СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе речь идет о работе с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1











Программа

Особенности обучения и воспитания, учащихся с признаками одаренности, во внеурочной работе по экологии и биологии.

























«Ум ребенка – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь»

Плутарх


«Национальная образовательная инициатива Президента РФ» подчеркивает, что надо создавать «творческую среду для выявления особо одаренных детей».



  1. Введение.

Обоснование актуальности программы

В Национальной образовательной Доктрине, Законе об образовании и Федеральной программе «Одарённые дети» большое внимание уделяется выявлению и развитию одарённости. Главной задачей школьного образования и воспитания является помощь ребенку в раскрытии его интересов и, как следствие, его «генетически обусловленного компонента способностей» Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Задача эта может быть решена только путем комплексного подхода, то есть сплавом учебного процесса и внеурочной деятельности. Если на уроках биологии и экологии, учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время они могут углубить и расширить полученные знания, а также реализовать их в одном из видов проектной или научно-исследовательской деятельности.(приложение № 5,14,16,22.47,48,49,36.38,)

Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить одарённость в выдающийся талант. Для наших детей окружающей средой в первую очередь является среда школьная, а воспитателями – их учителя. Конечно, нельзя сказать, что все школьники одарены одинаково, и одаренность эта проявляется всегда и во всем.

Цель современного образования переход на новую – деятельностную – парадигму образования. В Стандарте усилена ориентация на результаты образования. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основная педагогическая задача– создание и организация условий, инициирующих деятельность. Особое внимание государство направило на работу с одаренными, талантливыми людьми, т.к. это будущий потенциал современной России. Создание новых методических и педагогических условий для развития творческой личности поможет расширить круг творческих интересов личности, проявить свою индивидуальность, неординарность, неповторимость. Главные задачи школы определены в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании порядочного и патриотичного человека; личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

  • возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;(Приложение №36, 33, 12, 49)

  • обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и окружающих;

  • теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;(приложение№29, 31,9, 22, 29, !3)

  • отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

При внимательном рассмотрении этих принципов становится понятно, что они тесным образом перекликаются с задачами, связанными с выявлением и развитием одаренности у школьников.



II. Нормативно-правовая база

1.Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г

2.Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

3. Федеральный закон «Об образовании», 2012 г.

4.Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Модель «Российское образование – 2020».

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

10. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, 2013 г.

11. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» до 2015 г.

12.Конституция РФ.

III. Пояснительная записка.

Цель. Задачи.

Программа «Воспитание детей с признаками одаренности, через научно-исследовательскую и проектную деятельность во внеурочной работе по экологии и биологии.» есть одно из направлений гимназической программы «Одаренные дети», которая была разработана еще в 2002- 2003 году (автор Кушнарева Н.Ю., Заслуженный учитель РФ.) В своей работе я опиралась на научные труды и работы советских и российских педагогов, психологов, таких как : Д.Б. Богоявленская ( автор и разработчик « Концепции одаренности»), В.С Юркевич , А.И. Савенков , Д.В. Ушаков , Н.С. Лейтес, А.В. Хуторской, Ю.Д. Бабаева, Л.С. Выготский ,(приложение №1) Согласно «Рабочей концепции одаренности», одаренность определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренным считается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Речь идет о повышенной познавательной потребности, ярко выраженном интересе к определенным занятиям и видам деятельности, чрезвычайно высокой увлеченности каким– либо предметом, погруженность в какое-либо дело, способность ребенка работать за пределами заданного. Этому как нельзя лучше способствует работа над проектами или научно-исследовательская деятельность по биологии и экологии которая формирует систему ценностей ребенка позволяет ему сохранить свой дар, развить свои способности во благо общества, людей и поможет найти свое призвание. (Приложение №2,).

Целью программы является: развитие одаренности во внеурочной работе по экологии и биологии через научно-исследовательскую и проектную деятельность для последующего личностного развития одаренных детей, а главное их самореализации в обществе.

Основные идеи программы:

1.Идея развития:

• развитие ученика, его индивидуальности в учебно- воспитательном процессе;

  • развитие личности учащихся;

  • развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея сотрудничества:

  • партнерские отношения субъектов воспитательной системы;

  • совместная деятельность детей и взрослых.

3. Идея толерантности:

• развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

• -развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию.

