности за год.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

1.

2.

3.

4.

5.


6.


7.

8.


9.

11.


10.

Проведение месячника «Я гражданин России»


Проведения месячника «За здоровый образ жизни»

Проведение месячника «Мир дому твоему»

Проведение месячника «Мы юные патриоты России»

Проведение месячника «В здоровом теле – здоровый дух».

Проведение месячника «Добро миру»

Встречи с ветеранами, родственниками погибших защитников Родины.

Организация поисковой работы

Организация сменных экспозиций в уголке боевой и трудовой славы.

Организация экскурсий в музеи боевой и трудовой славы г.Абакана.

сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль


май


апрель


в течение года

в течение года


в течение года


март - апрель

С участниками клуба «Патриоты России – вперед!» проводятся занятия по ознакомлению с новой наукой - «музеология».

Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, дает учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к прошлому.

Содержание обучения включает в себя познавательный, развивающий и вос­питательный компоненты.

Познавательный компонент предполагает ознакомление учащихся с основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.

Развивающий компонент предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, навыков самостоятельных исследований, коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитательный компонент создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, развития интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитания патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель:

Приобщить учащихся к деятельности, интегрирующей музееведческие навыки со знаниями и умениями других гуманитарных дисциплин - литературы, географии, искусства.

Задачи:

  • научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные предметы, оценивать их как часть истории и культуры, познакомить с основами экскурсионной и поисковой деятельности;

  • помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля обучения.

Используются следующие формы обучения: лекционные, лабораторно-практические работы, самостоятельно-поисковая деятельность, деловые игры, экскурсии, работа в группах, индивидуальная работа, проектная деятельность.

Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстра­тив­ный, проблемный, исследовательский, поисковый.

В результате изучения предложенного материала учащиеся должны

знать:

  • разнообразие и специфику музейных профессий;

  • основные термины и понятия, изучаемые в курсе;

  • направления сбора, классификацию музейных предметов;

  • функции различных вспомогательных исторических дисциплин;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации;

  • систематизировать материалы;

  • составлять описание исторических источников и коллекций;

  • использовать в своей деятельности данные различных гуманитарных наук: географии, этнографии, литературы при исследовании и описании исторических источников;

-вести беседу, записывать воспоминания,

  • взаимодействовать при работе в группе;

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Для дополнительного обеспечения работы учителя в программу включены:

а) Краткий словарь музейных терминов (Приложение №2)

б) Схемы описания музейных предметов (Приложение №3)


Содержание занятий

Тема 1. Введение

Музей – хранитель исторической и социальной памяти (1 ч.)

Происхождение музеев. Первые национальные музеи. Появление музеев в нашем крае. Профили, типы, виды музеев. Специфика школьного музея.


Тема 2. «Я поведу тебя в музей» (1 ч.)

Организационная структура музеев. Музейные профессии. Основные функции музея. Виды музейной деятельности.

Урок-экскурсия.


Тема 3. Феномен музейного предмета (1 ч.)

Особенности и специфика музейных предметов, их классификация: вещественные, письменные, изобразительные, кино-, фотодокументы, фоно- и видеозаписи, компьютерные источники. Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость.

Реликвии и раритеты. Копии музейного предмета: ксерокопия, фотокопия.

Атрибуция музейного предмета. Выявление основных признаков музейного предмета.


Тема 4. Описание музейных предметов, коллекций (1 ч.)

Описание музейных предметов коллекций: нумизматические, фалеристические материалы, изобразительные источники, этнографические источники.

Лабораторно-практическая работа.


Тема №5. «Малая Академия исторических наук» (1 ч.)

(научно-исследовательская деятельность музеев)

Экспедиция как способы изучения родного края: рассмотрение основных направлений сбора и изучения краеведческих материалов (этнографических, фольклорных, изобразительных источников, нумизматических предметов, памятных значков и медалей, памятников истории и культуры).

Привлечение данных вспомогательных исторических дисциплин: этнографии, географии, нумизматики, фалеристики.

Методы сбора и фиксации собранных материалов: ведение полевого дневника.

Запись рассказов и воспоминаний ветеранов и очевидцев событий.


Тема 6. Музейная студия. Подготовка к защите

проекта «Мы строим музей» (1 ч.)

Анализ собранной информации, отбор наиболее значимых материалов, мотивация выбора, выстраивание общей логической схемы.


