СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа палаточного лагеря   «ДОМ ПРИРОДЫ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский оздоровительный лагерь «Радуга» Программа палаточного лагеря   «ДОМ ПРИРОДЫ» Программа рассчитана на 1 год

Просмотр содержимого документа
«Программа палаточного лагеря   «ДОМ ПРИРОДЫ»»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

(Тюменская область)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»




Согласовано:

заместитель директора по ВР

__________________/О.Д. Бас

«_____»_____________2019 г




Утверждаю:

Директор МБОУ Покурская ОСШ

________________/Л.В. Калинина

«_____»________________2019 г







Детский оздоровительный лагерь «Радуга»

Программа палаточного лагеря


«ДОМ ПРИРОДЫ»


Программа рассчитана на 1 год








Разработчики программы:

Уский М.И. начальник лагеря

Чеченина Е.В. педагог-организатор

Бахарева З.Л. учитель начальных классов





с.п. Покур, 2019

СОДЕРЖАНИЕ


Информационная карта программы

2-3

Пояснительная записка

4-6

Механизм реализации программы

6

Содержание программы

6-8

Условия реализации программы

8

Ожидаемые результаты

9

План-сетка культурно-массовых мероприятий палаточного лагеря

10 -11

Литература

12





































Информационная карта

Полное название программы

Программа лагеря палаточного типа «Дом природы»

Сроки реализации

12.07.2019 - 17.07.2019 (6 дней)

Авторы - разработчики

программы

Чеченина Е.В. педагог-организатор

Бахарева З.Л. учитель начальных классов

Руководители программы

Уский М.И., начальник лагеря с дневным пребыванием детей

Адрес организации

ул. Белорусская 19, с.п. Покур, Нижневартовский район, ХМАО-Югра, Тюменская область

Телефон, факс

(3466) 21-01-23

Форма проведения

Лагерь палаточного типа

Количество отрядов

1

Место проведения

МБОУ «Покурская ОСШ»

Количество детей

10 человек

Сведения о географии

участников

Подростки сельского поселения Покур

Обоснование идеи, актуальность программы

Обеспечение отдыха детей, оздоровления и укрепления их здоровья, развитие творческого потенциала детей, приобретения навыков пребывания в природных условиях, занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Цель программы

создание благоприятных условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, привлечения детей к здоровому образу жизни средствами туризма и краеведения, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях

Задачи программы

-повышение уровня экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

-формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

-формирование интереса к исследовательской деятельности в области краеведения;

-развитие интереса к туризму

Формы работы

Оздоровительная, спортивная, туристическая

Направление программы

Экологическое, туристско-краеведческое

Условия питания

5- разовое витаминизированное питание

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря, воспитатель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, медицинский работник, повар, подсобный рабочий

Условия размещения

Лагерь расположен на спортивной площадке школы. На территории лагеря выделены зоны: жилая зона, физкультурно-спортивная зона, беседка/навес. Жилая зона - палатки, оборудованные защитными сетками, для проживания детей, отдельные для мальчиков и девочек. Каждый проживающий лагеря палаточного типа обеспечен индивидуальным промаркированным спальным мешком (фамилия, имя). Беседка/навес для настольных игр и чтения.































Пояснительная записка


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. А ведь каждому ребёнку хочется провести каникулы так, чтобы случилось нечто необычное, не похожее на школьные будни, о чём будешь вспоминать, вновь и вновь рассказывать друзьям. Наша задача – помочь им в этом. Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом.

Как показывает опыт, одной из интереснейших форм работы с подростками в летний период является работа лагеря палаточного типа.

Летний палаточный лагерь имеет ряд преимуществ перед другими формами педагогической работы. Это выражается в следующем:

• совместное проживание детей, тесное взаимодействие со своими наставниками, где возникает «зона доверия»;

• приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды;

• активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

Только здесь ребенок действительно отвлечется от ежедневных забот и забудет про Интернет, компьютер и мобильный телефон. Только в палаточном лагере он научится жить в согласии с природой, в гармонии с окружающим миром. Общение с природой пойдет на пользу любому ребенку, ведь растущий организм требует постоянной активности, смены обстановки, нахождения на свежем воздухе.

Поэтому такой отдых гарантированно пойдет на пользу каждому из ребят.

В лагере ведётся работа по двум направлениям: экологическое и туристско-краеведческое.

Программа лагеря палаточного типа «Дом природы» написана в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующего вопросы отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков среди муниципальных образовательных учреждений района. Программа отражает цели и задачи целевой программы автономного округа «Дети Югры» на 2016-2020 гг., муниципальной целевой программы «Организация отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков Нижневартовского района на 2016-2020 годы»; создает условия для реализации духовных, интеллектуальных, творческих, физических потребностей детей и подростков.