ЗАДАЧИ:

  1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ;

  2. Формирование опыта социальной и межкультурной коммуникации, разработки и реализации общественных и социально-значимых проектах, делах

  3. Формирование опыта эмоционального постижения, бережного отношения, любви к природе и природе родного края

  4. Педагогическая поддержка одаренных детей (приложение №3,4)

  5. Вовлечение их во внеурочную деятельность по биологии и экологии для преодоления ими проблем обучения и общения. (приложение №5, 13,14, 16, 22, 29, 30, 31, 36,49)











Концептуальная основа программы.



Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.

Президентская программа «Дети России».



В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента проекта выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данного проекта.

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:

Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);(приложение №7)

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.



В работе будет использована классификация видов одаренности, основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:

  • интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;

  • спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);

  • художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;

  • коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.



Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:







  • склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;

  • способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;

  • одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;

  • талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;

  • гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.



Формы выявления одаренных детей:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции;

- работа психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа.



Этапы выявления одаренных детей:

1. Школа 1 ступени

2. Школа 2,3, ступени



Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принц свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Стратегия

  • Интеграция во все учебные дисциплины принцип здоровье сберегающих технологий, проектных и научно-исследовательских технологий.

  • Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

  • -Реализация принципа человекообразности в образовании, учитывающего личностное начало.

  • -Образовательная миссия одаренного ребенка

  • Осознание ответственности за реализацию таланта способностей. Дара во имя служения Родине.



Ожидаемый результат:


1. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

2. Составление банка данных на учащихся по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная. (приложение №40)

3. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми (приложение №3)

4. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.

5. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.

6. Объединение основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.































Этапы работы над программой (приложение№8)



1 этап - Организационный(2013-2014).

Цель: создать условия для научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся с признаками одаренности

2 этап - Организационно – деятельностный (2014-2015).

Цель: педагогическая поддержка одаренных детей в личностном развитии. Непрерывно идет поиск технологий работы с одаренными детьми.

3 этап - Аналитико- исследовательский (2015-2017),

ЦЕЛЬ: Обобщить опыт работы по проблемам обучения и воспитания одаренных детей во внеурочной деятельности по биологии и экологии. Определить перспективы дальнейшей деятельности




IV.Социально-психологическое обеспечение программы:



- разработка пакета методик и диагностического инструментария с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся (приложение №4)

- создание банка данных одаренных детей, (приложение №40)

-разработка и внедрение индивидуальных, групповых развивающих и воспитательных программ,

- формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

Организационное и функциональное обеспечение программы:

1) Функции директора школы в аспекте реализации программы:

- общее руководство разработкой и обеспечение реализации проекта (организация, координация, контроль).

2) Функции зам. директоров по УВР и ВР:

- определение приоритетных направлений просветительско- образовательной работы,

- корректировка составляющих элементов проекта,

- организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными детьми, (приложение №6,10, 15, 19, 20, 21, 23.24.)

- разработка индивидуальных программ для одаренных детей,

- обеспечение связи с вузами и учреждениями дополнительного образования, (приложение№ 41, 38. 42. 47, 48,)

- анализ и обобщение результатов реализации проекта.

- контроль по использованию диагностического инструментария для успешной реализации проекта,

3) Функции педагога- психолога:

- разработка программы психолого - педагогического сопровождения детей с одаренностью;

- диагностические мероприятия;

- просветительские мероприятия для пед. коллектива, родителей, детей;

- консультации индивидуального и группового характера;

4) Функции методических объединений:

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми через МО,

- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через предметные методические объединения,

- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся,

- организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов и т.д.

5) Функциональные обязанности учителей, педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми:

-организация и проведение занятий с одаренными детьми, (приложение № 43, 44, 45, 46)

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми,

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. школьного, районного уровня,

- организация и контроль за знаниями одаренных детей, индивидуальных программ, выполнением программ,

-обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,

-участие в творческих отчетах по данной теме,

-подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.



V. Материально-техническое обеспечение реализации программы

- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета, учебно-методической, научно - методической, психолого-педагогической литературой,

- оснащение кабинета биологии необходимыми ТСО,

- компьютеризация образовательного процесса,

- формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.

Информационное обеспечение:

- функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с

одаренными детьми;

- издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов,

- информационное пополнение базы.