Тема 7. Музейная студия. Защита проектов.

Подведение итогов курса. Самооценка (2 ч.)

Защита проектных заданий.


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Лекции

Практика

Формы контроля

1

Музей – хранитель исторической и социальной памяти

1

1


Самостоятельная работа: «Опре­де­ление профиля и специфики музеев». Работа с иллюстративным материалом и тестами

2

Я поведу тебя в музей (организационная структура, виды музейной деятель­ности)

1


1

Творческое задание: «Краткий путеводитель по музею»

3

Феномен музейного предмета

1

1


Практическое задание: «Атрибуция музейного предмета»

4

Описание коллекций, музейных предметов

1


1

Лабораторно-прак­тическое занятие

5

«Малая Академия исторических наук» (научно-исследова­тельс­кая деятельность музеев)

1

1


Практическая работа Запись рассказов и воспоминаний очевидцев событий.

6

Музейная студия. Подготовка к защите проекта «Мы строим музей»

1

1


Собеседование и наблюдение

7-8

Музейная студия. Защита проектов. Подведение итогов курса. Самооценка

2


2

Презентация проектов


Итого:

8

4

4






Тематический план занятий


урока

Тема

Содержание

Организация учебной

работы

1

Вводная часть

Организационный момент: знакомство учащихся с расписанием и режимом занятий, системой оценки деятельности. Защита проекта.

Требования к ведению рабочей тетради, словаря музейных терминов.


Музей – хранитель исторической и социальной памяти

Понятие «музей», первые национальные музеи, появление музеев в Ярославской области.

Профили музеев:

  • исторические,

  • литературные,

  • естественнонаучные,

  • технические,

  • театральные,

  • музыкальные,

  • мемориальные.

Школьный музей и его специфика

Информационная лекция с элементами беседы. Запись основных положений в рабочую тетрадь учащихся. Работа со словарем музейных терминов. При характеристике типов и профилей музеев использовать видео или иллюстративные материалы.

Самостоятельная работа «Определение специфики школьных музеев». Работа с тестом

2

«Я поведу тебя в музей»

Организационная структу­ра музея, основные функции музея, виды музейной деятельности, музейные профессии

Урок рекомендуется провести в музее школы. Познакомить учащихся с подразделениями музеев, с направлениями деятельности музейных работников

Предложить учащимся выполнить творческое задание.

Составить путеводитель по музею

3

Феномен музейного предмета

Понятия: «музейный предмет», «экспонат». Особенности и специ­фика музейных предметов. Их классификация: вещественные, пи­сь­менные, изобразительные, кино-, фотодокументы, фоно- и видеозаписи, компьютерные источники.

Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость. Реликвии и раритеты. Копии музейного предмета: ксерокопия, фотокопия.

Атрибуция музейного предмета.

Выявление основных признаков музейного предмета

Диалогическая лекция. Руководитель клуба подбирает исторические источники (подлинные или иллюстративные ма­те­риалы), знакомит с понятиями. Используя метод беседы, выделяет ос­новные признаки музейного предмета, корректирует, уточняет ответы уча­­щихся, отрабатывает основные поня­тия. Работа со словарем музейных терминов.

Самостоятельная работа

Атрибуция музейного предмета». Руководитель клуба подбирает музейный предмет, дает алгоритм атрибуции музейного предмета

4

Описание коллекций, музейных предметов

Нумизматические фалерестические материалы: бумажные деньги, монеты, жетоны, значки и медали.

Изучение на них изображений, надписей, размеров, района и времени обращения. Техника изготовления.

Методика создания коллекций.

Изобразительные исто­ч­ники: рисунки, чертежи, карты, картины, фотог­рафии. Оформление па­с­порта изобразительного источника.

Этнографические источники. Описание орудий труда, одежды, утвари, жилища: назначение, характерные ос­обенности вещи детали.

Лабораторно-практическая работа. Руководитель клуба подбирает исторические источники, записывает на доске основные признаки их атрибуции, формирует группы, предоставляет памятки по описанию предметов, проводит индивидуальные консультации

5

«Малая Академия исторических наук» (научно-исследовательская деятельность музеев)

Исследовательская деятельность музеев.

Экспедиция как способ изучения родного края: рассмотрение основных направлений сбора и изучения краеведческих матери­алов (этнографических, фольклорных, изобразительных источ­ников, нумизматических пре­д­метов, памятных значков и медалей, памятников истории и культуры).