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического - краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

В настоящее время всё большее внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Одной из составляющей этой работы и является туристско-краеведческая деятельность. Именно туризм служит важным средством гармонического развития, укрепления здоровья, воспитания современного человека. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей страны, полюбить родной край, научиться разумно использовать её природу и богатства, ценить их и беречь. Именно краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки.

Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.

Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.


Цель программы: создание благоприятных условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, привлечения детей к здоровому образу жизни средствами туризма и краеведения, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях.

Задачи:

  • повышение уровня экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • формирование интереса к исследовательской деятельности в области краеведения;

  • развитие интереса к туризму.


Механизм реализации программы


Деятельность лагеря палаточного типа «Дом природы» регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.05.2013 г. № 25 «об утверждении САНПИН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».

Лагерь палаточного типа «Дом природы» - это лагерь, организованный для воспитанников образовательного учреждения с целью их отдыха, приобретения навыков пребывания в природных условиях, занятий физической культурой, спортом, туризмом, предусматривает использование для проживания палаток, изучения истории своего поселка.

Лагерь комплектуется из числа учащихся МБОУ Покурская ОСШ, собирает под своей крышей детей от 10 до 14 лет. Основанием для зачисления - заявление от родителей, справка о состоянии здоровья, приказ начальника лагеря. Продолжительность пребывания в лагере 6 дней, количество детей 10 человек. Базируется лагерь на спортивной площадке школы в селе Покур.

Во время работы лагеря обязательно соблюдается четкий режим дня.

Перед любой экскурсией, посещениями СДК проводятся инструктажи по правилам поведения, соблюдению осторожности, мерам профилактики, способам оказания первой помощи.

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

• тематические экскурсии;

• познавательные игры и викторины;

• спортивные игры и соревнования;

• игровые тестирования, опросы, анкетирование;

• занятия на природе;

• изготовление поделок, гербариев.


Содержание программы


Обучение осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике. Лагерь осуществляет свою деятельность по направлениям:

туристско-краеведческое направление

Цель: познакомить детей с традициями и культурой коренных жителей Югории, изучение истории родного края.

В мероприятия туристско-краеведческой направленности включены:


  • экскурсии в общественный музей села Покур, школьный музей, по улицам поселка;

  • экскурсии к «Памятнику Героям гражданской войны», «Обелиску погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 гг.» (знакомство с историей создания памятников села);

  • встречи с коренными жителями поселка;

  • викторина «Что ты знаешь о природе и коренных народах своего края?»;

  • игры народов Севера;

  • туристическая полоса препятствий;

- практические занятия:

Питание в туристическом походе. Виды продуктов. Подготовка продуктов к походу. Посуда для варки. Рецепты и технология простейших блюд. Составление меню для похода. Карта Определение сторон горизонта. Ориентирование на местности. Азимут. Движение по азимуту. Снаряжение туриста. Организация движения. Техника движения. Биваки. Выбор места стоянки и ночевки. Разведение костра. Виды костров. Добывание и сохранения огня. Правила пожарной безопасности при пользовании огнем. Обеспечение пищей и водой. Настоящие и мнимые опасности в походе. Правила безопасности в походе. Опасные растения и животные. Оказание первой доврачебной помощи.


физкультурно-спортивное направление

Цель: создать условия для физического совершенствования и развития детей, закаливания, укрепления здоровья, организации правильного питания.

В направление включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- правила питание в туристическом походе;

- организация спортивно-массовых мероприятий (пионербол, волейбол, веселые страты).


экологическое направление

Цель: формирование экологической культуры подрастающего поколения

В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

- Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольном участке.

Во время проведения походов, экскурсии дети знакомятся с лекарственными растениями, учатся их собирать и при необходимости применять, запоминают ядовитые растения и меры профилактики отравлений, особенно грибами. Учатся защищаться от укусов кровососущих насекомых, узнают и в реальной ситуации применяют правила защиты от укуса энцефалитного клеща. В походах учатся ориентироваться в лесу, находить нужные приметы, что немаловажно для формирования навыков сохранения здоровья в дикой природной среде и при чрезвычайных ситуация


Условия реализации программы


Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение программы осуществляется согласно штатному расписанию:

- Начальник лагеря -1 человек

- Педагог дополнительного образования – 1 человек

- Воспитатели – 2 человека

- Инструктор по физкультуре – 1 человек

- Медработник – 1 человек

- Повар – 1 человек

- Подсобный рабочий – 1 человек


Материально-техническое обеспечение

Помещения:

- пищеблок школы - 1

- спортивная площадка- 1

Оборудование

- видеоаппаратура, фотоаппарат.

Инвентарь:

  • спортивный инвентарь;

  • настольные игры.

Перечень используемых материалов:

  • ватман;

  • краски;

  • кисти;

  • цветная бумага;

  • фломастеры;

  • бумага для рисования;

  • маркеры;

  • мелки;

  • карандаши;

  • гуашь.