Формы работы с одаренными детьми по экологии и биологии















1 этап 2013\2014 учебный год

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ»

ЦЕЛЬ: Создать условия для научно-исследовательской и проектной деятельности по биологии и экологии для одаренных детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучение теории одаренности.

  2. Выявление противоречий педагогической практики.

3.Проектирование работы с одаренными детьми

  • . Теоретическое осмысление вопросов, затрагивающих проблемы одаренных детей через проведение семинаров практической направленности с целью повышения педагогического мастерства коллектива по следующим темам:

  • Общее понятие одаренности и ее концепции. Признаки и характеристики детской одаренности. Специфика работы с одаренными Детьми;

  • Интеллектуальная одаренность есть ментальный опыт личности;

  • ФГОС и образовательные стратегии поддержки детской одаренности;

  • Олимпиады, конкурсы научно-исследовательская и проектная деятельность. как условие развития творческой системы;( приложения №4.9.12,14. 16. 22, 29. 30. 31, 36. 50, 52)

  • Ценностные ориентиры для создания внутренней мотивации. Личностные факторы;

2. В помощь родителям. На что надо обратить внимание в первую очередь,

3.О чем расскажет диагностика

4. Совместная работа коллектива и психолога по созданию базы данных одаренных детей.

Б. Регулярное проведение психологических консилиумов по темам, с целью изучения личностных особенностей одаренных детей с целью коррекции своей деятельности:

1. Интеллект и интеллектуальное развитие

2.Вопросы воспитания творческих способностей.

3.Чем помочь ребенку.

4. Регулярное совместное обсуждение работы и анализ реализации I этапа программы.

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.



4.ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

.В ходе реализации научно-исследовательской деятельности по проблемам детской одаренности были изучены и осмыслены на семинарах темы:

  1. Признаки одаренности. Современные подходы.

  2. Инструменты проектирования урока биологии, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход.(приложение №1)

  3. Интерактивные задания ,как средства реализации ФГОС нового поколения.

  4. Развитие познавательной деятельности на уроках биологии во внеурочной деятельности через использование активных форм методов и приемов обучения

  5. Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках работы гимназического научного общества «Импульс»

  6. ФГОС и его актуальность для развития детской одаренности

  7. Духовно – нравственные ценности и ориентиры. Личностные факторы, влияющие на ценностные ориентиры

  8. Исследовательская и проектная деятельность одаренных детей.

  9. Творческие работы одаренных детей

  10. Олимпиады, конкуры, как условие развития одаренных детей.

. (См. приложение№6. !9, 18, 20. 23. 24, 33. 39. 42-49))













.

















2 ЭТАП 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

«ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ»

Цель: педагогическая поддержка одаренных детей в личностном развитии. Непрерывно идет поиск технологий работы с одаренными детьми.



ЗАДАЧИ:

1. Организация и психологическое сопровождение программы.

2. Отслеживание развития одаренных детей.

3. Совершенствование системы деятельности, направленной на воспитание и развитие одаренных учащихся.





.

НАПРАВЛЕНИЕ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Помощь в организации детского сообщества и создание условий для его развития (приложение №43)

а) создание базы данных (списочный состав) (приложение №40)

б) разработка плана работы секций, клубов, кружков, «Малой Академии.» (приложение №43-45)

. 2.Создание условий для выявления и развития способностей одаренных детей: конкурсы, кружки, секции, клубы, дискуссионные клубы и т. д.(приложение №4, 9. 12, 16. 22. 29, 30, 31. 36. 50, 52)

3. Совершенствование системы выявления одаренных детей: (психологическая служба и веер диагностических методик).

5. Изучение личностных характеристик детей и подбор конкретных методик, организация обучения психологического и индивидуального сопровождения одаренного ребенка.

а) анализ уровня психологической службы.

7. Анализ исследовательской и проектной деятельности ( приложение №

8. Подведение итогов в форме семинара: «За круглым столом», поиск новых форм работы с одаренными детьми (положительный опыт, предложения, анализ ошибок

9. Определение зоны ближайшего развития.













3 ЭТАП 2015 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

« АНАЛИТИКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ»

ЦЕЛЬ: Обобщить опыт работы по проблемам обучения и воспитания одаренных детей во внеурочной деятельности по биологии и экологии. Определить перспективы дальнейшей деятельности

.

ЗАДАЧИ:

1.Анализ деятельности учащихся

2.Выявление эффективных направлений деятельности, продуктивных методик и технологий обучения и воспитания детей с признаками одаренности.