Привлечение данных вспомогательных исторических дисциплин: этнографии, географии, нумизматики, фалеристики.

Методы сбора и фиксации собранных материалов: ведение полевого дневника.

Запись рассказов и воспоминаний ветеранов и очевидцев событий

Диалогическая лекция с элементами практической работы.

Обсуждение вопросов, касающихся дополнительных исторических дисциплин. Использование методологических приемов дополнительных исторических дисциплин в изучении вещественных источников.

Практическая работа. Отработка навыков записи рассказов и воспоминаний ветеранов и очевидцев событий.

Руководитель клуба формирует группы по 2-3 человека, дает задание учащимся – провести беседу и сделать записи по предложенным темам: «Моя семейная история», «Моя семья в годы войны», «История улицы города, на которой я живу», «Загадки бабушкиного сундука».

6

Музейная студия. Подготовка к защите проекта «Мы строим музей»

Анализ собранной информации, отбор наиболее значимых материалов, мотивация выбора, выстраивание общей логической схемы

Индивидуальная работа с учащимися

7-8

Музейная студия. Защита проектов. Подведение итогов курса. Самооценка

Защита проектных заданий

Защита проектных заданий





Методические рекомендации


Занятие 1. Музей – хранитель исторической

и социальной памяти

Дать понятие музея в античности «храм муз» и современное понимание. Сравнить назначение музеев в античности и в наше время.

Для выявления специфических черт школьного музея организовать работу с тестом: Чем, по Вашему мнению, школьный музей отличается от других музеев?

  1. Только тем, что находится в школе?

  2. Он должен быть адресован детям и быть интересным для них.

  3. В нем хотя бы некоторые экспонаты можно брать в руки.

  4. В нем можно рисовать, мастерить и проводить опыты.

  5. Он может рассказывать о жизни школы.

  6. Часть экспонатов для него создается руками детей.

  7. Учителя сами могут проводить здесь уроки.

  8. Сюда можно приходить чаще, чем в другие музеи.


Занятие 2. «Я поведу тебя в музей»

(организационная структура, виды музейной деятельности)

Перед началом занятия учитель дает учащимся задание, составить краткий путеводитель по музею. Задание необходимо выполнять во время экскурсии: зафиксировать маршрут экскурсовода, сделать описание отделов музея, отметить сферу их деятельности и специализацию музейных сотрудников.


Занятие 3. Феномен музейного предмета

Указать, что в основе деятельности музея лежит музейный предмет. Он является объектом научного изучения и описания. Если убрать из музея музейный предмет, то станет бессмысленным существование музея. Следует объяснить учащимся, что нередко, увидев в экспозиции хорошо знакомый предмет, мы удивляемся, почему эта вещь попала в музей, что в ней необычного? Только после объяснения экскурсовода узнаем, что этот экспонат имеет какое-то отношение к историческому событию. И уже по-другому воспринимаем его, потому что он был участником события, хранит память о нем.

Привести пример, как одинаковые, на первый взгляд, вещи могут по-разному восприниматься нами, в зависимости от того, в какой ситуации и с какой целью рассматривается предмет. Наручные часы в витрине магазина могут заинтересовать нас с практической точки зрения: длительность и точность хода, способность противостоять ударам и влаге и т.д.

Другое дело – внешне похожие часы в музейной витрине, принадлежавшие космонавту и побывавшие с ним в космосе. Здесь мало интересны технические возможности часов, а важно, как они попали к космонавту, как проходил полет, как часы оказались в музее, т.е. главное – историческая информация. В этом и заключается основная функция музейного предмета – быть источником информации о процессах, событиях и явлениях, с которыми связан данный предмет.

Отметить, что почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то важном событии или близком человеке. Такие предметы принято называть реликвиями. Предложить учащимся вспомнить, есть ли дома семейные реликвии, узнать у родственников, чем дорог предмет для их семьи, записать историю (легенду) предмета, принести его на занятие.

Провести практическое занятие по атрибуции музейного предмета, предложенной учителем по следующей схеме: название – назначение – материал – авторство – география создания и бытования – связь с историческими событиями и лицами – степень сохранности.