Для проведения совместных мероприятий предполагается привлекать сотрудников СДК, сельской библиотеки, общественного музея села Покур и использовать материально-техническую базу МКУ «СДК села Покур».


Организация питания


  1. Питание детей организуется на базе пищеблока школы.

  2. 5-ти разовое горячее питание.

  3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к питьевому режиму, питанию.

  4. Соблюдение технологии приготовления готовых блюд.

  5. Составление меню рационального питания с учетом калорийности, количества белков, жиров, углеводов.

  6. Постоянный контроль за качеством поступающих продуктов, сроком их реализации и условиями хранения.


Режим дня


8.00 – 8.10 – общий подъем, уборка постелей

8.10 – 8.30 – зарядка

8.30 – 8.50 – водные процедуры

8.50 – 9.00 – линейка

9.00 – 9.30 – завтрак

9.30 – 11.10 – теоретические и практические занятия по плану

11.10 – 12.30 – оздоровительные гигиенические процедуры

12.30 – 13.30 – свободное время

13.30 – 14.30 – обед

14.30 –16.00 – тихий час

16.00 – 16.30 – полдник

16.30 – 18.30 – спортивные игры, конкурсы, викторины

18.30 – 19.00 – свободное время, тихие игры, индивидуальное чтение

19.00 – 20.00 – ужин

20.00 – 21.30 – культурные мероприятия у костра, дискотеки

21.30 – 21.45 – линейка

21.45 – 22.00 – вечерний туалет

22.00 (22.30) – 8.00 – сон



Ожидаемые результаты

  • повысился уровень экологических знаний;

  • сформировано ответственное отношения к окружающей среде;

  • сформирован интерес к краеведению;

  • развит интерес к туризму.






План-сетка

культурно-массовых мероприятий палаточного лагеря

«ДОМ ПРИРОДЫ»

с 12.07 по 17.07.2019 г.

Дата 12.07

День открытия смены

« Здравствуй, лагерь!»

Дата 13.07

День накопления знаний

Дата 14.07

«Мы за мир во всём мире»

8.00–22.30

Открытие лагеря.

1. Подготовка к торжественному открытию смены;

2.Знакомство с лагерем и его правилами в форме экскурсии;

3.Инструктаж по технике безопасности;

4.Тренинг «Знакомство»,

5.Квест «с приветом по планетам»

6.Отрядное время. Подготовка отрядного уголка.

7.«Звездный час»

8.Игра «Снежный ком»

7.Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»;

8.Заполнение анкеты «Твои планы на смену».

8.00–22.30

1Квэст «Поход»

Практические занятия:

- Питание в туристическом походе.

- . Ориентирование на местности. Карта Определение сторон горизонтаАзимут. Движение по азимуту.

- Снаряжение туриста.

- Выбор места стоянки и ночевки. Разведение костра. Добывание и сохранения огня. Правила пожарной безопасности при пользовании огнем

- Правила безопасности в походе. Настоящие и мнимые опасности в походе

- Оказание первой доврачебной помощи..

2. Просмотр видеоролика «Правила безопасного отдыха» и его обсуждение;

3.Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый безопасному поведению в природе, в походе.






8.00–22.30

1.Экскурсия в школьный музей;

2. Экскурсия к «Памятнику героям гражданской войны»

3. Экскурсия к «Обелиску погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

4.Просмотр презентации «Мои земляки — участники Великой Отечественной войны;

5.Оформление плаката «Мы не хотим войны!»

6. Квест « С миру по нитке»

7.Встречи с коренными жителями поселка



Дата 15.07

«День рекордов»

Дата 16.07

День природы и экологии

Дата 17.07

«Закрытие лагерной смены»

8.00–22.30

1. Минута безопасности (профилактика терактов);

2.Спортивно - конкурсная программа  «Веселые старты - туристическая полоса препятствий»

3. «Галактика проектов»- итоги исследовательской работы работы

4.«Мои рекорды»

5. Игры народов Севера

6.«Танцевальный Аэродром»

8.00–22.30

13. «Уроки осторожности», с последующей беседой о правилах поведения в природе;

.Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

2.Конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»;

3.Игровая программа «Игры народов родного края».

4. КТД «Раздельный сбор мусора»

5. Конкурс «Создай свою планету»

6.Викторина «Что ты знаешь о природе и коренных народах своего края?»

8.00–22.30

1.Торжественное закрытие смены.

2.Конкурс плакатов «Люблю свой лагерь»

3. Почта «Дружбы»

4. .Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»

8.Заполнение анкеты «Мои ожидания и мои результаты».




Список литературы


  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: АГАР, 2000. – 386с.

  2. Дежникова, Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.

  3. Кувватов, С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.

  4. Петрусинский, В.В. Игры для активного обучения. - М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.

  5. Петрусинский, В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. - М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.

  6. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей.- М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 176с.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!