3. Выработка единой концепции по работе с одаренными детьми «Единая образовательная политика в школе»

4. Апробирование технологий и метода интеграции через метапредметные связи с целью обогащения содержания образования.

5. Издание научных сборников, включающих как работы педагогов, так и детей.

6. Обобщение успешного педагогического опыта и достижений. Проведение семинара с целью распространения положительного педагогического опыта.( приложение №

7. Проведение итоговой исследовательской конференции.( приложение №

8. Установление связи с лабораторией « Одаренные дети» ХКИРО, контактов с другими образовательными учреждениями по обмену опытом в данной области.( приложение №





























Примерный перечень мероприятий, способствующих выявлению и развитию детей с признаками одаренности и созданию оптимальных условий для развития и реализации их личностного потенциала.



Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития

Выготский Л.С.



Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

1. Совершенствование работы по выявлению одаренных детей

1.1

Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления одаренных детей. Приложение №1.

Сентябрь

Администрация школы, пед. коллектив, психологическая служба

1.2

Создание банка данных на одаренных детей по различным категориям: интеллектуальная, творческая, спортивная, коммуникативная.

Приложение №2.

Сентябрь-октябрь

Администрация школы, пед. коллектив, психологическая служба

1.3

Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся.

В течение года

Психологическая служба

1.4

Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ с учреждениями дополнительного образования района.

В течение года

Администрация школы

2.

Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей

2.1

Проведение школьных, районных, областных олимпиад, конференций, игровых конкурсах по биологии и экологии.

По плану школ, УО, управления образования

Администрация школы


2.2

Обеспечение участия в районных, областных олимпиадах, конференциях, по биологии и экологии.

По плану ОУ

Администрация школы

2.3

Проведение предметных недель (биология, экология).

По плану школ

Администрация школы, учителя биологии

2.4

Дополнительные занятия по биологии и экологии..

По плану ОУ

Администрация школы, учителя биологии

2.5

Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей.

Нравственно-патриотическое направление:

- «Наследие»



- «Краеведческий кружок природа родного края»















Художественно-эстетическое направление (декоративно-прикладной цикл):



- «Лоскутная мозаика» красота родного края





- «Волшебная кисточка» Конкурс рисунков о природе, охране природы.( приложение №



- «Ладушки» Песни о природе









Экологическое направление:

  • - Эко-школа

  • Школа «Юный медик»

  • «Юный фармацевт»



  • -Краевая очно-заочная экологическая школа.

  • ЭКОЛАБ

  • Реализация проекта «Батарейки сдавайтесь»



  • Участие в экологическом конкурсе «Самый умный»

  • Участие в конкурсе научно-исследовательских работ в рамках международного форума

  • Участие во Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»











Социально-педагогическое направление:



Научное общество «Импульс»( приложение 3№

В течение года













































В течение года





























В течение года







На каникулах



В течение года



Октябрь-ноябрь



Октябрь





Октярь







Март-апрель












Администрация школы













рук. Киселева Е.В.



рук. Ребогова Н.А





















рук. Киселева Е.В.













Учитель ИЗО









Учитель музыки











ДЭБЦ



Отв.Семенова Е.К.





Отв.Семенова Е.К.



ГЭБЦ



ХГМУ отв. СеменоваЕ.К.





Орг. СеменоваЕ.К.



Орг. СеменоваЕ.К.

Отв. Семенова Е.К.

ХГМУ



Отв.Семенова Е.К.

2.6

Организация работы библиотеки в целях успешной реализации программы .Выставки, обзор новинок литературы по проблемам воспитания и обучения детей с признаками одаренности.

В течение года

Администрация школы, библиотекарь

2.7

Осуществление контроля за выполнением норм СанПиН.

В течение года

Администрация школы, медицинский работник

3.

Организационные мероприятия, по различным направлениям работы с одаренными детьми

3.1

Интеллектуальное развитие детей:

- Всероссийский конкурс игра «ЧИП»;( приложенеие

- Всероссийский конкурс «Самый умный»;

- Единый день краеведения;




По плану ВИПКРО







По плану УО



Администрация школы,





СеменоваЕ.К..

Пяткова Т.Н.








3.2



Развитие творческих способностей детей:



-Конкурсы детского творчества «Фестиваль искусств»;

- Районный конкурс юных чтецов стихи о природе;

- Выставки детского художественного творчества;

- Выставка творческих работ на экологическую тематику;

.