Занятие 4. Описание коллекций, музейных предметов

При описании музейных предметов можно использовать материалы приложения 2. Методика создания коллекции заключается в следующем:

  1. Всякую монету, попавшую в коллекцию нужно определить, ответив на вопросы:

  • из какого металла сделана,

  • какой стране монета принадлежит, где отчеканена,

  • каков номинал монеты (сколько копеек, марок и т.д.),

  • в каком году и при какой власти выпущена.

  1. После определения монеты следует сделать ее описание и зафиксировать на карточке: номер по порядку, наименование, год, надпись изображения, вес, диаметр, сохранность, место находки и у кого она приобретена.

3. Для каждой монеты должен быть изготовлен пакет из плотной бумаге с номером, с указанием страны, номинала, года чекана, имени правителя, места чекана.

Значки коллекционируются по определенным разделам и темам. На каждый значок заводится паспорт, где указывается: наименование значка, от кого и когда поступил в коллекцию, по какому случаю выпущен, его краеведческая ценность, из чего сделан значок (металл, бумага, дерево, кожа, пластмасса, стекло, керамика, ткани), затем создаются тематические коллекции. Значки крепятся в альбомы, проложенные тонким слоем поролона, или на рамки, обтянутые тканью.


Занятие 5. «Малая Академия исторических наук»

(научно-исследовательская деятельность музеев)

Учитель предварительно знакомит учащихся с методами сбора краеведческого материала:

  • наблюдение за повседневной жизнью местного населения, его анкетный опрос,

  • описание обрядов, праздничных церемоний, трудовых процессов,

  • знакомство с предметами материальной культуры (жилыми и хозяйственными зданиями, храмами, историческими памятниками и т.д.),

  • съемка, описание типичных жилых и хозяйственных построек,

  • запись рассказов старожилов и очевидцев событий.

Следует обратить внимание на подготовку к записи рассказов и проведению беседы. Перечислить правила записи беседы:

  1. К проведению беседы нужно заранее подготовиться.

  2. Заранее наметить цель опроса, т.е. определить, что хотите узнать от того человека, с которым предстоит беседа.

  3. Составить специальный опросник.

  4. Запись воспоминаний проводят не менее двух человек (один ведет беседу, другой записывает). Не следует допускать превращения беседы в отрывочные ответы на вопросы: не перебивать, даже если рассказчик уклонился в сторону (можно потом наводящими вопросами выяснить интересующее).

  5. Сложные, необычные для произношения фамилии и названия предложить записать самому рассказчику.

  6. Записанные воспоминания необходимо зачитать рассказчику для внесения поправок.

  7. Составить паспорт на каждую запись (место записи, от кого получены сведения, кто вел запись, дата записи).


Занятия 7-8. Музейная студия. Защита проектов.

Подведение итогов курса. Самооценка

При организации формы защиты проекта «Музейная студия» следует учесть, что экспозиционное пространство выстраивается таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся.

Самооценка проводится по трехбалльной системе по следующей схеме:



Проявил себя

Балл

Усвоил

Балл

Полезность работы

Балл

Новизна материала

Балл

Полно

3

Полно

3

Все полезно

3

Все было новое

3

Значительно

2

В значительной степени

2

Многое полезно

2

Много было нового

2

Частично

1

Частично (мало)

1

Не очень полезно

1

Мало было нового

1

Не проявил

0

Не усвоил

0

Бесполезно

0

Много известного

0

Всего:


Всего:


Всего:


Всего:





Ожидаемый результат


  1. Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и ее будущего защитника и созидателя.

  2. Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, города, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, бережному отношению к памятникам воинам, погибшим в ВОВ, локальных войнах.

  3. Повышение роли городского музея в патриотическом воспитании школьников.


Результаты деятельности клуба


Опираясь на небольшой опыт работы клуба, можно сделать вывод, что систематическая поисковая, исследовательская, экскурсионная, деятельность наших учеников способствует их общему развитию, опыт публичных выступлений дает им уверенность в себе, воспитывает гражданские, патриотические чувства, побуждает к самоусовершенствованию.

Такая работа привлекает учащихся новизной, необычностью формы, побуждает к активной познавательной деятельности, связанной с решением задач исследовательского характера, помогает в самореализации личности.

В клубе созданы необходимые условия для воспитания и развития личности, что подтверждается победами учащихся в различных конкурсах, соревнованиях, смотрах. Члены клуба принимают активное участие в городских и школьных конкурсах, где занимают призовые места.


25




Скачать

© 2018 1628 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!