По плану ЗаУО



Администрация школы, педагоги-наставники, классные руководители



Юдаков Н.В.

Юдакова Н.В.

Семенова Е.К.





4

Стимулирование одаренных детей

4.1

Оформление стенда «Ими гордится школа».

В течение года

Администрация школы

4.2

Сбор материалов для оформления альбома «Одаренные дети».

В течение года

Педагоги-наставники, классные руководители

4.3

Организация летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере «Экологические смены»

Июнь-июль

Администрация школы, классный руководитель, родители

4.4

Организация профильного отряда «Юный эколог» для детей с признаками одаренности на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МБОУ гимназия №1

Июнь-июль

Администрация школы, отв. Семенова Е.К.

Зам. по ВР

4.5

Вручение грамот за призовые места, благодарственные письма за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

В течение года

Администрация школы,

4.6

Организация экскурсионных тематических поездок.

В течение года

Администрация школы, классный руководитель


4.7

Вручение благодарственных писем родителям одаренных учащихся за воспитание детей.

Май

Администрация школы, классный руководитель

5

Повышение профессионального мастерства

5.1

Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми»

.

Октябрь








Педагог-психолог Н.В. Самойлова




5.2

Тематические консультации, беседы - «одаренные дети».



В течение года по запросу



Педагог-психолог Н.В. Самойлова


5.3

Круглый стол «Оценка результативности реализации программы – «Особенности работы и воспитания учащихся с признаками одаренности, во внеурочной работе по экологии и биологии.

».

Май



Отв.Семенова Е.К.

Администрация школы

6

Повышение психологической культуры родителей

6.1

Обучение родителей приемам и методам развития способностей ребенка

В течение года, по запросу

Педагог-психолог

6.2

Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для родителей школ.

В течение года, по запросу

Учитель-наставник, педагог-психолог

6.6

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, экскурсий, открытых уроков.

В течение года

Классные руководители,

6.7

Творческие отчеты школы перед родителями.

В течение года

Администрация школы, Семенова Е.К.



























Проектирование исследовательской и проектной деятельности по биологии и экологии с учащимися с признаками одаренности



Ф.И.О

ПРЕДМЕТ

ТЕМы ИССЛЕДОВАНИй

РЕЗУЛЬТАТ

Семенова Е.К.

биология

Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности.

Составление программы для работы с одаренными детьми, подготовка и проведение семинаров для учителей, работающих с одаренными детьми, выступления на пед. советах, подготовка методических разработок, публикаций составление программы «Воспитания и обучение биологии и экологии для детей с признаками одаренности» на 5 лет, ( приложение №5)


Семенова Е.К.

биология

Личностное развитие одаренных детей.


Разработка программ профильного обучения, публикации, подготовка к олимпиадам, конкурсам, создание,

Разработка урока по ФГОС, выступление на городском семинаре биологов

Семенова Е.К.


Олимпиады как способ развития творческих способностей одаренных детей


Проведение олимпиад, анализ выступлений


Семенова Е.К.


Экологическое воспитание одаренных детей в летнее и каникулярное время

Организация Экологической смены в ГОЛ, составление программы Экологической смены (приложение №5)

Семенова Е.К.

Биология, экология

Научное школьное общество «Импульс»

Составление программы НОУ, взаимодействие с научно- исследовательскими, образовательными учреждениями и учреждениями высшего профессионального образования.

(Приложение№43,45)

























Обмен опытом





ОБМЕН ОПЫТОМ Дата уровень

ФИО

Тема

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

2017 год

Семенова Е.К.

Куратор проекта «Сделаем вместе»

(приложение№14)


Городское совещание кураторов и председателей школьных научных обществ

2017год

Семенова Е.К.

Проведение городского совещания кураторов и председателей школьных научных обществ

(приложение№23.

Городской семинар для кураторов ШНОУ

Семенова Е.К.

Выступление «Развитие исследовательской позиции учащихся

(Приложение №10)

Всероссийский экологический диктант

Семенова Е.К.

Проведение, анализ, рекомендации.

Краевая газета «Педагогические вести»

Семенова Е.К.

«Воспитание души» статья газете «Педагогические вести» №4 август 2017 год

(приложение №2)

краевой образовательный форум «Хабаровск-наш»

Семенова Е.К.

Отчет о реализации проекта победителя 2016 года «Батарейки сдавайтесь»

Модельный семинар городской по внедрению ФГОС

Семенова Е.К.

Организация в рамках проектно-исследовательской деятельности в рамках работы гимназического научного общества (приложение №15. 19, 24).





























Школьное научное общество, как основное направление развития одаренности обучающихся МБОУ гимназия №1.

(приложение№43, 44, 45, 46)

В результате анализа работы ШНО было решено выйти за рамки традиционного школьного образования и наладить систему взаимодействия с образовательными учреждениями, научными центрами и ведущими специалистами высшего образования города Хабаровска.

В течение нескольких лет ведется планированная работа с кандидатом исторических наук, доцентом института РАНХиГС при Президенте России, Пятковом А.Г. Обучающиеся гимназии посещают заочную школу при ДВГМУ, систематически осуществляются просветительские экскурсии в музей имени Градекова, научное общество «Касатка», «Эколаб», см. приложение № 19, №20, № 21, №22,№27,№29,№30





Школьное научное общество создается с целью - создания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Перед ШНО стоят следующие задачи:

1. Создание условий для самовыражения и самореализации;

2. Углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;

3. Развитие творческого мышления;

4. Совершенствование навыков научно исследовательской деятельности;

5. Формирование аналитического отношения к собственной деятельности;

6. Популяризация научных знаний;

7. Утверждение престижа образования

8. Вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;

9. Помощь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста;

10. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;

В результате анализа работы НОУ было решено выйти за рамки традиционного школьного образования и наладить систему взаимодействия с образовательными учреждениями, научными центрами и ведущими специалистами высшего образования города Хабаровска.

В течение нескольких лет ведется планированная работа с кандидатом исторических наук, доцентом института РАНХиГС при Президенте России, Пятковом А.Г. Обучающиеся гимназии посещают заочную школу при ДВГМУ, систематически осуществляются просветительские экскурсии в музей имени Градекова, научное общество «Касатка», «Эколаб», см. приложение № 19, №20, № 21, №22,№27,№29,№30





Членами НОУ являются учащиеся 5-11 классов, руководитель научного общества Семенова Елена Константиновна, председатель Совета Киселева Арина, учащаяся 10 класса.



Структура НОУ:

I. Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждение планов и решений;

II. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ;

III. НОУ включает творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний;

В структуру НОУ входят предметные секции. В составе общества планируется деятельность предметных секций учащихся под руководством учителей. Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В секции можно разработать девиз, эмблему.



























Организационная структура научного общества учащихся школы





План работы ШНО см в приложениях







Показатели результативности работы с одаренными детьми

Участие в различных конкурсах в 2014 – 2015 учебном годупо биологии и экологии

















Психолого - педагогический мониторинг в системе общего образования, МБОУ гимназия №1

Понятие мониторинг происходит от латинского слова monitor - наблюдение, контроль, предостережение.

В педагогическом словаре мониторинг - это отслеживание результатов; постоянное наблюдение за любым процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям; диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность образовательного учреждения. По мнению Э. Зеер, мониторинг следует понимать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодического повтора сбора данных, представляющая собой совокупность определенных ключевых показателей.

Одаренные дети, каждый педагог, наверное, мечтает, чтобы они были среди его воспитанников. И каждый педагог, для кого эти мечты воплощаются в реальность, должен быть готов к работе с такими замечательными, талантливыми, деятельными детьми.

Мониторинг выявления одаренных учащихся – приоритетное направление  в нашем образовательном учреждении на начальном этапе. На следующем этапе, после проведения мониторинга - предполагается спроектировать и смоделировать   инновационную основу  системы работы с  одаренными  и высокомотивированными  детьми.

Самым первым симптомом одаренности, который могут заметить родители и учителя, это склонность ребенка к определенным видам деятельности. Склонность проявляется в стремлении ребенка именно к той деятельности, которая его привлекает. Соединение природной склонности и приобретенных знаний и опыта превращаются в способность.

Для одаренных детей очень важна мотивация, т. е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта. Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни.

В нашей школе проводится большая исследовательско- диагностическая работа по определению одаренности ребенка, цель которойполучение первичной информации о характере и направленности интересов детей, а так же склонностей и их способностей.

Для этого мы разработали систему выявления одаренности учащихся гимназии №1 на раннем этапе, для выявления детей с предпосылками одаренности и создали банк данных одаренных детей, см. приложение № 18



Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов творчества и обучения)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

3. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

4. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

В таблице 1 показаны основные методы и методики для исследования одаренности обучающихся МБОУ гимназии №1. По результатам психолого-педагогической диагностики исследования одаренности обучающихся этой группы, определяются дети с особыми задатками и способностями. В дальнейшем, им даются рекомендации для дальнейшего развития, обучения , по согласованию с родителями.

Таблица 1

Методики экспертного оценивания в подростковом возрасте

Название методики

На что направлена

Какой возраст ребенка оценивает

Кем заполняется


Методика оценки общей одаренности

Признаки одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители


Методика «интеллектуальный портрет»

Признаки одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Педагогические работники


Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)

Признаки одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Родители


Методика «Как я вижу себя» (Савенков А.И.)

Признаки одаренности

Младший школьный, подростковый

Дети


Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)

Признаки, виды одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Дети, родители


Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители




Опросник выявления одаренных учащихся (по Задориной Е.Н.)

Признаки одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники


Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Рензулли Дж., в адаптации Поповой Л.В.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Педагогические работники


Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители


Экспертная оценка степени сформированности музыкальных способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники


Экспертная оценка успешности и динамики формирования способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники


Опросник креативности Дж. Рензулли

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители


Опросник креативности Д. Джонсона

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители







Многими исследователями, начиная с работ Н.С. Лейтеса, для психологического тестирования различных видов одаренности, предлагаются методики, представленные в таблице 2 .







Таблица 2

Методики диагностики видов одаренности

Вид одаренности

Название методики

Интеллектуальная одаренность

Шкала интеллекта Стенфорд-Бине

Векслеровская шкала интеллекта

Интеллектуальный тест Р. Слоссона

Кауфмановская оценочная батарея тестов

Шкала детских способностей Маккарти

«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона

Тест когнитивных умений

Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла

Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и Е. Хагена

ШТУР (Гуревича К.М.)

Тест Д. Векслера

Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра

Тест Г.Ю. Айзенка

Академическая одаренность

Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях

Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике


Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах

Тест прогресса в образовании, оценивающий успешность в чтении, математике, правописании, научных и социальных занятиях

Станфордский тест достижений, оценивающий знания и навыки математике, естествознании, в понимании устной речи

Калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, математические способности, почерк, способности в английском языке

Творческая одаренность

Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей

Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление

Тест П. Торранса на образное творческое мышление (адаптирован Авериной И.С., Щеблановой Е.П.)

Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления таланта

Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления интересов

Пенсильванский тест творческой направленности, разработанный Т. Руки

Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей

Экспресс-методика А.Г. Азарян

Социальная одаренность

Тест социального интеллекта Т. Ханта

Социометрические методы

Методики, направленные на выявление организаторских способностей

Психомоторная одаренность

Тест Пурдье

Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами М. Крауфорда

Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера

Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри

Тест ловкости пальцев Д. О’Коннора

Тест ловкости Р. Стромберга

Минесотский тест скорости манипулирования

По результатам мониторингового исследования, развития одаренности у обучающихся гимназии №1, была выявлена следующая динамика:




2014-2015

уч. год

2015-2016

уч. год

2016-2017

уч. год

Сентябрь

18%

24%

42%

Май

22%

35%

В процессе, исследования









Результаты мониторинговых исследований за последние три года представлены в гистограмме:













В целом, работа по выявлению одаренных детей является достаточно интересной и перспективной. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать и развить его способности, а задачей школы является подготовка почвы для того, чтобы эти способности были реализованы. Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Но сколь, ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него как небо от земли. Чтобы придать алмазу огранку, мастеру нужно очень хорошо потрудиться.

Выявление и общение с «одаренными детьми» требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма. И тогда «одаренный ребенок», раскрывается и начинает как «бриллиант» сверкать всеми гранями своего таланта.







Критерий эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;2. 2.Отсутствие неуспевающих по предмету биология

3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня;

5. Результаты реализации программы.





































Библиография



1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336 с.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.

5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.

6. Дворовский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2001.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2004.

8. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.

9. Еремкин А. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М., 2003. – 333 с.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011. – 448 с.

11. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с.

12. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.

13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.

14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.,2000. – 320с.

15. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с.

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Р. н/д., 2006. – 112 с.

17. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.

18. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.

19. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с.

20. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. – М., 128 с.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!